В Калифорнии хотят поломать бизнес солнечных панелей. Sony покупает Bungie назло Microsoft.

Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.

«Out on bail, fresh out of jail»: отмена льгот для солнечных панелей в Калифорнии

Один из самых солнечных штатов США готовится лишить производителей солнечных панелей одного из важнейших драйверов их бизнеса. Комиссия Калифорнии по ЖКХ планирует отменить одну из главных льгот для потребителей солнечной энергетики для крупнейших ЖКХ-компаний штата: Edison (NYSE: EIX), PG&E (NYSE: PCG) и Sempra Energy (NYSE: SRE). Суть изменений примерно такая.

Экономия. Комиссия хочет снизить размер выплат для потребителей солнечных панелей, которые они получают, когда их панели вырабатывают больше энергии, чем нужно для дома. Сейчас пользователям панелей Калифорнии платят деньги за то, что они продают штату лишние объемы электроэнергии. Платят по рыночным расценкам 25—30 центов за киловатт-час. Комиссия предлагает снизить размер выплат до 5 центов за киловатт-час, это в 5—6 раз ниже, чем сейчас.

Новые поборы. Дом с системой на 6 киловатт будет платить 576 $ в год — штат будет собирать по 8 $ в месяц за киловатт с домохозяйств, использующих солнечные панели. Хотя будут исключения для резерваций индейцев и бедных домохозяйств. Впрочем, вряд ли они радикально изменят ситуацию.

Льгота 1. Также собираются ввести дополнительную льготу для домохозяйств, которые планируют установить солнечную панель, — можно будет воспользоваться ею в ближайшие 4 года и затем пользоваться 10 лет.

Суть такая: за киловатт домохозяйство будет получать денежный вычет. Размер вычета будет сильно варьироваться в зависимости от округа, компании, обслуживающей домохозяйство, и, наконец, финансового благосостояния конкретного домохозяйства. У компании Edison в Южной Калифорнии льгота будет составлять 5,25 $ за киловатт для бедных и 3,95 $ для всех остальных. У PG&E размер льготы будет составлять 4,36 $ и 1,62 $ соответственно.

Льгота 2. Еще одна льгота для тех, у кого есть солнечные панели: если они в течение следующих 4 лет перейдут на новую систему, описанную выше, то при установке батарей для существующих систем хранения энергии они получат разовый налоговый вычет в размере 200 $ за киловатт-час емкости батареи. Учитывая среднюю емкость батарей для жилых домов, одно домохозяйство сможет получить вычет в районе 2,6 тысячи долларов.

Льгота 3. Все домохозяйства, у которых панель работает не менее 15 лет, должны будут сразу перейти на новую систему. Домохозяйства победнее могут пользоваться своей панелью 20 лет, прежде чем перейти на новую систему льгот и учета энергопользования.

Новые правила. Все пользователи солнечных панелей — юридические и частные лица — будут платить за электроэнергию по разным расценкам в разное время. В пиковые летние часы, например, они будут платить 48 центов за киловатт-час — и 19 центов зимним утром.

Там есть еще пара предложений, не относящихся непосредственно к льготам:

  1. Тратить по 600 млн в год на подключение неэкологичных и бедных районов к солнечной энергии.
  2. Разрешить жилым домам и предприятиям устанавливать достаточно большие системы солнечной энергетики — в полтора раза больше их потребностей в энергии, — чтобы от них могли подзаряжаться электрокары и ЖКХ-предприятия.

Для частных домохозяйств, которые используют солнечные панели, реализация перечисленных предложений комиссии будет однозначным негативом. Если с существующей системой льгот солнечные панели окупают себя для домохозяйства лет за 10, то в случае описанных изменений срок окупаемости может увеличиться вдвое — до 20 лет. И это без учета установки батарей для хранения энергии — если покупать их, то срок окупаемости солнечных панелей рискует растянуться нереально.

Учитывая, что на Калифорнию приходится 40% солнечной энергетики в жилых домах, обсуждаемые изменения могут колоссально повлиять на всю солнечную энергетику США и на компании, которые работают в этом секторе.

Аналитики Bank of America считают, что если это предложение будет реализовано, то темпы внедрения новых солнечных станций упадут в этом году на 20%, а представители отрасли считают, что на все 80%. Аналитики из Wood Mackenzie считают, что из-за возможных изменений спрос на солнечные панели для жилых домов сократится наполовину к 2024 году.

