В США проходит забастовка сценаристов — первая за 15 лет. Как это повлияет на кино и сериалы

36
В США проходит забастовка сценаристов — первая за 15 лет. Как это повлияет на кино и сериалы
Аватар автора

Саша Кириллова

объявила забастовку и не дописала тек

Страница автора

2 мая в США началась забастовка Гильдии сценаристов. Они требуют улучшения условий работы и повышения оплаты труда.

Протесты скажутся на производстве сериалов, кино и ток-шоу, сила эффекта будет зависеть от длительности проведения акции. Последняя забастовка проходила 15 лет назад и повлекла отмены и сокращения множества проектов.

Расскажу, что известно о проходящей акции.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Чем недовольны сценаристы

О забастовке объявила Гильдия сценаристов Америки — Writers Guild of America, или WGA. Это профсоюз сценаристов кино и телевидения, представляющий их интересы с 1933 года. Главная задача организации — защита авторских и экономических прав работников. Гильдия контролирует минимальные ставки, отчисления и даже корректность титров.

Забастовке предшествовал долгий переговорный процесс профсоюза с Альянсом продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов. В него входят представители Netflix, Amazon, Disney и других компаний. Дело в том, что 1 мая истек срок контракта, который устанавливал минимальную оплату труда и регулировал юридические вопросы. Обычно он заключается на три года, но в этот раз стороны не смогли договориться о новом соглашении.

Гильдия опубликовала два документа с требованиями к студиям и стримингам. В первом она рассказала, что хочет видеть в новом соглашении. Во втором — какие предложения получила в ответ. Вот основные пункты.

Увеличение оплаты труда. Представители гильдии требуют повысить минимальные гонорары и установить одинаковые условия оплаты для кинотеатральных и стриминговых проектов на всех этапах производства. А еще — ввести гонорары для штатных сценаристов и дополнительные выплаты за особенно популярные у зрителей проекты.

Проблемность ситуации иллюстрирует история сценариста сериала «Медведь» Алекса О’Кифа. Его шоу выиграло премию Гильдии сценаристов в номинации «Лучший комедийный сериал». При этом сам О’Киф пришел на церемонию с долгами перед банком и взятым в кредит галстуком-бабочкой. На время забастовки сценарист пытается устроиться в кинотеатр, чтобы остаться в индустрии и хотя бы так зарабатывать деньги на жизнь.

Ограничение искусственного интеллекта. В гильдии предлагают регулировать ИИ, чтобы его нельзя было использовать для написания или переписывания литературных произведений, а также в качестве источника исходного материала.

Предотвращение дискриминации в мини-комнатах. Мини-комнатами называют небольшие группы сценаристов, которых нанимают в помощь шоураннеру. Еще до выхода пилотной серии они продумывают несколько вариантов того, как можно развить сюжет. Гонорары в мини-комнатах меньше, чем у обычных сценаристов. Это позволяет студиям экономить на сотрудниках.

Сценаристам приходится растягивать маленькие гонорары на длительные промежутки времени. При этом они работают над шоу, которое может и не выйти. «Ты понимаешь, что не движешься вперед, потому что постоянно находишься в этих комнатах, где тебе платят по минимуму. Если твой контракт закончится и шоу не будет сниматься еще год, то твоя работа может быть просто стерта», — рассказывала The New Yorker сценаристка Джанин Наберс.

В Альянсе продюсеров заявили, что больше всего споров вызвали предложения о кадровом и недельном минимумах. Гильдия требовала увеличить минимальное число сценаристов до 6 или 12 в зависимости от продолжительности проекта. А еще — урегулировать минимальные сроки подготовки эпизода, чтобы на один выделялось не менее трех недель. По ряду вопросов договориться все-таки удалось. Например, альянс согласился на введение гонораров для штатных сценаристов.

Проблемы в отрасли связаны с популяризацией стриминговых сервисов, отмечает Bloomberg. Поначалу из-за их развития появилось больше рабочих мест. Но позже стриминги стали заказывать более короткие сериалы, что привело к сокращению числа сценаристов и их зарплат. Объем работы, наоборот, увеличился.

В чем суть забастовки

О неизбежности забастовки сценаристы заговорили за несколько дней до ее начала, пишет журналист Vanity Fair, поговоривший с представителями индустрии. Большинство не особенно хотело бастовать, но выражало готовность отстаивать свои интересы. Ситуация осложняется нестабильностью в сфере: почти все крупные развлекательные конгломераты сейчас сокращают расходы и увольняют персонал.

Вечером 1 мая стало известно, что членам гильдии не удалось договориться с киностудиями об улучшении условий труда. Забастовка началась на следующий день в 00:01 по местному времени, или в 10:01 по Москве.

Пикеты будут проходить несколько дней в разных городах США у офисов и представительств студий. В частности, гильдия запланировала акции у нескольких штаб-квартир: Netflix в Нью-Йорке и Disney, Amazon, CBS в Лос-Анджелесе.

