Ну и что? 53 858

1 декабря — последний день уплаты имущественных налогов

Собственники квартир, домов, машин и участков должны заплатить имущественные налоги за 2016 год. Срок — до 1 декабря. Потом будет считаться, что есть просрочка и недоимка.



Если в собственности ничего нет, то и налогов не будет. Если есть хотя бы доля — начислят налог. Еще бывают льготы, неправильная кадастровая оценка, непришедшие извещения и много других нюансов.

Какие налоги нужно заплатить?

До 1 декабря платят три налога: земельный, транспортный и на имущество. Вместе их называют имущественными. Эти налоги платят один раз в год: в 2017 году — за 2016. За 2017 год налоги еще не начисляли: их посчитают в следующем году — пока платить не нужно.

Кто начисляет эти налоги?

Эти налоги начисляет налоговая служба. Самим ничего считать не придется. Каждый год налоговая собирает данные об имуществе каждого человека: машинах, квартирах и земельных участках. На основании этих данных она считает налоги с учетом региональных правил, ставок и льгот.

Иногда налоговая по каким-то причинам не узнаёт вовремя об имуществе. И тогда собственник должен ей об этом сообщить — иначе оштрафуют, а налог потом все равно начислят.

Как узнать, сколько нужно заплатить?

Суммы по трем налогам есть в уведомлении. Его каждому собственнику отправляют по почте или в личный кабинет налогоплательщика.

В уведомлении указаны объекты, которые облагаются налогом. Вместе с ним присылают квитанции с реквизитами для оплаты.

Уведомления за 2016 год уже точно отправили всем, кому положено. Но иногда налог начислен, а уведомления нет.

Почему может не прийти уведомление по почте?

Налоговая отправляет уведомления двумя способами: по почте или через личный кабинет налогоплательщика. Эти способы заменяют, а не дополняют друг друга. Если зарегистрирован личный кабинет, почтой уведомление не отправят.

Еще уведомление могут вообще не отправлять: если сумма налога меньше 100 рублей или есть льготы и начислять нечего.

Даже если уведомления нет, лучше проверить задолженность через бесплатные сервисы или в личном кабинете.

Как заплатить эти налоги?

По квитанциям. Они придут с уведомлением — самим заполнять ничего не нужно.

Через личный кабинет. На сайте налоговой и госуслугах есть все для оплаты каждого налога и задолженностей. Заодно можно проверить, за какие объекты их начислили.

В банке. В некоторых банках можно проверить задолженность по налогам и сразу ее погасить с карты. Для этого даже необязательно быть клиентом этого банка. Любой способ правильный.

А если не заплатить, что тогда?

Появится недоимка, и будут начислять пеню за каждый день просрочки. Налоговая пришлет требование об уплате, а потом начнет процедуру взыскания. Скорее всего, деньги просто спишут с вашего счета без суда — это законно.

Иногда срок для начисления пени переносят. Так было в этом году и может быть в следующем: законопроект уже на рассмотрении в Совете Федерации. Но пока поправки не вступят в силу, лучше не надеяться и не тянуть с оплатой.

У меня квартира на маму, машина на жену. Могу я заплатить налоги со своей карты?

По закону кто угодно может платить налоги за кого угодно. Но есть особенности по заполнению платежек: в поле ИНН нужно указывать ИНН налогоплательщика, а в названии плательщика — себя. Тогда налог попадет куда нужно.

Если заплатить налог от своего имени, у мамы и жены появится недоимка, а у вас — переплата. Через неделю после оплаты на всякий случай нужно проверить состояние лицевого счета.

У меня льготы, но их не учли. Что делать?

Если льготы не учли, значит, налоговая о них не знала. Такое бывает. Налоговая просит сообщать о льготах до 1 апреля следующего года. Потом начинают считать налоги и льготы могут не учесть. Если так случилось, подайте заявление о льготах в налоговую и приложите подтверждающие документы. Если все правильно, налог пересчитают.

Может быть, вы думаете, что вам положены льготы, а на самом деле нет. Большинство льгот по имущественным налогам устанавливают в регионах. Они везде разные: льгота, которая положена москвичу, не предусмотрена в Краснодаре, и наоборот. Еще льготы могут меняться из года в год. Сначала проверьте, потом требуйте.

Почему налог на имущество в разы больше, чем в прошлом году?

В некоторых регионах налог и правда вырос. Это связано с пересчетом кадастровой стоимости. Например, раньше государство оценивало дом в 800 тысяч рублей, а теперь оценило в 2,5 млн.

Но для некоторых объектов кадастровая стоимость оказалась сильно завышенной. В таких случаях ее можно оспорить через суд и даже вернуть госпошлину. Мы скоро расскажем об этом в отдельной статье — подпишитесь, чтобы не пропустить.

Как проверить кадастровую стоимость? Она указана в квитанции?

Нет, в квитанции указана не кадастровая стоимость, а налоговая база с учетом общих льгот. Например, каждому человеку положена льгота за квартиру — из налоговой базы вычтут стоимость 20 квадратных метров. Налог начисляют только на остаток — вот эта сумма и указана в квитанции. Но это может быть не кадастровая стоимость.

Полная и правильная кадастровая стоимость указана в госреестре. Ее можно проверить через интернет. В реестре может быть несколько сумм. В 2017 году для проверки нужна та, что указана по состоянию на 01.01.2016.

Я продал машину, а транспортный налог все равно пришел. Что делать?

Если машина продана в 2017 году, все правильно: сейчас нужно заплатить налоги за 2016 год.

Если налог начислили за машину, которой давно нет в собственности, нужно разбираться. Мы подробно рассказывали, почему так происходит и что делать.

А как у других?

Налоги на имущество платят во всем мире. Иногда это прямой налог в процентах от цены, иногда — наследственный или регистрационный сбор. Ставки и условия везде разные и сильно отличаются даже внутри одной страны.

В Великобритании и Ирландии платят гербовый сбор при покупке недвижимости: он зависит от региона и может составить даже 12% от стоимости квартиры. Потом нужно платить налог при владении квартирой. А если ее продать, начислят налог на прирост капитала — например 28 или 33%.

В Монако нет налога на имущество, но есть наследственный сбор — до 16%. Такой сбор есть и во Франции: в зависимости от степени родства он составляет до 60% от стоимости недвижимости. Но налог на имущество там все равно платят.

В Норвегии платят гербовый сбор 1% и налог на имущество — от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости. В Бельгии ставка налога на недвижимость до 2,5%. В Люксембурге надо заплатить 7% при покупке недвижимости, дополнительно нотариальный сбор 1,5% — и потом 8% в год составит налог на имущество.

На Кипре налог на имущество отменили, но ввели местные платежи для собственников. В Латвии ставка до 1,5%, в Литве — до 4%. В Хорватии платят и сбор при покупке, и налог на имущество, и еще 25% от прибыли при продаже. Но сначала недвижимость нужно оформить, а это в Хорватии может занять целый год.

Зато в Ватикане налога на имущество вообще нет.

Ну и что? 3 406

Налоговая запустила сервис для регистрации бизнеса. Но с ним что-то не так

Налоговая запустила сервис для регистрации фирм. Говорят, чтобы открыть ООО, можно заполнить формы на сайте и отправить их прямо из дома. Не придется никуда ходить и платить посредникам.

Мы проверили, как он работает, и нашли странное. Может быть, у вас все получится или налоговая еще доделает свой сервис. Пока расскажем, как он должен работать в теории и что происходит на деле. Задумка-то хорошая.

Кому

Это пригодится тем, кто хочет зарегистрировать бизнес и сэкономить время и деньги. Налоговая обещает, что на все хватит 15 минут, а документы можно отправить из дома и получить по электронной или обычной почте.

Как работает

Заходите на сайт налоговой nalog.ru, в разделе «Электронные сервисы» есть ссылка на сервис регистрации юрлиц и ИП.

Дальше все интуитивно понятно — разобраться несложно:

  1. Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Это именно регистрация, а не авторизация через госуслуги. На почту придет сообщение со ссылкой. На этом этапе ничего не проверяется — что укажете, то и будет в личном кабинете.
  2. Подтвердите согласие на обработку персональных данных. Обычная процедура — без нее никак.
  3. Выберите, как передадите документы на регистрацию. Можно отправить через интернет, но нужна электронная подпись. Есть вариант отправить без подписи — тогда нужно прийти лично. Или распечатать и отнести документы в налоговую на бумаге.
  4. Укажите, как хотите забрать документы о регистрации: получите лично, по электронной или обычной почте.
  5. Заполните данные о будущей фирме. Будьте внимательны: на этапе ввода данных ничего не проверяют. Максимум будет подсказка, что поле не заполнено или использованы латинские буквы вместо русских.
  6. Отправьте на проверку. На этом этапе что-то проверяется, но выборочно. Мы попробовали указать набор букв вместо фамилии, и система такое не пропустила. Ошибку в дате выдачи паспорта система не заметила, а в дате рождения заметила. Если отправить такие документы на регистрацию, придет отказ — госпошлину пока не вернут. А закон о госрегистрации по-новому еще не работает.
  7. Заплатите госпошлину. Оплата возможна прямо на сайте с карты учредителя или директора. Можно не платить пошлину, а распечатать документы и самому сходить в банк или налоговую.

Что не так

Наш экономист Катя Мирошкина лично попробовала оформить документы для ООО. Вот с чем она столкнулась.

Нет проверки данных. Можно указать неправильную дату выдачи паспорта, и система такое пропустит. Это странно, потому что еще при регистрации на сайте указан ИНН. Интересно, что ИНН там можно узнать сразу: система определяет его по номеру паспорта. Вроде бы по нему несложно сверить и остальные данные, но их не сверяют. Если не знать об этом, можно понадеяться на систему и в итоге получить отказ.

Ошибки выявляются не сразу. Чтобы понять, что где-то неправильные данные, нужно пройти все этапы. Потом подождать минуту, пока пройдет выборочная проверка, и опять вернуться в начало, чтобы исправить. Затем снова пройти все этапы и опять подождать проверку. Показалось не очень удобным, но, может быть, это из-за того, что мы специально допускали ошибки в разных местах. Если все заполнить правильно, будет проще.

Мало подсказок. Когда оформляешь документы через популярные сервисы в интернете, там описан каждый пункт. Как правильно указывать место рождения, какой адрес для регистрации выбрать и чем это грозит, зачем нужны ОКВЭД и как их выбирать. На сайте налоговой подсказок нет. Написано, что поле обязательное для заполнения, а как его заполнять не написано. Можно указать место рождения не как в паспорте, и документы сформируются, как будто все в порядке. А потом придет отказ в регистрации и госпошлину не вернут.

Сбои в работе. На разных этапах сервис переставал работать и выдавал разные системные ошибки. Хорошо, что заполненные данные сохраняются и не нужно вводить их заново.

Пустое заявление. После того как все данные были заполнены, система сформировала решение, устав и заявление. По идее, их можно распечатать и отнести в налоговую. Но заявление оказалось пустым — там вообще ничего не было заполнено, даже фамилия. Исправить заявление нельзя. Можно выгрузить его в экселе и заполнить самостоятельно. Тогда непонятно, в чем смысл сервиса. Если бы это была не тестовая проверка редакции, а настоящая регистрация фирмы, было бы непонятно, что дальше с этим делать.

Нет уведомления о переходе на УСН. При регистрации обычно его заполняют сразу. Некоторые налоговые принимают уведомление вместе с уставом, иногда нужно отнести его отдельно по месту учета. Но это желательно сделать сразу после регистрации, а не когда угодно. Иначе фирма будет платить налоги на общей системе. В сервисе налоговой про уведомление нет ни слова. Если не знать, как правильно сделать, будет неприятный сюрприз в виде НДС, налога на прибыль и кучи отчетности.

При тестовой проверке мы не оплачивали госпошлину, поэтому отправить документы в налоговую не смогли. Может быть, на этом этапе тоже что-то не так, но вам придется пройти этот путь самим.

Если запутаетесь, звоните на горячую линию 8−800–222–2222.

Этот сервис только для ООО с единственным участником? А если их несколько?

Если участников несколько, сайт налоговой не поможет. Там есть страницы для регистрации с другими вариантами, но они пока не работают или работают без гарантии. Так и написано: вот вам сервис, но мы его не проверяли.

Когда появятся новые опции, налоговая расскажет у себя в новостях.

Получится ли через сайт налоговой внести изменения в ЕГРЮЛ или ликвидировать фирму?

Пока нет. Хотя там есть ссылки, которые как будто говорят, что получится. Но эти ссылки ведут на информационные страницы. Можно только скачать форму заявления для регистрации изменений или заказать выписку из ЕГРЮЛ, если есть электронная подпись.

