Новости
11K

Консульства России за рубежом смогут отправлять доверен­ности в электронном виде

29
Консульства России за рубежом смогут отправлять доверен­ности в электронном виде
Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

С 1 июля консульства РФ за рубежом получили право удостоверять равнозначность электронного документа бумажному.

Теперь не придется отправлять оригиналы полученных в консульстве документов из-за границы по почте. В консульстве смогут преобразовать бумажный документ в электронный и моментально передать через интернет нотариусу в любой точке России.

Расскажу, как все будет работать.

Что изменилось

Нотариальные услуги для россиян за рубежом оказывают консульские учреждения. Это может быть генеральное консульство или консульский отдел посольства.

Чаще всего в консульства приходят заверять доверенности: например, чтобы поручить родственникам в России совершить сделку с имуществом или разобраться с налоговыми проблемами. Также консулы могут засвидетельствовать верность копий документов или подписи человека  .

До сих пор любой документ из консульства требовалось переправить в Россию — почтой, курьерской службой или с попутчиком. Это неудобно, дорого, занимает время, а еще бумаги могут потеряться. Электронная копия не имела юридической силы — ее нигде не принимали.

С 1 июля 2024 года консульства могут создавать электронный образ бумажного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью сотрудника. Файл можно будет отправить в Россию: самостоятельно кому угодно любым способом, например электронной почтой, или же любому нотариусу прямо из консульства  .

Например, гражданин России живет в Германии и решил продать свою квартиру в Новосибирске. Раньше нужно было удостоверить доверенность у консула, а потом отправить оригинал документа по почте.

Теперь в консульстве смогут сразу же сделать не только бумажный, но и электронный документ, удостоверить его квалифицированной электронной подписью, после чего отправить любому нотариусу в Новосибирск. Юридическая сила электронного документа такая же, как у доверенности, написанной на бумаге.

Получателю в Новосибирске надо будет сходить к нотариусу и попросить провести обратный процесс — «распечатать» доверенность, то есть удостоверить идентичность электронного образа бумажному. А если сделка с имуществом проводится у этого же нотариуса, то и бумажный вариант не обязателен, хватит электронного.

Сколько стоят консульские доверенности

Ставки сборов за совершение консульских действий устанавливает правительство РФ. Эти ставки едины во всем мире.

Оформление доверенности и ее оцифровка консулом — это два разных нотариальных действия.

Выписать доверенность на любого человека, кроме близких родственников, с правом пользоваться или распоряжаться недвижимым имуществом стоит 70 $⁣ (6063 ₽). Если же надо любую другую доверенность, за это возьмут 40 $⁣ (3464 ₽).

За удостоверение равнозначности электронного документа бумажному, то есть оцифровку, консул возьмет 10 $⁣ (866 ₽) за каждую страницу  . Иностранным гражданам кроме этого придется возместить расходы, связанные с совершением консульских действий, — их размер привязан к ставке консульского сбора и зависит от государства.

Когда документ окажется в России, нотариус распечатает и удостоверит его равнозначность электронному документу. Это будет стоить 50 ₽ за бумажную страницу без учета платы за услуги правового и технического характера  .

Как это будет работать

Как сообщили в МИД России в ответ на запрос Т⁠—⁠Ж, нововведения начнут действовать поэтапно. С 1 июля услугу будут оказывать консульства в странах, где проживает большое число россиян и нотариальные услуги наиболее востребованы. Какие именно это государства, в ведомстве не сообщили. Но список будут расширять по мере установки программного обеспечения.

В генеральном консульстве РФ в Стамбуле Т⁠—⁠Ж рассказали, что к 1 июля внесут изменения в тарифы консульских сборов. Но в ведомстве не уверены, что начнут удостоверять электронные документы в срок. По словам представителей консульства, подготовительные работы могут затянуться из-за недостаточного оснащения программным обеспечением.

Генконсульство РФ в Алматы ответило, что новая схема также заработает после «установки и отлаживания системы», о чем ведомство сообщит дополнительно.

Что еще нужно знать

Доверенность лучше сделать заранее, на сайтах консульств часто есть шаблоны. Например, их можно найти на сайте консульского отдела в Лиссабоне или посольства в Нидерландах. К документу, который необходимо заверить, прилагают загранпаспорт или другое удостоверение личности.

Перевод документов из бумажного вида в электронный и обратно на юридическом языке называется удостоверением тождественности. А пересылка документа — нотариальной телепортацией, это официальный термин.

Удостоверение двух документов в разных видах подтверждает, что у обоих одно и то же содержание. Когда процедура выполнена нотариусом или консулом, оба документа получают одинаковую юридическую силу  .

В консульстве удостоверят тождественность любого документа, кроме простых письменных договоров, паспорта, свидетельства о рождении или подобных  .

Основные требования к формату документа в электронной форме утверждены Минюстом. Электронный образ формируется в виде PDF или связанных между собой файлов в форматах XML и PDF.

Документ в электронной форме подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью.

В результате появляются два связанных друг с другом файла:

  1. Файл PDF с графическим изображением документа и удостоверительной надписью.
  2. Файл с квалифицированной электронной подписью с расширением sig.

В совокупности эти два файла и есть электронный документ, тождественный бумажному.

Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration

Андрей КорниловДелали доверенность за рубежом? Расскажите о своем опыте:
  • Nik XxxЖиву в Румынии. Возникла необходимость съездить в консульский центр для оформления заявления на выписку из московской квартиры . Поделюсь опытом общения с этой "чудесной" организацией: 1. Запись за 1.5 - 2 месяца, быстрей нельзя! 2. Оплата за любую операцию только наличкой и в ДОЛЛАРАХ США (местная валюта Румынии - RON - не принимается), причём купюры старого образца не принимают! 3. Заверение одного листа заявления стоит от 30 долларов. То есть стоимость одной подписи консула - 30 долларов! 4. Заявление нас заставили переписывать ТРИ раза! Первый, потому что вместо "паспорт Российской Федерации" мы написали "паспорт РФ", второй раз нам вернули помятое заявление, и сказали, что его "зажевал" ксерокс! 5. Каждый раз после заполнения заявления мы по 10-15 минут стояли перед окошком ("небожители" отгорожены от простых смертных толстым стеклом и решётками), и ждать пока нас заметят. В это время работники ходят мимо и демонстративно от вас отворачиваются! 6. После оформления заявления нам предложили отвезти его в Россию самим! Да, по идее они обязаны передать его в ответственные органы по своим каналам, но они ВООБЩЕ не гарантируют успешность такой передачи, так что забирайте, и везите сами! 7. Апофеоз сего перформанса заключался в том, что кроме заверенного заявления нам дали копию паспорта, но незаверенную. Когда мы спросили, а не могли бы они заверить и копию паспорта тоже, нам ответили: "Конечно! Для этого вам нужно записаться на приём, и через 1.5-2 месяца...". Подводя итог просто хочу отметить, что более ублюдочно-совковой организации, делающей всё, что бы унизить человека за его же деньги, я не встречал очень давно!12
  • Андрей НенастьевNik, в Стамбуле в консульстве тоже запись длинная, но всё максимально дружелюбно и вежливо. Видимо, солнце влияет :).0
  • Nik XxxАндрей, видимо. Я правда был в шоке от ТАКОГО уровня бюрократии! А то, что принимают к оплате только USD - это вообще комедия )))0
  • Evgenia YangulovaNik, прочла ваш комментарий и поняла, что приняла правильное решение сделать доверенность для получения документов ЗАГС в обход консульства. Конечно, совсем не по-человечески там все работает1
  • Nik XxxEvgenia, я для себя сделал вывод, что по возможности нужно избегать общение с этой организацией! Впрочем возможно мой опыт уникален, и всё так плохо только в отдельно взятом консульстве в Бухаресте.0
  • Evgenia YangulovaNik, Я вообще туда соваться даже не хочу, на следующий год паспорт менять - буду через фирму все делать1
  • malikalina11Делала доверенность в Стамбуле, ооочень долго и медлительно, но всё сделали) Эта система надеюсь упростит беготню с документами, но пока звучит тоже с кучей сложностей0
  • Marina IlinaУверена, что стоимость услуги нотариуса по превращению электронной доверенности в нотариально заверенную бумажную будет тысяч 5, поэтому дешевле сделать в консульстве бумажную и переслать её в РФ.2
  • сапер ВодичкаNik, вот зря вы так (искренне говорю). Вроде за фейки о работе гос.учреждений за рубежом уголовка нынче светит. А фейки в вашем посте специально обученная комиссия живо найдет :( От себя добавлю, что был бы жив Кафка то он бы сюжеты и вдохновение черпал бы исключительно из общения с сотрудниками консульств.0
  • Nik Xxxсапер, в чём фейки? Абсолютную правду пишу. Впрочем дело ваше, верить или нет, я вас ни в чём не убеждаю. А вот по поводу всяких путинских "специальных комиссия", так я их на одном месте вертел. Я обратно в этот мордор не собираюсь.3
  • Nik Xxxсапер, могут, если как-то умудряться деанонимизировать. Но я не для того уезжал из РФ, что бы продолжать молчать.3
  • сапер ВодичкаNik, так в итоге все ок? Кстати, о до "Конечно! Для этого вам нужно записаться на приём, и через 1.5-2 месяца...": слышал, что в Хельсинки такая же хрень: хочешь, к примеру, заверить 3 бумажки, записывайся в 3 временных слота0
  • Nik Xxxсапер, да, в итоге всё ок, но по возможности я больше не хотел бы иметь с ними дел.0
  • ласковый майУпростит некоторые моменты0
  • Nik Xxxfelidae, вот прям ежедневно страдаю )))1
  • сапер ВодичкаНеа. Скорее всего просто шиза в работе консульств оттенок поменяет1
  • Конкретный А. А.Marina, полностью согласен. Сотрудников консульских учреждений за пределами РФ, конечно, есть за что покритиковать (и это успешно делают другие комментаторы). Но в одном им не откажешь — они работают честно, по утверждённым государством тарифам. В отличие от нотариусов в РФ, которые обирают граждан до нитки, нагло и цинично навязывая платные услуги "правового и технического характера".4
  • Alexander SchnurrbartКонкретный А.А.: так сотрудники КЗУ и не предлагают никаких услуг "правового и технического характера". вы приходите к ним с готовой доверенностью и они заверяют вашу подпись под ней. если вы им предварительно прислали доверенность на электронную почту - могут исправить пару-тройку мелких ошибок или опечаток (если заметят). если ошибок больше - отправят переделывать, предложив снова вылавливать очередь.0
  • Конкретный А. А.Alexander, вот об этом я и говорю. А нотариусы в России не просто предлагают эти услуги, а активно навязывают их! На этом ресурсе можно найти статью под названием "Как мужчина не захотел оплачивать допуслуги нотариуса и остался без заверенных копий", где рассказывается, как человеку пришлось дойти до Верховного суда, чтобы защититься от произвола алчного нотариуса.1
  • Alexander SchnurrbartКонкретный, как в любом деле тут есть свои плюсы и свои минусы. я сходил по вашей ссылке. конечно, для живущих в РФ требовать 1600 руб. за доп. услуги при госпошлине в 100 рублей - это свинство, но заграницей совсем другие понятия. даже в старые добрые времена, когда в Германии было 6 (шесть) КЗУ РФ + КЗУ в соседних с Германией странах, съездить в одно из них стоило денег. И если расходы владелеца автомобиля ограничивались стоимостью топлива, то пожилые вынуждены были платить кучу денег за поезд и снимать гостиницу (КЗУ принимают до 11:30, разумнее всего приехать к открытию, чтобы иметь запас времени что-то переделать)... Плюс надо выловить очередь и она будет не тогда, когда ты хочешь, а тогда, когда тебе удалось её поймать. Соответственно, минус день отпуска. И это пример хорошего. На все США, например, было емнип 3 КЗУ, соответственно, чтобы съездить туда нужен был перелёт и гостиница... И все эти деньги просто уйдут в песок, если КЗУ завернёт доки, вместо того, чтобы взять деньги за услуги технического характера и просто переделать документы...0
