Еще в июне 2022 года я запланировал небольшое осеннее путешествие по Грузии.

Оно должно было длиться 14 дней. Я собирался 23 сентября пересечь границу с Грузией в спокойном темпе за несколько часов. Сентябрь выбрал для поездки по нескольким причинам: туристический сезон закончился, пробок должно быть меньше и в стране уже не так жарко. У меня были договоренности о встрече с друзьями и брони жилья.

Но когда я прочитал новость о частичной мобилизации, понял, что придется выезжать в Грузию раньше, а границу не получится перейти быстро. Вышло дольше, чем я планировал: на пересечение я потратил 43 часа. Но и это оказалось не пределом. На момент публикации статьи пересечение российской и грузинской границ занимает от четырех до пяти суток, а длина пробки — 30 км. Своей очереди ждут несколько тысяч машин.

Расскажу обо всем подробнее.

О чем важно знать, если вы решите пересечь наземную границу с Грузией

Редакция не рекомендует пересекать границу в Верхнем Ларсе: друг автора этой статьи выехал из Москвы рано утром 23 сентября и к вечеру 27 числа все еще стоит в пробке между Нижним и Верхним Ларсом. В общей сложности он провел в ней трое суток. По его словам, очередь практически не двигается, надежд пересечь границу до 28 сентября нет. У людей в очереди заканчиваются еда, вода и бензин.

МВД Северной Осетии сообщило, что в ближайшее время на границе развернут мобилизационный пункт военкомата. Пресс-служба администрации главы Северной Осетии рассказала Тинькофф Журналу, что в районе КПП «Верхний Ларс» начала работу оперативная группа, в которую входят органы власти, представители военкоматов и МВД. Эта группа будет вручать повестки тем, кто есть в списках военкоматов на мобилизацию.

Ситуация на дороге до Верхнего Ларса 26 сентября
Ситуация на дороге до Верхнего Ларса 26 сентября

Почему я решил ехать в Грузию

20 сентября в СМИ появились сообщения, что в России скоро объявят мобилизацию. Я предполагал, что вместе с этим автоматически закроют границы.

Я решил ничего не предпринимать до официального объявления от властей. Два года пандемии научили меня не паниковать раньше времени и дожидаться точных данных: о коронавирусных ограничениях было много фейков. Иногда СМИ писали о важных событиях, ссылаясь на анонимный источник, но большинство таких публикаций в итоге не подтверждались. Сообщения о возможной мобилизации появлялись и перед 9 Мая. Некоторые мои знакомые еще тогда уехали из России.

Телеграм-каналы писали, что 20 сентября президент России должен обратиться к россиянам с каким-то сообщением. На фоне происходящих событий появились логичные предположения, что он заявит о мобилизации. Эту теорию подтверждали некоторые СМИ. Но в тот день обращения не было, и я лег спать.

В это время я уже был в отпуске. 21 сентября рано утром отправился на своей машине из Санкт-Петербурга в Москву. Это была запланированная поездка — Москва стала промежуточным пунктом по пути в Грузию. Со мной в машине ехали две подруги — мы вместе планировали отпуск. Еще один друг уже ждал нас в Грузии.

С собой я взял небольшую сумку с вещами, загранпаспорт и 300 $⁣ (17 430 Р): обменял на них евро, которые у меня остались от поездок в Финляндию. Я знал, что этой суммы мне не хватит на две недели путешествия, но решил позже перевести через «Золотую Корону» рубли и получить лари, когда уже буду в Грузии. Курс сервиса в 22,3 Р за 1 GEL меня устраивал. Еще я планировал попробовать получить карту грузинского банка. Тогда я смог бы перевести деньги на нее — тоже через «Золотую Корону». Карт других зарубежных банков у меня не было.

Курс перевода рублей в лари через «Золотую Корону»
Курс перевода рублей в лари через «Золотую Корону»

Примерно через пять часов после моего выезда из Петербурга появилось сообщение о частичной мобилизации. В этот момент я стоял на заправке и ждал заказанный френч-дог.