А ИП так можно зарегистрировать?

Можно, но нужна авторизация через госуслуги. Для ООО можно регистрироваться прямо на сайте налоговой и без госуслуг.

Зачем нужен еще один сервис? Регистрировали же как-то раньше.

ИП и ООО можно и сейчас зарегистрировать без сайта налоговой.

Самостоятельно. Чтобы встать на учет в налоговой, нужно найти все формы и правильно их заполнить. Для ИП это несложно, а вот с ООО легко запутаться: там же еще устав.

Через посредника. Есть много компаний, которые за деньги оформляют заявление на регистрацию, составляют устав и заполняют квитанции. Обычно это платно: может стоить и три тысячи, и десять, в зависимости от региона и запросов компании.

В интернете. Через платный или бесплатный сервис можно оформить документы для любого бизнеса. Такие сервисы есть у бухгалтерских компаний, юридических порталов и банков: они подходят для заполнения всех документов, включая квитанции и уведомления об УСН. Необязательно потом открывать счет в этом банке — можно просто оформить фирму и ничего не платить за пакет документов.

Даже если заполнять документы через посредника или в интернете, потом нужно нести их в налоговую. А через сайт ФНС реально сразу отправить заявку и даже готовые документы получить по электронной почте. Можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить, кроме госпошлины. Но это только в том случае, если у вас получится все правильно заполнить, а заявление не окажется пустым.

Как можно было запустить нерабочий и непонятный сервис?

Налоговая запустила его совсем недавно. До этого он работал в режиме тестирования и не везде. Наверное, скоро там все починят и проблем не будет.

А может быть, мы смотрели на него с прищуром и специально искали ошибки — вот и нашли. Если бы аккуратно и правильно все заполнили, вдруг получилось бы. Хотя что делать с пустым заявлением и почему оно вообще пустое, мы так и не поняли.

Кажется, налоговая пытается помочь предпринимателям сэкономить. Если захотите зарегистрировать фирму, попробуйте это сделать через сайт — вдруг получится. Вы ничем не рискуете: ну, если только потеряете несколько минут.

А вдруг вы найдете ошибку, сообщите налоговой и они исправят. Если так сделает много человек, рано или поздно получится удобный сервис, которым все будут бесплатно пользоваться.

Ну и что? 13 385

Предприниматели могут получить вычет за онлайн-кассы. Или вообще их не покупать

Президент подписал два закона по онлайн-кассам: про отсрочки и вычеты. В законе про отсрочку написали, кому можно не покупать кассу до 1 июля 2019 года, — он уже вступил в силу. Закон про вычеты заработает только с 2018 года, но уже понятно, кто конкретно сможет сэкономить и что для этого нужно.

Кому дают отсрочку по онлайн-кассам?

Вот при каких условиях можно получить отсрочку до 1 июля 2019 года и пока не использовать кассу:

  • организация или ИП платит ЕНВД и не работает в общепите или рознице;
  • ИП работает на патенте, кроме розницы или общепита;
  • ИП на ЕНВД или патенте работает в рознице или общепите, но без сотрудников;
  • ИП на любом режиме без сотрудников продает что-то через вендинговые автоматы;
  • фирма или ИП оказывает услуги населению, независимо от режима.

Те, кто не попадает в эти категории, отсрочку до середины 2019 года не получат: им либо уже нужно использовать онлайн-кассу, либо придется купить ее с 1 июля 2018 года.

Организации, которые работают в рознице или общепите, отсрочку до 2019 года не получат, даже если они платят ЕНВД. Если в таком бизнесе работает ИП с сотрудниками, ему тоже не положена отсрочка.

Если не уверены, есть ли у вас право на отсрочку, уточните в налоговой или у грамотного бухгалтера. Например, некоторые предприниматели думают, что если у них есть торговая точка и магазин в интернете, то можно работать только на ЕНВД и есть отсрочка. На самом деле нет: торговля через интернет не попадает под ЕНВД. И тут возникают другие нюансы: как магазин принимает оплату. Для карт касса нужна, а для наложенного платежа или оплате по квитанциям — нет.

Еще не вся торговля в магазинах считается розницей: там есть ограничения по площади. Берите на заметку объясняющие статьи, но если это касается вас, то всегда читайте закон в оригинале.

