Переносы премьер и гигантские убытки: как забастовки в Голливуде влияют на кино и сериалы

20
Переносы премьер и гигантские убытки: как забастовки в Голливуде влияют на кино и сериалы
Аватар автора

Саша Кириллова

не участвует в забастовке

Страница автора

Уже две недели в США вместе бастуют актеры и сценаристы.

Забастовка сценаристов началась 2 мая, а 14 июля к ним присоединились актеры. Члены профсоюзов участвуют в пикетах и отказываются создавать сценарии и сниматься в кино.

Впервые с 1960 года протесты сценаристов и актеров проходят одновременно, из-за чего в Голливуде остановились съемки множества фильмов и сериалов. К акциям присоединились многие звезды. Например, в митинге на Таймс-сквер в Нью-Йорке 24 июля приняли участие Стив Бушеми, Брендан Фрейзер и Джессика Честейн.

Рассказываем, как забастовки влияют на киноиндустрию и какие есть прогнозы на будущее.

Как забастовки влияют на съемки

Сначала на паузу встали проекты, находившиеся на этапе написания сценария, — так, в мае и июне приостановили работу над финальным сезоном «Очень странных дел», продолжениями «Разделения» и «Сорвиголовы», «Рыцарем Семи королевств» и сериалом «Бегущий по лезвию 2099».

Некоторые сценаристы, успевшие написать тексты до забастовки, хотели продолжать продюсировать свои проекты. Шоураннер Тони Гилрой закончил сценарий второго сезона «Андора» до 2 мая и решил дальше исполнять обязанности продюсера. Его раскритиковали члены профсоюза, и он полностью остановил работу над сериалом.

«Сценарист не может просто закончить писать и начать заниматься исключительно продюсированием. Если сценарий действительно завершен, давайте взглянем на него. Если хоть одно слово в итоговой версии будет отличаться, Тони Гилроя следует исключить из гильдии сценаристов», — заявил член WGA Абдулла Саид.

Сами студии также пытались повлиять на сценаристов, чтобы те закончили тексты до участия в забастовке. The Hollywood Reporter опубликовал письма Disney и Max, которые студии разослали своим сотрудникам. В них говорилось, что авторы должны продолжать работать несмотря на протесты. Студии ссылались на условия их контрактов.

Забастовка актеров остановила производство подавляющего большинства фильмов. Съемки некоторых из них уже завершились, и они находились на стадии постпродакшена. Студии не могут выпустить эти картины, так как актерам не разрешается участвовать в продвижении фильмов.

Первыми остановились съемки «Дэдпула 3», «Гладиатора 2» и «Мортал Комбата 2». Вслед за ними на паузу встала работа над вторым сезоном сериала «Укрытие». О приостановке сотрудничества с HBO объявил писатель Джордж Р.Р. Мартин. Он участвует в забастовке сценаристов с самого начала, но с 1 июня заморозил сделку с HBO. Мартин состоит в гильдии сценаристов с 1986 года и до этого поучаствовал в нескольких забастовках.

Что касается второго сезона «Дома дракона», то все сценарии были завершены за несколько месяцев до начала забастовки. Съемки сериала при этом продолжаются: большинство актеров из Великобритании. Они работают по контрактам, составленным местным профсоюзом Equity, и не могут бастовать. Если состоящий в Equity актер примет участие в протесте, то продюсеры подадут на него в суд за нарушение контракта.

Источник: Marvel Studios
Источник: Marvel Studios

Частично приостановили производство второго сезона «Андора». По данным Deadline, завершить съемки планировали через несколько недель, однако некоторые артисты теперь не могут присутствовать на площадке. Источники издания сообщают, что отдельные сцены продолжают снимать с актерами из профсоюза Equity.

На вынужденную паузу встало и производство последнего фильма Квентина Тарантино «Кинокритик». Режиссер закончил его сценарий еще в марте и планировал начать съемки в сентябре. Теперь работа над картиной отложена.

Не менее 39 низкобюджетных фильмов продолжают снимать: разрешение на продолжение их производства выдала SAG-AFTRA. К таковым относятся «Мать Мэри» и «Смерть единорога» от студии А24, «Соперники короля Амзии» с Мэттью МакКонахи и «Пьяный кролик» с Мадсом Миккельсеном и Сигурни Уивер. Условия сделки: отсутствие связи с ассоциацией продюсеров и подписание временных договоров, выражающих согласие с требованиями профсоюза.

Студии стали рассматривать возможность переноса сроков выхода фильмов. Традиционно осенью выходят картины, ориентированные на взрослую аудиторию и рассчитанные на премию «Оскар». В это время звезды участвуют в большом количестве показов и интервью для продвижения. Если актеры не будут участвовать в рекламной деятельности, продюсерам невыгодно выпускать в это время фильмы.

Так, перенесли премьеру фильма «Претенденты» Луки Гуаданьино — он должен был стать фильмом открытия Венецианского кинофестиваля. Фильм о теннисистах с Зендеей в главной роли планировали показать на фестивале 30 августа, а 15 сентября уже выпустить в мировой прокат. Теперь зрители увидят «Претендентов» только 26 июля 2024 года.

Источник: Metro-Goldwyn-Mayer
Источник: Metro-Goldwyn-Mayer

Под угрозой переноса находится и премьера «Дюны 2» Дени Вильнева. По данным Variety, Warner Bros. намерена выпустить фильм в конце 2024 года. Также студия может перенести мюзикл «Цвет лиловый» с Холли Бейли и «Аквамен и потерянное царство» с Джейсоном Момоа. Но окончательное решение о переносе еще не принято.

Если фильм уже нельзя перенести, студии все равно находят разные способы для их рекламной поддержки. Скажем, Universal перенес премьеру «Оппенгеймера» в Лондоне на час раньше, чтобы актеры успели пройтись по красной дорожке и пообщаться с журналистами. А Disney выпустил на красную дорожку «Особняка с привидениями» в Диснейленде аниматоров в костюмах культовых персонажей студии — Малефисенту, Микки Мауса, Круэллу и других.

Забастовка влияет и на расписание мероприятий. По данным Variety, церемония «Эмми» не состоится 18 сентября. Новую дату пока не анонсировали, предварительно, мероприятие может пройти в январе 2024 года. Это первый перенос «Эмми» с 2001 года.

Изменения внесены и в программу фестиваля в Локарно, который пройдет с 2 по 12 августа 2023 года. Часть актеров не приедет, а Стеллан Скарсгард откажется от премии Leopard Club в знак солидарности с забастовкой.

Какие последствия забастовки ждут индустрию

По оценке одного из гендиректоров киностудий, с которым поговорил Variety, каждая неделя простоя производства «Гладиатора 2» и «Дэдпула 3» обходится компаниям примерно в 600 тысяч долларов. В стоимость входят затраты на содержание павильонов в рабочем состоянии — с готовыми декорациями и костюмами.

В финансовом плане тяжелее всего приходится малоизвестным актерам. Также простой негативно влияет на представителей других профессий, задействованных на съемках. Например, на операторов, гримеров и дизайнеров. Во время забастовки они остаются без стабильной работы. Некоторым специалистам приходится искать подработки, совсем не связанные с кино.

Источник: John Doukas / Shutterstock
Источник: John Doukas / Shutterstock

Одна из подобных историй связана с малоизвестным актером Джошем Хуксом, рассказывает Variety. Он должен был сниматься в новом сериале телеканала Starz, но из-за забастовки производство остановили. Теперь он убирает квартиры друзей за 100 долларов каждую, а также ищет подработки барменом или няней. Чтобы снизить расходы, Хукс планирует найти соседа в свою квартиру в Лос-Анджелесе. Теперь ее аренда для него слишком высока.

При этом в SAG-AFTRA работает программа экстренной помощи — благотворительная организация помощи актерам, существующая на пожертвования. С ее помощью звезды могут помогать менее известным артистам пережить недели забастовок. Актер Дуэйн Джонсон сделал «семизначное пожертвование», которое поможет примерно 10 тысячам бастующим.

После начала забастовки некоторые авторы, шоураннеры и продюсеры стали чаще обращаться к психотерапевтам. Они переживают, что могут остаться без работы на месяцы. При этом многие готовы идти на такие жертвы, чтобы добиться более выгодных условий.

Один из бывших актеров, который теперь работает кастинговым агентом, рассказал Variety, что жизнь в ожидании окончания забастовок кажется невыносимой — несмотря на то, что такой исход был ожидаем. «Мы такие трудоголики и все сидим за столами. Телефоны не звонят вообще. Все отменяют все проекты подряд. Мы уходим домой к двум часам дня. Это сюрреалистично».

Какими будут итоговые последствия забастовок, пока до конца не ясно. Но «это будет очень больно для всех сторон», говорит глава HBO и Max Кейси Блойс. «Не очень-то хочется думать, как придется с этим разбираться».

Как долго могут продлиться забастовки

По данным источников Deadline, забастовки продлятся несколько месяцев. Студии и продюсеры намерены ждать, пока у сценаристов просто закончатся деньги. По их расчетам, это должно произойти к октябрю 2023 года.

«Наша цель — позволить ситуации затянуться до того момента, когда члены профсоюза не начнут терять свои квартиры и дома», — рассказал изданию один из руководителей студии. Еще один из источников Deadline назвал это «жестоким, но необходимым злом».

Источник: lev radin / Shutterstock
Источник: lev radin / Shutterstock

Продюсеры ожидают, что осенью испытывающие финансовые трудности сценаристы пойдут к руководству WGA и потребуют возобновить переговоры с киностудиями. Тогда компании смогут диктовать уже свои условия.

Официально продюсеры не подтверждают такие ожидания. Они настаивают на том, что стремятся достичь соглашения со сценаристами и вернуться к работе.

Аналитик Мэтью Харриган считает, что забастовки продлятся как минимум несколько месяцев: разногласия между студиями и гильдиями слишком серьезные. Вероятно, победу одержит та сторона, которая сможет дольше мириться с финансовыми потерями.

Ситуация осложняется тем, что среди сторон нет титана индустрии, который рассматривался бы всеми как честный посредник. Сначала многие думали, что таковым может стать Боб Айгер — гендиректор Disney. Но в начале июля он дал интервью CNBC, в котором назвал ожидания бастующих «полностью нереалистичными». Айгер заявил, что актеры и сценаристы «усугубляют трудности», которые стоят перед кинобизнесом, и это «очень мешает».

По наблюдениям Variety, среди протестующих тоже могут начаться разногласия. Ведь между крупными звездами, зарабатывающими по 20 млн долларов в год, и малоизвестными актерами, которые получают лишь по 30 тысяч долларов, существует большое различие. Такой разрыв в доходах говорит о том, что их цели на новый контракт существенно различаются.

Пока четких планов на возобновление переговоров между студиями и работниками нет. В WGA и SAG-AFTRA говорят, что продюсеры не связывались с ними для продолжения обсуждения контрактов. «У нас есть план. Он заключается в том, чтобы сидеть и ждать, когда продюсеры позвонят и предложат сесть за стол переговоров. Мы им не звоним», — говорит член переговорного комитета WGA Майкл Шур.

О том же в своем блоге писал и Джордж Мартин. Писатель отметил, что студии «даже не разговаривают» со сценаристами. Все переговоры завершились в мае, и с того момента не было ни одной попытки сближения между сторонами.

«Никто не может уверенно сказать, что будет дальше. Но у меня плохое чувство, что забастовка будет долгой и горькой. Она может иметь такие же тяжелые последствия для индустрии, как и забастовка 1985 года. Но я надеюсь, что так не будет», — написал Мартин.

Variety пишет, что ситуация останется такой же как минимум до сентября 2023 года. Один из источников в студиях прокомментировал цитатой из сериала «Друзья»: «У нас был перерыв».

По данным Deadline, если расклад не изменится до осени, в дело вмешается губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом. Источники считают, что он может помочь сторонам договориться.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Саша КирилловаЗабастовки, скорее всего, приведут к уменьшению количества выпускаемого контента. Что будете делать?
  • ГогаСколько можно это жевать?5
  • MiramaxОбъективно, человек среднего возраста вряд ли обладает временным ресурсом, чтобы к своим годам пересмотреть все выпущенные классные фильмы всех стран, доступные к просмотру. У прошлого пока еще есть потенциал.40
  • Илья СаломатинГога, а когда проблемы будут у тебя, оглянешься вокруг, а люди такие:5
  • Туманный туманИлья, а сейчас не так? Всем плевать на всех, и так было всегда2
  • Кеfир-n-КоржикДавно ли синема является товаром первой необходимости? Аудитория с одной Санта Барбары на другую может переключится и там остаться. Там сюжетная линия обрывается, кто-то будет рыдать от невозможности смотреть продолжение? Любое Это можно смотреть с середины2
  • Илья СаломатинЧё, хлеба и зрелищ, как говорится. Такая же первая необходимость, как и еда.2
  • Кеfир-n-КоржикИлья, кроме голивуда и киниш нет зрелищ? Что, если это откроет новые рынки, которые без всяких на то оснований пропустили мимо? Помню, в первом классе вместо весёлых картинок отец мне выписал Мурзилку. Как я был расстроен! Но недолго.4
  • Диана ПершинаЧё, у каждого своё кино - в силу кругозора в первую очередь. И да - для многих кино - важная часть жизни, не первая, конечно, по пирамиде Маслоу, но важная. Кроме того, влияние продюсерского давления - уже давно проблема и нашего кинематографа тоже, что сказывается не только на гонорарах, но и на качестве контента.11
  • Диана ПершинаЧё, а зря - мне выписывали и то, и другое. И ни то, ни другое не могло заменить друг друга. Новые рынки - это индийское кино что ли?)))5
  • Кеfир-n-КоржикДиана, спорт, компигры, хобби, иные формы досуга, не? Считаете, что абстиненция будет настолько сильной?1
  • Диана ПершинаЧё, я против категоричности в любых проявлениях. Одно не должно исключать другое)5
  • Кеfир-n-КоржикДиана, звёзды, которых ждёт зритель, свои гонорары так или иначе получат - продюсеры прекрасно понимают, что их наличие в титрах сделает кассу, а статисты нигде много не получают.0
  • Кеfир-n-КоржикДиана, да доснимают они свои шедевры, нового Сиси Кэпвела найдут, через полсезона все к нему привыкнут. Кто-то свалит грустить к другим продюсерам. В общем, как всегда, шлюпок на всех не хватит.0
  • user_6174Илья, ой да, сегодня переживать бы, а что люди скажут.4
  • Ilya LebedevЧё, а зря, из нового Укрытие (Silo) весьма неплох. Вообще странно что про например, Очень странные дела или спинофф игры пристолов хотя бы не слышал, их каждый утюг рекламит2
  • АлексейСергей, Причем здесь инклюзивность. Тут дело в банальной жадности10
  • Александра ЕрмаковаЗа всю историю кино можно собрать для себя что-то интересное. Но новые лица, сюжеты и жанры всё таки бывают очень классными и вызывают интерес у аудитории. Наверняка всё наладится, во многих сферах иногда наступает кризис, творческие люди не исключение.0
Вот что еще мы писали по этой теме