Экономика
130K

Что будет, если Россия перестанет поставлять газ в Европу

488
Что будет, если Россия перестанет поставлять газ в Европу
Аватар автора

Марсель Салихов

президент Института энергетики и финансов

В августе «Газпром» сообщил, что экспорт в страны дальнего зарубежья за 7,5 месяца упал на 36%, а добыча сократилась на 13,2%.

Из-за решения ФТС не публиковать данные по экспорту есть сложности с оценкой потоков, но если судить по европейским данным, то в июле экспорт из России составил порядка 3,7 млрд кубометров газа. Это примерно в три раза меньше, чем в июне прошлого года, когда Россия экспортировала 12,4 млрд кубометров.

Сейчас разрыв газовых связей между Европой и Россией идет с двух сторон. Европа заявляет, что хочет полностью отказаться от российского газа к 2027 году, а Россия принимает схему расчета за газ в рублях, не торопится забирать из Германии турбину для «Северного потока-1» и прокачивает по трубопроводу все меньшие объемы.

Рано или поздно это двустороннее движение может привести нас к новому миру, где Европа полностью живет без российского газа, а «Газпром» — без экспорта в Европу. Расскажу, как, вероятно, этот мир может выглядеть.

Сколько газа добывает «Газпром»

Каждый год Россия добывает 720 млрд кубометров природного газа. Экспортирует всего чуть больше 200 млрд, в прошлом году — 204 млрд. Из них 130 млрд кубометров — в Европу.

В прошлом году Россия поставила в Китай 10,5 млрд кубометров газа, а в этом планирует от 16 до 20 млрд. На Турцию приходится 27—28 млрд кубометров, 30 млрд — на страны СНГ, еще 20 млрд — на Беларусь.

Но большая часть добычи — около 500 млрд кубометров — идет на внутренний рынок.

Как сейчас выглядят поставки газа на экспорт

На «Северном потоке-1» — основном трубопроводе на европейском направлении — сейчас работает всего одна турбина из шести. Остальные, по версии компании, отработали межремонтный ресурс. Одна турбина, отправленная на ремонт, сначала застряла в Канаде из-за санкций, потом была отправлена в Германию, но «Газпром» не торопится ее забирать, ссылаясь на неясности санкционного законодательства. В конце августа «Северный поток» будет остановлен на три дня.

Россия поставляет в Европу в том числе сжиженный природный газ — СПГ. Его экспортом занимается «Новатэк», в частности, компания экспортирует газ во Францию, Испанию и Нидерланды. Но завод «Новатэка» «Ямал СПГ» работает на полную мощность, больше сжиженного газа он поставлять не в состоянии. Также есть экспорт СПГ с завода «Сахалин-2». Основные объемы уходят в Японию и Южную Корею.

Газопровод «Ямал — Европа» сейчас фактически не используется, поставки по нему остановлены. Функционирует трубопровод «Сила Сибири», по которому газ экспортируется в Китай. Некоторый объем поставок в ЕС идет по «Турецкому потоку». Еще активен газопровод «Голубой поток», ориентированный на внутренний рынок Турции.

Чем Россия заменит Европу

Очевидно, что наибольшие сложности могут возникнуть с трубопроводным газом, и быстро переориентировать его невозможно. Если перестать поставлять его в Европу, перебросить эти объемы будет сложно.

Сейчас обсуждается строительство нового газопровода «Сила Сибири-2» в Китай. Еще в январе «Газпром» завершил подготовку технико-экономического обоснования, но строительство фактически не ведется, потому что контракта с Китаем нет.

Как и в случае с «Силой Сибири-1», для строительства нужен долгосрочный контракт, в котором должны быть прописаны объемы и формула цены. Сейчас такого контракта нет. Будет ли он заключен — неизвестно.

Но даже при оптимистическом сценарии это займет 3—4 года. По данным СМИ, также начато строительство газопровода «Сила Сибири-3», или дальневосточного маршрута. Фактически это ответвление от имеющегося газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», поэтому построить его несложно.

По нему заключен контракт на поставки в Китай 10 млрд кубометров газа в год между «Газпромом» и китайской CNPC, но есть вопросы по ресурсной базе. Ею должно стать Южно-Киринское месторождение, но начало добычи там уже переносили несколько раз, еще до ввода новых санкций. Сейчас не до конца понятно, возникнут ли с ним новые проблемы.

Если экспорт в Европу обнулится, останутся Турция, Китай, страны Центральной Азии и другие, признанные государством дружественными. Но сейчас даже все вместе они потребляют в три раза меньше, чем Европа.

Так что для «Газпрома» наступит новая жизнь: он начнет превращаться в компанию, ориентированную на внутренний рынок, без большой экспортной выручки.

Что теряет российский бюджет

Потеря европейского экспорта может обойтись российскому бюджету примерно в 700—800 млрд рублей потерянных доходов. Вот из чего они складываются:

  1. Доходы от экспортной пошлины. Для трубопроводного газа она составляет 30%. Для СПГ такой пошлины нет, так что с точки зрения налоговых доходов экспорт по трубе гораздо выгоднее. В 2021 доходы федерального бюджета от экспортной пошлины составляли около триллиона рублей. Сейчас цены на газ выше, но даже если предположить, что они останутся на уровне 2021 года, то потери составят порядка 700 млрд рублей.
  2. Налог на добычу полезных ископаемых. Ставка НДПИ на добываемый газ — 18%. Если «Газпром» сократит свою добычу из-за того, что меньше поставляет на экспорт, то и поступления от НДПИ уменьшатся. В прошлом году они составили 577 млрд рублей, то есть бюджет потеряет примерно 103 млрд. Правда, в этом году «Газпром» должен дополнительно заплатить 1,2 трлн рублей НДПИ.

Какими будут последствия для «Газпрома»

Скорее всего, «Газпром» превратится в компанию, которая работает на внутренний рынок. Есть же у нас, например, «Россети» — крупная инфраструктурная компания, которая обеспечивает транспортировку электроэнергии внутри России.

Проблема в том, что цены на газ на внутреннем рынке и в Европе сильно различаются. При экспорте они выше почти в 20 раз. Можно сказать, что раньше между государством и «Газпромом» существовал своеобразный контракт. У «Газпрома» была монополия на экспорт по трубопроводу: никакая другая компания в рамках текущего законодательства не может поставлять газ. За счет этого «Газпром» получал некую выгоду. С другой стороны, он обеспечивал низкие цены на внутреннем рынке, проводил газификацию и должен был увеличивать расходы на нее.

В новой реальности у «Газпрома» будет значительно меньше экспортной выручки и, соответственно, сократятся возможности выполнять социальные обязательства.

При этом с 1 июля правительство повысило цены на газ на 4% при уровне инфляции 16%, то есть оно использует регулирование тарифов еще и в качестве антиинфляционной политики.

При этом в России есть, например, производители азотных удобрений. Основная составляющая их стоимости — природный газ. Такие компании могут покупать дешевый газ у «Газпрома» и продавать свои удобрения на экспорт по мировым ценам. Эта ситуация тоже не может нравиться компании.

С точки зрения «Газпрома», логично будет ставить вопрос о повышении внутренних цен, которые сейчас регулирует правительство. Поэтому стоимость газа для российского потребителя, скорее всего, станет предметом давления и дискуссий.

Чем Европа может заменить российский газ

Европа потребляет около 400 млрд кубометров газа в год. Где-то 40% из них поставляет Россия — около 130 млрд по трубе и 20 млрд в виде СПГ.

60% газа Европе дают остальные источники. Примерно 50 млрд кубометров из них — это собственная добыча в Польше, Румынии, Нидерландах. Еще один крупный поставщик трубопроводного газа — Норвегия. Всего она добывает около 120 млрд кубометров и большую часть добычи поставляет в Европу.

Импорт СПГ — это еще 100 млрд. Есть поставки из Алжира, Ливии, Азербайджана, но по отдельности это относительно небольшие объемы.