После объявления я стал думать, стоит ли ехать в Грузию. Навигатор показывал, что осталось больше 24 часов пути. У меня было несколько вариантов:

  1. вернуться в Петербург за вещами, которые пригодятся для долгой жизни за границей, а потом уже ехать в Грузию;
  2. развернуться и доехать до границы с Финляндией. У меня есть полугодовая шенгенская виза, этого времени хватило бы, чтобы продумать дальнейшие действия. Доехать до границы с Финляндией я мог значительно быстрее, чем до Грузии: она находится в трех часах езды от моего дома в Петербурге;
  3. остаться в России. У меня здесь семья, друзья и дом — это важные пункты в моей жизни;
  4. ехать дальше и надеяться, что все будет хорошо.

Я выбрал четвертый вариант и решил действовать по ситуации. В тот момент я еще не определился, на какой срок еду в Грузию и вернусь ли после окончания запланированного 14-дневного путешествия. Подруги, которые ехали со мной, поддержали это решение. С семьей я посоветоваться не успел, но позже сообщил родителям, что решил не отказываться от путешествия и ехать дальше.

За рулем я не отвлекался на телефон, поэтому не увидел многие сообщения в СМИ и от знакомых. Чтобы не пропустить важное, я иногда останавливался — из-за этого поездка затруднялась. Еще я попросил близких написать мне, если границу закроют. Многие друзья и знакомые поддерживали меня, спрашивали, как дела, какие планы, скидывали важную информацию и предлагали помощь.

Как я спланировал путь

Когда я только планировал путешествие по Грузии, хотел добираться из Санкт-Петербурга в Тбилиси на машине. Люблю длинные поездки, поэтому путь около 30 часов меня не пугал. По дороге хотел остановиться в Тамбове и Элисте — посмотреть эти города и отдохнуть. Забронировал там жилье.

После новости о мобилизации решил, что долгие остановки будут лишними — они отняли бы слишком много времени. Больше всего меня пугали очереди на границе. Водители из Москвы и Петербурга вряд ли успели бы доехать до границы с Грузией раньше меня, но люди из других регионов могли оказаться там быстрее.

Одну остановку я все же сделал. Вечером 21 сентября заселился в отель Тамбова и поспал пять часов. Организму нужна была перезагрузка после новостей и подготовка к долгой поездке. За ночь ничего страшного не произошло, но появились первые сообщения об очередях на границах и приказы региональных военных комиссаров о запрете покидать регион. Я прописан в Ленинградской области, официальные лица моего региона ничего такого не сообщали. Это меня успокоило.

Днем 22 сентября я доехал до Волгограда и там на несколько минут остановился около памятника «Родина-мать зовет!». Отдохнул от дороги и посмотрел на монумент. Подслушал, как туристы обсуждают мобилизацию и решают, что делать дальше. Такие же разговоры слышал на заправках — мне показалось, новости затронули многих. В Волгограде я увидел первые сообщения о том, что очереди на границах стали огромными — уже тогда машины стояли в пробках больше 12 часов. Информации об отказе в выезде из России не было.

Вечером 22 сентября я доехал до Элисты, там сделал небольшую остановку на ужин. К тому моменту время прохождения границы с Грузией увеличилось до 24 часов. Похожие пробки случаются и летом, но мне казалось, что сейчас ситуация другая — и чем ближе к границе, тем обстановка будет хуже.

Монумент «Родина-мать» в Волгограде был в планах моих будущих поездок
Монумент «Родина-мать» в Волгограде был в планах моих будущих поездок
Дорога из Волгограда в Элисту
Дорога из Волгограда в Элисту
Монумент «Родина-мать» в Волгограде был в планах моих будущих поездок
Монумент «Родина-мать» в Волгограде был в планах моих будущих поездок
Дорога из Волгограда в Элисту
Дорога из Волгограда в Элисту

Как я проехал через закрытый Владикавказ

Между Россией и Грузией есть только один КПП — «Верхний Ларс» в 30 км от Владикавказа. Чтобы туда попасть, нужно проехать через сам город. Ночью 23 сентября, после выезда из Элисты, я прочитал в СМИ, что полиция закрыла Владикавказ на въезд и выезд в сторону границы. В Верхнем Ларсе скопилась огромная пробка, которая не понравилась властям, поэтому пускать людей в город решили постепенно. Это означало, что мне придется отстоять не одну, а минимум три пробки: на въезде во Владикавказ, на выезде из него и на границе.

