Госдума утвердила бюджет РФ на 2025 год: на что потратят рекордные 41,5 трлн рублей
21 ноября Государственная дума приняла закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Второй год подряд главной статьей бюджета становятся траты на оборонные нужды, которые в этом году впервые превысили расходы на социальную политику. В 2025 году социальный блок уменьшат, а оборонный — нарастят.
Структура бюджета указывает на то, что правительство кардинально изменило свои представления о будущем. Если еще год назад в трехлетнем проекте власти закладывали постепенное сокращение военных расходов, то теперь их видят рекордно высокими как минимум до 2027 года.
Вот что еще стоит знать о главном финансовом документе страны.
Какие траты заложили в бюджет
Правительство намерено потратить в 2025 году 41,5 трлн рублей. Это на 4,3 трлн больше, чем принятый федеральным законом план на 2024. Еще год назад власти ожидали, что в 2025 потратят 33,5 трлн рублей, но в утвержденном бюджете сумма оказалась на четверть больше.
Планировалось, что каждый четвертый рубль пойдет на социальные нужды, а оборонные расходы будут сопоставимыми. Теперь же приоритеты выглядят иначе. Соцполитике отводится около 15% бюджета. Обороне — почти 33%.
Разберем крупнейшие блоки расходов.
Национальная оборона. Это не только самая объемная статья бюджета, но и самая быстрорастущая. В докризисном 2021 году расходы на оборону составляли 3,6 трлн рублей, то есть почти вчетверо меньше, чем запланировано на 2025. К уровню 2024 года траты вырастут на четверть и составят 13,5 трлн.
А еще это самый закрытый раздел: засекречено 85% оборонного бюджета. Направления трат обозначены одним предложением в пресс-релизе Минфина: на оснащение вооруженных сил, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК.
Самая крупная статья в публичной части — расходы на выплаты персоналу, на которые правительство предлагает заложить 1,3 трлн рублей. Для штата ВС РФ в 1,5 млн человек сумма не выглядит запредельной.
По факту силовой блок бюджета больше. Сюда же можно отнести расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — это еще 3,5 трлн рублей. Из них 1,3 трлн засекречены, а 1,8 трлн потратят на выплаты персоналу — это зарплаты полицейских, росгвардейцев, прокуроров, сотрудников СК и прочих ведомств.
А еще бюджет позволяет познакомиться с некоторыми планами по техническому оснащению служб правопорядка. Например, для патрульных автомобилей ГИБДД хотят закупить бортовые комплексы с функцией распознавания госномеров. За три года на это потратят почти 7 млрд рублей.
Социальная политика. Это единственный из крупных блоков расходов, который ждет сокращение финансирования, причем существенное. После плановых 7,7 трлн рублей в 2024 году на 2025 хотят выделить лишь 6,5 трлн.
Из них 1,7 трлн — это пенсии военнослужащим и обеспечение их жильем, 1,4 трлн — пособия по рождению и воспитанию ребенка, 0,5 трлн — материнский капитал.
Минфин не объясняет причин сокращения социального бюджета. Вероятнее всего, это связано с сокращением числа получателей пенсий на фоне увеличения пенсионного возраста. В 2025 году российским предпенсионерам прибавили еще один трудовой год, в связи с чем никто из тех, кому прежде полагалась пенсия по старости, на нее не выйдет, за исключением особых категорий «досрочников».
Об этом же говорит и планируемое сокращение трансфертов из федерального бюджета в пользу СФР . В 2025 году ему собираются перечислить около 4 трлн рублей, а в 2024, согласно бюджету фонда, — свыше 5,4 трлн.
К социальным расходам можно отнести и траты, которые формально приписаны блоку ЖКХ, — субсидирование льготной ипотеки. Государство возмещает банкам недополученные доходы по жилищным программам: семейной, сельской, дальневосточной и ИТ-ипотеке, а также по ипотеке под 8%. Последняя хоть и завершилась в июле 2024, но выплаты по ней продолжатся, пока заемщики не расплатятся с банками.
Из-за высоких рыночных ставок бюджету становится все тяжелее справляться с этой нагрузкой. В 2023 году субсидии составляли меньше 200 млрд, в 2024 составят более триллиона, а на 2025 закладывают уже 1,3 трлн рублей. Это ненамного меньше, чем годовой бюджет на образование. При этом государство платит не только за тех, кто купил квартиру для жизни, но и за инвесторов, которым она обеспечивает пассивный доход. По данным Счетной палаты, почти 115 тысяч россиян оформили на себя две и более льготные ипотеки.
Экономика. По проекту бюджета, траты на развитие российской экономики составят в 2025 году 4,4 трлн рублей. Это ненамного больше ожидаемых расходов 2024 года.
Самая крупная статья экономического блока — субсидии бизнесу на 1,3 трлн рублей, включая 266 млрд на поддержку госкорпораций. С ростом ключевой ставки они тоже стали обходиться дороже. Власти даже рассматривали сценарий полной отмены льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Но пока до этого не дошло.
Важное место в бюджете на национальную экономику занимают расходы на инфраструктуру. Траты на строительство и ремонт автодорог, включая поддержку Росавтодора, в 2025 году составят около триллиона рублей.
Правительство подчеркивает, что в новом трехлетнем бюджете делает ставку на обеспечение технологического суверенитета. Эти расходы предусмотрены в блоке новых национальных проектов, крупнейший из которых по объемам финансирования — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». В 2025 году на него выделят 168 млрд рублей. В основном деньги пойдут на производство самолетов, вертолетов, судов и судового оборудования.
Еще почти 130 млрд потребует нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включающий поддержку российских решений по внедрению искусственного интеллекта и других цифровых разработок. В этом же бюджете заложено расширение инфраструктуры для доступа в интернет, в том числе с помощью низкоорбитальной спутниковой группировки.
За счет чего вырастут доходы
В бюджете заложен динамичный рост доходов — с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,3 трлн в 2025. Вот основные тренды, которые будут влиять на объемы поступлений.
Значительный рост налогов. Увеличение доходов бюджета главным образом обеспечат за счет роста налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Изменения налоговой системы, принятые в 2024 году, позволят государству дополнительно собрать в 2025 порядка 3,6 трлн рублей.
Большую часть этой прибавки обеспечат предприятия. С января 2025 года они будут платить налог на прибыль по ставке 25 вместо 20%. В бюджет заложено увеличение доходов по налогу на прибыль в 2,6 раза — до 2,95 трлн рублей. Кроме того, для части организаций, которые ранее работали на упрощенной системе налогообложения, ввели обязанность по уплате НДС.
Также в 4,5 раза вырастут доходы федерального бюджета от подоходного налога — до 420 млрд рублей . Это связано с введением в России пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, которая затронет людей с доходами свыше 2,4 млн рублей, что соответствует зарплате 174 тысячи рублей в месяц чистыми.
Кроме того, с нового года планируется увеличить акцизы на бензин, алкоголь, сигареты и сладкую газировку. Как правило, рост издержек бизнес закладывает в цены товаров, так что эти изменения почувствуют на себе все потребители.
Точно так же на плечи россиян ляжет и рост утилизационного сбора, за счет которого бюджет пополнится в 2025 году на 2 трлн рублей. Это почти вдвое больше, чем ожидаемые сборы в 2024 году.
Еще более чем вдвое вырастут поступления по налогу на процентные доходы по вкладам. Но здесь уже главная причина не в ужесточении бюджетной политики, а в росте доходности самих депозитов. На фоне высоких ставок государство планирует собрать с вкладчиков больше 250 млрд рублей в 2025 году.
Умеренный рост экономики. Бюджет сверстан из расчета, что российская экономика продолжит расти, пусть и меньшими темпами. После роста ВВП в 2024 году на 3,9% правительство ждет его замедления до 2,5% в 2025.
Логика здесь простая: чем больше продукции производит страна, тем больше налогов она собирает. Плюс номинальные доходы будет увеличивать инфляция: рост цен приводит к пропорциональному росту оборотных налогов.
Так, налог на добавленную стоимость, который взимают и с отечественных производителей, и с импортеров, в 2025 году пополнит бюджет на 15,5 трлн рублей — на 2,2 трлн больше, чем годом ранее. К слову, это в полтора раза превышает ожидаемые нефтегазовые доходы.
В целом доходы, не связанные с углеводородами, в 2025 году составят 29,4 трлн рублей — после 24,8 трлн в 2024. При этом в правительстве не ждут высоких темпов роста российской экономики и в последующие годы: к уровню 2024 они не вернутся как минимум до 2030.
Снижение значимости нефти и газа. Власти страны сдержанно настроены по поводу нефтегазовых доходов: в бюджет заложили их сокращение с 11,3 трлн рублей в 2024 до 10,9 трлн в 2025 году.
Падения цен на нефть в правительстве при этом не ждут: прогноз предполагает, что баррель будет стоить примерно так же, как и в 2024, — в районе 70 $. Рубль ослабнет до 96,5 ₽ за доллар, что при прочих равных должно увеличить общие доходы. Но этого не произойдет по ряду причин.
Во-первых, Минфин закладывает сокращение на 440 млрд рублей поступлений НДПИ на газ . Вероятнее всего, речь идет о послаблениях для Газпрома, который с 2023 года приплачивает бюджету назначенный ему в ручном режиме дополнительный налог — по 50 млрд рублей ежемесячно.
Во-вторых, растут субсидии нефтепереработчикам, которые уменьшают размер нефтегазовых доходов. Часть из них идет на сдерживание роста цен на бензин на внутреннем рынке, другая — на стимулирование инвестиций. Всего выплаты по топливному демпферу, обратному акцизу и инвестнадбавке в 2025 году составят 4,1 трлн рублей, что на 362 млрд больше плана на 2024.
Если бюджеты за 2024 и 2025 годы исполнят в обозначенных параметрах, то доля нефтегазовых доходов казны сократится с 31,3 до 27,1%. То есть Россия станет меньше зависеть от сырьевой ренты.
Каким будет дефицит
В 2025 году расходы российского бюджета, как и в предыдущие три года, будут больше, чем его доходы. Дефицит составит 1,2 трлн рублей.
Для справедливой оценки его принято сопоставлять с размерами экономики. В 2025 дефицит запланирован на уровне 0,5% ВВП. Это немного, даже в сравнении с развитыми странами. Например, в США дефицит бюджета в 2023 финансовом году составил 6,3% ВВП. Но есть нюанс: у России гораздо меньше возможностей для финансирования своего дефицита.
С учетом того, что внешний рынок заимствований для РФ теперь закрыт, правительству остается полагаться только на внутренний, где деньги сейчас стоят дорого. Нетто-объем заимствований ОФЗ на предстоящую трехлетку планируется в районе 3,5 трлн рублей ежегодно.
В условиях высоких ставок правительство вынуждено занимать под двузначные проценты, что уже приводит к ощутимому росту расходов на обслуживание долговых обязательств. Если в 2023 году на выплаты по долгам в бюджете было предусмотрено 1,5 трлн рублей, а в 2024 — 2,3, то на 2025 закладывают уже 3,2 трлн. И это при условии, что ЦБ начнет постепенно опускать ключевую ставку.
Сам регулятор закладывал в базовом сценарии снижение ставки до 14—16% в 2025. Но уже в октябре он пересмотрел свои планы с учетом новых вводных по инфляции и расходам бюджета. Теперь ЦБ прогнозирует коридор ставки в диапазоне 17—20%.
Центробанк увидел в представленных параметрах бюджета проинфляционные риски, которые могут быть связаны с сильным расширением дефицита на 2024 год. Если летом при корректировке бюджета предполагалось, что дефицит вырастет с 1,6 до 2,1 трлн рублей, то теперь Минфин уточнил это значение до 3,3 трлн.
Это значит, что государство сильно нарастит траты в конце 2024 года. В январе — октябре они составляли в среднем по 3 трлн в месяц, а в ноябре — декабре должны вырасти до 4,76 трлн. Это очень большой дополнительный приток денег в экономику, который может привести к росту инфляции.
Эксперты говорят, что повышение ключевой ставки в таких условиях крайне вероятно и значительно выросли риски, что она останется высокой дольше, чем ожидалось. В самом ЦБ уже признали, что инфляция в 2024 году превысит прогноз годовой давности почти вдвое и составит 8—8,5%. Также в ЦБ допустили, что ставка может подняться выше рекордных 21%.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique