«Белуга» (MCX: BELU) — крупнейший российский производитель крепкого алкоголя и один из крупнейших импортеров зарубежной алкогольной продукции. В структуру холдинга входят 5 производственных площадок, винное хозяйство и собственная розничная сеть специализированных магазинов «Винлаб».

В начале 2021 года котировки акций компании демонстрировали высокую волатильность: могли расти и падать на десятки процентов в течение всего одной торговой сессии. Менеджменту пришлось опубликовать официальное объявление, чтобы заверить инвесторов в том, что они не скрывают какой-либо важной информации, которая могла бы объяснить такую сильную и внезапную торговую активность ценных бумаг компании на бирже.

Но для роста котировок кроме спекулятивных имеются и фундаментальные основания.

Производственные и финансовые показатели компании уверенно растут на протяжении последних лет и по итогам 2020 года обновили исторические максимумы. А в прошлом году менеджмент компании утвердил новую дивидендную политику и начал практику регулярных дивидендных выплат.

11 марта «Белуга» опубликовала финансовую отчетность за 2020 год, в которой отразила рекордную выручку и прибыль и зафиксировала снижение чистого долга. Разберемся, почему растут доходы компании, несмотря на экономический кризис и падение доходов населения.

Основные операционные показатели

Продажа крепкого алкоголя — ключевой источник доходов компании. Но «Белуга» не только реализует продукцию собственного производства, но и занимается дистрибуцией иностранных алкогольных брендов в России.

Компания занимает первое место в мире по объемам производства водки и 13% от числа всех ароматизированных ликеров.

Общий объем отгрузок продукции вырос на 11% год к году — до 15,6 млн декалитров. Из них 13,5 млн декалитров пришлось на продукцию собственного производства. Еще стоит отметить рост дистрибуции партнерских импортных брендов на 42% год к году — до 2,1 млн декалитров.

Кроме оптовых продаж «Белуга» развивает собственную розничную сеть «Винлаб», которая специализируется на продаже алкогольной продукции. В последние годы количество торговых точек увеличивается и по итогам 2020 года достигло 640 магазинов.

Торговый оборот «Винлаба» вырос на 48% год к году, а продажи по технологии click & collect увеличились в 5 раз на фоне популярности удаленных сервисов в период пандемии и самоизоляции.

Топ-5 крупнейших производителей водки и ароматизированных ликеров в 2020 году по доле на рынке

«Белуга» 13,1%
Roust 10,9%
Tatspirtprom 9,2%
ASG 7,8%
Global Spirits 6,2%
«Белуга»
13,1%
Roust
10,9%
Tatspirtprom
9,2%
ASG
7,8%
Global Spirits
6,2%

Общие отгрузки в миллионах декалитров

2016 12,3
2017 12,7
2018 12,92
2019 14,12
2020 15,6
2016
12,3
2017
12,7
2018
12,92
2019
14,12
2020
15,6

Отгрузки собственной продукции в миллионах декалитров

2016 11,6
2017 11,8
2018 11,7
2019 12,6
2020 13,5
2016
11,6
2017
11,8
2018
11,7
2019
12,6
2020
13,5

Количество магазинов торговой сети «Винлаб» на 31 декабря

2016 136
2017 252
2018 468
2019 604
2020 640
2016
136
2017
252
2018
468
2019
604
2020
640

Основные финансовые показатели

Без учета акцизов и налога на добавленную стоимость чистая прибыль «Белуги» выросла на 23% год к году — до 63,3 млрд рублей. Рекордные объемы продаж и рост цен на алкогольную продукцию, особенно импортного производства, позитивно сказались на выручке.

Компания делит свой бизнес на 3 крупных сегмента:

  1. Оптовые продажи алкогольной продукции собственного производства и иностранных брендов.
  2. Розничные продажи через торговую сеть «Винлаб».
  3. Производство и дистрибуция продуктов питания.

Первые два сегмента принесли «Белуге» около 94% выручки в 2020 году.

Еще 6% компания заработала на реализации продуктов питания. Ей принадлежат несколько производств по выпуску молочных и мясных изделий. В марте 2021 года компания завершила сделку по продаже собственной птицефабрики «Михайловская» в Саратовской области за 500 млн рублей, мотивируя это желанием сосредоточиться на профильном алкогольном бизнесе.

Себестоимость реализации выросла на 27% год к году — до 40,6 млрд рублей — из-за роста объемов производства и продаж и удорожания стоимости сырья.

Общехозяйственные, административные и коммерческие расходы выросли на 7% год к году — до 15,8 млрд рублей — из-за роста коммерческих расходов на заработную плату и маркетинг.