Я заехал в магазин за продуктами, которыми буду питаться в дороге и в очередях. Надежд на кафе не было. Взял то, что не портится в машине: орехи, детское пюре в удобных упаковках, выпечку, протеиновые батончики и две бутылки йогурта. На все это я потратил 531 Р.

По мере приближения к Владикавказу новости становились все хуже: автомобили в город все еще не пускали, выезд тоже был закрыт. Судя по навигатору, пробка на границе не уменьшалась. Параллельно я читал в чатах, как знакомым в разных городах России стучат в двери и приносят повестки.

За полтора часа до Владикавказа, где-то в районе города Терек, меня остановили на первом посту полиции. Сотрудники спросили про военный билет и службу в армии, проверили по своим базам, есть ли у меня штрафы и запреты на выезд. Никаких проблем не возникло — мне пожелали удачной дороги и отпустили. В базе не отображалась моя страховка, но полицейские поверили, что она у меня есть.

Через полчаса меня остановили второй раз. Сотрудники полиции снова проверили документы. Сообщили, что въезд во Владикавказ закрыт и дальше я не проеду. Я сразу почувствовал, что попал в южный регион: полицейский называл меня «братом», стал обращаться на «ты» и по имени. В нем не было никакой агрессии. Он сказал мне примерно так: «Попасть в город можно двумя путями — направо или налево. Прямо никак, там пост. Если поедешь направо, там два раза поверни на перекрестках налево. Береги себя».

Я удивился: полицейский прямым текстом сказал, как нелегально попасть в город.

Я сделал крюк на 40 минут через две деревни. Уже через час после того, как я проехал, этот объезд тоже закрыли. На пути мне встретились три обычных поста ДПС. Меня не остановили: думаю, мне повезло, в это время ДПСники досматривали другие машины. Ехал и надеялся на загруженные карты в навигаторе: мобильного интернета в телефоне в тот момент не было — я находился далеко от города.

Когда доехал до Владикавказа, понял, что полицейский меня не обманул: на этом въезде в город не было постов полиции. На заправке там я залил полный бак. Моя подруга ездила в Грузию несколько лет назад и предупредила, что стоит так сделать из-за возможных пробок. На заправке было большое скопление машин. Люди говорили, что их не выпускают из города, не дают проехать к границе.

Я доехал до очереди на выезд из города — там стояло 200 или даже больше машин. Полицейские не знали, когда откроют дорогу, говорили, что надо ждать, пока пробка на границе станет меньше. Она уже тогда была около 8 км — и это только путь до российского КПП.

Закрытый выезд из Владикавказа в сторону границы с Грузией
Закрытый выезд из Владикавказа в сторону границы с Грузией

Я занял место в очереди и сразу столкнулся с предприимчивостью местных. Они постучали в окно машины и за 10 000 Р предложили показать путь, как объехать полицию и попасть на дорогу к КПП. Я отказался: не был уверен, что они действительно договорились с полицией, и не хотел терять деньги. Пробка на границе все еще была огромной — деньги могли пригодиться там.

Я поговорил с полицейскими, которые охраняли выезд. Один из них спросил про мою службу, я ответил, что в запасе. Полицейский порекомендовал мне развернуться — сказал, что через границу все равно не пустят. Я проигнорировал его слова: скорее всего, он просто решил меня запугать.

В очереди я смог поспать в машине около четырех часов. Подруги, с которыми я ехал, разбудили меня, когда в чатах сообщили об открытии выезда. Было около пяти утра 23 сентября.

Как я стоял в пробке на границе

На выезде из Владикавказа я оказался примерно в середине колонны машин. Мы почти сразу снова встали в пробку — теперь уже перед границей. Она начиналась за 9 км от российского пункта пропуска. Из-за того, что Владикавказ закрывали на въезд и выезд, она немного уменьшилась.

Телеграм-канал Николая Левшица, где я читал новости про Грузию, прогнозировал, что ориентировочное время прохождения обеих границ — больше 30 часов. Мне эта оценка казалась оптимистичной: очередь двигалась слишком медленно. Сначала я ехал со скоростью примерно один километр за два часа.

В какие-то моменты скорость была 100 метров за четыре часа.

Много людей шло к границе пешком, ехало на велосипедах и самокатах. Первое время я обращал на них внимание: за минуту мимо моей машины проходили минимум 20 человек и примерно столько же проезжали на велосипедах. Людей на самокатах было меньше — двое-трое в минуту. Позже телеграм-чаты «Верхний Ларс», «Пробка на Ларсе» и другие написали, что самокатчикам запретили проходить границу.

Велосипедисты проезжали на КПП без очереди, поэтому местные жители оперативно организовали еще один бизнес. Они продавали велосипеды и самокаты на трассе, по дороге от Владикавказа к границе. В пробке я вышел из машины постоять на улице, ко мне подошел мужчина и спросил, как движется очередь. Он рассказал, что ему предлагали купить транспорт за 10 000 Р, но он выбрал путь пешком. Позже в чатах появилась информация, что стоимость велосипеда выросла до 40 000 Р.

Российскую границу нельзя переходить пешком, людям приходилось искать попутку, чтобы попасть на грузинский КПП. Ко мне тоже обращались: предлагали минимум 2000 Р за место, но у меня в машине были вещи, а на заднем сиденье ехали подруги. При этом я заметил, что почти все находили попутки — на самой границе людей без машин почти не было, я насчитал всего 20 человек.

В этой колонне я выехал из Владикавказа. Мы почти сразу встали в новую пробку
В этой колонне я выехал из Владикавказа. Мы почти сразу встали в новую пробку
Так выглядела пробка на «Яндекс-картах»
Так выглядела пробка на «Яндекс-картах»
В этой колонне я выехал из Владикавказа. Мы почти сразу встали в новую пробку
В этой колонне я выехал из Владикавказа. Мы почти сразу встали в новую пробку
Так выглядела пробка на «Яндекс-картах»
Так выглядела пробка на «Яндекс-картах»

Первые сутки в пробке прошли довольно спокойно. Мы с подругами были готовы к длительному ожиданию: ели, читали новости, спали, иногда выходили на улицу прогуляться — других дел не было. Я иногда листал ленту в «Телеграме» и переписывался с друзьями. Они поддерживали, присылали мемы и спрашивали, как дела.

Туалетов на пути от Владикавказа к границе нет — первый находится около российского пункта пропуска. Он стоит 20 Р, оплата только наличными. Люди искали высокие кусты, а некоторые не стеснялись и просто вставали у машины на обочину. Интернет работал с перебоями, музыку слушать я не хотел, поэтому стоял в пробке в тишине.

За 20 часов я продвинулся только от поселка Редант Первый на выезде из Владикавказа до Нижнего Ларса — по карте между ними 21,5 км. Для меня 20 часов за рулем — не испытание, я уже ездил так по России. Но изматывало то, что пробка двигалась очень медленно. Было ощущение, что я стою на месте и просто сижу в машине.

Нижний Ларс стал своеобразной психологической отметкой: я почитал отзывы в телеграм-каналах и понял, что худшее впереди. До Нижнего Ларса была спокойная дорога с одной полосой, никто особо не пытался проехать передо мной. Но теперь нервы у людей начали сдавать: на однополосной дороге появилось пять полос в одну сторону. Автомобили заняли обе обочины и встречку, а из одной попутной полосы сделали две. Мне приходилось агрессивно приближаться к машине впереди, чтобы никто не успел втиснуться между нами. Один раз ко мне подошли и предложили 2000 Р за то, чтобы я пропустил машину вперед. Я отказался.

