Как не попадаться на уловки маркетологов в супермаркетах

Не вестись на гипнопол и избегать детских тележек
153
Аватар автора

Диана Юревич

знает все уловки маркетологов

Страница автора

В супермаркетах и в пищевом производстве многое работает так, чтобы одурманить покупателя.

В магазинах есть скидки, акции, приятные ароматы, красивые названия и упаковки. А дома магия рассеивается и покупатель порой обнаруживает себя без денег, но с пакетами лишних, бесполезных, а то и вредных продуктов.

Я шесть лет работала главным маркетологом в сфере пищевой промышленности. Изучала работу торговых сетей в Санкт-Петербурге, наблюдала за производством продуктов в цехах, участвовала в создании пищевых добавок и выводила их на рынок. Благодаря работе знаю многие уловки производителей и мерчандайзеров.

В статье я поделюсь лайфхаками, благодаря которым не попадаюсь на уловки супермаркетов и недобросовестных производителей.

Какие уловки используют магазины

Неудобные корзины. Супермаркеты предлагают складывать продукты в большие тележки либо в маленькие корзины. Мне кажется, последние созданы специально для того, чтобы их обходили стороной: с каждым новым товаром вес увеличивается, носить их становится тяжело.

Еще встречаются средние корзинки с выдвигающейся ручкой. Но возить их неудобно: они цепляются за все и всех, ручка постоянно падает. А на кассе нужно либо наклоняться за продуктами, либо поднимать корзину наверх.

По моим наблюдениям, для удобства большинство покупателей берут тележку — я бы даже сказала, телегу, потому что по размеру она сопоставима с автомобилем «Смарт». Дальше дело техники и психики: покупателям становится некомфортно, если на дне одиноко болтаются две шоколадки. Поэтому они набивают ее продуктами.

А часто бывает, что у тележки неисправно колесо и она громыхает на весь магазин. Это не случайность. Так сети стимулируют покупателей двигаться медленнее вдоль рядов, захватывая больше нужного и ненужного. В общем, исследования доказали, что покупатель с большой тележкой покупает на 40% больше.

Детские тележки — отдельное изобретение. Дети набирают в них разные мелочи, и общий чек покупки растет.

История с тележками и корзинами — яркий пример приема «иллюзия выбора». Выбор покупателям как бы предоставили, но на самом деле его нет.

Я научилась не попадаться на эту уловку. Если не планирую закупаться на неделю, беру маленькую корзинку и складываю туда только то, за чем пришла. Как правило, места для дополнительных товаров уже не остается. Да и ходить с тяжелой корзиной утомительно. А если приходится брать большую тележку, то в первую очередь я проверяю исправность колес.

Такие детские тележки — уловка маркетологов
Такие детские тележки — уловка маркетологов

Длинный маршрут. Базовые продукты вроде муки, яиц и молока обычно располагаются в глубине магазина, причем в разных его концах. До них покупатель должен дойти уже подготовленным к покупкам. На это работают цветы в начале пути, собственные пекарни, музыка. Они возбуждают рецепторы и настраивают на нужный лад. А рядом с базовыми товарами находятся высокомаржинальные, то есть с высокой наценкой, такие как чипсы или алкоголь. Вероятно, покупатель их тоже захватит.

Чтобы не набрать в корзину лишнего, я составляю список покупок и четко следую ему. Если это магазин, в котором я часто бываю, то записываю товары в том порядке, в котором они располагаются. Представляю, что у меня шоры, как у лошади, и я не вижу ничего по бокам.

В «Пятерочке» почти у самого входа находится пекарня
В «Перекрестке» у входа стоит стеллаж с цветами
Рядом с базовыми товарами находятся высокомаржинальные. Здесь это детские наборы конфет над полками с фаршем

Хитрая выкладка. Кросс-маркетинг — это уловка, когда рядом располагаются связанные товары: чай и печенье, молоко и хлопья. Зачем идти в далекий отдел за условным кетчупом, если он уже здесь, рядом с мясом, — и покупатель берет предложенное. Я же не ленюсь пойти за кетчупом в нужный отдел: там шире ассортимент, а цена наверняка адекватнее.

Еще один маркетинговый ход — расположить рядом с дорогим продуктом несколько других с более приятной стоимостью. Скорее всего, покупатель возьмет товар подешевле, даже если он не нужен, и будет радоваться, что купил выгодно. Я в таком случае останавливаюсь и думаю, необходим ли мне вообще этот продукт, а тем более несколько штук. Сверяюсь со списком, и чаще всего этой позиции там нет. Прохожу мимо.

Иногда магазины устраивают намеренный дефицит отдельного товара и оставляют почти пустую полку. Это прекрасно работает, особенно с людьми старшего возраста. Покупатель думает: «Все расхватали, значит, продукт хороший». И тоже его берет. Я научилась не обращать внимания на искусственный дефицит.

Пример кросс-маркетинга: к пельменям наверняка понадобится кетчуп — а вот и он
Разница в цене с соседними конфетами — 100 ₽. Вероятнее всего, покупатель возьмет их, даже если не собирался, выгодно же
В магазинах экономсегмента часто создают искусственный дефицит товара. Значительная часть его аудитории — люди старшего поколения, на которых отлично действует эта уловка

«Выгодные» полки. Покупатель в первую очередь бросает взгляд на полки чуть ниже уровня глаз — на высоте 110—150 сантиметров от пола. Их обычно занимают самые дорогие, но не обязательно лучшие товары. Это говорит только об одном: у производителя хватило денег заплатить магазину за выгодное размещение. Плата за «выгодную» полку доходит до нескольких миллионов. Чтобы не попасться на эту уловку, я смотрю наверх, вниз и только потом в центр полки.

Так же работает и «детский мерчандайзинг»: товары для детей расположены на уровне глаз ребенка. Поэтому его лучше сажать в отдел большой тележки. Так ему будет недоступен нижний ряд и станет намного сложнее дотянуться до полок.

На этом фото верхние полки заняты детским молоком, которое может заинтересовать родителей. А вот на детей рассчитаны нижние полки — там сладкие продукты с мультяшными персонажами
На этом фото верхние полки заняты детским молоком, которое может заинтересовать родителей. А вот на детей рассчитаны нижние полки — там сладкие продукты с мультяшными персонажами

Обстановка. В крупных гипермаркетах нет окон. Это сделано намеренно, чтобы покупатели потеряли счет времени и не заметили, как бродят по магазину уже третий час. Чтобы не потерять чувство времени, я ставлю себе будильник на то время, которое готова провести в магазине. Оно зависит от списка покупок и масштабности магазина. В «Пятерочку» за базовыми продуктами вроде хлеба, сыра и молока я захожу примерно на пятнадцать минут, а в «Ашане» за покупками на неделю я могу провести и два часа.

Еще один маркетинговый ход — гипнопол, то есть пол с завораживающим рисунком, который притупляет чувство реальности. Мне кажется, этот ход особенно хорошо работает в Питере, где из-за хмурой погоды люди привыкли смотреть под ноги.

Мелкая плитка на полу не дает покупателю с дребезжащей тележкой двигаться быстро. Ретейлеры вообще любят чинить препятствия — например, поставить стеллаж посреди прохода. Все это делается для того, чтобы затормозить покупателей и обратить внимание на другие товары.

Мелкая плитка тормозит движение покупателя
Гипнопол встречается во многих «Пятерочках»
Так магазин выглядит снаружи: окна зеркальные, света внутри не видно
Внутри можно заметить, что окна закрыты и заставлены полками
Ретейлеры намеренно чинят препятствия в виде стеллажей, чтобы затормозить покупателя и заставить его обратить внимание на соседние полки
Площадь магазина большая, но стеллажи находятся именно на пути покупателя. Они заставляют его тормозить, обходить и разворачиваться. В итоге покупатель меняет угол зрения и замечает больше товаров

Как обманывают производители

Просканировать взглядом этикетку и понять, хороший ли это продукт, можно за пару секунд. Расскажу, что часто делают недобросовестные производители.

Прикрываются гостами. Указание госта на упаковке усыпляет бдительность. Эти четыре буквы — как пропуск в потребительскую корзину. Но гост может быть больше не действующим, относиться к другому типу продукции или означать гост не продукта, а системы менеджмента качества. Вряд ли покупатели станут все это проверять.

Этот продукт мимикрирует под дизайн советского продукта «Молоко цельное сгущенное с сахаром» по госту. Только вот гост на этот продукт должен выглядеть так: ГОСТ 31688⁠-⁠2012. В то время как ГОСТ ИСО 9001 всего лишь определяет требования к системам менеджмента качества
Этот продукт мимикрирует под дизайн советского продукта «Молоко цельное сгущенное с сахаром» по госту. Только вот гост на этот продукт должен выглядеть так: ГОСТ 31688⁠-⁠2012. В то время как ГОСТ ИСО 9001 всего лишь определяет требования к системам менеджмента качества

Я не рекомендую зацикливаться на гостах. Во-первых, нынешние стандарты не такие строгие, как советские. Например, докторская колбаса по советскому госту 1979 года должна была содержать 95% мяса, а по действующим стандартам — не менее 60%.

Во-вторых, кроме гостов существуют ТУ — технические условия. Это технический документ, который регламентирует качество и условия производства продукта. И если госты разрабатывает государство, то ТУ — сами производители. При этом продукция по ТУ может оказаться качественной и гораздо более вкусной.

Притворяются «своими». Народное название типа «сгущенка», «тушенка», «творожок» сразу располагает, ведь мы так и говорим в жизни. Но чаще всего «деревенский творожок» оказывается творожным продуктом.

Если я вижу подобное название — не беру продукт в руки. Официально закрепленное в госте название сгущенки — «молоко цельное сгущенное с сахаром». А тушенка — это «свинина тушеная» либо «говядина тушеная». Если производитель прикрывается «тушенкой», в состав можно даже не заглядывать: скорее всего, он не соответствует стандартам. То же самое и с творожком. Продукт может быть неплохим, но это точно не творог.

Мимо продуктов с названием «Тушенка» я сразу прохожу мимо, у меня они доверия не вызывают
Читаем состав: белок соевый текстурированный, вода питьевая, шкура свиная, жир говяжий, говядина, лук, морковь, соль, каррагинан, черный перец, глутамат натрия, лавровый лист. Здесь практически нет мяса — в основном разбухшая соя, жир и связанная загустителем каррагинаном вода
А эта упаковка вызывает доверие: «Говядина тушеная», ГОСТ 32125⁠-⁠2013 ⁠—⁠ «Консервы мясные. Мясо тушеное»
В составе говядина, жир, лук, соль, черный перец, лавровый лист. Ничего лишнего
Это настоящая сгущенка — «Молоко цельное сгущенное с сахаром», все по госту
«Молоко сгущенное вареное Егорка» по ТУ, но состав вполне хороший

Играют на ассоциациях. Так на свет появляется спред под названием «Крестьянское» — и мозг дополняет его словом «масло». А картинка доярки с коровой подтверждает домыслы.

Если это действительно масло, то под названием «Крестьянское» вы обязательно найдете слово «масло». Если не нахожу, прохожу мимо.

Спред растительно-жировой «Кремлевское». Производитель намеренно исказил правила согласования в русском языке, чтобы покупатель подумал, что это масло. Еще указал ГОСТ 34178⁠-⁠2017. Вот только он на спреды и топленые смеси
Спред растительно-жировой «Кремлевское». Производитель намеренно исказил правила согласования в русском языке, чтобы покупатель подумал, что это масло. Еще указал ГОСТ 34178⁠-⁠2017. Вот только он на спреды и топленые смеси
1/2
Спред растительно-жировой «Кремлевское». Производитель намеренно исказил правила согласования в русском языке, чтобы покупатель подумал, что это масло. Еще указал ГОСТ 34178⁠-⁠2017. Вот только он на спреды и топленые смеси
Спред растительно-жировой «Кремлевское». Производитель намеренно исказил правила согласования в русском языке, чтобы покупатель подумал, что это масло. Еще указал ГОСТ 34178⁠-⁠2017. Вот только он на спреды и топленые смеси

Делают состав нечитабельным. Такие производители рассчитывают, что покупатели не будут его читать. Они используют неразборчивый мелкий шрифт или цвет букв, который сливается с фоном. Могут прятать состав в непривычном месте, например под этикеткой.

Если состав сложно прочитать, я кладу продукт на место. Честный производитель не будет мучить глаза потребителей.

Состав черным по белому крупным шрифтом — производитель не прячет его
Производитель сделал все, чтобы покупатели не прочитали состав. Здесь мелкие черные буквы на темно-зеленом фоне. Я предпочитаю не портить зрение и, вероятно, желудок, а вернуть товар на полку. А если присмотреться, в составе можно увидеть мясо механической обвалки, манную крупу, сою, крахмал. Говядина идет только за ними — это значит, что ее в сосисках меньше
На этой упаковке производитель выбрал золотые буквы шрифта на желтом фоне. Для маркетологов это удачное решение: мало того что буквы сливаются с фоном, так они еще и блестят из⁠-⁠за ярких ламп
Состав этой колбасы спрятан под этикеткой. Чтобы прочитать, придется ее отклеить. Хотя формально состав есть — не придраться. Производителю есть что скрывать: в составе — мясо механической обвалки и свиная шкура
Состав этой колбасы спрятан под этикеткой. Чтобы прочитать, придется ее отклеить. Хотя формально состав есть — не придраться. Производителю есть что скрывать: в составе — мясо механической обвалки и свиная шкура

Используют искаженное или иностранное название. Некоторые производители намеренно пропускают или заменяют букву в названии. Например, есть «Охотничьи» колбаски. Их правильное название по госту — «Колбаски полукопченые охотничьи». Но чаще всего покупатели не помнят таких деталей, а производители пользуются этим и меняют наименование продукта, который вызывает у людей доверие, на похожее. Так «Охотничьи» колбаски становятся «Охотскими». Покупатели их берут и не подозревают, что это совсем другой продукт.

Еще одна уловка российских производителей — иностранные названия. Так кажется, что это импортный брендовый продукт. Поэтому рекомендую внимательнее читать наименование и смотреть адрес производства.

На шпротах производитель пишет по⁠-⁠латышски: создается впечатление, что они произведены в Латвии. Но если повернуть баночку, можно увидеть адрес производителя — Рязанская область
Правильное название по госту — «Колбаски полукопченые Охотничьи»
Недобросовестные производители путают покупателя, используя похожее название — «Колбаски Охотские»

Называют продукты крафтовыми. Крафтовый — это произведенный ремесленником в ограниченном, непромышленном объеме. Чаще всего это слово используют для авторского алкоголя, особенно пива. В нашем воображении рисуется маленькая семейная пивоварня, где пиво варят по уникальному рецепту специально для нас. Но успех этого слова быстро перекинулся в другие пищевые направления: теперь есть крафтовое мороженое, хлеб, шоколад.

Все, что нужно знать о крафтовых напитках из обычного супермаркета, — то, что они не крафтовые. Но производителям очень надо, чтобы они казались такими. Настоящее крафтовое пиво не фильтруют и не пастеризуют, его отличает естественная мутность и осадок. Для придания пивным напиткам такого эффекта на большом производстве используют специальные эмульсии — замутнители.

Также замутнители используют в соках и сокосодержащих напитках, чтобы создать иллюзию наличия сока и естественного осадка. При этом часто замутнители не указываются в составе.

На самом деле крафтовое не может быть массовым, поэтому не стоит искать его в супермаркете. Лучше покупать в проверенных местах — специализированных магазинах или напрямую у ремесленников.

Замутнители используют в напитках, чтобы добиться эффекта естественной мутности или содержания сока
Замутнители используют в напитках, чтобы добиться эффекта естественной мутности или содержания сока
1/2
Замутнители используют в напитках, чтобы добиться эффекта естественной мутности или содержания сока
Замутнители используют в напитках, чтобы добиться эффекта естественной мутности или содержания сока

Как избегать уловок маркетологов

Не ходить в магазин в стрессе. В поведенческой экономике есть так называемый эффект губной помады: замечено, что в период кризисов и социальных потрясений человек хочет побаловать себя чем-то не слишком дорогим, но приятным.

Например, я заедаю стресс и компенсирую плохое настроение сладким, деликатесами или алкоголем. Голод, усталость, проблемы на работе провоцируют меня тратить больше. И в магазине я легче поддаюсь уловкам маркетологов.

Заказывать продукты на дом. Чем чаще мы ходим в магазин, тем больше соблазн купить лишнего. Альтернатива — заказывать продукты с доставкой. Так легче избежать уловок мерчандайзинга: в интернете на нас не воздействуют ароматы, огромная тележка и грамотная раскладка товара.

Если нужно пойти именно в магазин, я стараюсь отправлять туда мужа. Он не такой впечатлительный, как я, и его сложнее сбить с истинного пути следования списку. Плюс он просто сильнее и точно доставит все тяжести.

Ходить в магазин рано утром или поздно вечером. Популярное время, то есть днем или вечером, влияет на траты в магазине. Покупателю психологически неуютно толкаться с другими людьми у стеллажей и на кассе. В результате он спешит, становится невнимателен и больше подвержен разным уловкам.

Выделить сумму для удовольствия. Я считаю, что жить в жестких ограничениях и постоянном самоконтроле губительно для ощущения счастья. Покупки для удовольствия важны и нужны, если я их контролирую. Купила запланированные и качественные товары — можно расслабиться и побаловать себя. Главное, в пределах выделенной суммы. Для меня достаточно 10% от стоимости всех покупок. К примеру, купила нужных и полезных продуктов домой на 2000 ₽ — могу взять себе что-нибудь вкусненькое в пределах 200 ₽.

Включить внутреннего критика. На подходе к кассе я скептически смотрю в корзину — а точно ли оно мне надо? И каждый раз возвращаю несколько товаров на полку, потому что схватила их под влиянием эмоций. Если вы копите на что-то, вспоминайте о своей цели у касс: это отличная мотивация выложить лишнее.

Как ходить в магазин с ребенком

Самый простой способ противостоять вечным «мам, купи!» — не брать ребенка в магазин. Но рано или поздно он окажется рядом с вами у пестрых стеллажей, и к этому надо быть готовым. Расскажу, как справляюсь я.

Придумать миссию. Собираясь в магазин, я составляю список покупок и проговариваю их с ребенком. Делаю акцент на том, что мы идем в магазин по делу: «Нам нужно купить молоко и яйца, чтобы сделать омлет на завтрак». Такая настройка ребенка помогает исключить праздное шатание по магазину и желание скупить все. Порой это действует не сразу, но если повторять — ребенок обязательно усваивает правила. Дети любят ритуалы и игру, и я это задействую.

Я говорю своему пятилетке, что мы на задании и наша миссия в том, чтобы найти все продукты из списка. Для детей помладше можно нарисовать продукты или наклеить картинки. В подтверждение слов я вешаю сыну «значок специального агента». Он чувствует себя важной частью процесса и настроен решительно, ведь каждый хочет стать супергероем в глазах мамы.

Такой значок я вручаю сыну при походах в магазин. Его можно заменить любым другим предметом, главное — вовлечь ребенка. Это эффективно, потому что дети любят традиции, а мир познают через игру
Такой значок я вручаю сыну при походах в магазин. Его можно заменить любым другим предметом, главное — вовлечь ребенка. Это эффективно, потому что дети любят традиции, а мир познают через игру

Заодно я всегда объясняю ребенку, почему стоит выбрать тот или иной продукт. Вместо назидательных бесед делюсь знаниями о ведении хозяйства «в полях», так они усваиваются гораздо лучше. Например, говорю, что мы покупаем эти сливки, потому что только 35% жирности подходит для взбивания крема.

Если ребенок начинает просить вот тот яркий пончик и сладкого мишку, просто напоминаю, что мы на задании. Когда же мы вместе вычисляем, находим и складываем в корзину все продукты, мне и самой хочется поощрить своего помощника небольшой вкусняшкой.

Не пытаться унять истерику вкусняшками. Если в магазине случилась истерика, я не теряю самообладания. Я знаю, что у ребенка еще плохо развита префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за регулирование и самоконтроль. Он желает получить вожделенную шоколадку или игрушку здесь и сейчас. Этим и пользуются маркетологи, ведь все яркое и блестящее гипнотизирует детей. А если там еще и любимый персонаж — устоять совершенно невозможно.

Вместо того чтобы кричать, я присоединяюсь к чувствам ребенка. Задаю себе вопрос, а нужна ли ему эта игрушка? Или истерика лишь результат маркетинговых уловок?

В таких случаях я использую два метода:

  1. Разрешаю ребенку взять то, что его заинтересовало, покрутить, рассмотреть, понюхать. Он может держать в руках товар все время, пока мы ходим по магазину, но при подходе на кассу должен вернуть вещь на место. У ребенка появляется чувство обладания, и когда приходит время расстаться, он уже спокойнее отпускает полюбившийся предмет. Это как будто вы взяли те самые туфли в аренду, и уже вроде нет смысла их покупать. А может, они вовсе оказались неудобными.
  2. Если же ребенок не желает отрывать от сердца вожделенную вещь, иду на хитрость. Говорю, что сейчас купить это нет возможности и мы купим в другой раз. Я не советую обманывать ребенка, но такого другого раза у меня еще не случалось. Все потому, что ребенок быстро забывает про товар и переключается.

Чтобы не вестись на уловки маркетологов в супермаркетах

  1. Составляйте список покупок. Если часто бываете в магазине, записывайте их в том порядке, в котором они располагаются.
  2. Старайтесь не брать в магазине большие тележки. В крайнем случае проверяйте исправность колес.
  3. Смотрите не только в центр полки, но и вверх-вниз. Скорее всего, там окажутся похожие товары, но подешевле: просто производитель не платил магазину за выгодное размещение.
  4. Внимательно читайте название и состав продукта. Слово «гост» или иностранное название на этикетке еще ничего не значит, а «сгущенкой» и «тушенкой» часто прикрываются недобросовестные производители.
  5. Если состав сложно прочитать, это повод вернуть товар на полку.
  6. Не ходите в магазин в плохом настроении и в пиковые часы, когда много людей.
  7. Если не можете отказаться от импульсивных покупок, определите сумму, которую будете на них тратить каждый поход в магазин.
  8. Попробуйте превратить поход за продуктами с ребенком в игру. И избегайте детских тележек.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т⁠—⁠Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Диана ЮревичА как вы выбираете продукты? Каких избегаете?
  • Alexander>> Заказывать продукты на дом. Чем чаще мы ходим в магазин, тем больше соблазн купить лишнего. Альтернатива — заказывать продукты с доставкой. "закажи доставку вместо магазина" -- ещё одна уловка маркетологов. дороже на 10-30% + доставка + сиди жди доставку. Заказываю так относительно стабильный одинаковый набор товаров, статистика собралась. +Много акций почему-то именно в рознице и только там. Типа капсул для стирки которые я покупаю стабильно 2 раза в год всегда в рознице -40% (чтобы конкурировать с брендами соседнего конгломерата на этой же полке) + будьте уверены в 50% овощи будут самое максимально возможное дно, которое вы сами бы с прилавка не взяли (понятно что можно от них отказаться, но проблема в том что потребность то никуда от этого не девается и приходится идти в магаз ножками) . + сроки годности сборщики обычно берут "самое старое"20
  • d1mmmkAlexander, по овощам и срокам годности, думаю, сильно зависит от магазина и добросовестности сотрудников. Последние 3 года заказываю в одном и том же магазине — всегда идеальные овощи и фрукты, по срокам годности обязательно позвонят и уточнят если осталось меньше недели. Но в этой же сети иногда заказываем что-то для тещи в другом городе... вот там да... половину продуктов могут не привезти даже не предупредив, порой привозят что-то сомнительное. По моему опыту, с доставкой намного проще найти действительно выгодные акционные предложения, тебя никто не торопит погуглить реальную стоимость в других сетях, если это что-то тяжелое, но долго хранимое — удобнее заказать сразу на несколько месяцев, не надо тащить на своем горбу.30
  • Вячеслав ПановВот оно как, паллеты в проходе, пустые полки и сломанные колеса у тележек - оказывается тонкая работа маркетологов Пятерочки. А я думал, просто распи*****во :D211
  • Lana77Если у меня денег ровно на хлеб, молоко и яйца, то никакие уловки маркетологов не заставят купить меня больше102
  • AlexAlexander, доставку нужно заказывать в проверенных магазинах. Два года как полностью перешел на доставку одной известной сети, все всегда свежее, сроки годности значительно лучше, чем в обычном магазине. Овощи действительно лучше брать на рынке, хотя если в доставке заказывать не самые дешевые, тоже можно найти вполне приличные. Главный плюс доставки - я реально экономлю 2-3 часа, которые раньше бегал по магазину, а потом грузил в тележку из машины до квартиры. Только за это уже можно переплатить (хотя всегда цены в доставке ниже, чем в обычном магазине). Ну и бонусом - очень удобно можно несколько дней всей семьей накидывать список для заказа, а перед оформлением его еще раз пройти и выкинуть все лишние шоколадки.8
  • Пень ЯсеняДополню, что паллетная выкладка стоит очень хороших денег, которые отстегивают те, кто хочет на них стоять. То же самое с полками на уровне глаз, они дороже для тех, кто располагает там товар. А многие названия из "культурного кода" являются товарными знаками ("Птичье молоко"), поэтому даже если товар суперкачественный, он не может так называться.9
  • huistoe gaan nieОчень интересная статья, впервые узнал про гипнополы. Так же вспомнил, как меня бесили псевдолатышские шпроты47
  • Вячеслав ПановAlexander, соглашусь с пред. комментаторами, также заказываю онлайн в крупной сети, проблемы если и случаются, то решаются возвратом денег по одной фразе-обращению в поддержку и фото товара. По моему опыту, лучше заказывать в приложениях/сайтах самой сети, а не через сервисы-посредники, очевидно, непосредственно у сети мотивация собрать заказ из нормального качества товаров выше. Также мне кажется, что качество сервисов доставки продуктов сильно отличается в крупных городах, начиная от Москвы и других милионниках, и в регионах. Жили летом продолжительное время в Калининграде - сервис, к сожалению, небо и земля в сравнении с Москвой, в том числе и в части сборки заказов.12
  • Юрий АлександровичВячеслав, старинный прием нерадивых сотрудников - "это не баг, а фича". "Почему колеса не почините - а нам маркетологи не разрешают. Почему проход захламлен - маркетологи приказали не убирать"43
  • Alexandra P.Меня всегда удивляет, что про такие очевидные вещи пишут отдельные статьи. Особенно поразило про корзины. Если мне надо купить немного - я беру маленькую корзину или вообще не беру ничего, если закупка крупная - естественно, беру большую тележку. Не понимаю, причём тут уловки маркетологов или кого там ещё. Насчёт списка - ну это очевидно, что нужен список. Мне он нужен, чтобы не забыть купить необходимое, а не чтобы не купить лишнее.39
  • LanaВот не согласна, я заказываю в деливери, доставка бесплатная, продукты по тем же ценам, что и в магазине, но самое главное, в магазинах, многих продуктов нет на полках, путаешь ценники, ищешь необходимое, не сразу видны акции, а в приложении все по порядку, многое из акционного в наличии, можно ознакомиться с составом, не напрягая глаза. Я не любитель писать списки и тд, тут мне проще, подошла в холодильнику, посмотрела чего нет, нашла, купила и так далее. И по своему опыту, могу сказать, покупать онлайн оказалось гораздо экономнее, я уже молчу о тяжёлых пакетах.10
  • Роман ТихоновЕщё надо написать про воздух. Да, да, покупая что-то в коробке обратите внимание, процентов на 25 эта коробка заполнена воздухом. В результате коробочка большая, да не полная.8
  • Марина Ильина1. Хожу по магазинам без списка - я и без него помню что нужно купить. 2. Беру корзинку, со здоровенной тележкой никогда не хожу - это для меня как лишнее утяжеление. 3. Всегда смотрю на товары по акции - не по сроку, а именно на данный товар. Кстати, акция по сроку тоже бывает полезна - если выдвинуть телескопическую руку до конца выкладки то можно взять товар со свежайшей датой, но все равно он будет по акционной цене. 4. У меня в пешей доступности 3-5 минут 5 сетевых магазинов: пока пробежишься по ним - практически всегда соберешь все нужное с хорошими скидками. 5. Когда уже знаешь близлежащие магазины то не тратишь время на поиски - я уже знаю в каком магазине хорошее мясо, в каком - фрукты-овощи и т.п. Если честно: если б я проводила по 2 часа в Ашане как автор - я б чёкнулась после пары таких посещений 😜13
  • Иванка ИвановаМеня больше всего бесит, когда на ценнике указана цена за 100г продукта, а вес, например, 379г. И ещё в Магните не совсем уверены, сколько гречки они насыпали в упаковку. Магнит вообще тот ещё магазин, пока шла к кассе с молоком, они убрали ценник со скидкой на него. Да, нет, говорят, не было там ценника, видимо, надо фоткать все акционные ценники.31
  • AlexanderВячеслав, Услышьте пожалуйста меня. Задача "не ходить в магазин", готов заплатить даже больше, ок, приезжают плохие огурцы или немного пахнущая курица. И у меня дилемма: либо согласиться на плохое качество (или маленький оставшийся срок годности) либо отказаться от этой позиции, но в этом случае моя потребность никуда не девается и всё равно шлёпать в магазин(где из 3-5 видов огурцов хоть одни нормальные то точно будут, а в доставке -- чистая лотерея). Это даже не финансовый вопрос, мне нужны были огурцы, а не исполненное обязательство по возврату средств за привезённую полную шляпу. Одна проверенная сеть начала возить шляпу в 2021 году, вторая в мае 2022, третья сразу после смены формата с "ближайший магаз" на даркстор примерно в ноябре. Четвертая допускала такое весь 2022 год, но резко исправилась в ноябре. До этого момента (доставкой покупал наверное процентов 70 по весу ) мне всё нравилось и хотелось писать восторженные отзывы в интернете. У меня есть школьный друг который работал сборщиком/водителем и даже пару раз даже привозил мне заказы. Эта политика сознательная, в рамках борьбы за прибыль и перевода конкретной точки сборки заказов от режима "экспансия" в режим "прибыль". Система выдаёт конкретные указания что собирать (по молочке и другой маркированной продукции, к примеру, не даст собрать свежее, если есть более старое в большом количестве -- видел фото конкретной ошибки терминала сборщика) Итог: по вопросу качества мы имеем в интернете два мнения "всё хорошо мне свежее приезжает" от пользователей точек в режиме экспансии и "с качеством шляпа" от тех кому выпал режим "прибыль". Гениальная уловка маркетологов(мы же уловки тут обсуждаем). До 2022 года я с 2014 года никогда не сталкивался с проблемами при покупке бытовой химии(особенно тяжелой) доставкой. Сейчас стабильно дезодоранты приезжают с остатком срока годности 1-2 месяца(для жидких это критично, прозрачные дезодоранты мутнеют и оставляют мутные следы на белом). Так можно притянуть за уши утверждение что "онлайн из премиального канала превращается в канал сбыта залежавшегося товара менее внимательному покупателю". PS последние пару месяцев статьи про то "как все хорошо в доставке продуктов" лезут из всех щелей. к чему бы это. Рыночек закончил рост?28
  • ВеленаAlexandra, согласна, интересно было только про гипнопол, остальное известно каждому.0
  • Лана СчастливаяНе указано одно из главных правил -ни в коем случае не ходить в магазин на пустой желудок. А уж если внезапно пришлось то дешевле на входе что-то купить и съесть ( сырок, конфету, маленький питьевой йогурт), чем голодным выбирать продукты, количество ненужных покупок уменьшается в разы. про поиски товара -помогает ходить в один и тот же магазин, на второй-третий раз запоминается в каком углу что лежит и за ненужным уже не пойдешь... правда магазины тоже об этом помнят и периодически устраивают перестановку, но обычно пару лет можно этим пользоваться... ну а потом запоминать новое расположение))) списки -обязательная часть, ненужное конечно прихватится, но в меньшем объеме. и да, если идешь за хлебом и молоком лучше не брать даже корзинку))) конечно часто выходит "несу в руках, и в зубах, я ж только за хлебушком", но опять же меньше чем в корзинке или не дайбог в тележке15
  • Лана Счастливаяd1mmmk, плюсую. я вообще последние несколько месяцев стала сразу в трех-четырех магазинах накидывать нужные товары в корзину и потом заказывать у тего у которого наиболее привлекательная цена9
  • Лена ИвановаРассказали какие-то общеизвестные вещи. Думала что-то новенькое маркетологи придумали7
  • Аня Ивановаhuistoe, про гипнополы читала ранее, что они нужны, чтобы поднимать взгляд покупателя от пола к полкам, т.к. от него в глазах рябит.14
  • ЮиПЯ с возрастом поняла, что не люблю перемен и предпочитаю есть определенную марку хлеба, сыра, масла, творога, чипсов, замороженных овощей, определенные сорта яблок, апельсинов, груш, доверяю уже знакомым производителям, и пытаться попробовать новое или взять новую марку товара просто боюсь. Сейчас что-то новое могу купить, прочитав предварительно положительные отзывы, благо многие приложения позволяют их оставлять (Перекресток, Лента, Вкусвилл).8
  • МарияAlexandra, видела бабушек, которые специально берут тележку, потому что на нее можно опираться и легче ходить.16
  • Boltunec>В общем, исследования доказали, что покупатель с большой тележкой покупает на 40% больше. Исследования, которые мы заслужили. Ссылка дана на какую-то газету, которая в свою очередь ссылается на др газету, где об этом буквально 4 строчки: "We did an experiment with that, and we actually doubled the size of the shopping cart," he said. "And you buy 40 percent more. In Whole Foods, the shopping carts over the last two years have doubled in size almost." и на этом все. Что, почему, какие условия эксперимента и т.д. нам не узнать.8
  • Святослав ТюковSovasveta77, ну, у вас может быть второй счёт, с которого можно перевести. Кредитка, на худой конец1
  • BoltunecSovasveta77, согласен. Даже если при входе охранник минет сделает, больше денег чем в кармане никакими уловками не вытянуть.0
  • BoltunecАня, мне казалось, чтобы грязь не так видно было.6
  • BoltunecЙцукен, но ведь в стекле всегда вкуснее.5
  • Святослав ТюковРоман, так на упаковке указан вес, никто не ориентируется на размер. Это как миф, что пачки чипсов большие и надутые из-за маркетинга, а это делается, чтобы чипсы внутри на превратились в труху11
  • yurka52rusВячеслав, интересно, а то, что в ближайшем к моему дому Магните часто воняет тухлятиной - тоже трюк маркетологов?28
  • АнтиконсьюмеристОчень правильные советы, но всё же в некоторых вещах автор преувеличивает: сломанное колесико у тележки - это всего лишь поломка, а пустая полка - это всего лишь пустая полка :) Мой набор покупок никак не меняется от того, какую корзину или тележку я взял на входе в магазин, и состоит только из действительно нужных мне продуктов, ибо подхожу к вопросам питания очень внимательно, смотрю состав каждого продукта и не употребляю всякий "пищевой мусор", хоть в лицо мне им тычь. В том, чтобы долго ходить по магазину, не вижу ничего плохого, скорее даже наоборот: чем медленнее и внимательнее выбираешь продукты, тем лучше получается выбор. Поход в большой гипермаркет занимает у меня около 1-1,5 ч, в небольшой супермаркет - не меньше 20 минут. В каждой категории товаров полностью рассматриваю всю полку и сравниваю все ценники. Некоторые люди называют меня слишком дотошным, но я не понимаю, как можно иначе, зная, какая "сырьевая вакханалия" творится в нынешнем пищевом