Не надейтесь на то, что сами разберетесь с кассами. Штрафы за нарушения слишком большие. Лучше напишите запрос в налоговую и узнайте, как вам работать и не нарушать закон.

Всем остальным точно нужна касса?

Еще до этого закона были категории предпринимателей, которым касса не нужна — они никуда не делись. Полный список есть в ст. 2 закона № 54-ФЗ. Таким предпринимателям касса не нужна сейчас и не будет нужна независимо от новых условий отсрочки.

Например, без кассы может работать ремонт обуви или продавец мороженого в киоске. Правда, и здесь есть свои нюансы и исключения, поэтому для надежности проконсультируйтесь с экспертом по кассам.

Если есть право на отсрочку, можно не выдавать документы при оплате?

Если нет кассы, это не значит, что можно ничего не выдавать покупателю. Для разных отраслей свои требования к платежным документам. Это может быть товарный чек или бланк строгой отчетности. Их выдают обязательно или по требованию — обо всем этом лучше письменно спрашивать в налоговой.

Главное, что это не должен быть электронный чек и пока не придется тратиться на онлайн-кассу.

Как быть, если появятся сотрудники или изменится вид деятельности?

Тогда право на отсрочку теряется. У предпринимателя будет 30 дней, чтобы купить и зарегистрировать онлайн-кассу. Если так не сделать, оштрафуют.

Кто может получить вычет за онлайн-кассу?

Вычет смогут заявить только ИП — фирмам он не положен.

Условия для вычета при покупке онлайн-касс такие.

ИП работает на ЕНВД или патенте, кроме розницы и общепита. Кассу надо поставить на учет с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает на ЕНВД или патенте в рознице или общепите, но без сотрудников. Кассу надо зарегистрировать с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.

ИП работает в рознице, общепите или с наемными работниками. Кассу нужно зарегистрировать до 1 июля 2018 года.

Сумма вычета — 18 тысяч рублей на одну кассу. Сюда можно включить не только расходы на покупку онлайн-кассы, но и стоимость фискального накопителя, программ и настройки.

Сколько касс, столько и вычетов можно заявить. Главное, чтобы каждый был не больше лимита. Складывать лимиты нельзя.

Как работает этот вычет?

На сумму вычета можно уменьшить налог за 2018 и 2019 год. То есть вычет при покупке онлайн-кассы полностью уменьшает налог к уплате.

Начислили налог за год или квартал 2018 года — и уменьшили его на стоимость кассы в пределах 18 тысяч рублей. Государство как будто компенсирует вам эти деньги.

Для вычета важно не когда купили кассу, а когда ее зарегистрировали. Вычет можно использовать только после регистрации кассы. Если она просто оплачена, налог уменьшить нельзя.

Есть еще такие нюансы.

ЕНВД. Если сумма расходов учтена при расчете налогов на другой системе налогообложения, второй раз ее учесть нельзя. Если налоговая заметит такое, заставят доплатить.

Чтобы получить вычет, достаточно заполнить декларацию.

Патент. Если у ИП несколько патентов, их общую стоимость можно уменьшить на расходы при покупке кассы. Но лимит все равно 18 тысяч рублей на одну кассу.

Чтобы получить вычет, нужно отправить в налоговую заявление. Для него утвердят специальную форму. Если формы не будет, можно написать произвольно: главное, указать свои реквизиты и сведения о патенте, кассе и расходах.

Важно помнить, что ЕНВД и стоимость патента за 2017 года нельзя уменьшить за счет вычета по онлайн-кассам — даже если кассу уже купили и зарегистрировали. Закон заработает только с 2018 года и не действует для расчета налога за прошлые периоды.

А если касса стоила дороже 18 тысяч рублей?

Это не имеет значения: лимит вычета общий для всех. Если касса стоила дороже, разницу возместить нельзя.

Это последние изменения по кассам? С 2019 года их точно придется использовать всем?

Никто не знает, что еще придумают по поводу касс. Но пока нужно руководствоваться теми законами, которые официально опубликованы. Если закон не опубликован, он не работает и не факт, что вообще когда-нибудь заработает.

Инициативы отдельных депутатов и общественных деятелей, законопроекты на рассмотрении, обсуждения в соцсетях и статьи в блогах не имеют юридической силы и не могут повлиять на ваш бизнес. Важно только то, что уже работает, — используйте это после консультации с экспертом и с максимальной выгодой для себя.