  • Роберт ФараретдиновNik, такая "долгая" работа с соотечественниками в Румынии, вероятно, связана с ограниченным штатом сотрудников консульского центра или консульства РФ.1
  • Инна ХаликоваNik, надо же, а у нас в Боготе такое славное консульство. По электронной почте все документы примут, все проверят, ошибки исправят, распечатают, подпишут, приходишь только за готовеньким. Еще и письмо отправят, приезжайте, дорогой соотечественник, забирайте свои документы. И оплата всегда максимально низкая. Вежливые, приветливые. Очень мы ими довольны. Возможно, человеческий фактор.0
  • Знаток 5 уровняОткуда вы такую чуть вообще берете?0
  • Знаток 5 уровняКонкретный, Вам перед тем как излагать свои глубокие познания в области законодательства не помешало бы с ним ознакомиться. В 2023 году был введен Единый нотариальный тариф. В Госдуме наконец-то поняли что формулировка «услуги правового и технического характера» пугает людей и заставляет думать, что это сам нотариус «дерет» деньги с бедных граждан. Теперь ЕНТ включает в себя федеральный и региональный тариф. Федеральный устанавливает понятно кто. Региональный устанавливают субъекты каждый исходя из экономической обстановки в регионе. Все. Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе стоит 50 р. (федеральный тариф) + 120 р. (региональный тариф, установленный в Калужской области) = 170 р. за страницу документа. К примеру, генеральная доверенность занимает обычно 2 страницы, то есть цена за нот. действие будет стоить 340 р. Непосильно дорого, правда? Вы прежде чем оставлять комментарии разберитесь в вопросе и не в водите в заблуждение других людей. Я работаю в сфере нотариата уже 5 лет и очень люблю свою работу. А чтение таких комментариев вызывает только отвращение к людям, их писавшим.0
  • Знаток 5 уровняКонкретный, не хотите обратится в Верховный суд по поводу увеличения пошлин в Росреестре с 1 января 2025 года? Теперь за регистрацию квартиры возьмут не 2000 р. а 4000 р. С землей так же, в два раза больше - 700 р. А нотариус обязан зарегистрировать недвижимость, оформляемую в порядке наследования. Что прикажете делать? «Драть» с людей деньги или нерегистрировать собственность?0
  • Конкретный А. А.Знаток, благодарю за уточнение! Получается, у меня устаревшая информация. Я последний раз обращался к нотариусу в России до 2023 года, т.е. до введения в действие этого тарифа. Оформлял наследство от безвременно почившей бабушки. И тогда, насколько я помню, гос. пошлина составляла порядка 10 тыс. рублей и при этом хапуга-нотариус содрал ещё 15 тыс. за те самые "услуги правового и технического характера". Пришлось заплатить, т.к. времени на суды у меня не было, а оформить наследство можно было только у этого нотариуса (сейчас уже не помню, почему). Отрадно, что в этой сфере наконец-то навели порядок и подобные этому нотариусы барыги теперь вынуждены искать себе более подходящее их нутру занятие! Если вас не затруднит, озвучьте, пожалуйста, актуальные тарифы на оформления свидетельства о праве на наследство в городе Москве.0
  • Конкретный А. А.Знаток, увеличение гос. пошлин — это отдельная тема. Там хотя бы понятно, куда идут деньги (на нужды государства). Приказывать нотариусу, я, конечно, ничего не могу. Но порекомендовал бы в данном случае предложить наследнику оплатить эту пошлину самостоятельно и принести квитанцию.0
Вот что еще мы писали по этой теме