производстве: больше половины продуктов есть вообще нельзя! Заменители жиров, бесчисленные консерванты, ароматизаторы, красители, антиокислители... А маленьких детей, ИМХО, в магазины брать вообще нельзя, так как они ещё не умеют отличать съедобное от несъедобного и "попадаются" на красивые упаковки. Всё это изобилие сладостей, снеков, творожков и йогуртов с чудовищным количеством сахара, которые предлагаются как "детские" продукты и имеют изображение милых мультяшек на этикетках, дети вообще видеть не должны, иначе из таких детей потом вырастают "сахарные наркоманы" с букетом болезней, связанных с неправильным образом жизни в целом и ужасным питанием в частности. Культуру питания надо прививать с детства, собственными примерами ненавязчиво побуждая ребенка перенимать на себя привычки родителей. Вместо конфет и снеков дома всегда должны быть фрукты и сухофрукты, вместо шоколадных батончиков - мюсли и орехи, вместо газировки - домашние компоты и чистая питьевая вода.10
  • АнтиконсьюмеристСв.И, несколько раз смотрел каталоги Самоката, всегда цены на все продукты оказывались на 20-30% выше, чем в другим доставках. Не понимаю, зачем вообще что-то там заказывать, если можно заказать абсолютно то же самое в Сбермаркете по адекватной цене.5
  • Алексей МасловскийЕщё важно чеки на кассе проверять. Особенно у "Ленты".10
  • Диана ЮревичЛана, про 'не ходить на голодный желудок' - совсем уж очевидное и не всегда возможное. Перекус на входе сырком, конфетой или йогуртом наоборот только возбудить аппетит))))5
  • Не была, не замеченаВелена, я знаю абсолютно все из статьи, но про гипнопол и, особенно, замутнение слышу впервые.6
  • МарусяЕсли честно, от статьи бывшего маркетолога ждала большего. Дочитала. Всё очевидные вещи. Но все равно спасибо. Хорошо, что эти "секреты" стали раздражающей обыденностью, пик популярности которых пришелся на 2000-е. В большинстве магазинов ужасные запахи и раздражающая музыка. А ещё глушилки интернета и мало кислорода. Маркетологи, где вы, сделайте мне в магазине приятно. А то тошно совсем)) заказываю через интернет.5
  • Диана Юревичhuistoe, рада, что статья оказалась полезной для вас)6
  • ВеленаНе, чего только не придумают)1
  • user2169515Lana, согласна на все 100%. Вот лежу дома, нездоровится. Накидала в корзину все нужное, увидела конечную цену, заказала. Парень привез на 40 минут раньше. 17 кг еды. Сама в таком состоянии не решилась бы ползти в магазин. А тут - полный холодильник. Тяжело таскать (сахар, капуста, свекла, яблоки,молоко). Заодно сразу вижу акции, могу что-то добавить (бесплатная доставка от 2,5 тыс.руб.), что-то выбросить из корзины (нет, типа, дороговато получается). Привезли все свежее. Возвращаюсь к доставке. Меньше денег уходит. А в это время еще и постирать, и убраться дома можно9
  • Алекс ТютневBoltunec, как это не вытянуть? Может он вам заплатит за минет? 😉5
  • ВадимAlexandra, это вам все очевидно, но то что очевидно вам, неочевидно для других, мне допустим статья помогла узнать кое что новое и автору спасибо за это.13
  • Заясь, заясьyurka52rus, да, маркетологов, из Пятерочки48
  • Hakuna MatataAlexandra, более того даже если нет маленьких корзинок - я могу и в руках носить продукты, но даже если возьму большую - не возникает никакого желания ее заполнять. Но видимо моск у описанных в статье людей работает по другому.5
  • Илона Пономарёваhuistoe, 🤣🤣, у них есть и обратная реакция! У нас в Пятерочке сделалали идиотичный кафель на полу, тележка по нему стучит, а глядя на пол - у меня ощущение похмелья🤣. Всё вместе- стресс однако🤣, и заказ доставки, которая почти в 2 раза снизила бюджет на продукты.1
  • Александр ГригорьевAlexandra, то, что очевидно для вас, может оказаться неочевидным для других. Не у всех профессии с торговлей связаны, а кому-то просто пофиг, и об этом не задумывался. Люди разные. Для меня многое в этой статье тоже знакомо. Однако, про специально не ремонтируемые тележки не знал (что это не баг, а фича). Хорошая статья, автор молодец, всё по существу и без воды.3
  • Александр ГригорьевAlexandra, я же написал, люди разные, или вы только полстрочки читаете? Я привел только пару примеров, не буду же я все типы людей перечислять, психологические особенности, влияние социальной среды, уровень образования, жизненный опыт и т.п. вот, ещё пример, прожил человек большую часть жизни в ПГТ, а там нет сетевого магазина, обычный, местный, где плевать на законы маркетинга из-за отсутствия конкуренции, и такой человек приехал в город.... А еще есть подрастающее поколение. Шире мыслить надо и не ровнять по себе людей.6
  • Ольга Арутюнянhuistoe, а меня, наоборот, очень удивило: остались ещё люди, предпочитающие латвийские шпроты?2
  • Тимофей ПетровИванка, иногда фотографирую ценники взятых с полки товаров.1
  • Диана ЮревичВадим, спасибо, что уделили своё время и внимание прочтению1
  • Диана ЮревичАлександр, спасибо)2
  • Olga KashchenkoAlexandra, если мне надо купить немного, но больше чем хлеб и кефир, то всегда беру тележку и кладу в нее рюкзак и (при необходимости) верхнюю одежду.3