Крупнейшие автопроизводители, такие как Volkswagen, Ford и Daimler, по-прежнему сталкиваются с задержками в производстве из-за нехватки чипов. По мнению руководства компаний, кризис продлится не один год.

Нехватка чипов

Глава Volkswagen Герберт Дисс заявил, что компания теряет долю рынка в Китае из-за недостатка комплектующих: «В Китае мы пострадали больше всего. Мы теряем долю рынка. Это действительно серьезная проблема».

В Volkswagen посчитали, что ситуация с поставками улучшится осенью, но этого не произошло. В Малайзии, где расположены некоторые поставщики компании, случилась очередная вспышка COVID-19, поэтому часть заводов остановили.

Со слов Дисса, проблема не только в пандемии: «Мы столкнемся с общей нехваткой полупроводников. Интернет вещей развивается так быстро, что возникнут ограничения».

Глава Daimler Ола Каллениус предполагает, что к концу года ситуация может улучшиться: «Мы надеемся, что в четвертом квартале мы снова начнем расти. Но неопределенность в производстве все еще остается».

Автокомпании Porsche, Skoda и Seat также сообщили о сбоях в производстве.

Нехватка сырья

Как считает председатель совета директоров Ford Europe Гуннар Херрманн, дефицит полупроводников может сохраниться до 2024 года. А производство электрокаров лишь усугубляет дефицит. Так, если для обычного Ford Focus требуется примерно 300 чипов, то для новых электрокаров понадобится в десять раз больше — до 3 тысяч элементов.

Неделей ранее глава Tesla Илон Маск назвал 2021 годом сумасшедшего дефицита. Автокомпания в очередной раз отложила производство новых электрокаров Cybertruck и Roadster.

По словам Херрманна, кроме чипов Ford столкнулся с новым кризисом — нехваткой сырья: «Это не только полупроводники. Литий, пластик и сталь тоже в дефиците. Вы повсюду видите нехватку или ограничения».

В августе продажи Ford на территории США упали на 33% по сравнению с прошлым годом. Позже компания сообщила, что сократит производство пикапа F-150 и некоторых других автомобилей.

Сбои в поставках замедляют работу автокомпаний по всему миру. Так, в Великобритании производство машин сократилось на 38% по сравнению с июлем прошлого года. Это худший результат с 1956 года. А японская Toyota сообщила, что сократит глобальное производство в сентябре на 40%.

Херрманн отмечает, что спрос на машины остается высоким, а цены на них будут расти вместе со стоимостью сырья.

Меньше чипов — меньше денег

По данным консалтинговой компании AlixPartners, полупроводниковый дефицит в 2021 году обойдется автомобильной промышленности в 110 млрд долларов. «Сегодня в типичном транспортном средстве используется до 1400 полупроводников. Это число будет только расти по мере того, как отрасль продолжит двигаться в сторону электромобилей. Так что это действительно критичный вопрос для отрасли», — сказали в AlixPartners.

Ранее Ford и General Motors значительно сократили планы по прибыли в 2021 году. Ford — на 2,5 млрд долларов, General Motors — на 1,5—2 млрд долларов.

Кто в плюсе

Пока производственные линии автокомпаний простаивают, цены на подержанные автомобили растут. Во втором квартале 2021 года средняя цена подержанного автомобиля выросла на 21%, до 25 тысяч долларов.

В Carvana, которая занимается продажами подержанных машин, рост цен объясняют именно сбоем в поставках: «Наши объемы соответствует уровню 2019 года, они не сильно изменились. Отличие в том, что выпускают намного меньше новых автомобилей. Это приводит к росту цен».

В августе Carvana впервые сообщила о прибыли. Во втором квартале 2021 года компания продала 107 тысяч автомобилей — вдвое больше, чем годом ранее. Выручка компании выросла на 198%, до 3,3 млрд долларов. Чистая прибыль составила 45 млн долларов.

За год акции Carvana выросли на 82%, а за последние пять лет — на 2875%. Подробно бизнес компании мы разбирали в отдельном обзоре.

Котировки акций Carvana. Источник: Google
Котировки акций Carvana. Источник: Google