Европа может относительно безболезненно заменить поставки российского СПГ, но 130—140 млрд трубопроводного газа из России заместить особенно нечем. Норвегия пока не может столько добыть и поставить.

Европа будет страдать, и для них в обозримом будущем газ будет оставаться очень дорогим. Есть некоторые надежды на Гронинген — газовое месторождение в Нидерландах, которое в начале 2010-х было одним из крупнейших и давало 70—80 млрд кубометров газа в год. Затем в той местности начались землетрясения. Местные жители запротестовали против добычи газа, и месторождение вывели из эксплуатации.

Сейчас Нидерланды добывают всего около 6 млрд кубометров, но власти страны могут пересмотреть свое решение по Гронингену.

Другая опция — не выводить из эксплуатации немецкие атомные станции. Правительство приняло решение о прекращении их работы под давлением экоактивистов, но это совершенно нерационально на фоне проблем с поставками.

Франция когда-то поступила иначе и развивала свою атомную энергетику как раз после энергетического кризиса 1970-х годов, чтобы стать независимой от поставок импортной нефти. У Германии уже есть атомные станции, которые можно эксплуатировать. Просто необходимо пересмотреть свое решение.

Сейчас Европа пытается заполнить свои подземные хранилища газа — ПХГ — до рекомендованного Еврокомиссией уровня в 80%. Их общая мощность — 100 млрд кубометров. Изначально они были сделаны, чтобы компенсировать сезонность спроса на газ, потому что добыча более или менее постоянна, а зимой спрос выше. Пока средняя заполняемость держится на уровне 76%.

То, как Европа переживет эту зиму, во многом зависит от температуры. Потребление газа может стать меньше на 10%, если, например, зима окажется теплой. Если газа не будет хватать, придется отключать от него промышленные объекты. В последнюю очередь — останавливать производство электроэнергии и сокращать поставки на нужды отопления.

Что в итоге

  1. На экспорт в Европу уходит около 20% добываемого «Газпромом» газа. Если поставки будут остановлены, потери окажутся заметными, но не критичными.
  2. Цены на газ в Европе значительно выше, чем на внутреннем рынке — «Газпром» может лишиться существенной доли в выручке. Возможно, это приведет к давлению на цены на российском рынке.
  3. Из-за остановки экспорта в Европу российский бюджет может потерять от 700 до 800 млрд рублей.
  4. Прямо сейчас заменить российский газ Европе нечем. Вся надежда на подземные хранилища, расконсервированные месторождения и атомную энергетику.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Марсель Салихов
Следите за новостями об экспорте газа?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Таксс , значит у Европы есть варианты, как в будущем решить вопросик (не вымрут проклятые без Россиюшки), а нас ждёт повышение цен?
Класс

144

Скажи, ждёт вас не только подорожание цен, но и свёртывание ряда программ, финансируемых из бюджета, падение уровня медицины и образования, общее ухудшение уровня жизни населения.
Газ — важная статья доходов для федерального бюджета. Дефицит бюджета, вызванный уменьшением объема продаваемого в Европу газа, вынудит государство экономить. На оборонке и силовиках россия не экономит никогда — на них власть зиждется.
Потому экономить будут на вас.

47

Sol, скорее всего, вы правы. Но Россия и Европа - это органичные бизнес-партнёры. Мы ещё с царских времен поставляли туда дешевые ресурсы, а взамен получали предметы роскоши, технологии и инвестиции в промышленность.
Так что теперь вас ждёт высокая инфляция, ускорение бегства производства в Азию, увеличение госдолга и снижение общего уровня жизни населения.
Так что мне лично хочется верить, что однажды всё вернётся на круги своя.

62

Try, речь идет про газ, а нефть добьет Европу сильнее, а там еще мазут, уголь, продовольствие, никель и тд.

1

Try, что Вы подразумеваете под "круги своя" ? Возврата к старому нет, есть ностальгия и воспоминания.

1

Sol, на простых жителях как всегда правительство экономить будет.

3

Sol, анекдот вспомнился на эту тему:
" - Семья, мне зарплату урезали!
- Пап, это значит ты будешь меньше пить?
- Нет, дети, это значит, что вы будете меньше кушать
"

1

А ты кто ? ) " на вас " ,вопрос риторический и так ясно)) , вы думайте , что с " вами " будет .

0

Скажи,, Скажи, думаю данный опус и писался с целью заложить в головы читающих подобные выводы, хотя на самом деле реальность совершенно иная:

1. На протяжении многих лет мы поставляли в Европу дешевые энергоресурсы, сегодня можно сказать что эта эра закончилась.

Хоть в новостях чаще всего фигурирует именно российский газ, для самой России это лишь незначительна часть доходов от экспорта. В первую очередь мы экспортируем нефть.

При этом за 2021 год топливно-энергетические (куда входит и нефть и газ) ресурсы экспорта России составили менее 55%.

2. Сегодня газа в Европу мы продаем намного меньше, но при этом и намного дороже, эксперты пишут о рекордной выручки за счет того что Европа перешла от долгосрочных контрактов на рыночные, повышение цен например уже полностью покрыло стоимость не запущенного Северного потока 2 и в целом выровняло ситуацию в бюджете.

3. Уже в 2021 году основным покупателем экспорта из России был Китай 13.8%. Так же в пятерку крупнейших покупателей входит Турция и Беларусь. То есть по факту из пятерки мы потеряли ток Нидерланды и Германию. Их легко заменит Индия и Казахстан.

4. В статье Газпром выставляется как коммерческая компания главная цель которой получить прибыль (не важно где, за границей или в России), на самом же деле Газпром это чисто государственное предприятие (отмена дивидендов в этом году наглядный например), и никаких глобальных завышений цен в России не будет, мы и так платим невероятно низкую цену (которая европейцам только снится) за газ.

По поводу загнивающего запада, время покажет. Мое личное убеждение, запад всю свою историю паразитировал на слабых странах, за счет этого и стал богатым, за счет этого потомки завоевателей-колонистов и работорговцев живут сегодня хорошо, как только это изменится, изменится и все остальное. Посмотрим сколько другие слабые страны смогут поставлять им дешевые энергоресурсы, и что запад будет делать когда это закончится. Ну а уже поступают сигналы https://www.ft.com/content/0c5d883b-e282-436f-85d9-08b6f3ba2abf что сами западные страны не будут с друг другом делиться ЭР.

5

Альф, потомки колонистов и рабовладельцев жили хорошо, а мы чего не жили? В царской рассиюшке меньше 150 лет как официально рабство отменили (а по факту я бы поспорила отменили ли), так-то крепостные - тоже рабство, только не по цвету кожи, а по рождению. И длилось оно сильно дольше. При этом ресурсов как во всей загнивающей вместе взятой. А все равно народ в большинстве своем нищий. Так в чем же дело?

29
Герой Т—Ж

24.08.22, 08:41

alena_lanskaya, сколько стереотипов в одном комментарии)
Не жили хорошо потому, что в подавляющем большинстве мы как раз потомки не рабовладельцев, а как раз таки крепостных)) ну и еще незначительные мелочи типа отсутствие колоний, огромные издержки из-за географического положения, климата и протяженности территорий, потери десятков миллионов человек и неисчислимого количества материальных ресурсов в крупнейших конфликтах в истории (при жизни одного-двух поколений).
Насчет ископаемых ресурсов и их огромного количества - а когда большая часть из них была открыта и тем более освоена? в 60-70х годах прошлого века. До этого разве что пушнина и пенька были)) Ну и снова незначительные мелочи типа уровня добычи на душу населения и издержки на эту самую добычу и транспортировку на порядки выше, чем у других нефте- и газодобытчиков. Сравните например себестоимость у Саудовской Аравии в паре км от Залива и где-нибудь за Полярным кругом с соответствующим логистическим плечом в тысячи км.
Насчет нищего народа тоже доставило) уж не на этом ресурсе об этом так безапелляционно заявлять))

21

SailingMan, интересно, что в аравийских странах процветает тоже не такая большая доля народа, а значительная часть де-факто населения - мигранты из других стран, и они тоже достаточно бедны.

9

SailingMan, как много оправданий))
Почитайте тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%91%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 - это что касается колоний.

Так чего нахапали столько земли раз управлять ей не можем? А в Канаде чего с климатом и населением и территориями?
Крупнейшие конфликты не только на этой территории были. Что с нефтью в Норвегии? ее тоже просто добывать в море?
Проще говоря все виноваты у рассеюшки, кроме власти и нас самих.

0
Герой Т—Ж

24.08.22, 09:21

alena_lanskaya, да я и не собирался оправдывать, это объективные историко-географические факты.
Насчет списка так называемых колоний - ну это даже не смешно, какие-то микроскопические и абсолютно незаметные в исторической перспективе образования. Сравните со всего лишь одной единственной "жемчужиной в короне Британии" Индией.
С нефтью в Норвегии все хорошо, так же, как и с добычей на душу населения (я об этом в своем комментарии указал как раз для любителей сравнить РФ с другими). https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/09/20/734523-rossiya-ne-norvegiya
Цитата: "Нефти в России в абсолютных количествах добывают больше: в 2016 г. – 554 млн т против 90 млн т у Норвегии. Но в Норвегии живет 5,2 млн человек, а в России – 147 млн, так что по добыче в пересчете на душу населения Норвегия сильно опережает Россию: 17,2 т на человека у них против 3,78 т у нас."

Еще один интересный кивок в сторону Канады, ну это классика вообще) 90% населения в Канаде живет вдоль границы с США примерно на широте Парижа/Рима/Стамбула :) вся нефтедобыча там вахтовая, без соответствующих издержек на города/трассы/отопление и прочих северных надбавок.

Как-то так. Повторюсь, никого не оправдываю, но такие факты хотя бы о родной стране надо знать.

28

SailingMan, так народу мало или много?
В чем проблема население РФ расселить в нормальные комфортные пояса, а нефть и остальное вахтой добывать? Для какой великой цели люди в Воркуте, Сургуте или Салехарде живут?
Дорогу туда прокладывают, отопление, электричество, продукты везут, а там живешь как холодном аду, для чего это всё?

0

alena_lanskaya, Вы прямо как великий Гайдар рассуждаете, который сказал как-то, что на Дальнем Востоке надо оставить 30.000 человек, лес заготавливать, но по поводу тех, кто этого делать не будет, ничего не озвучил.

8

alena_lanskaya, позор

1

Альф, по поводу последнего абзаца есть прекрасный пример - пример Португалии и Испании, которые паразитировали на дешевых ресурсах из колоний и чувствовали себя лучше любого государства современности) но мне все равно, как там будет у них, мне хочется, чтобы у нас с вами все было хорошо. Уезжать не хочется принципиально, вопреки))

23

Альф, у вас очень упрощённые представления о ситуации, всё не так просто. И Газпром - это коммерческая организация, только со сверхдоходами (была). И государство в добровольно-принудительном порядке накидывало социалку на Газпром.

7

Анатолий, это каким образом государство накидало социалку на Газпром? Как это на деле осуществляется?

1

Скажи,, ну про вымрут- это фантазии. Их ждёт повышение цены. У нас газ вырастет на 20 %, у них уже вырос на 1000 %. Как и у них у нас тоже есть варианты. Как и у них, они не быстрые.
Для Европы, как мне кажется, проблема не только в наличии газа. Уж они его точно найдут, как вариант "заберут" (перекупят) у бедных стран. Вот те останутся без газа. Это сейчас главный вопрос - в наличии газа. Пока никто не говорит о его цене и конкурентноспособности европейских предприятий. Смогут ли они конкурировать с китайцами, если у европейцев вырастет себистоимость и сооответственно цены. Точно не все....Так, что проблемы у Европы будут. Ну они богатые, станут жить чуть хуже. Но не вымрут, точно. Как и мы, кстати.

1

Нас ждет огромный пипец. Наше будущее, это состояние и положение Северной Кореи. Еще год, два наша раша продержится, за счет текущих запасов, а потом все, astalavista beybi) Ну и повышение, ты прав, ох*ительное повышение цен на ВСЁ!

0

Скажи,, Оно и без того нас ждет походу)

0

Скажи,, нет, это фантастика

0

Скажи, а как вы хотели? За такие фокусы заплатим по полной...

0

Скажи,, У Мюллера героя отобрать.

0

Sol, РФ поставляла газ по $200 и дешевле. Сейчас ЕС закупает СПГ в 10 раз дороже. Из-за этого дорогое электричество. Производство станет менее рентабельным, будет переезжать в Китай и даже США (даже там электричество дешевле). Меньше производства - меньше ВВП, ниже уровень жизни и дальше по спирали вниз. Так что нифига себе "временный эффект". Наоборот потеря доступа к дешевому сырью - огромная потеря для экономики, негативные последствия не на время, а навсегда.

67
0

Никто не может предположить что будет через годика 2 - 3, ни один эксперт не сможет этого предугадать.

62

Мага, выше и ниже в комментариях эксперты уже высказались. Они точно знают что будет

61
Герой

24.08.22, 10:24

Отредактировано

сникерс, Так эти мамкины эксперты предсказывали дефолт в марте. Потом про закрытие макдональдса навсегда и т.д. Читать их комментарии один смех да и только. При том большинство из них элементарные вычисления не могут сделать, но зато "идеально" прогнозируют макроэкономику и микроэкономику.

35

Peace, так макдональдс закрылся вроде как

16

Alexandra, норм не будет, поскольку значительная часть электрогенерации - газ. Вырастет цена на газ, подорожает и электричество. Атомные станции строятся десятки лет, их быстро не наклепаешь.

39

Венера, а зачем властям что-то предпринимать для пенсионеров в сёлах, если они в любом случае будут голосовать за них? Это в загнивающих Европах партии ведут борьбу за голоса избирателей, а нашему народу велено иметь одну власть до скончания века, всё остальное — от лукавого.

37

Альф, какахи подбираю, мусор сортирую. Стучать на соседей - имеется ввиду когда шумят вне положенного времени или детей своих бьют? Да, готова.
С душем и комнатой - это вы российских газет перечитали.

32
0

еще, весь европейский обьем не получится перераспределить ни на внутренний, ни на дружественные рынки. значит придется уменьшать добычу и консервировать скважины.

30
0

Не понимаю, почему многие пишут про дешевую энергию в России, где она дешевая? Мы экономим и на электричестве и на воде, а по итогу на двух человек зимой на коммуналку уходит 5000-6000 тыс. в однушке и львиная доля это отопление и горячая вода, чтобы это все стоили реально копейки надо или вообще не мыться и не стираться или как-то обманывать с счетчиками.

30
Спортивный редактор

24.08.22, 22:03

Дмитрий, у нас, например, выходит 8к, но львиная доля - это услуги управляющей компании (по их работе, конечно, так и не скажешь). Вода и электричество суммарно на 1к выходят. Отопление 2500₽ ежемесячно

18

Sol, а удобрения ЕС без газа уже научилась производить?
То есть раньше ЕС закупала дешевый газ, делала из него дешевые удобрения. Теперь эти производства в ЕС закрываются (нерентабельно), и ЕС вместо газа закупает... удобрения (готовую продукцию). Звучит как план :) Так победим :)

Кстати, у ФосАгро неплохой отчет вышел. Выручка от продажи удобрений за 1 полугодие, говорят, выросла в 1,9 раза. Не знаете, кому продают? ))

Снова простите за неприятную инфу. А так РФ загибается, да.

29

Ведьмочка, монополия подразумевает, что на рынке только 1 компания. Принадлежность государству здесь вообще не при чём.

28

Альф, дискуссию можно закрывать на фразе «крепостные на самом деле очень даже не плохо жили».

25
0

Насколько я понимаю, в Европе также возникнут проблемы с социалкой, с доходами предприятий из-за дорогих энергоресурсов и, возможно, постоянный режим экономии. Также, из-за закрытия предприятий, всплеск безработицы и, как следствие, ухудшения качества жизни? Параллельно проблемы в с/х из-за дорогих удобрений, повышение цен на почти всё, связанное с дорогой и нехватающей энергии? То есть резкое падение ВВП?

23

Sergey, Не одновременно - они выводились с весны. Есть нормочасы по выработке, зафиксированные в договоре до сервисного обслуживания. Каждые 1000 часов происходит остановка турбины для осмотра (это также есть в договоре), некоторые турбины из-за неисполнения договора накопили значительное количество ошибок, чтобы быть выведенными (никому не хочется, чтобы станция перекачке из-за короткого замыкания взлетела на воздух). Раньше они также выводились постепенно в обслуживание и возвращались вовремя, как вы говорите "в одно время" в течении полугода. Можете почитать некоторые документы о неисправностях, Газпром их сам выложил на Я.Диск https://disk.yandex.ru/d/pYiMjXAnwJINjQ
Использовать турбины как способ давления на немецкую сторону разумно: во-первых, за контракт обслуживания заплатили - исполните его сначала, а потом например, не заключайте договор согласно санационной политике как это делает Microsoft, к примеру; во-вторых, СП-2 остановлен, пора бы ему поработать, турбины там новые, российские; в-третьих, газпром держит в напряжении рынок, к которому так стремился ЕС, уйдя от конкретных цифр в договорах поставок - на этом можно заработать. То есть сейчас Газпром включил известную всем немецкую бюрократическую машину.

23

Try, а россиянам что посоветуете?

21

Альф, это вы сейчас ужасы загнивающей Европы перечислили?

21

Альф, Какахи за собакой убирать - норма, у меня нет собаки, но когда мне на время отпуска отдают своих родственники - я, не обламываясь, собираю. "Стучать" на соседей не за что -- они адекватные у меня, душ раз в неделю -- это только по телевизору такую чушь показывают)) Дорогой газ -- это плохо, но давайте возьмем лучшее оттуда и соединим это с лучшим отсюда -- получится здорово, я уверен! Зачем искать недостатки там, где можно перенять только позитивный опыт, а негативный вывести за скобки???

21

Максим, то-то у Северной Кореи и Ирана экономика приспособилась, научились же обе страны лучшие в мире автомобили, самолёты и компьютеры делать. Или не научились? А ведь против них санкций меньше введено, чем против россии.

21

Sol, против РФ санкций введено меньше, чем против них. Проверьте. Против РФ введено много персональных санкций (на физ лиц). Поэтому в штуках получается много. Но по факту с РФ ограниченно торгует только 15% населения планеты. Даже Южная Корея начала принимать карту Мир к оплате (отличный сигнал). Индия активно торгует, обороты растут. Про Китай молчу совсем. Да и ЕС не отстают, все равно продолжают торговать и через параллельный импорт гнать все. И тот же Мак мечтает вернуться, не зря придумал бренд такой, чтобы он не прижился. Икея не продает магазины, мечтает вернуться. Список можно продолжать.
Я понимаю, что Вы мечтаете, что РФ уже загнется наконец. Но на практике оказалось все не так.

20

Катерина, ага, а почему ж тогда Европа на дешёвых российских ресурсах так развилась, а сама россия лады без АБС кое-как клепает и пенсии по 200€ платит?

21

Альф, вам прислать пруфы в виде какашек моей собаки в пакетике?)

20

Альф, у меня тоже есть такой знакомый товарищ: ты что плохо живёшь? Квартира, машина, работа с зарплатой выше средней... А оглядевшись вокруг видишь нищету, это не мои знакомые. Это мои соседи по подъезду, где я живу 25 лет. В основном пенсионеры: ремонта в квартирах нет, одежда советских времён, в авоське - хлеб, молочка. Еле ходят, никуда не выезжают. А это, на минуточку, Заполярье. И городок не депрессивный, с богатым комбинатом. А бедных, живущих от зарплаты до зарплаты, очень много.

20

Сообщество