Пробка возле Нижнего Ларса
Пробка возле Нижнего Ларса
Это фото я сделал в той единственной полосе, по которой едешь по правилам. Слева от меня — еще три ряда машин
Это фото я сделал в той единственной полосе, по которой едешь по правилам. Слева от меня — еще три ряда машин
Пробка возле Нижнего Ларса
Пробка возле Нижнего Ларса
Это фото я сделал в той единственной полосе, по которой едешь по правилам. Слева от меня — еще три ряда машин
Это фото я сделал в той единственной полосе, по которой едешь по правилам. Слева от меня — еще три ряда машин

Местные стучали в окно машины и подходили ко мне, когда я выходил подышать, предлагали за 15 000—20 000 Р сопроводить мою машину в начало очереди. От этого предложения я тоже отказался: из-за тех, кто пытается протиснуться в начало очереди, и образуется огромная пробка.

Автомобили с местными номерами катались туда и обратно: увозили пешеходов до границы или сопровождали автомобили — договаривались с ДПС, чтобы они пропустили машину. Еще была опция посадить за руль своей машины местного жителя, чтобы он проехал пробку и вклинился в начало очереди. Я видел такие ситуации — этого водителя потом забирала другая машина.

Люди ругались между собой, выходили и кричали на тех, кто лез вперед.

Сотрудники ДПС почти не реагировали на обочечников. Я видел, как водитель, который ехал по своей полосе в сторону Владикавказа, сигналил водителю, который ехал по встречке в сторону границы. Тот вышел и закричал, что никаких правил движения здесь нет, каждый едет как может. Но в итоге они умудрились как-то разъехаться.

Путь от Нижнего до Верхнего Ларса занял еще 23 часа. Оттуда оставалось несколько сотен метров до самого КПП, худшее было позади. Я знал, что на самих границах все более организованно. Так и оказалось: в Верхнем Ларсе сотрудник ДПС пропускал по три машины из каждого ряда на дорогу к КПП. Там уже никто никого не обгонял.

Как я прошел границу

Российскую границу я прошел за час. Мне не задавали никаких вопросов, просто поставили штамп. Я удивился: все получилось слишком просто. Мои подруги слышали, как пограничница сказала коллеге, что она пропускает всех, так как границы скоро закроют.

После российского пункта пропуска начинается транзитная зона — тоннель в скале. Там может проехать только один ряд в одну сторону и один в другую, легковые и грузовые автомобили едут по одной полосе. Так я снова попал в пробку: водители впереди пытались проехать дополнительным рядом, и это спровоцировало затор.

Водители грузовиков вышли ругаться с ними. Один из них подошел ко мне и сказал, чтобы я держал минимальную дистанцию и быстро ехал вперед — пропустил меня перед грузовиками. От российского КПП до грузинского я доехал за три часа — думал, будет дольше. В какой-то момент движение резко стало быстрее.

Люди торопились пройти грузинскую границу, и при мне на КПП произошла авария: российский и грузинский водители столкнулись, когда кто-то из них пытался перестроиться.

Дорога от российского КПП к грузинскому
Дорога от российского КПП к грузинскому

На грузинском КПП водители проходят досмотр без пассажиров: для них пункты пропуска находятся в отдельном здании. Мои подруги стояли в очереди на улице два часа: там было много народу. Я прошел паспортный контроль за пять минут, мне не задавали вопросов.

После паспортного контроля я немного расслабился. Путь от Владикавказа до Грузии занял больше 45 часов, я въехал в страну в ночь на 25 сентября. Пока я планировал отпуск, рассчитывал на четыре часа. Когда услышал новости о мобилизации и пробках, была надежда на 24 часа. Но мои прогнозы не оправдались.

Уверен, что запомню такое прохождение границы на всю жизнь. Если кто-то из режиссеров решит это экранизировать, я готов сняться в фильме. Надеюсь, путь в обратную сторону будет не таким долгим.

Что я планирую делать дальше

От границы я поехал в Тбилиси — там у меня было забронировано жилье. Мы с друзьями сняли апартаменты в центре города на восемь дней за 430 GEL⁣ (8836 Р). Мы оплатили аренду еще в начале сентября — в этом нам повезло, сейчас бы уже не сняли за такие деньги.

Путь от границы до Тбилиси занял больше пяти часов: пришлось сделать остановку и поспать около часа, потому что я уже начал сомневаться в своих силах. Но оставаться ночевать по пути в город я не хотел — пришлось бы потратить еще один день. Я пробуду в Тбилиси до 1 октября, а потом отправлюсь к другу в Батуми — договорился остановиться у него. Что делать дальше — пока не знаю. Подруги, с которыми я приехал, планируют уезжать в Россию 8 октября.

Первый этаж нашей квартиры. На втором — две спальни. Источник: airbnb.co.uk
Первый этаж нашей квартиры. На втором — две спальни. Источник: airbnb.co.uk

Я купил местную симкарту с безлимитным интернетом на неделю за 19 GEL⁣ (390 Р), поменял 260 $ на 720 GEL.

Еще я уплатил пошлину за оформление банковской карты в Bank of Georgia — это стоит 50 GEL⁣ (1027 Р). Теперь мне нужно заполнить электронное заявление, которое будут рассматривать примерно неделю. Если заявление одобрят, смогу выбрать, какую карту хочу. Мне нужна мультивалютная для будущих поездок. Когда вернусь в Россию, я не знаю.

Что сейчас происходит на границе

С тех пор как я перешел границу, ситуация стала значительно хуже. Вечером 26 сентября очевидцы рассказали, что россиянам разрешили переходить границу пешком из-за большой очереди. Но позже ФСБ это опровергла. В ведомстве уточнили, что границу можно пересекать только на транспортном средстве, в том числе на велосипедах и самокатах. Мои друзья, которые сейчас все еще переходят границу, подтвердили: пешком все-таки можно. Они бросили автомобиль и уже дошли до КПП. Планируют так перейти границу и дойти до грузинского КПП.

Утром 27 сентября в телеграм-канале Николая Левшица писали, что пересечение российской и грузинской границ занимает 4—5 суток, пешком или на велосипеде — сутки. Пробка растянулась на 30 км, машин в очереди — не меньше 4000. По словам моих друзей, пешеходов и велосипедистов стало еще больше, как и водителей на обочине: машины занимают шесть полос, а местами и больше. Движения в обратном направлении почти нет — автомобилям просто не проехать.

Другая проблема на границе — отсутствие заправок. Последний раз водители могут заправиться во Владикавказе. Но с учетом пробки и ожидания более трех суток бензина может не хватить. Еды тоже. Местные жители предлагают услуги по доставке топлива, но стоимость они не называют.

27 сентября из Владикавказа в сторону Верхнего Ларса выехала колонна военных и Росгвардии, чуть ранее прибыли сотрудники ФСБ. Представители спецслужбы объяснили, что это подстраховка на случай, если стоящие в очереди люди решат прорвать границу.

Российские силовики на границе с Грузией. Фото моих друзей
Российские силовики на границе с Грузией. Фото моих друзей
Так выглядит пробка до Верхнего Ларса. Она начинается на дороге от Владикавказа. Надеяться на ориентировочное время проезда не стоит
Так выглядит пробка до Верхнего Ларса. Она начинается на дороге от Владикавказа. Надеяться на ориентировочное время проезда не стоит
Российские силовики на границе с Грузией. Фото моих друзей
Российские силовики на границе с Грузией. Фото моих друзей
Так выглядит пробка до Верхнего Ларса. Она начинается на дороге от Владикавказа. Надеяться на ориентировочное время проезда не стоит
Так выглядит пробка до Верхнего Ларса. Она начинается на дороге от Владикавказа. Надеяться на ориентировочное время проезда не стоит

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan.