Я бы хотел, чтобы Новокузнецк был городом, а не транспортно-экологической катастрофой

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Табакаев

Страница автора

Новокузнецк — «южная столица» Кузбасса, первый по площади и второй по населению город в регионе, старейший город области и один из старейших в Сибири, один из крупнейших металлургических и угледобывающих городов России, где каждый 25-й житель — металлург, а каждый 35-й — шахтер.

Экология

«Я знаю — город будет, // я знаю — саду цвесть», — писал о Кузнецкстрое Маяковский, подразумевая начатый на противоположном берегу от Кузнецка «Сад-город» (потом «Сад-город» и Кузнецк объединились и стали Новокузнецком). Маяковского у нас любят: площадь с памятником в его честь — одно из самых узнаваемых мест в городе, а слова последнего четверостишья из того самого стиха венчают крыши домов на привокзальной площади, чтобы каждый, кто приезжает к нам, знал, что попал в Новокузнецк, должный стать городом-садом.

Городом-садом Новокузнецк не стал. Зато Новокузнецк периодически попадает в топы самых загрязненных городов мира. Но не нужно смотреть в топы, чтобы убедиться в загрязненности Новокузнецка: достаточно провести пальцем по подоконнику и увидеть на пальце черную угольную пыль. Она оседает на лопастях вентиляторов, в раструбах увлажнителей воздуха, на белом тюле и, конечно, в легких новокузнечан. В Кузбассе на 25% больше больных раком, чем в среднем в России, и на первом месте здесь рак легких.

Новокузнецк окружают не только шахты, но и угольные разрезы — форма открытой добычи угля, что-то вроде карьера. Угольная пыль над такими разрезами стоит плотным туманом, а зимой в ближайших к ним поселениях выпадает черный снег — в 2021 году на всю Россию гремела новость о черном снеге в Киселевске.

Враг наш не только снаружи, но и внутри. В черте города работают несколько заводов, но наибольший вклад в экологическую обстановку вносят два металлургических завода — ЗСМК и НКМК — и один алюминиевый — НкАЗ. Они, конечно, загрязняют воздух не так сильно, как выхлопные газы машин, и выбросы заводов даже не нарушают ПДК — и все же вокруг НкАЗа всегда стоит голубое непроглядное марево, отчего жилой район рядом с ним называют «голубой долиной», а вблизи остальных заводов над горизонтом поднимается высокая серая полоса дыма.

В целом на добычу ископаемых, металлургию и все, что с ними связано, приходится 70-80% экономики города. Новокузнецк, конечно, не моногород, но если отказаться от загрязняющих предприятий, экономика его рухнет.

Я бы хотел, чтобы заводы хотя бы поставили хорошие фильтры. Их представители возразят, что фильтры установлены. Проверяющие органы скажут, что все в норме. Но мы знаем, как это работает. В «Зимней вишне» тоже все было в норме.

Я бы хотел, чтобы угледобыча сконцентрировалась на экологичных методах. Владельцы разрезов возразят, что это не уголь летит, а в деревнях печки топят. Это мы тоже уже слышали.

Транспортная доступность

Экология — лишь одна из двух важнейших проблем Новокузнецка. Вторая проблема — это транспортная недоступность.

В Новокузнецке шесть районов:

  • Центральный (на карте обозначен синим), также известный как центр или просто «город»;
  • Заводской (серый), также известный как Запсиб;
  • Кузнецкий (зеленый), также известный как Старокузнецкий;
  • Куйбышевский (красный);
  • Орджоникидзевский (оранжевый);
  • Новоильинский (фиолетовый), также известный как Ильинка.
Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

В Новокузнецке живет больше полумиллиона человек на площади 420 км². В каждом из шести районов — приблизительно по 70-90 тысяч человек, в Центральном — 130 тысяч.

В Центральном районе расположены торговые, развлекательные и бизнес-центры города, офисы, крупные магазины, некоторые предприятия и, конечно, самые дорогие и современные ЖК. Здесь расположен НКМК.

В Заводском районе, как это очевидно следует из названия, расположены главные заводы города. Здесь находится и Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК), на котором работает 22 000 человек. Заводы занимают ⅔ площади района.

В 80-90-е годы для жизни заводчан выстроен Новоильинский район. Это самый тихий из всех районов, спальный. Здесь нет почти ничего, кроме девятиэтажек, двух ТЦ и двух поликлиник. Район строился с учетом розы ветров, так что воздух здесь самый чистый, хотя и сюда долетают угольная пыль, неприятный запах и жуткий гул заводов по ночам.

С Кузнецкого района начинался город, когда там сначала возвели острог, а потом построили крепость. Здесь же установлен памятник генералу Путилову, убитому партизанами. И здесь находится тот самый НкАЗ со своей «голубой долиной».

Центральный, Куйбышевский и Новоильинский районы расположены на левом берегу Томи, а Заводской, Кузнецкий и Орджоникидзевский — на правом. Мосты через реку соединяют районы следующим образом:

  • Новоильинский с Заводским;
  • Заводской с Центральным;
  • Центральный с Кузнецким.

По земле автомобильными дорогами соединены Кузнецкий район с Орджоникидзевским, Новоильинский район с Центральным, Центральный с Куйбышевским.

Куйбышевский район примыкает к Центральному, плавно перетекая в него. Между ними даже нет четкой границы, кроме административной — и не заметишь, как из одного района окажешься в другом. Разве что в центре города больше советских построек, а в Куйбышевском районе — многоэтажек из 90-х — 00-х.

Орджоникидзевский район примыкает к Кузнецкому, но между ними расположен небольшой участок частного сектора и леса.

Между Запсибом и Кузнецким районом долгое время вообще не было никакой связи, пока по разделяющей их горе не проложили дорогу. Общественный транспорт по этой дороге не ходит.

Новоильинский район, как видно на карте, вообще не граничит с Центральным, однако их соединяет длинная автомобильная дорога — пока едешь по ней, видишь сначала знак с перечеркнутым словом «Новокузнецк», а потом уже знак о въезде в город.

Транспортная недоступность удаленных районов при сравнительно малой территории и не таком уж большом населении — это вторая важная проблема Новокузнецка:

  • от Ильинки до центра на автобусе ехать 40-60 минут, на машине — 15-30;
  • от Ильинки до Старокузнецка на автобусе час-полтора, на машине — минут 30-45. Если бы по дороге с Запсиба в Старокузнецк ходил хоть один автобус, время на дорогу значительно сократилось бы, а так приходится делать крюк через центр;
  • от Ильинки до Орджоникидзевского района на автобусе 2 часа, а на машине — час.

Это все касается любых районов, расположенных на удалении от Центрального — все они связаны через него и попасть из одного в другой, минуя центр, чаще всего невозможно. Все дороги ведут в Рим. Съездить из одного крайнего района в другой и вернуться обратно — это событие на день.

Транспорт

Проблема долгих дорог умножается на нерегулярность общественного транспорта: автобусы приходят с опозданиями или не приходят вообще.

В 90-е начинали, да так и забросили строить трамвайный мост в долине между Новоильинским районом и Запсибом. В дополение к мосту через Томь этот мост дополнил бы автомобильное сообщение еще и трамвайным.

Как можно не любить трамваи? Как можно не любить его мерное «чучу-чучу»? Как можно не любить запах шпал? Как-то можно: в городе осталось трамвайных путей всего два с половиной и их число постоянно пытаются сократить.

Несмотря на экологическую обстановку в городе, экологического транспорта мало: мало трамваев, мало троллейбусов. Электрический транспорт не развивается. Увы, вместо этого власти закупают дизельные автобусы и уничтожают трамвайные пути. Зато в городе есть парочка зарядных станций для электромобилей, но и тут нужно сказать спасибо частным предпринимателям, а не городским властям.

В последнее время власти пытаются присоединить к городу несколько ближайших поселений, чтобы из полумиллионника стать городом-миллионником и получить федеральную квоту на строительство метро. Пожалуй, это единственная инициатива наших властей, которую я поддерживаю. Метро действительно решило бы транспортную проблему, но я не верю в то, что это возможно: Новокузнецк — не столица Кузбасса, и если уж куда выделят федеральные деньги, так это в Кемерово.

Итоги

Я бы хотел, чтобы транспорт в Новокузнецке все-таки был для людей. Я бы хотел, чтобы если не заводы, то хотя бы транспорт здесь был экологичным: чтобы у нас было больше трамваев, больше троллейбусов, а парк автобусов перешел хотя бы на газ. Я бы хотел, чтобы дорога в самые красивые в Кузбассе Собор Рождества Христова и Храм Иоанна Воина занимала не два часа. А если и два часа, то я бы предпочел добираться до них под мерный трамвайный «чучу-чучу».

Я бы хотел, чтобы с нашим загрязнением воздуха у нас было больше зеленых парков и меньше асфальтовых площадей с каменными стелами. Я бы хотел, чтобы в Новокузнецке можно было гулять. Чтобы в городе, который весь протянулся вдоль Томи, вдоль извилистой Томи, вдоль широкой Томи, вдоль прекрасной Томи, — чтобы здесь была хотя бы одна набережная.

Я бы хотел, чтобы Маяковский был прав. Я бы хотел, чтобы Новокузнецк был городом, в который радостно возвращаться не только потому, что он — моя родина.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество