Ну и что? 47 119

Налоговые нарушения больше не тайна

С 1 июня 2016 года информация о налоговых нарушениях перестала быть налоговой тайной. Раньше налоговики не могли разглашать или публиковать в общем доступе данные о долгах и штрафах, а теперь могут. А еще они могут сообщать о ваших долгах по запросу: банкам, работодателям, партнерам по бизнесу.

1 июня 2018 года на сайте налоговой появятся такие данные обо всех организациях. Налоговая уже установила сроки для публикации и объяснила, какую информацию выложит в общий доступ.

04.08.2017 г. ФНС запустила сервис «Прозрачный бизнес», но он проработал всего один день. Что-то пошло не так, и его закрыли. Налоговая выпустила приказ, которым перенесла сроки публикации данных в открытом доступе. Теперь они появятся в интернете только 1 июня 2018 года.

ФНС выложит 💋 самое сокровенное!

И какую же информацию обнародуют?

До 1 июня 2018 года в общем доступе появятся такие сведения о каждой организации:

  • какие пени и штрафы не оплачены;
  • когда и за что штрафовала налоговая;
  • какой спецрежим применяется;
  • сколько человек работает в организации;
  • доходы и расходы из отчетности;
  • сколько налогов и взносов фирма перечислила;
  • сколько денег и за что осталась должна налоговой.

До 25 февраля 2018 года:

  • сколько взносов перечислено в бюджет.

Эту информацию можно будет бесплатно найти в интернете о любой компании по названию или ИНН.

При первом размещении опубликуют данные за полтора года: с 1 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года. А если есть неоплаченные штрафы, будут видны долги на 1 мая 2018 года.

Потом каждый год планируют публиковать информацию по такому же принципу, но все опять может измениться.

Кому нужна эта информация и что с ней делать?

Теперь репутацию любой фирмы можно будет проверить через интернет. Этим будут пользоваться банки, организаторы тендеров, инвесторы и контрагенты.

Перед перечислением денег за товар можно узнать, нет ли у поставщика долгов. Если долги есть, банк спишет деньги по требованию налоговой, и на закупку товара ничего не останется. Можно и товар не получить, и деньги не вернуть.

Перед оформлением кредита банк проверит, вовремя ли фирма сдает отчетность, как платит налоги и за что ее штрафовали в течение года.

Если вы борец с коррупцией, то сможете проверить, сколько и каких налогов платит фирма-господрядчик, за какие доходы отчитывается и сколько тратит.

Это повлияет на всех, кто участвует в тендерах. Сейчас для конкурса достаточно показать справку об отсутствии задолженности и приложить отчетность. Никто это перепроверять не будет. А с июля заказчик увидит всю подноготную компании: сколько человек трудоустроено, какие были штрафы за год, когда сдавали отчетность.

Даже если перед торгами погасить все задолженности, факт нарушения будет как на ладони. Добросовестный заказчик не захочет работать с левыми фирмами. А с недобросовестного будет легко спросить: чего это вы работаете с фирмами-помойками?

Проводить фиктивные тендеры станет труднее, нечестным подрядчикам будет сложнее получать контракты, а работа антикоррупционных организаций станет содержательнее.

У меня нет фирмы. Меня это касается?

Изменения в статье о налоговой тайне касаются всех налогоплательщиков. Пока налоговая согласовала размещение данных об организациях. Но скоро может придумать что-то для ИП и физических лиц.

Уже сейчас данные о налоговых нарушениях любого человека банк или организация могут получить по запросу.

А с прошлого года налоговая рассылает работодателям информацию о долгах и штрафах сотрудников. Если человек на испытательном сроке или занимает важную должность, но не платит налоги или не отчитывается о доходах, могут быть проблемы.

Что мне с этим делать?

Вовремя платите налоги и сдавайте отчетность. Проверяйте контрагентов и не работайте с подозрительными партнерами.

Если получаете зарплату в конверте и планируете брать ипотеку, поговорите с работодателем. Через год банк сможет узнать, сколько налогов платит ваша фирма, и не поверит данным о зарплате, которые вы укажете. Даже если вы на самом деле столько получаете, кредит могут не дать.

Если не можете заставить работодателя платить за вас НДФЛ и взносы, заранее оформите ИП и платите их самостоятельно.

Если вы формальный учредитель или директор в чужой фирме, то налоговые нарушения могут повесить на вас. Например, один брат зарегистрировал фирму на второго и просрочил налоги. Теперь второму могут не дать ипотечный кредит, или возникнут вопросы при приеме на работу. Чья это была фирма на самом деле, никто разбираться не будет.

Если устраиваетесь на работу, проверьте свои долги по налогам. Через месяц может прийти уведомление о долгах и будет неловко.

Ну и что? 16 792

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Ну и что? 48 298

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.