Всего текущая система обходится в 3 млрд долларов дополнительных расходов для энергопотребителей Калифорнии. Сторонники отмены действующей системы льгот настаивают на том, что в текущем виде она похожа на субсидирование более богатых домохозяйств бедными. Получается, что бедные домохозяйства, у которых нет денег на панели, субсидируют богатых, у которых есть и панели, и деньги, — так выходит потому, что расходы на выкуп энергии по рыночным ценам ЖКХ-компаниям приходится закладывать в общие тарифы.

Показатели пользования солнечными панелями в Калифорнии по уровню годового дохода

Более 250 тысяч долларов 12%
200—250 тысяч долларов 8%
150—200 тысяч долларов 14%
100—150 тысяч долларов 24%
50—100 тысяч долларов 29%
Менее 50 тысяч долларов 13%
Более 250 тысяч долларов
12%
200—250 тысяч долларов
8%
150—200 тысяч долларов
14%
100—150 тысяч долларов
24%
50—100 тысяч долларов
29%
Менее 50 тысяч долларов
13%

Калифорнийская реформа — безусловный негатив для всех эмитентов, занимающихся установкой панелей в жилых домах. Например, для Sunrun (NASDAQ: RUN). Запредельная цена у эмитентов в этой сфере основана на ожиданиях инвесторами «стремительного роста в будущем». Но если предложения комиссии будут реализованы в текущем виде, то никакого мощного роста не будет.

А вот для крупных ЖКХ-компаний типа Edison и PG&E это очень хорошо. Реформа делает менее выгодными частные солнечные панели и будет мотивировать людей подключаться к сетям ЖКХ-компаний или закупать энергию у аффилированных с ними энергосбытовых бизнесов.

Изначально решение по реформе льгот члены комиссии должны были принять 27 января, но затем его перенесли на заседание 10 февраля. Возможно, что к этому моменту в проект реформ комиссии будут внесены существенные коррективы: все-таки у «зеленого» лобби колоссальное влияние внутри штата, которое влияет на повестку и на региональном уровне.

Льготы типа существующих в Калифорнии действуют в 41 штате США. Если в Калифорнии, которая выступает флагманом чистой энергетики внутри США, свернут действующие льготы, то это может привести к тому, что и другие штаты начнут их отменять.

Но даже если другие штаты не последует примеру Калифорнии, ущерб от снижения спроса на солнечные панели внутри одного этого штата окажется все же достаточно значительным для всего бизнеса, связанного с солнечными панелями для жилых домов.

«Я буду вместо, вместо, вместо Halo»: Sony покупает игровую студию Bungie

Японский конгломерат Sony (NYSE: SONY) объявил о покупке игровой студии Bungie. Сумма сделки составляет примерно 3,6 млрд долларов. Учитывая, что Bungie когда-то сделала такой хит, как Halo, и достаточно популярную дилогию Destiny, это имеет смысл для развития игрового бизнеса Sony.

Все это происходит в контексте сделки Microsoft по покупке игрового гиганта Activision Blizzard (NASDAQ: ATVI): в случае закрытия сделки Microsoft вплотную приблизится к гегемонии на рынке игр, став третьей в мире после Tencent и Sony, и сможет давить на Sony, делая игры серий Activision эксклюзивами для Xbox — в ущерб Sony.

В своей идее по ATVI я высказал предположение, что Sony попытается прыгнуть выше головы и купить ATVI вместо Microsoft. Но в руководстве Sony решили, что «если не получается купать лошадей в шампанском, то хоть кошек пивом обрызгаем», и купили компанию подешевле.

Выйдет ли из этого толк для Sony, можно будет увидеть очень нескоро: разработка больших игр занимает обычно много лет. Но стоит иметь в виду, что 10-летнее партнерство Bungie с ATVI было окончено в 2019 году раньше срока, потому что финансовый результат дилогии Destiny не впечатлил ATVI. Поэтому не факт, что Sony сможет выжать из нового приобретения позитивный результат.

Очень может статься, что руководство Sony выбрало Bungie потому, что очень надеется повторить ранний успех Microsoft с этой студией.

Не будет преувеличением сказать, что популярность исходной трилогии Halo дала толчок развитию игрового бизнеса Microsoft: первые части Halo мотивировали игроков по всему миру покупать приставки Xbox, вокруг которых теперь выстроена вся экосистема игрового бизнеса компании. Если это так, то возникают опасения: не просчиталась ли Sony, купив студию, которая может и не повторить свой прежний успех, достигнутый с другим издателем и при иных обстоятельствах?