Штаб-квартира Netflix. Источник: Justin Sullivan / Getty Images
Штаб-квартира Netflix. Источник: Justin Sullivan / Getty Images

Еще 21 апреля гильдия напомнила правила забастовки. В этот период сценаристы должны прекратить всю писательскую деятельность: как создавать сценарии, так и предлагать свои услуги, заключать и даже обсуждать потенциальные сделки. Все разосланные спек-сценарии нужно вернуть или удалить.

В акции обязаны участвовать все члены организации: они должны выходить на пикеты, выкрикивать лозунги, а также сообщать руководству профсоюза о нарушителях правил. Последним грозят денежные штрафы или исключение из гильдии. Сценаристы вне профсоюза могут продолжать работу — но в таком случае в будущем их точно не примут в организацию.

Предполагается, что в какой-то момент стороны должны вернуться к переговорам. В Альянсе продюсеров заявили, что готовы начать дискуссию, чтобы преодолеть «застой».

Гильдия режиссеров и Гильдия актеров выразили поддержку сценаристам. Но пока что они намерены продолжить работу на время забастовки коллег. По данным Deadline, если акции не прекратятся до 30 июня, профсоюз актеров может к ним присоединиться.

Мнения о забастовке разнятся. Одни сценаристы хотят доказать компаниям серьезность своих намерений, другие со скепсисом относятся к идее протестов. «Все эти богатые шоураннеры <…> повели нас в бой и поставили на кон судьбу работающих писателей среднего класса, ради которых все это и затевалось. Я надеюсь, у них есть план», — заявил The Hollywood Reporter сценарист, работающий на телевидении 20 лет.…>

Руководитель одной из компаний в разговоре с изданием назвал предложения гильдии «безумием». Тогда как другой отметил, что забастовка его совсем не удивила: «У нас получилось достичь взаимопонимания по некоторым пунктам, но не в тех областях, которые наиболее важны для сценаристов».

Как забастовка повлияет на кино и сериалы

Издания Deadline и Vanity Fair отмечают, что последствия забастовки могут быть самыми разными и сильно зависят от ее продолжительности. По данным источников Deadline, худший сценарий возможен в случае, если протест займет больше четырех месяцев. Тогда зрителей ожидает:

  • перенос выхода премьер, намеченных на вторую половину 2024 года, так как их сценарии пишутся сейчас;
  • перенос премьер крупных блокбастеров с конца 2023 на начало 2024;
  • заморозка или отмена рискованных и дорогостоящих проектов ради сокращения издержек.

Больше всего пострадают телевизионные шоу: они привязаны к актуальной повестке и записываются в сжатые сроки. Им придется немедленно остановить производство и вместо новых выпусков показывать повторы старых. Это коснется таких передач, как Saturday Night Live, Jimmy Kimmel Live! и Late Show.

В меньшей степени акции затронут потоковые сервисы вроде Netflix и Max — в прошлом HBO Max. Они снимают контент заранее и не зависят от актуальной повестки. При этом забастовка все равно может сказаться на сроках выхода их продукции.

Один из руководителей Warner Bros. Discovery Дэвид Заслав уже заявил The New York Times, что «забастовка станет вызовом для отрасли». Однако компания подготовила много контента, чтобы избежать негативных последствий.

К чему приведет забастовка сценаристов

Аватар автора

Гульжан Токтогул

сценаристка в США, автор телеграм-канала guljan toktogul

Все ожидали забастовки, и она случилась. Сценаристы требуют увеличения оплаты труда, студии же хотят урезать и оптимизировать расходы. Уступать друг другу пока никто не планирует. То, что хотят дать продюсеры, намного меньше того, что требуют сценаристы.

Эффект от забастовки будет колоссальный. И чем дольше она продлится, тем серьезнее будут последствия. Сначала замолчат вечерние ток-шоу вроде The Late Show with Stephen Colbert, Jimmy Kimmel Live! и The Tonight Show Starring Jimmy Fallon. Затем очередь дойдет до Saturday Night Live и дневных мыльных опер. Потом забастовка коснется эфирных сериалов, которые обычно выходят в конце сентября — начале октября. Причем и кабельных, и стриминговых. Сократится количество эпизодов в сезонах, съедут даты премьер.

В какой-то момент забастовка может затронуть и фильмы. Особенно если к акции присоединятся режиссерская и актерская гильдии.

Экономические потери будут подсчитывать уже по итогам забастовки, но они точно будут миллиардными. Никто не заинтересован в том, чтобы протесты длились долго. Значит, придется идти на уступки. Сценаристы уверены в своей правоте. К тому же они имеют большую поддержку других гильдий.

Как проходили прошлые забастовки

Гильдия сценаристов США устраивала забастовки шесть раз. Самая длительная прошла в 1988 году — протест продолжался 153 дня.

Последняя забастовка случилась в 2007 и длилась 100 дней. Тогда работу приостановили около 12 тысяч работников: они требовали пересмотра системы начисления заработной платы. По данным The Hollywood Reporter, экономика Лос-Анджелеса тогда понесла ущерб в размере 2,1 млрд долларов.

Забастовка Гильдии сценаристов в 2007 году. Источник: Matthew Simmons / Getty Images
Забастовка Гильдии сценаристов в 2007 году. Источник: Matthew Simmons / Getty Images

Из-за забастовки студиям пришлось приостановить съемки множества телесериалов и отложить работу над фильмами, ток-шоу и церемониями награждения. Например, блокбастер «Лига справедливости» Джорджа Миллера с Адамом Броди в роли Флэша и Арми Хаммером в роли Бэтмена отменили. А сезоны «Доктора Хауса» и «Остаться в живых» сократили. У первого вышло всего 16 серий, у второго — 14. Для сравнения: обычно сезоны «Доктора Хауса» насчитывали не менее 20 эпизодов, сезоны «Остаться в живых» — от 17 до 25.

Производство ряда проектов ускорили, что сказалось на их качестве. Например, так случилось с мюзиклом Роба Маршалла «Девять» и комедией «Затерянный мир». Из-за забастовки не хватило времени на качественный монтаж. В итоге фильмы разгромили критики и не оценили зрители.

Еще одной жертвой стала премия «Золотой глобус». В 2007 году не было полноценной церемонии вручения призов. Победителей объявили на простой пресс-конференции.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Расскажите, за какие сериалы вы теперь переживаете:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Когда ловишь себя на мысли, что помнишь ещё предыдущую забастовку сценаристов, которая была 16 лет назад...

54

Рыжий, блин да, те же мысли
Верните мой 2007

8
Герой

Рыжий, дааа, как сейчас помню, у многих сериалов, вышедших в тот год, сезоны были короче, чем обычно. А моя любимая "Теория лжи" ("Обмани меня") и вовсе оборвалась на полуслове ((

4

Рыжий, мне казалось что и клиника из-за забастовки скатилась разве нет?

4

Никита, по личным ощущениям мне сложно сказать, я "Клинику" только вчера начал смотреть, как это ни странно)) А если по рейтингам, то там катастрофическое падение было только на последнем сезоне.

5

Рыжий, "Для сравнения: обычно сезоны «Доктора Хауса» насчитывали не менее 20 эпизодов, сезоны «Остаться в живых» — от 17 до 25."
До забастовки у "Остаться в живых" в сезоне было от 23 до 25 серий. Вот после уже было 17-18. У "Доктора Хауса" было минимум 22 серии до забастовки.

3
Герой

А вам таки конкретно эта забастовка не нравится или забастовки в принципе? Потому что сперва мы хейтим выходящий на забастовки пролетариат, а потом удивляемся, а чего это на наши суперважные митинги никто не ходит, а тех, кто вышел, правящий класс всячески игнорирует

31
0

последнее время сценарии для массового кино пишет то ли обезьяна с аутизмом, то ли плохо обученная нейросеть, я не думаю, что мы заметим разницу.

21

Johnny, пишут сценарии по стандартным голливудским схемам. Придумать что-то новое в массовом сегменте крайне сложно.

2
0
Герой

+1

Уровень современного американского сценариста: всерьёз боится, что его скоро заменят нейросетью.

19
Герой

Дмитрий, боится обоснованно. Я бы предпочел, чтобы для сериала "Основание" сценарий написала нейросеть. Она гораздо лучше справится с пониманием источника.

1
0
Герой

Вы лучше расскажите: по итогам этой забастовки власть в США возьмёт компартия или нет?

12
0

Сериалов сейчас столько понавыпускали, что мне до конца жизни хватит

7
0
Герой

С моим графиком работы, этих сериалов мне хватит надолго

6

Николай, Андрюха, по коням!

5
0
Герой

хуже уже быть не может

3
Удалённый пользователь

Sooka, и вас)

3
0
Герой

Это те сценарии в которых я угадываю что произойдет через 10минут. Халтурщики.

3

Russvet, убийца дворецкий

3
0

Могу побыть штрейкбрехером и писать контент на аутсорсинге. Голливуд, пиши мне в тележку!

1
0

Нам очень интересно и важно знать, что будет с киноиндустрией в США. Нет сил смотреть и читать что-то тупое, мозги и душа соскучились по глубокой философии вселенной марвела.

0
Герой

user1253738, такое ощущение что другие киноиндустрии снимают продукты существенно более высокого качества ....

1
Герой

Дмитрий, достаточно посмотреть немецкие фильмы или например южнокорейские и понять Какое днище этот ваш Голливуд

1
0
Герой

С той кучей штампов которые мы наблюдаем нейросеть уже сейчас их заменит.

0
Герой

user1253738, а зачем отказываться от кинематографии то ?

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество