Жизнь в Набережных Челнах

КамАЗ, американская планировка улиц и река Кама

26
Жизнь в Набережных Челнах
Аватар автора

Азат Тахаутдинов

жил в Набережных Челнах

Аватар автора

Настя Жвик*

записала историю

Я жил в Набережных Челнах до 18 лет, а потом уехал учиться в Казань.

После учебы мне предложили хорошую работу, благодаря которой сейчас я могу путешествовать по всей России. Домой приезжаю два раза в год.

Мои родители родились и выросли в Набережных Челнах. Предки по линии отца жили в этих местах уже много веков, а бабушка и дедушка с маминой стороны приехали сюда в начале семидесятых строить КамАЗ. Сейчас родители, два брата из трех и многие другие родственники продолжают жить здесь.

В статье расскажу, почему я люблю Набережные Челны, как в городе с работой, сколько стоит жилье, где отдыхают местные и почему тут почти нет туристов.

Что за город

Набережные Челны находятся в Татарстане, на левом берегу реки Камы. До Казани — 240 км, до Москвы — 923 км. На самолете до столицы можно добраться за 2 часа, на машине — за 14,5, а на поезде — за 21.

Датой основания Набережных Челнов считается 1626 год, когда крестьяне из Елабуги основали на этом месте поселение Чалнинский починок. В 1930 году его переименовали в Красные Челны, тогда же населенный пункт получил статус города.

Активно развиваться Набережные Челны начали в семидесятых, когда здесь стали возводить Камский автомобильный завод — КамАЗ. На строительство съехались десятки тысяч человек со всего СССР, в их числе были и мои бабушка и дедушка. С 1982 по 1988 год город назывался Брежнев.

По данным Татстата, в 2020 году население города составляло 534 тысячи человек. Местных жителей правильно называть челнинцами, жительниц — челнинками.

Поскольку Набережные Челны выросли из небольшого села, здесь отсутствует такое понятие, как «старый город». Историческая улочка только одна — Центральная. Считается, что она появилась еще в 17 веке, тогда на ней стояли простые крестьянские дома. Спустя два века появилась деревянная Никольская церковь и базарная площадь. Сейчас почти ничего исторического не осталось, поскольку половину улицы в семидесятых годах затопили при строительстве Нижнекамской ГЭС. Есть только несколько сохранившихся зданий конца 19 — начала 20 века.

Набережные Челны вытянуты вдоль Камы, и в длину город в несколько раз больше, чем в ширину. Интересна и планировка — по типу американских стрит и авеню: у нас есть несколько широких проспектов, перпендикулярно им идут улицы. В целом Набережные Челны можно насквозь проехать за 20 минут.

Планировка города: улицы и проспекты идут перпендикулярно друг другу. Источник: «Яндекс-карты»
Планировка города: улицы и проспекты идут перпендикулярно друг другу. Источник: «Яндекс-карты»

Город окружен зелеными зонами: с одной стороны — Боровецкий лес, а если переехать по мосту через Каму, можно попасть в национальный парк «Нижняя Кама» и лесной массив Большой бор. Вокруг Набережных Челнов разбросано много детских лагерей, которые расположены в лесу на берегу.

Все заводы находятся вне города, поэтому у нас очень хорошая экологическая обстановка. Город неоднократно входил в число самых чистых в России по оценкам самих жителей.

У нас типичный климат для средней полосы России: ярко выраженные четыре времени года, холодная зима, короткое лето. Средняя температура зимой — −11 °C, летом — +20 °C.

Площадь Азатлык — центр города. Здесь в новогодние праздники вешают праздничную подсветку. Само поздравление дублируется на татарском и русском языке — такова особенность нашего города
Площадь Азатлык — центр города. Здесь в новогодние праздники вешают праздничную подсветку. Само поздравление дублируется на татарском и русском языке — такова особенность нашего города
Центральная улица
Центральная улица
Памятник Владимиру Высоцкому
Аллея Героев в парке Победы
Аллея Героев в парке Победы
Новое колесо обозрения с закрытыми кабинками в парке Победы

КамАЗ

Строительство Камского автомобильного завода в 1969 году стало вторым днем рождения для Набережных Челнов. Изначально завод занимал 57 км² — это примерно половина таких городов, как Иваново или Симферополь. Одновременно с расширением предприятия рос и город: в 1967 году в нем жило 33 тысячи человек, в 1979 — 301 тысяча, а в 1989 — 500 тысяч человек. КамАЗ вкладывал много денег в развитие Набережных Челнов: строил жилье, учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, объекты для культуры, спорта, отдыха и досуга. В общем, был полноценным градообразующим предприятием.

В 1987 году на заводе начали выпускать микролитражные автомобили «Ока». В 1988 году появилась гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая участвует и побеждает в престижных ралли-рейдах.

«КАМАЗ-мастер» — это наша гордость. Машина — многократный победитель ралли Париж — Дакар
«КАМАЗ-мастер» — это наша гордость. Машина — многократный победитель ралли Париж — Дакар
На ралли-рейде «Дакар—2022» в Саудовской Аравии команда «КамАЗ⁠-⁠мастер» заняла первые четыре места
На ралли-рейде «Дакар—2022» в Саудовской Аравии команда «КамАЗ⁠-⁠мастер» заняла первые четыре места

На предприятии организован полный цикл производства: разработка, изготовление, сборка, сбыт готовой продукции и сервисное сопровождение. Здесь трудится 32 тысячи человек.

Ежегодно на заводе выпускают 71 тысячу автомобилей, грузовиков, автобусов, электробусов и спецтехники. Сегодня камазы есть более чем в 80 странах мира. Я часто вижу эти машины — и радуюсь тому, что каждая из них родом из моего города.

Периодически в новостях появляются разные инициативы завода по обустройству в городе общественных мест. Например, предприятие собирается построить парк-музей под открытым небом, который будет посвящен истории предприятия. Также КамАЗ планирует возвести полигон для испытаний беспилотников.

Еще завод улучшает сам город: построил трамвайную ветку, строит дома для своих сотрудников, модернизирует уже существующие детские лагеря. У предприятия также есть своя клиника-санаторий «Набережные Челны», в котором лечили сотрудников с коронавирусом.

Работа и зарплата

По данным сайта «Город работ», средняя зарплата в Набережных Челнах в октябре 2021 года составила 41 103 ₽. Мои знакомые в среднем получают 25 000—30 000 ₽. Но люди с востребованной специальностью, например инженеры или программисты, зарабатывают 50 000—70 000 ₽. Для справки: в 2021 году прожиточный минимум в регионе был 9955 ₽.

Мои знакомые сейчас работают в разных сферах, но чаще — в сфере обслуживания. В целом складывается впечатление, что работы в городе хватает всем. Также к нам приезжают трудиться жители небольших близлежащих городов: Нижнекамска, Менделеевска, Зеленодольска.

В 2015 году Набережные Челны признали моногородом — это значит, что экономика города на 70% зависит от КамАЗа. Благодаря новому статусу получилось создать территорию опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР. Среди резидентов много местных компаний, которые производят запчасти для легковых машин и грузовиков, и предприятий пищевой промышленности. Резиденты ТОСЭР платят страховые взносы по сниженной ставке 7,6%, аренда земли для них бесплатна, а налог на прибыль в первые пять лет составляет 5%, а в следующие пять — 12%. Кроме того, у предприятий нулевые таможенные пошлины и НДС.

Крупнейший работодатель города, конечно же, КамАЗ. Автозавод предлагает сотню разных вакансий. Больше всего специалистов требуется на производство: токари, инженеры, мастера, операторы. Зарплаты начинаются от 15 000 ₽ — столько платят инженеру пожарной охраны.

Но у нас есть и другие крупные предприятия. Вообще, главные работодатели в городе — машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленности. Из крупных заводов выделю несколько.

Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, КБК, производит преимущественно гофрокартон, который в дальнейшем поставляется по всей стране. Но многие знают КБК как производителя туалетной бумаги. У меня нет знакомых, которые бы тут работали. Если верить официальному сайту, платят примерно среднюю официальную зарплату: например, слесарю-ремонтнику предлагают от 45 000 ₽.

Мой папа с конца нулевых и до начала 2010-х годов работал на автомобильном предприятии «Соллерс — Набережные Челны». Это дочерний завод КамАЗа, где выпускали автомобили «Ока» и Фиаты — Альбеа, Палио, Добло. Кроме того, компания основала совместный проект с Ford Motor и выпускала Форды. В 2020 году завод выставили на продажу. Зарплатой папа был доволен, платили стабильно.

Нас с братьями периодически бесплатно отправляли в подшефные детские лагеря — как с папиной, так и с маминой работы. Подарки нам тоже выдавали и там и там, хотя мама всегда работала на частных предприятиях. Сейчас у нее свое дело.

Еще в городе есть крупные предприятия пищевой промышленности. «Челны-мясо» и «Челны-бройлер» производят мясо и яйца, «Челны-хлеб» — хлебопекарные изделия, «Челны Холод» — мороженое, полуфабрикаты, рыбу, а «Челны-фуд» — халяльную продукцию. В компанию «Челны-мясо» часто требуются грузчики, обвальщики мяса, рабочие, но сейчас открытых вакансий здесь нет. В «Челны-хлеб» нужны кассиры, пекари, повара, зарплата — от 18 000 ₽. «Челны Холод» ищет продавцов, грузчиков, упаковщиков, размер зарплаты в вакансиях не указан.

Хотя завод «Соллерс Форд» выставляли на продажу, там до сих пор требуются сотрудники. В среднем на «Хедхантере» предлагают зарплату от 40 000 ₽
Хотя завод «Соллерс Форд» выставляли на продажу, там до сих пор требуются сотрудники. В среднем на «Хедхантере» предлагают зарплату от 40 000 ₽
Мастерам на КамАЗе предлагают от 30 000 ₽
Мастерам на КамАЗе предлагают от 30 000 ₽
Именно на Набережночелнинском картонно-бумажном комбинате производят знаменитую на всю Россию туалетную бумагу
Именно на Набережночелнинском картонно-бумажном комбинате производят знаменитую на всю Россию туалетную бумагу
На КБК, судя по сайту, редко бывают вакансии. Печатнику плоской печати предлагают от 50 000 ₽
На КБК, судя по сайту, редко бывают вакансии. Печатнику плоской печати предлагают от 50 000 ₽
Вакансии дня на «Хедхантере»: в среднем за работу кассиром соискателям предлагают от 15 000 ₽
Вакансии дня на «Хедхантере»: в среднем за работу кассиром соискателям предлагают от 15 000 ₽

Жилье

Новое жилье в Набережных Челнах строили всегда: когда-то это происходило менее масштабно, сейчас — более высокими темпами. Как правило, строят отдельные новые районы за городом, а потом эти территории включают в городскую черту. Огромные жилые комплексы появляются и на месте вчерашних пустырей, оставшихся со времен СССР. Возводят и панельки, и многоэтажки с необычным дизайном.

Набережные Челны делятся на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский. Границы между ними проходят по автодорогам: между Комсомольским и Центральным — по дорогам № 1 и 4, между Автозаводским и Центральным — № 2.

Официально город делится на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский.
Официально город делится на три района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский.

В каждом районе Набережных Челнов действует система альтернативной адресации зданий: номер комплекса и номер дома. Это связано с тем, что город застраивали по микрорайонам — комплексам. Поэтому у каждого дома два адреса: если человек живет в 17-м комплексе в доме № 11, то он так и будет называть свой адрес: 17—11, а на самом деле это будет Сармановский тракт, 60. В городе я знаю не все улицы, зато ориентируюсь в комплексах.

В Центральный район включены комплексы № 1—19, 31, 36—45, 55, 56, 58, 59 и 60, в Автозаводский — 20—30, 46—54, 61—65, в Комсомольский — 32 и 62. Иногда в разных районах могут совпадать номера комплексов: например, в Комсомольском тоже есть комплексы № 1—22, 25. Тогда к номерам добавляют название района.

Еще есть неофициальное деление на районы: ГЭС и ЗЯБ находятся в Комсомольском, а Новый город включает в себя Центральный и Автозаводский районы.

Пример необычной новостройки, которая появилась совсем недавно
Пример необычной новостройки, которая появилась совсем недавно
Еще одна новостройка, которая появилась на вчерашнем пустыре
Еще одна новостройка, которая появилась на вчерашнем пустыре
1/2
Пример необычной новостройки, которая появилась совсем недавно

Что касается цен на жилье, то однушка в новостройке, которая еще в процессе строительства, будет стоить от 2,1 млн рублей, двушка — от 2,6 млн, трешка — от 3,9 млн. Квартиры на вторичном рынке стоят примерно на полмиллиона дешевле.

В целом у нас очень небольшой город, поэтому я не могу выделить один район, в котором лучше жить. Во всех есть все необходимое для жизни: школы, садики, поликлиники. Везде постоянно ведутся работы по благоустройству: каждый раз, когда приезжаю в Набережные Челны, я удивляюсь, что где-то что-то улучшили, расширили, достроили.

Цены на однушки начинаются от 2,3 млн рублей. Дом сдадут только в декабре 2022 года
Двушка в недострое продается за 2,9 млн рублей
Трешки тоже в основном продаются в недостроенных домах. Цена — от 3,8 млн рублей
Однокомнатная квартира на вторичном рынке стоит от 1,5 млн рублей
Двушка на вторичном рынке за 1,8 млн рублей

Частный сектор. В Новом городе почти нет частного сектора, только несколько микрорайонов с таунхаусами. Весь частный сектор в основном сосредоточен в Комсомольском районе. Также очень много коттеджей в пригородах Набережных Челнов.

Я родился и вырос в частном доме в поселке Красные Челны, который находится в микрорайоне ЗЯБ в Комсомольском районе. ЗЯБ — это аббревиатура: место назвали так потому, что рядом расположен завод ячеистых бетонов, где производили железобетон, тротуарную плитку, бетон и сухие строительные смеси. Сейчас предприятие находится в стадии банкротства и прекратило работу. До перестройки Красные Челны хотели полностью снести, чтобы построить здесь яхт-клуб и клуб юных моряков. Поселок начали сносить и остановились буквально за несколько зданий до нашего дома.

В частном секторе долгое время не было центрального водоснабжения, канализации и отопления. Поэтому в детстве мы ходили на колонку, которая работает до сих пор, потом вырыли на участке скважину, а затем оплатили прокладку труб. Сейчас мы подключены к холодному водоснабжению, поэтому у нас стоит бойлер.

Стоимость частных домов в городе начинается от 6 млн рублей. Вокруг города много поселков и садовых товариществ, в которых можно купить дом и за 2 млн. Но город небольшой, так что жизнь «за городом» практически никак не будет отличаться от жизни «в центре»: до любой точки можно доехать за 20 минут.

Цены на частное жилье очень зависят от инфраструктуры, размера участка и от того, что на нем есть: только дом или еще и хозпостройки. Например, есть поселки, где нет центрального водопровода или газа, и здесь жилье будет дешевле.

В центре можно встретить таунхаусы за 40 млн рублей
В центре можно встретить таунхаусы за 40 млн рублей
В Комсомольском районе дома в среднем стоят от 6 млн рублей
В Комсомольском районе дома в среднем стоят от 6 млн рублей
Соседство высотных домов и частного сектора на реке Мелекеске, которая впадает в Каму. Это все район ЗЯБ
Соседство высотных домов и частного сектора на реке Мелекеске, которая впадает в Каму. Это все район ЗЯБ
В городе можно встретить таунхаусы напротив многоэтажек, которые выросли на месте пустыря. Это выглядит несколько аляповато
В городе можно встретить таунхаусы напротив многоэтажек, которые выросли на месте пустыря. Это выглядит несколько аляповато

Аренда. Хотя город маленький, в Набережных Челнах много мест для размещения. Тут есть хостелы, гостиницы, сдаются квартиры — посуточно и на долгий срок. Сутки в самом дешевом хостеле стоят от 400 ₽. У нас даже есть пятизвездочный спа-отель «Расстал», стоимость номера начинается от 4230 ₽. Арендовать однушку на длительный срок можно за 9000 ₽ в месяц.

ЖКХ. Каких-либо проблем с коммунальным хозяйством — водой, вывозом мусора, электричеством — в городе нет. Знакомые платят за двушку от 1800 до 4500 ₽ в зависимости от сезона.

Люкс в пятизвездочной гостинице стоит 7650 ₽ на одного
Люкс в пятизвездочной гостинице стоит 7650 ₽ на одного
Спальное место в хостеле — от 400 ₽
Спальное место в хостеле — от 400 ₽
Однушку можно снять за 9000 ₽ в месяц плюс услуги ЖКХ
Однушку можно снять за 9000 ₽ в месяц плюс услуги ЖКХ
За октябрь мой знакомый заплатил 4099 ₽ за услуги ЖКХ в трехкомнатной квартире
За октябрь мой знакомый заплатил 4099 ₽ за услуги ЖКХ в трехкомнатной квартире

Медицина

Мы с семьей чаще всего ходим в государственные медучреждения. Массово частные клиники начали появляться только в начале 2000-х годов. Но даже после этого я и родственники продолжили пользоваться бюджетной медициной. Государственные больницы и поликлиники ухоженные, везде сделан косметический ремонт. Думаю, это связано с тем, что большая часть города строилась в семидесятых-восьмидесятых и обветшать здания еще не успели. Но в целом мы с семьей очень редко обращаемся к врачам.

Зубы мы стараемся лечить в клинике «Дентал-форте» — она появилась одной из первых в городе. Обезболивание стоит от 327 ₽, прием стоматолога с постановкой диагноза — 1250 ₽, лечение кариеса — от 2800 ₽.

Мои знакомые ходят в частный медицинский центр Яхина. Консультация гастроэнтеролога здесь стоит 1100 ₽, терапевта — 900 ₽, УЗИ печени и желчного пузыря — 450 ₽, кардиограмма — 400 ₽, взятие гинекологического мазка — 250 ₽.

Еще местные посещают клинику «Авицена»: МРТ головного мозга здесь стоит 2400 ₽, компьютерная томография головного мозга — 1700 ₽, прием невролога — 1500 ₽, кардиолога — 1200 ₽, ультразвуковая доплерография сосудов верхних конечностей — 900 ₽, ЭКГ для взрослых — 350 ₽.

В клинике эстетической медицины «Матур» делают контурную пластику за 10 500 ₽, биоомоложение за 4500 ₽, моделирующий массаж за 2500 ₽. Также тут принимают врачи: консультация трихолога стоит 1000 ₽, косметолога — 700 ₽.

Клиника «Дентал-форте»
Клиника высоких технологий «Авицена»
Клиника «Матур»
Медицинский центр Яхина
Медицинские анализы мы чаще всего сдаем в «Инвитро»
Так выглядит государственная поликлиника № 4. Внутри хороший ремонт. У всех наших поликлиник единый стиль оформления

Образование

Детские сады. В Набережных Челнах больше 130 детских садов. В конце девяностых и начале нулевых, когда я и мои братья ходили в детский сад, очередей не было, потому что рождаемость была низкой, а учреждений много. Я знаю, что в девяностых некоторые здания садов передавали в частные руки: там открывались офисы. Но потом в стране в конце нулевых случился беби-бум — и появились очереди. Тогда бывшие здания детских садов вернули в первоначальный вид и построили много новых. Сейчас садов хватает всем.

В городе работают и частные учреждения: месяц посещения сада «Умка» стоит 15 600 ₽, «Радужный» — 15 400 ₽, «Тургай-Кырлай» — 14 000 ₽.

Школы. В городе 80 школ, гимназий и лицеев, проблем с очередями никогда не было. Лучшими считаются физико-математическая гимназия № 26, лицей № 78 имени Пушкина, английская гимназия № 76. Ходят слухи, что кто-то попадает в эти школы за деньги, но никто из знакомых не подтвердил эту информацию. Обычно дети проходят отбор и сдают дополнительные экзамены при поступлении в эти школы. В 2021 году в городе открыли муниципальную полилингвальную гимназию «Адымнар-Чаллы», в которой преподают сразу на нескольких языках: русском, татарском и английском.

В городе есть две частные школы: гимназия имени Давыдова и «Веста». Раньше было больше, но остальные закрылись или стали государственными. Обучение стоит 15 000 ₽ в месяц.

Я сначала учился в прогимназии № 64, она находилась в здании детского сада. Прогимназия — это, по сути, начальная школа. Потом поступил в гимназию № 26. Один из братьев тоже после пятого класса перешел в эту школу, а второй учился в ней с самого начала. Третий брат окончил начальную школу в Пушкинском пролицее, а с пятого класса ушел в кадетскую школу.

У нас всегда очень активно преподавали татарский язык. На уроке татарского класс делили на две группы — татарскую и русскую: первые изучали язык углубленно, вторые — более поверхностно. В первую группу чаще всего отдавали родители, но бывало, что дети и сами туда шли. Во вторую попадали те, кто никак не был связан с татарской культурой. Мы с братьями учились в татарской группе.

Сейчас татарский язык стали изучать меньше. Насколько я слышал, в некоторых школах этот предмет преподают по желанию.

Физико-математическая гимназия № 26
Физико-математическая гимназия № 26
Лицей № 78 имени Пушкина
Лицей № 78 имени Пушкина
1/2
Физико-математическая гимназия № 26
Кадетская школа, в которой учится мой брат
Кадетская школа, в которой учится мой брат

Вузы. Насколько я слышал, у нас неплохое качество профобразования. Сам я учился в Казани, а мои братья — в техникуме и колледже в Набережных Челнах. В городе есть несколько вузов и филиалов.

В Набережночелнинском государственном педагогическом университете преподают педагогику, информатику, лингвистику, дизайн. Стоимость обучения — от 120 030 ₽ в год.

В филиале Казанского федерального университета есть факультеты социально-гуманитарного, инженерно-технического, физико-математического, экономического и юридического профиля. Стоимость — от 132 360 ₽ в год.

Международный институт техники, технологий и управления — это частное учебное заведение, принадлежащее КамАЗу. Правда, это, по сути, не вуз, а место, где повышают квалификацию. Здесь учат не только на технические специальности: есть кафедры менеджмента, экономики и финансов, управления качеством и производительностью труда. Периодически открывают набор в группы для повышения квалификации. Обучение стоит от 12 000 ₽ за курс.

Ссузы. В Набережночелнинском технологическом техникуме несколько направлений: здесь готовят поваров, пекарей, экономистов, бухгалтеров, специалистов по организации обслуживания в общественном питании. Обучение стоит от 30 000 ₽ в год.

В Камском строительном колледже учат по специальностям «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «мастер отделочных, строительных и декоративных работ», «экономика и бухгалтерский учет» и другим. Стоимость обучения — от 30 000 ₽ в год.

В Камском государственном автомеханическом техникуме учат автомобиле- и тракторостроению, банковскому делу, мехатронике и мобильной робототехнике, работе с информационными системами и программированию. Фактически это учебное заведение должно готовить специалистов для нашего автогиганта. Стоимость очного обучения начинается от 55 000 ₽ в год.

Камский строительный колледж
Филиал Казанского федерального университета, инженерно-строительный факультет
Камский государственный автомеханический техникум
Камский государственный автомеханический техникум

Дополнительное образование. Для детей и подростков в городе есть огромное количество организаций, где можно себя реализовать. Работают как бесплатные, так и платные секции. Они есть почти в каждой школе, совершенно разной направленности, и ходить туда можно даже тем, кто не учится в этой школе.

Бесплатные кружки есть в городском дворце творчества детей и молодежи № 1. Там есть возможность заниматься вокалом, танцами, прикладным творчеством, техническим моделированием, радиоэлектроникой, дизайном. Еще у нас есть Дом детского творчества № 15. Там работает театр моды, цирковая студия, секция тхэквондо, курсы английского языка. В молодежном центре «Шатлык» есть клуб татарской молодежи, хореографический ансамбль и литературный клуб.

Платно можно заниматься в школе программирования «Софтиум», это стоит 2500 ₽ в месяц. Еще из коммерческих учреждений допобразования назову школу футбола «Лайк», тренировки здесь стоят те же 2500 ₽ в месяц.

Современное футбольное поле на территории комплекса «Оранж-фитнес». Мы иногда арендуем его с друзьями, чтобы поиграть. Поле с подогревом, поэтому зимой тоже функционирует
Современное футбольное поле на территории комплекса «Оранж-фитнес». Мы иногда арендуем его с друзьями, чтобы поиграть. Поле с подогревом, поэтому зимой тоже функционирует
Площадка для скалолазания в спортивном комплексе «Яр Чаллы», куда я тоже люблю приходить с друзьями
Площадка для скалолазания в спортивном комплексе «Яр Чаллы», куда я тоже люблю приходить с друзьями

Транспорт

В 2018 году Набережные челны заняли второе место в рейтинге российских городов с лучшими дорогами.

В городе практически нет пробок. Периодически заторы возникают, когда дороги начинают ремонтировать. Зато у нас есть проблемы с парковками, даже в новостройках. Некоторые дома сразу строят с многоуровневыми парковками, но обычно это касается элитного жилья.

Вечером возле новостроек бывает проблематично найти место для парковки
Вечером возле новостроек бывает проблематично найти место для парковки
Это проспект Мусы Джалиля — почти самое начало города. Он плавно переходит в Набережночелнинский, а тот — в проспект Мира. В целом получается один длинный проспект, который идет через весь город. При отсутствии пробок его можно проехать за 25 минут
Это проспект Мусы Джалиля — почти самое начало города. Он плавно переходит в Набережночелнинский, а тот — в проспект Мира. В целом получается один длинный проспект, который идет через весь город. При отсутствии пробок его можно проехать за 25 минут

Общественный транспорт. Чаще всего я передвигаюсь по городу на автобусе. До любой точки города можно добраться на общественном транспорте, а даже если нет — легко дойти пешком от ближайшей остановки. Муниципальный транспорт в основном представлен трамваями и несколькими десятками автобусов.

Долгое время по городу ездили автобусы ЛиАЗ и «гармошки» — Икарусы, оставшиеся с советских времен.

Стоимость проезда в общественном транспорте — 25 ₽. Можно купить месячный проездной билет на неограниченное число поездок, он стоит 1500 ₽.

Те самые Форды-маршрутки. Это проспект Хасана Туфана, который идет перпендикулярно четырем главным улицам. Разделители между проспектами всегда заполняют клумбами с цветами, которые постоянно обновляются
Те самые Форды-маршрутки. Это проспект Хасана Туфана, который идет перпендикулярно четырем главным улицам. Разделители между проспектами всегда заполняют клумбами с цветами, которые постоянно обновляются
Трамвайные пути. У нас в любом районе очень зелено
Трамвайные пути. У нас в любом районе очень зелено
1/2
Те самые Форды-маршрутки. Это проспект Хасана Туфана, который идет перпендикулярно четырем главным улицам. Разделители между проспектами всегда заполняют клумбами с цветами, которые постоянно обновляются

Такси. В Набережных Челнах очень долго не было федеральных агрегаторов такси. Сейчас к нам зашли «Яндекс», «Убер» и «Максим», которые значительно снизили цену. В среднем поездки по городу обходятся мне в 100 ₽. Когда есть пробки или во время городских праздников цена может вырасти в два-три раза.

Железнодорожный транспорт. Из Набережных Челнов можно уехать в Москву, Казань, Ульяновск, Ижевск, Бугульму, Адлер, Пермь, Волгоград, Саратов, Краснодар.

До столицы поезда ходят раз в два дня, в пути придется провести 21 час. Ехать можно и в сидячем вагоне, это будет стоить от 1242 ₽. Купе — от 2051 ₽, плацкарт — от 2189 ₽. В Казань можно уехать на этом же поезде, дорога займет семь часов. Сидячее место — от 600 ₽, плацкарт — от 1140 ₽, купе — от 1292 ₽.

Само здание железнодорожного вокзала находится на окраине города, возле ГЭС
Само здание железнодорожного вокзала находится на окраине города, возле ГЭС
Рядом с железнодорожным находится автовокзал
Рядом с железнодорожным находится автовокзал
1/2
Само здание железнодорожного вокзала находится на окраине города, возле ГЭС
В Москву из Набережных Челнов можно уехать раз в два дня. Ехать 21 час, билеты стоят от 1251 ₽
В Москву из Набережных Челнов можно уехать раз в два дня. Ехать 21 час, билеты стоят от 1251 ₽
В Казань тоже можно уехать на столичном поезде. Билеты вдвое дешевле
В Казань тоже можно уехать на столичном поезде. Билеты вдвое дешевле

Автовокзал. Обычно мы ездим в другие города, например в Казань, на автобусах, поскольку они ходят чаще поездов. Ежедневно в столицу региона идет до 10 рейсов, билеты стоят от 400 ₽, время в пути — около четырех часов. Еще с автовокзала можно уехать в Елабугу, Ижевск, Нижнекамск, Пермь, Самару, Уфу, Челябинск.

Аэропорт. В Набережных Челнах нет своего аэропорта. Ближайший — международный аэропорт Бегишево имени Лемаева — находится в 24 км от города. Он обслуживает Набережные Челны, Нижнекамск и Елабугу, но считается набережночелнинским.

В аэропорт можно добраться на общественном транспорте — выбирайте автобусы № 702 и 663, а также маршрутки № 607 и 710. Ехать придется от автовокзала, но довезут только до поворота на аэропорт, оттуда еще 20 минут пешком. Быстрее всего добираться на такси: дорога займет полчаса, стоить это будет около 500 ₽.

Из Бегишева самолеты летают в Москву, Петербург, Краснодар, Липецк, Минеральные Воды, Нижневартовск, Новосибирск, Новый Уренгой, Ростов-на-Дону, Симферополь, Сургут. А еще за границу: в Египет и Таджикистан.

В столицу билеты стоят от 1999 ₽, рейсы выполняются несколько раз в день разными авиакомпаниями. Стоимость перелета в Душанбе начинается от 10 460 ₽, авиаперевозчик — «Уральские авиалинии». Рейсы два раза в неделю, по вторникам и четвергам. Время в пути — три часа.

Аэропорт Бегишево имени Лемаева. С обратной стороны есть надпись «Город сильных людей», возле которой любят фотографироваться туристы
Аэропорт Бегишево имени Лемаева. С обратной стороны есть надпись «Город сильных людей», возле которой любят фотографироваться туристы
Вид из самолета на город
Вид из самолета на город
1/2
Аэропорт Бегишево имени Лемаева. С обратной стороны есть надпись «Город сильных людей», возле которой любят фотографироваться туристы
Февральские цены на полеты из Набережных Челнов в Москву. Источник: Skyscanner
Февральские цены на полеты из Набережных Челнов в Москву. Источник: Skyscanner

Магазины и цены

В центре сейчас есть несколько огромных торговых центров. У всех парковка постоянно забита, а внутри много людей. Это «Омега», «Торговый квартал», «Санрайз-сити», «Сити-молл», «Палитра». Все они примерно одинаковые, здесь продают одежду одних и тех же фирм, но в «Санрайз-сити» выбор немного больше. Во всех, кроме «Палитры», есть кинотеатры и фуд-корты.

Торговый центр «Палитра». Там работают магазины компаний «Адидас», «Читай-город», «Фреш-маркет», «РБТ-ру»
Небольшой торговый центр «Челны». Внутри есть «Пятерочка», шаурмичная, суши-бар «Рокнроллы»
Торговый центр «Тулпар». Внутри больше 700 павильонов, где продается одежда, обувь, украшения и техника

Мы с семьей чаще всего закупаемся у дома: в федеральных сетях — «Пятерочке», «Магните» — и в небольших местных магазинчиках. Бытовые товары мы берем в магазине «Впрок». Крупные закупки проводим в гипермаркетах «Лента», «Метро» и на продуктовой базе «Закамье». На продукты у нашей семьи в среднем уходит 10 000 ₽ на человека в месяц.

10 000 ₽
уходит у нашей семьи на продукты на человека в месяц

Вот средние цены на продукты в Набережных Челнах:

  • хлеб — 27 ₽;
  • молоко, 1 л — 34 ₽;
  • сыр, 100 г — 44 ₽;
  • картофель, 1 кг — 48 ₽;
  • колбаса, 100 г — 55 ₽;
  • яйца, десяток — 80 ₽;
  • рис, 800 г — 108 ₽;
  • помидоры черри, 250 г — 300 ₽.

Когда я еду в новый город или прошу семью прислать мне гостинцев, мы выбираем магазин «Бахетле». Это одна из немногих сетей, которые из глубинки дошли до Москвы. Там большой выбор татарских продуктов. Например, кыстыбый — лепешки с начинкой из картофельного пюре с грибами или жареным луком. Стоит от 34 ₽ за 100 г.

Здесь же можно купить самый вкусный в городе чак-чак — 53 ₽ за 100 г, а еще эчпочмаки с разной начинкой — от 40 ₽ за штуку. Все это можно купить и в супермаркетах федеральных сетей, если там есть отдел местной продукции. А чак-чак в Набережных Челнах продают вообще практически везде.

Губадия — закрытый круглый многослойный пирог. Я и сам его иногда готовлю
Бэлиш — печеный пирог из пресного теста с разнообразной начинкой
Треугольники — эчпочмаки
Такие наборы чак-чака я покупаю, когда уезжаю из города
Небольшой местный магазин «Чаллы Икмэге», в котором продается продукция завода «Челны-хлеб». Их очень много в городе
В супермаркете «Бахетле» можно купить традиционную домашнюю еду
Надпись на входе — на трех языках: русском, татарском и английском
Кыстыбый в супермаркете «Бахетле»: от 34 ₽ за 100 г
В магазине можно купить хлеб собственного производства — от 19 ₽ за половинку батона
Еще тут продаются татарские кондитерские изделия. Например, эчпочмаки
В супермаркете продаются и обычные продукты, которые можно встретить в федеральных сетях
В «Пятерочке» часто бывают скидки на продукты, у которых скоро истечет срок годности. Литровую упаковку кефира можно купить за 50 ₽
В «Пятерочке» продают халяльные сосиски — 145 ₽ за 520 г
Хлеб в «Пятерочке» стоит от 27 ₽
В «Пятерочке» продается много самых разных сыров. Цены начинаются от 44 ₽ за 100 г

Кафе и рестораны

Я родился и вырос в Набережных Челнах, поэтому почти никогда не бывал в кафе и ресторанах. У нас принято ходить к друзьям и к родственникам на праздники — там можно наесться национальными блюдами. Мы очень любим ходить в гости, любим приглашать к себе, готовить.

В школе я любил ходить в «Ак Батыр». Это нечто среднее между киоском и небольшим кафе, здесь продаются самые известные у челнинцев сосиски в тесте — стоят 35 ₽. До открытия большого количества заведений, ресторанов быстрого питания и прочего это был самый популярный фастфуд в городе. До сих пор в самых проходных местах осталось несколько точек «Ак Батыра». Правда, я уже лет десять не посещал их.

Мои друзья посоветовали мне несколько мест, где они любят поесть. Например, суши-бар «Рокнроллы». Сюда приходят за суши и роллами: классический сет из роллов весом 460 г стоит 438 ₽. Еще японскую кухню можно попробовать в ресторане «Гин-но Таки». Здесь самый дешевый сет стоит от 660 ₽ за 300 г.

Еще советуют гастробистро «Дача». Это большое заведение с модным, но одновременно простым интерьером. Вечером тут бывает живая музыка. Здесь вкусно готовят русские пироги, стоят они около 150 ₽ за 190 г.

За шашлыками лучше всего идти в «Базар-мазар». Средняя цена — от 200 ₽ за 200 г. Еще тут есть татарские манты по 59 ₽ за штуку. Заведение работает по типу столовой, то есть купить с собой можно только заготовки, поэтому к вечеру выбор остается маленький.

Достойная грузинская кухня — в сети ресторанов «Вай Гоги». По акции тут можно заказать несколько сетов на большую компанию: хинкальный — 675 ₽ за 15 штук, тройной хачапури — 1090 ₽, килограмм свиного шашлыка — 1690 ₽.

За узбекской кухней идите в P.Love. 300 г плова здесь стоит от 200 ₽, 330 г мантов — примерно столько же.

Интересное место — лаундж-бар «Облако 53», который находится на седьмом и восьмом этажах ТЦ «Санрайз-сити». Оттуда открывается панорамный вид на Каму. Еще тут проводят вечеринки во время разных праздников, можно потанцевать и повеселиться.

В городе много мест, где можно попробовать блюда татарской кухни. Самое известное — Дом татарской кухни «Ашсу». Здесь подают пирог зур бэлиш, тутырму — домашнюю колбасу, эчпочмаки, а также выпечку: тэкэ, кыстыбый, шаньги. Стоимость — от 40 ₽ за штуку. А еще тут есть бизнес-ланчи за 300 ₽.

Кафе «Рокнроллы»
Кафе «Рокнроллы»
За татарской кухней стоит идти в ресторан «Ашсу»
Гастробистро «Дача» находится прямо в центре города
Лаундж-бар «Облако 53» находится в ТЦ «Санрайз-сити»
Лучший в городе плов — в P.Love
«Базар-мазар», здесь самые вкусные шашлыки
В грузинском ресторане «Вай Гоги» выгоднее заказывать сеты

Достопримечательности

Туристы в Набережных Челнах — это чаще всего приезжие из соседних деревень, которые навещают родственников. У нас не так много достопримечательностей и нет базового туристического маршрута. Зато есть несколько музеев: один из них посвящен истории города, другой — истории КамАЗа, плюс имеется картинная галерея.

Историко-краеведческий музей находится в Комсомольском районе, в поселке ГЭС.

Взрослый билет обойдется в 150 ₽, школьный — в 100 ₽. Здесь периодически проводят разные мастер-классы: например, по лепке на гончарном круге. Стоит это 500 ₽ с человека.

Музей истории КамАЗа небольшой, но при этом в нем собраны десятки тысяч экспонатов. Он находится в промзоне, на заводе двигателей, в 10 минутах езды на машине от центра города. Кстати, на сам завод двигателей, прессово-рамный и автомобильный заводы тоже можно попасть в будние дни с экскурсией от турфирм, с которыми сотрудничает КамАЗ. Например, экскурсия с агентством «Татиана-тур» стоит 6500 ₽ за группу до 15 человек. Посещение каждого из заводов — это отдельная экскурсия.

Картинная галерея находится в самом центре города. Входной билет стоит от 80 ₽ — в зависимости от выставок. Экспозиции часто меняют, за актуальными выставками удобно следить на сайте галереи.

К местным архитектурным достопримечательностям можно отнести и мечети — в Набережных Челнах их 14. Главной считается мечеть Тауба, которая была построена в 1989—1992 годах. Сегодня это памятник архитектуры местного значения.

Это мечеть Тауба — одна из визитных карточек города. Она расположена на Центральной улице, на берегу Камы
Начало Центральной улицы, одной из самых старых в городе. Здесь сохранилось всего несколько исторических домов, облик старого города утерян
Музей истории города — бывший кинотеатр «Чулпан»
Набережная Тукая
Мемориальный комплекс «Родина-мать». Там же находятся Вечный огонь и Стена памяти

Досуг

Кинотеатры. В Набережных Челнах четыре кинотеатра: «Синема-парк», «Мадагаскар», «Синема-5», «Иллюзиум». Все находятся в торговых центрах. Билеты — от 170 ₽. Мне нравятся все эти кинотеатры, в каждом из них есть кафе, везде чисто и уютно.

Театры. В городе семь театров. Самые популярные — русский драматический театр «Мастеровые» и Татарский драматический театр. Первый расположен в центре города. Здесь ставят как классику — «Ревизор», «Собачье сердце», — так и детские спектакли: «Волшебник Изумрудного города», «Малыш и Карлсон». Билеты — от 700 ₽.

Татарский драмтеатр находится в 15 минутах езды на машине от центра. На сцене можно увидеть пьесы на татарском языке с аудиопереводом. Стоимость билетов начинается от 320 ₽.

Еще у нас есть органный зал — практически в центре города. Билеты — от 300 ₽.

Ипподром находится в 10 минутах езды на машине от центра, возле парка «Прибрежный». Длина трассы — 1400 метров. Здесь проводятся скачки, автомобильные гонки, ярмарки, тут же отмечают разные праздники. Например, в 2021 году здесь проводили скачки в честь Сабантуя — про него я расскажу чуть ниже. После скачек тут же были народные спортивные игры, состязания и праздничный концерт.

На ипподроме тренируются ученики конноспортивной школы «Тулпар». Зимой тут открывают огромный каток — вход со своими коньками стоит 20 ₽. Прокат коньков — 100 ₽ для взрослых и 70 ₽ для детей за час.

Дельфинарий находится на окраине города, но до него можно добраться примерно за 20 минут из любой точки. Само здание построено очень давно, но выглядит ухоженным, хотя реставрация не помешала бы. Когда я маленьким был здесь, мне очень понравилось выступление дельфинов и морских котиков.

Стоимость билетов в дельфинарий начинается от 700 ₽ для детей и от 1100 ₽ для взрослых. А еще здесь можно поплавать вместе с дельфинами, это стоит 2500 ₽ за 3—4 минуты.

Спорт. В городе постоянно проводятся хоккейные и футбольные матчи. В ледовом дворце спорта, который расположен практически в центре города, проходят матчи первенства ВХЛ — третьей по силе лиги российского хоккея, первенства Приволжского федерального округа среди юношей, соревнований республиканского уровня. Местный хоккейный клуб «Челны» занимает второе место в ВХЛ-Б. Билеты на матчи стоят от 120 ₽, детям и пенсионерам скидка 50%.

Еще местные водят в ледовый дворец детей — на кружки по фигурному катанию и хоккею. Когда матчей нет, здесь можно покататься на коньках, как на катке.

На футбольном стадионе «КАМАЗ» проводились матчи международного турнира «Кубок вызова», матчи еврокубков, Кубок президента Татарстана. Сейчас здесь проводит домашние матчи наш футбольный клуб «КАМАЗ», который играет в ФНЛ. Билеты на матчи можно купить в кассе стадиона или в интернете, стоимость начинается от 150 ₽.

Помимо большого игрового поля на стадионе есть футбольные поля для тренировок воспитанников детских спортивных школ.

Татарский драматический театр
Спектакль русского драматического театра «Мастеровые»
С ноября 2020 года для театра «Мастеровые» строят новое здание. Открытие запланировано на август 2022
Русский драматический театр «Мастеровые»
Русский драматический театр «Мастеровые»

Сабантуй — это большой татарский праздник, который отмечают во всех городах и деревнях Татарстана. Он посвящен окончанию весенних полевых работ и чаще всего проводится в июне.

У папы на заводе на Сабантуй снимали базу отдыха, иногда мы ездили туда всей семьей. Но чаще в это время мы уезжали к родственникам в деревню. Обычно деревенские устанавливали импровизированную сцену, на которой отмечали праздник.

Самый популярный конкурс на Сабантуй — бои на мешках: ставят бревно, на него садятся два человека и бьют друг друга мешками, пока кто-то не упадет. Другой конкурс — надо забраться на столб и достать с самого верха сапоги. В качестве призов раньше разыгрывали баранов, но я слышал, что сейчас победителям дарят автомобили.

Еще каждый год в конце августа у нас проводится фестиваль цветов. В этот день по всему городу устанавливают цветочные композиции. Выглядит очень красиво.

Все праздники у нас проводятся на стадионе «Строитель» и на большой площадке «Майдан»
Ежегодно на стадионе проводят праздничное мероприятие в честь Дня Победы
Ежегодный праздник цветов. Это фото я сделал в 2008 году

Пляжи. В городе есть несколько диких и официальных пляжей: Sundale, «Навигатор», Чаллы Яр, набережные Тукая и Табеева. На Sundale летом можно арендовать катамараны — двухместный стоит 400 ₽. Гриль-домики, в которых можно пожарить шашлыки, предлагают в аренду за 500 ₽ в час.

За городом. В 42 километрах от Набережных Челнов расположен горнолыжный комплекс «Федотово». Добираться лучше всего на машине. Тут можно покататься на лыжах, сноуборде, ватрушках и ледянках. Аренда горнолыжного инвентаря стоит от 150 ₽ за час. Подъем на канатной дороге обойдется в 100 ₽.

В Альметьевске, в 120 километрах от Набережных Челнов, есть спортивно-оздоровительный комплекс «Ян». Здесь тоже можно покататься на ватрушках и ледянках. Склоны тут протяженнее, чем в «Федотово», а подъемники более удобные. Прокат комплекта из сноуборда и ботинок стоит 300 ₽ за час, 12 поездок на подъемнике в выходной день — 650 ₽.

Зимний вид на пляже Sundale. Гриль-домики можно снимать для отдыха
Зимний вид на пляже Sundale. Гриль-домики можно снимать для отдыха
Это мы с братом на склоне в комплексе «Федотово»
Я люблю приезжать на горнолыжный склон, чтобы покататься на сноуборде
Ночью на склоне никого не встретишь
Возле леса у города тоже можно покататься на лыжах

Люди

Во время постройки КамАЗа в Набережные Челны ехали люди со всего Союза, поэтому сейчас в городе живут представители множества национальностей. Это влияет и на традиции: например, мы в семье всегда отмечаем и Сабантуй, и Пасху.

В речи горожан можно услышать много татарских слов. Например, у местных принято говорить «айда» в значении «давай». Еще многие челнинцы часто употребляют слова из обоих языков — русского и татарского — даже в одном предложении. Например, на чистом татарском фраза «Мы пойдем в магазин, купим гостинец и придем в три часа» звучит как «Без кибеткә барабыз, күчтәнәч сатып алабыз һәм сәгать өчтә киләбез». Вместо этого можно услышать: «Без кибеткә пойдем, күчтәнәч купим и в три часа киләбез».

Это не всегда удобно и понятно, но такая вот местная фишка. А еще в татарском языке нет местоимений для обозначения женского и мужского рода, поэтому те, кто привык говорить по-татарски, могут сказать «она пошел» или «он пошла».

Поскольку у нас интернациональная семья, мы с братьями старались говорить на двух языках, когда гостили у родственников со стороны папы в деревне: им было приятно. Дома мы всегда говорим только на русском языке.

Среди местных мемов есть один, связанный с бизнес-центром «2/18». Долгое время он стоял недостроенным: это было круглое здание, наверху должна была быть вращающаяся конструкция. Верхушку здания, куда эту конструкцию предполагали установить, раскрасили в цвета флага Татарстана. Челнинцы в шутку называли строение тюбетейкой: было похоже. Саму вращающуюся конструкцию наверх так и не подняли, она до сих пор находится внизу.

Знаменитая «тюбетейка» — бизнес-центр «2/18»
Знаменитая «тюбетейка» — бизнес-центр «2/18»

Итоги

У меня было счастливое детство и юношество в Набережных Челнах. Для меня этот город очень многое значит, поскольку мои бабушка и дедушка были его основателями. Они строили его для своих детей и внуков, поверив в идею и отправившись в место, где практически ничего не было.

Набережные Челны продолжают свое развитие: город постоянно расширяется, здесь все время что-то строят, поэтому нельзя сказать, что он застыл во времени. Это чистый, широкий и просторный город: у нас, например, нет узких улочек, как в старых городах.

Здесь очень зелено и красиво, хорошая экологическая обстановка, легко дышится. В Набережных Челнах есть все для жизни: хорошие больницы, торговые центры, развлечения, природные достопримечательности. Причем все близко — это очень удобно.

Из минусов — проблемы с парковками. Еще очень неудобно, что в Казань, которая находится неподалеку, легче доехать на автобусе или на машине, чем на поезде. Еще одна сложность — карьера: в городе можно быстро достичь своего потолка, а чтобы развиваться дальше, придется переезжать в другое место. По моим ощущениям, для нормальной жизни в Набережных Челнах доход на человека должен составлять не меньше 40 000 ₽.

40 000 ₽
минимальный доход для комфортной жизни в Набережных Челнах

Мне очень нравится моя работа и постоянные переезды, поэтому я пока не задумывался о возвращении в родной город. Я бы посоветовал другим переезжать в Набережные Челны: это отличный город с хорошими условиями для жизни.


Азат Тахаутдинов
Бывали в Набережных Челнах? Поделитесь впечатлениями:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Автор

27.01.22, 09:19

Отредактировано

Жил в Челнах 24 года (27-й комплекас, если что), уехал, есть с чем сравнивать.
В трех словах: жизнь там - это пустая трата времени.

Город без лица, улицы там имеют только технологический смысл - переместиться из одной точки в другую.
Даже районы там называются тоскливо - ГЭС (гидроэлектростанция) и ЗЯБ (завод ядерных боеголовок).
Я не могу себе представить, как это - гулять ради удовольствия вдоль дома длиной в два километра. Есть, конечно, бульвар Энтузиастов и пара-тройка других мест для прогулок, типа набережной между ГЭС и ЗЯБ или Майдана, но туда нужно специально ехать, и там особой жизни нет.

Только уехав оттуда, понимаешь, что города должны выглядеть иначе, расстояние между домами должно быть нормальным, улицы должны быть для людей, а не для автомобилей, трамвайная остановка в километре от подъезда - это не круто, авто-ЖД-вокзал на краю города тем более.

Челны уже не исправить, это с самого начала была большая градостроительная ошибка, город-общежитие, где хорошие люди живут плохо и не знают об этом.

33

Alexey, маленькая правка: ЗЯБ - Завод Ячеистых Бетонов.
А в остальном вы правы

8

Д, это шутка была, разумеется ;-)
зяпь люблю и уважаю, но на расстоянии

7
0

По поводу КамАЗа - давным-давно прошли времена предприятий полного цикла, когда в город с одной стороны въезжал ЖД-состав с железной рудой, а с другой - выезжал готовый грузовик.
Сила и деньги - в развитой кооперации, когда, например, в каком-нибудь немецком Унтеркамске предприятие из 50 человек делает кнопки для лифтов, но делают их так эффективно и качественно, что никакому производителю лифтов больше нет никакого смысла делать кнопки самостоятельно.
А таких заводов типа КамАЗа, где делают всю номенклатуру, но только для себя, в мире почти не осталось. Это дорого, некачественно (смысл стараться?) и бесперспективно.

К чести КамАЗа, компания понимает это и вроде как смотрит в будущее, подстраивается под рынок и задает тренды во многих сферах.

14

Alexey, именно так работает Tesla, и не так давно на такую же схему переходит Toyota. Называется вертикально интегрированные кампании, раньше таким был Ford.

1

KIZ, вы сравниваете абсолютно неравные и непохожие вещи, нет ни одного процесса или технологии, которые бы были сопоставимы у Теслы и КамАЗа, начиная с пресса Idra, который заменяет половину прессово-рамного завода на КамАЗе, заканчивая разработкой ПО и доставкой продукции покупателям.
Кстати, Tesla Model 3 состоит из 10 000 деталей, из которых 2000 закупаются у 300 поставщиков, никакая это не ВИНК, как принято думать. Всё, что можно купить на рынке дешевле, надежнее и качественнее, покупается на рынке - дураков там нет, которые строили бы рядом завод по производству грузовых шин, ориентированный на одного заказчика.

1

Alexey, ну такие заводы до первой серьёзной эпидемии не выгодны. Вот мы сейчас попались на корону с небольшой смертность, а многие цепочки поставок уже разрушились или работают с перебоями.

0
0
Герой

27.01.22, 11:16

Отредактировано

Грустно что в большинстве российских городов абсолютно нет никакой идентичности и сразу вспоминается один новогодний фильм. Понятно что было 70 лет очень специфического времени, когда людям в целом было плевать что строить и как в этом жить. Сейчас ситуация ещё хуже и тут почти нет городов исключений, везде строятся человейники по качеству порой уступающие даже брежневкам. А самое печальное, что народу в массах это нравится..

14
0

Не согласен с минусами, точнее с их количеством. Во-первых, общественный транспорт. Это позор, что город, в котором есть автомобильный завод, не может обеспечить себя общественным транспортом. В итоге он весь в руках частника с этими "газельками"-душегубками (особенно в период пандемии). Недавно закупили новые автобусы, но ездят они только по двум маршрутам. А ещё в них нет терминалов и оплачивать можно только наличкой или переводом на сбер, билеты не дают. В соседнем Нижнекамске ситуация с транспортом лучше. Про Казань уж молчу. Во-вторых, пробки. Если случится какое-то ДТП на мосту между ЗЯБью и Новым городом, то город практически встаёт. Потому что добраться из одной части в другую можно либо по этому мосту, либо по Первой автодороге. Очень неудачная планировка.

10
0

Оказывается, Челны не только квадратными планировками Тольятти напоминают - про это я раньше слышал - но и все 3 района называются у городов одинаково. Интересно.

9

Леонид, жил в Тольятти, сам в шоке был, когда увидел это)

2
0
Герой

27.01.22, 11:54

Отредактировано

Никому не советую переезжать в Челны.
Вас когда-нибудь обманывали в детстве, протягивая конфету с красивой оберткой, а раскрыв её, вы понимали, что в обертке ничего нет? Вот и с Челнами так же.
Город без души и культуры. Красиво снаружи, пусто внутри.
Но и то эта красота очень условная.
Никакой эстетики для глаз, сплошные прямоугольники домов.
Ну а про уровень агрессии и хитрож*опости населения говорить даже не приходится - все это зашкаливает. Город пустых понтов.

9
0
Герой

27.01.22, 11:59

Отредактировано

В девяностые и начале нулевых малым приезжал в этот город к тете в гости. Очень мне нравилось там, широченные проспекты, дома, автобусы-гармошки. Мечтал туда переехать жить. Но преступность была в то время, ОПГ всякие, подростки асфальт делили, в местной газете читал про их разборки "стенка-на-стенку". Двоюродного брата серьезно покалечили, связался с какими-то бандосами.
После школы сам туда переехал и учился там пять лет, уехал оттуда в двенадцатом и не жалею. Большая спальня при большом заводе, как была в начале самом, так и осталась.
Очень хорошо город описан в книге "Город Брежнев" Шамиля Идиатуллина, правда, там действие в восьмидесятых, которые я не застал, в мое время проживания таких проблем уже не было, я спокойно везде ходил, вечерами, утром, даже по ночам. Но сама атмосфера города расписана очень ярко.
Потом приезжал туда уже год или пару назад на своей машине уже, по проспектам ездить конечно круто, только вот повороты налево раздражают, очень неудобные.

6
0

Учился и живу в Казани, много друзей из Челнов, сам бывал там несколько раз по работе.
Челны - город, в котором очень неуютно и не хочется находиться. Широченные проспекты, застроенные однотипными безликими домами, создают гнетущее впечатление.
Город планировали и застраивали люди, у которых была цель не создать комфортное жилье, а обеспечить работников завода местом для ночлега, из которого они смогут быстро вернуться с утра обратно на работу, не отвлекаясь на праздные прогулки по городу.
Неудивительно, что молодежь не стремится остаться в городе, да и многие пожилые, выходя на пенсию, переезжают в другие города, в основном, в Казань.

5
0

Был несколько раз в Челнах. Лет 15 назад абсолютно унылый город. Со временем стало лучше, но на город мечты совсем не тянет.

4
0

Читал нашумевший роман "Город Брежнев". Великолепная книга! Думаю, в 80-х город был мощный, сейчас - обычный индустриальный. Но все мы прекрасно понимаем, что все мегаполисы РФ просто ничто перед столицей: и по уровню зп, и по качеству жизни. Автору респект, что уехал.

4
0

Соседи)
Я уехала в СПб из Елабуги в 2008 году.
Обратно пока не тянет)

4
0

Спасибо за статью! Подробно и доступно описал про наш город

1
0

Азат, не просто челнынец-подставное лицо. Таких подробностей и просто житель не может знать. Азат из администрации города. Все это не честная РЕКЛАММА. Люди это видят, пора переходить на ЧЕСТЬный диалог.

1
0

Эх, настольжи...)
Уехала в 18 лет учиться в Москву и не хочу обратно) Хотя некоторая часть молодёжи возвращается)
Арслану привет из 26-ой)

1
0

27.01.22, 16:21

Отредактировано

Заезжал в прошлом году на денек. Что бросилось в глаза:
- очень много отечественных авто, особенно старых: девятки, десятки;
- немало старых советских зданий с пожелтевшим бетоном, как будто в советском союзе ходишь. Парк где стоит колесо обозрения тоже отдает совком, даже вывески из 80-х;
- дороги устроены и в самом деле классно, удобные съезды, развороты;
- по дороге с Мензелинска в Челны много автозаправок, штук 20 наверно, при расстоянии в 50 км. Но при этом все они ноунеймы, встретил только одну или две татнефть. Не ожидал такого. Привык видеть только Лукой, Башнефть, Газпром.
- в 23:00 не смогли нигде поесть, магазины тоже были закрыты. Попытались попасть где-то в 5 кафе, то закрыты то корпоратив шел, хотя по 2ГИС еще должны были быть открыты. Круглосуточный магазин тоже был закрыт. Заказать еду тоже не смогли. Но тут нюанс в том что в доставке нам нужно было халяльное меню.

Интересно было бы узнать комментарий автора почему так много отечественных машин. Не думаю что уровень жизни такой, т.к. в моем 17 тысячном городе даже соотношение отечественных и иномарок в пользу иномарок.

0

Азат, не знаю где вы жили , но я за неделю могу не увидеть ни одной чепырки или девятки) кстати в той же казани их как будто больше

1
0

экология хорошая? вы розу ветров видели? преобладающие ветра с нижнекамска, где завод нефтехим

0
0

Видимо автор жил в каких других Челнах.

0

Танзиля, Замечательный город! есть с чем сравнивать сам я из челябинской области месяц прожил в Челнах и могу сказать одно что мне было очень комфортно жить здесь вот в моей родной области мне точно не уютно уже и все чуждо чем можно обьяснить такое явление)?

0

Сообщество