«Аэрофлот» (MCX: AFLT) — крупнейший в России авиахолдинг по пассажиропотоку, который объединяет авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа».

22 апреля авиахолдинг опубликовал операционные данные за первый квартал 2021 года. Посмотрим, как компании удается восстанавливать свой бизнес после сокрушительного падения на фоне эпидемии коронавирусной инфекции.

Положение в отрасли

2020 год был одним из худших в истории мировой авиационной отрасли. Пассажирские авиаперевозки по итогам года упали на 66% из-за принудительного ограничения международных перелетов большинством стран по всему миру. С апреля по июль небо оказалось практически закрыто для полета между странами.

Россия также пострадала от последствий пандемии, но смогла компенсировать часть потерь за счет внутренних авиаперелетов. Общий пассажиропоток снизился на 52,5%.

«Аэрофлот» занимает на рынке авиаперевозок около 43% по итогам 2020 года. Общий объем перевозок пассажиров сократился на 50% год к году, при этом пассажиропоток на международных линиях рухнул на 78%.

Международный пассажиропоток «Аэрофлота», млн человек

2016 43,4
2017 50,1
2018 55,7
2019 60,7
2020 30,2
2016
43,4
2017
50,1
2018
55,7
2019
60,7
2020
30,2

В апреле и мае пассажиропоток сократился практически до нуля, в июне восстановился до значений августа за счет роста внутренних перелетов в туристический сезон. С тех пор уровень пассажиропотока закрепился на низком уровне.

Еще хуже выглядит картина с международными перелетами, которые практически прекратились в апреле — июле прошлого года после введения ограничительных мер. Затем ограничения начали ослабляться, и международные перелеты по некоторым направлениям возобновились. Однако до сих пор ежемесячное количество пассажиров, летающих на международных линиях, в разы меньше, чем было до кризиса.

Как видно на графике, о восстановлении международного пассажиропотока на докризисные уровни речи пока не идет. Более того, эпидемиологическая обстановка во многих странах остается напряженной. В апреле в Индии наблюдался всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией — более 300 тысяч случаев в сутки.

На самом популярном в России туристическом направлении, в Турции, тоже ухудшилась эпидемиологическая обстановка. Власти ограничили авиасообщение с 15 апреля до 1 июня 2021 года, и пока неизвестно, будут ли сняты запреты по истечении срока.

Операционные показатели «Аэрофлота»

Общий пассажиропоток в первом квартале 2021 года сократился на 33% год к году — до 7,37 млн человек. Около 88%, или 6,47 млн человек, пришлось на внутренние перелеты — практически на уровне прошлого года. При этом международный пассажиропоток упал на 80% — до 0,9 млн человек.

Внутри компании смог продемонстрировать рост пассажиропотока только лоукостер «Победа». В каком-то смысле он даже выиграл от пандемии, поскольку запрет на международные перелеты стимулировал внутренний туризм.

Пассажиропоток «Аэрофлота» в первом квартале, млн человек

Внутренний Международный Общий
2017 5,72 4,58 10,3
2018 6,1 4,89 10,99
2019 7,03 5,73 12,76
2020 6,47 4,44 10,91
2021 6,47 0,9 7,37
Внутренний
2017
5,72
2018
6,1
2019
7,03
2020
6,47
2021
6,47
Международный
2017
4,58
2018
4,89
2019
5,73
2020
4,44
2021
0,9
Общий
2017
10,3
2018
10,99
2019
12,76
2020
10,91
2021
7,37

Структура пассажирооборота «Аэрофлота» в первом квартале

«Аэрофлот» 44,4%
«Победа» 37,4%
«Россия» 18,2%
«Аэрофлот»
44,4%
«Победа»
37,4%
«Россия»
18,2%

Похожую динамику продемонстрировал и пассажирооборот: внутренний остался на уровне прошлогодних результатов, а международный рухнул более чем в 5 раз — с 16,48 до 3,07 млн пассажиро-километров.

Стоит отметить, что занятость кресел в первом квартале 2021 года составила рекордные 80,1%, что на 8,6 процентного пункта больше квартал к кварталу. Это связано с увеличением занятости кресел на перелетах внутри России.

Пассажирооборот «Аэрофлота» на первый квартал, млн пассажиро-километров

Внутренний Международный Общий
2017 10,40 16,53 26,93
2018 11,18 17,57 28,75
2019 12,98 20,57 33,55
2020 12,17 16,48 28,65
2021 12,17 3,07 15,24
Внутренний
2017
10,40
2018
11,18
2019
12,98
2020
12,17
2021
12,17
Международный
2017
16,53
2018
17,57
2019
20,57
2020
16,48
2021
3,07
Общий
2017
26,93
2018
28,75
2019
33,55
2020
28,65
2021
15,24

Общая занятость кресел на первый квартал

2017 78%
2018 78,5%
2019 77,9%
2020 71,5%
2021 80,1%
2017
78%
2018
78,5%
2019
77,9%
2020
71,5%
2021
80,1%

Кроме перевозки пассажиров холдинг занимается авиаперевозками грузов и почты внутри России и за рубеж. Объем грузоперевозок сократился на 12,4% квартал к кварталу — до 62,2 тысячи тонн — из-за падения международных грузоперевозок на 36,1%.

За первый квартал 2021 года компания выполнила 55,13 тысячи рейсов, что на 40,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Падение произошло не только на международных линиях — на 80,6% год к году, но и на внутренних — на 16,1% год к году. Общий налет по парку в первом квартале 2021 года снизился на 46,7% — до 138,03 тысячи часов.

Масса перевезенных грузов за первый квартал, тысяч тонн

2017 57,18
2018 62,67
2019 64,99
2020 71,03
2021 62,21
2017
57,18
2018
62,67
2019
64,99
2020
71,03
2021
62,21

Количество перелетов «Аэрофлота» за первый квартал, тысяч рейсов

Внутренний Международный Общий
2017 48,59 33,77 82,36
2018 51,67 36,87 88,54
2019 59,23 43,23 102,46
2020 57,48 35,65 93,13
2021 48,23 6,9 55,13
Внутренний
2017
48,59
2018
51,67
2019
59,23
2020
57,48
2021
48,23
Международный
2017
33,77
2018
36,87
2019
43,23
2020
35,65
2021
6,9
Общий
2017
82,36
2018
88,54
2019
102,46
2020
93,13
2021
55,13

Налет по парку за первый квартал, тысяч часов

2017 224,96
2018 241,95
2019 283,53
2020 258,88
2021 138,03
2017
224,96
2018
241,95
2019
283,53
2020
258,88
2021
138,03

Что в итоге

Ситуация в отрасли авиаперевозок зависит от скорости вакцинации в России и за границей с последующим снятием ограничительных мер.

Холдинг «Аэрофлот» продемонстрировал слабые результаты за первый квартал из-за высокой базы прошлого года, когда эффект пандемии и ограничений не успел вступить в полную силу.

Внешнее авиасообщение восстанавливается медленно, поскольку эпидемиологическая ситуация в мире остается нестабильной. Дополнительный негативный эффект оказали девальвация рубля и падение доходов людей, что снижает доступность международного туризма.

Внутренний рынок авиаперелетов практически вернулся к докризисным показателям, что связано с увеличением авиаперевозок лоукостером «Победа», который позволяет покупать билеты по весьма демократичным ценам благодаря своей модели бизнеса.