В результате операционная прибыль выросла на 54% год к году и достигла рекордных 6,8 млрд рублей.

Чистые финансовые расходы увеличились на 37% — до 3,3 млрд рублей, что связано с ростом выплат по банковским кредитам и размещенным на бирже облигациям, а также с возникновением неденежного убытка от курсовых разниц из-за девальвации рубля.

Несмотря на это, чистая прибыль «Белуги» выросла на 72% год к году — до 2,5 млрд рублей — еще один исторический максимум для бизнеса. А прибыль на акцию выросла на 90% — до 197,47 Р.

Структура выручки в 2020 году по сегментам

Алкогольная продукция 60%
Розничная продажа 34%
Продукты питания 6%
Алкогольная продукция
60%
Розничная продажа
34%
Продукты питания
6%

Динамика чистой выручки в миллиардах рублей

2016 35,9
2017 37,3
2018 43,4
2019 51,3
2020 63,3
2016
35,9
2017
37,3
2018
43,4
2019
51,3
2020
63,3

Динамика операционной прибыли в миллиардах рублей

2016 2,5
2017 2,8
2018 3,3
2019 4,5
2020 6,8
2016
2,5
2017
2,8
2018
3,3
2019
4,5
2020
6,8

Динамика чистой прибыли в миллиардах рублей

2016 0,3
2017 0,7
2018 0,9
2019 1,4
2020 2,5
2016
0,3
2017
0,7
2018
0,9
2019
1,4
2020
2,5

Динамика прибыли на акцию в рублях

2016 13,79
2017 34,6
2018 68,34
2019 103,71
2020 197,47
2016
13,79
2017
34,6
2018
68,34
2019
103,71
2020
197,47

Долги

Общий долг «Белуги» вырос за 12 месяцев на 15% — до 17,3 млрд рублей. Но чистый долг компании сократился впервые за несколько лет на 11% — до 12,4 млрд рублей. Причина в росте объема денег и их эквивалентов на счетах компании в 4,5 раза год к году — до 4,9 млрд рублей.

Для определения уровня долговой нагрузки компания использует коэффициент «чистый долг / EBITDA», который снизился за 12 месяцев 2020 года на 37% — до 1,69, что говорит о хорошей финансовой устойчивости бизнеса.

Динамика чистого долга на 31 декабря в миллиардах рублей

2016 8,04
2017 10,2
2018 11,8
2019 13,9
2020 12,4
2016
8,04
2017
10,2
2018
11,8
2019
13,9
2020
12,4

Дивиденды

В прошлом году компания впервые в своей истории выплатила акционерам дивиденды по итогам 2019 года в размере 32 Р на акцию. Позже совет директоров утвердил новую дивидендную политику, по которой намеревается платить два раза в год не менее 25% от чистой прибыли по МСФО по итогам отчетного полугодия.

Уже в октябре 2020 года акционеры смогли утвердить промежуточные дивиденды по итогам 1 полугодия в размере 10 Р — 28% чистой прибыли.

В марте 2021 года на фоне высоких финансовых результатов совет директоров рекомендовал направить на дивиденды 90 Р на акцию по итогам 2 полугодия. Если акционеры утвердят выплаты, то общая сумма дивидендов по результатам 2020 года составит 100 Р, или 50% от чистой прибыли.

Размер дивидендов на акцию в рублях

2016 0
2017 0
2018 0
2019 32
2020 100
2016
0
2017
0
2018
0
2019
32
2020
100

Что в итоге

Судя по операционным и финансовым показателям, «Белуга» — быстрорастущий бизнес, который демонстрирует рекорды даже в условиях глобального экономического кризиса.

Сегодня в продуктовой линейке компании более 150 брендов алкогольной продукции собственного и импортного производства. При этом флагманским товаром компании остается водка Beluga, которая продается в 120 странах по всему миру.

Компания активно развивает собственную торговую сеть «Винлаб» и онлайн-продажи алкогольной продукции через интернет-магазины — следуя за изменениями потребительских привычек и ростом популярности удаленных и бесконтактных покупок.

С 2020 года у «Белуги» есть прозрачная дивидендная политика и она обещает платить часть прибыли акционерам дважды в год.

У «Белуги» есть все фундаментальные основания для роста капитализации. Но аномально высокая волатильность котировок в последние несколько месяцев имеет спекулятивный характер. У компании низкая ликвидность, а в свободном обращении находится всего 21% акций. Это позволяет двигать котировки при небольших торговых оборотах, поэтому инвесторам стоит быть аккуратными при торговле акциями компании, чтобы избежать убытков из-за резких скачков цены.