Новости
1K

Как Россия, инфляция и дефицит кремния мешают биг-тех компаниям расти

Обсудить
Как Россия, инфляция и дефицит кремния мешают биг-тех компаниям расти

Кроме выпуска отчетности руководство американских компаний встречается с инвестиционными аналитиками по результатам каждого квартала. Я решил посмотреть все конференц-коллы биг-тех-компаний и послушать, что говорило руководство по поводу своего бизнеса, будущего и текущих проблем.

Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Что мешало биг-техам

Россия. Руководители Apple, Alphabet, Amazon, Microsoft и Tesla так или иначе отмечали некое влияние России на финансовые показатели бизнеса. С одной стороны, Россия приносила 1—2% выручки Apple, Alphabet и Meta Platforms*. С другой, менеджменту нужно показывать высокие темпы роста акционерам и аналитикам. То есть как отдельный фактор Россия не сильно влияет, но в совокупности с другими может серьезно скорректировать ожидания по темпам роста, а следовательно, и долгосрочные оценки компаний.

Валюта. Apple, Alphabet, Amazon, Meta Platforms* и Tesla — все жаловались на влияние падения курсов валют. Больше всего пострадала Meta Platforms*, у которой рост количества показов рекламы полностью нивелировался снижением цены за объявление в долларовом эквиваленте.

Сильный доллар мешает получать больше доходов. Например, квартальная выручка Apple от продаж в Японии упала на 16% год к году. Отчасти проблема в японской иене, которая подешевела относительно доллара примерно на 22%. Компании, скорее всего, придется поднимать цены на текущую линейку и на новую, что может сдержать спрос и не дать увеличить выручку. При этом каких-то изменений в курсе валют пока не наблюдается.

Казалось бы, выручка от продаж в Японии дает всего 7% от общей выручки Apple. Но столь серьезное падение прежде всего из-за курса валют не смог компенсировать даже рост продаж в Европе и остальных странах Азии, которые дают около 30% всей выручки.

Инфляция. На примере Apple можно увидеть, как сильная инфляция в странах присутствия съедает рост доходов. Если взять инфляцию с 2 квартала 2021 года по 2 квартал 2022 года для каждого региона, то в большинстве случаев рост выручки не смог ее обогнать. Выручка у Alphabet, Amazon, Microsoft и Tesla росла быстрее, поэтому инфляция не сильно ударила по реальному росту доходов.

Квартальная выручка Apple по регионам

2к20212к2022Номинальный ростИнфляция
США35 87037 4724%9%
Европа18 94319 2872%9%
Китай14 76214 604−1%3%
Япония64645446−16%3%
Остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона5395615014%4%
Итого81 43482 9592%

Квартальная выручка Apple по регионам

США
2к202135 870
2к202237 472
Номинальный рост4%
Инфляция9%
Европа
2к202118 943
2к202219 287
Номинальный рост2%
Инфляция9%
Китай
2к202114 762
2к202214 604
Номинальный рост−1%
Инфляция3%
Япония
2к20216464
2к20225446
Номинальный рост−16%
Инфляция3%
Остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона
2к20215395
2к20226150
Номинальный рост14%
Инфляция4%
Итого
2к202181 434
2к202282 959
Номинальный рост2%
Инфляция

Чего компаниям не хватает

Кремния. В Apple жаловались на дефицит кремния, и при этом компания пока не может спрогнозировать, когда он исчезнет. Хотелось бы сказать, что попахивает потенциальными инвестиционными идеями.

Лития. Илон Маск несколько раз призывал предпринимателей заняться переработкой лития. Он считает, что это «лицензия на печатание денег». С добычей все в порядке, и литий один из самых распространенных материалов на Земле. Но нужны карбонат и гидроксид лития — это продукты переработки, которые используются в литийионной батарее. Илон считает, что маржа в бизнесе по переработке лития сейчас примерно такая же, как у программного обеспечения. То есть очень большая.

Также не хватает оборудования для переработки компонентов литийионных элементов батареи, чтобы извлекать полезные материалы из использованных батарей. Про дефицит полупроводников говорить не будем, проблема тянется давно.

У Meta Platforms* дела хуже всех

Изменения конфиденциальности Apple и Android влияют на бизнес социальных сетей. Кажется, у Facebook**, Instagram** и WhatsApp настали мрачные дни. В апреле 2021 года Apple выпустила новое обновление, которое, кроме всего прочего, изменило политику сбора пользовательской информации и передачи ее третьим лицам.

Теперь необходимо, чтобы пользователь подтвердил при входе в приложение, что согласен передавать данные разработчику. Если пользователь отказывается, то информация будет собираться в обезличенном виде. Судя по исследованию за май 2021 года, только 4% пользователей разрешили приложениям передавать данные о себе. Конечно, не все пользователи iPhone перешли на новое обновление. Есть пользователи со старыми устройствами.

Изменение снижает качество рекламных кампаний, так как рекламодателям сложнее попасть в нужную аудиторию и, скорее всего, придется тратить больше денег, чтобы достичь той же эффективности.

Часть рекламных сценариев перейдет с Meta Platforms* в рекламную систему Apple: вместо того чтобы продвигать приложение в социальных сетях, лучше потратить деньги на рекламу в App Store, когда пользователь ищет приложение для доставки еды или приложение со спортивными результатами. В феврале 2022 года Meta Platforms* заявляла, что от изменений компания недополучит 10 млрд долларов выручки.

Компании сокращают рекламные расходы. Марк Цукерберг считает, что Meta Platforms* вступила в период экономического спада, а это значит, что есть риск падения доходов от рекламы, так как компании начнут уменьшать рекламные бюджеты ввиду того, что покупательная способность граждан снизилась из-за роста расходов на ту же энергию. Снижение рекламных расходов уже происходило в предыдущие годы спада экономик — в 2001, 2008—2009 и 2020 годах.

Microsoft ожидает снижения расходов на рекламу, которая снизит доходы у LinkedIn, поисковой и новостной рекламы. При этом в Google видят проблемы только у некоторых компаний, таких как Walmart, которые могут сократить расходы на рекламу в YouTube.

Рилс все популярнее, но плохо монетизируются. Пользователи Instagram** продолжают увеличивать время в рилс — коротких видео, поверх которых пользователь может добавить музыку, тиктоках по-Цукерберговски.

Проблема в том, что такой контент приносит меньший доход, чем реклама в сторис или ленте пользователя. Рилс постепенно вытесняют высоко монетизируемый контент сторис и новостной ленты. При этом в компании верят, что все в порядке: доходы от рекламы в рилс выше, чем у сторис за аналогичный период после запуска продукта.

Пока Meta Platforms* с выручкой 116 млрд долларов за 2021 год на меняющемся рынке растет медленнее конкурентов. Рынок онлайн-рекламы постепенно осваивает Amazon, который владеет конкретными пользовательскими данными и помогает продавцам получить нужных платящих клиентов. Годовая выручка Amazon от рекламы уже составляет около 30 млрд долларов.

Alphabet владеет собственной платформой Android и может компенсировать потери от потенциального перераспределения рекламных бюджетов. Выручка Alphabet — 147 млрд долларов за 2021 год.

Amazon может составить конкуренцию и Google, у которой серьезно вырос спрос на поисковые запросы по одежде, аксессуарам и товарам, связанным с красотой. Это поле, на котором работает Amazon.

Биг-тех надеется на облачные технологии

Amazon, Microsoft и Alphabet видят дальнейший потенциал роста доходов от предоставления облачных услуг. Amazon и Alphabet видят неудовлетворенный спрос со стороны корпораций и государственных учреждений.

В Microsoft считают, что часть пользователей начинает пользоваться облачными вычислениями, чтобы «ориентироваться в этой макросреде». То есть разобраться и не отстать от конкурентов, которые уже в теме.

Сейчас же компании ориентированы на оптимизацию бизнес-процессов с помощью облачных вычислений, чтобы сократить расходы. Можно считать это фактором поддержки спроса даже в период рецессии, потому что в этот период придется усиленно сокращать издержки.

Amazon планирует создать «зоны доступности» в 24 странах: в Австралии, Канаде, Индии и прочих. Зоны доступности представляют собой центры обработки данных в отдельной локации, создание которых позволяет изолировать регион от сбоев в других зонах доступности.

Спрос на облачные технологии продолжает расти быстрыми темпами: объем непризнанной выручки от облачных услуг на AWS увеличился за год на 68% — до 100 млрд долларов к июню 2022 года. У Microsoft планы менее масштабные, и она планирует запустить центры обработки данных только в 10 регионах.

Что еще интересного у компаний

У Apple новые продукты и рынки сбыта. Кроме очевидного выхода новых серий iPhone и прочих устройств компания преимущественно расширяет функции уже существующих продуктов. Пока только ходят слухи, что Apple готовится анонсировать новый продукт, связанный с виртуальной реальностью. Так как это только слухи, неясно, насколько сильно новый продукт повлияет на общие доходы фирмы.

Компания нарастила квартальную выручку за счет роста перехода владельцев Android-смартфонов на iPhone, новых пользователей iPad и Apple Watch, которые составили более половины всех покупок девайсов. А новые пользователи устройств — потенциальные клиенты различных подписок Apple.

Компания видит потенциал в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором выручка растет наивысшими темпами относительно других регионов. Рынок продажи устройств Apple только формируется в таких крупных странах, как Индонезия, Вьетнам и Индия. Также росту продаж в этом регионе помогают официальные программы покупки iPhone в рассрочку или с обменом старого смартфона на новый с доплатой.

У Tesla проблемы с производством, а со спросом все в порядке. В 2 квартале были проблемы с заводами. В Шанхае — из-за ковидных ограничений, в Остине и Берлине — из-за только случившегося запуска. Но ситуация должна улучшиться: заводы постепенно наращивают темпы производства, используя все больше мощностей.

Пока ситуация такова, что если сейчас заказать Tesla Model Y, то придет она только через год, но фан-база терпит. При этом Илон ожидает, что вечные проблемы с производством останутся и дальше.

Автопилот Tesla впереди всех. Компания тестирует бета-версию с возможностью вождения на городских улицах для более чем 100 тысяч владельцев. Преимущество автопилота Tesla перед остальными — это наибольшее количество пройденных миль под управлением автопилота. Это значит, что у компании больше данных, которые помогают оптимизировать процесс.

В Tesla ждут, что система будет одобрена в Европе. Маск обещает, что все проблемы полного автономного вождения решатся в 2022 году, но ранее компания не сдерживала свои обещания.

В это же время Alphabet еще тестирует технологии беспилотных автомобилей Waymo на сотрудниках и только запустила платную возможность пользоваться технологиями для доверенных участников в Сан-Франциско.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.