Пачка инвестновостей: старая одежда, электрокары и онлайн-образование
Предсказываем будущее разных компаний на статистике выпускников вузов. Прогнозируем последствия роста популярности секонд-хенда для всех, включая сам секонд-хенд. Вместе с директорами нефтяных компаний сомневаемся в перспективах электрокаров.
Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.
Ответ немного предсказуем
Американская финансовая компания Bankrate составила рейтинг дипломов о высшем образовании, обладатели которых могут рассчитывать на наилучшие финансовые перспективы.
Рейтинг составлялся на основании опроса 250 выпускников американских вузов при учете следующих метрик, которые повлияли на итоговый рейтинг в соответствующих пропорциях:
- Средний доход среди обладателей соответствующего диплома — 70%.
- Показатели безработицы среди обладателей соответствующего диплома — 20%.
- Наличие более высокой ученой степени в своей области — 10%.
Думаю, никто не удивится новостям о том, что в самом верху списка есть только представители технических и инженерных профессий:
- архитектурное проектирование: годовой доход — 90 тысяч, безработица — 1,3%;
- компьютерная инженерия: годовой доход — 101 тысяча, безработица — 2,3%;
- науки и технологии в сфере транспорта: годовой доход — 86 тысяч, безработица — 1,8%.
Хуже всего идут дела у представителей гуманитарных профессий. Так, у выпускников актерских факультетов годовой доход — 41 тысяча, а безработица — 4,9%. Интересно, что среди технарей немало работников со степенью от магистра и выше: в среднем у более чем 20% технарей диплом степени выше бакалавра в своей сфере.
В первой двадцатке списка можно найти представителей только фундаментальных наук, и большим спросом пользуются инженеры и люди с познаниями в сфере механики. Вот какие выводы можно сделать на основании просмотра этого рейтинга.
Во-первых, американским работодателям нужны специалисты в инфраструктурных вопросах, что косвенно указывает на то, что в Америке скопился большой объем работ по обслуживанию уже существующей инфраструктуры. Так что росту вложений в инфраструктуру США быть, даже если байденовский план не будет реализован. Это хорошие новости для компаний, работающих в соответствующих отраслях.
Во-вторых, серьезный уровень доходов в технических и инженерных специальностях говорит о том, что американские компании настроены осуществлять масштабную программу инвестиций в обновление своих основных фондов: заводов, оборудования и прилегающей инфраструктуры. Это хорошие новости для производителей оборудования и комплектующих. И плохие — для корпоративного сектора в целом: ему стоит быть готовым к росту издержек.
В-третьих, низкий уровень оплаты труда людей в околоактерских сферах облегчает финансовое бремя производителей кинематографического контента типа Disney и Netflix — что важно, поскольку бремя это в последнее время растет. Впрочем, грядущая голливудская забастовка низового персонала съемочных групп, которая охватит 60 тысяч работников, намекает на то, что у гибкости условий труда в этой сфере есть свои пределы.
В-четвертых, обилие людей с образованием выше бакалавриата наводит на мысли, что у образовательных платформ, предоставляющих доступ к магистерским и прочим программам, есть неплохие шансы на рост доходов за счет притока технарей, желающих повысить ученую степень.
Единственный недостаток исследования состоит в том, что данные там взяты за 2019 год, — поэтому, возможно, пандемия внесла свои коррективы.
«Брюлики на бахроме, просто мороз по коже!»
Компания в сфере розничной аналитики GlobalData и онлайн-магазин б/у товаров ThredUp выпустили большой отчет о состоянии дел в сфере продажи б/у одежды в США.
Вот основная информация оттуда:
- рынок б/у одежды с нынешних 36 млрд долларов вырастет к 2025 году до 77 млрд;
- общее количество продавцов в 2020 составило 52,6 млн. Ожидается, что в ближайшем будущем их число составит уже 118,8 млн;
- примерно 36 млрд единиц одежды, включая аксессуары, выбрасывается только в США, притом что 95% от их числа можно переработать или продолжить использовать;
- 33 млн человек впервые купили б/у одежду в 2020 году, и 76% этих покупателей планируют увеличить траты в этой сфере в последующие 5 лет;
- 60% розничных сетей готовы предложить своим покупателям б/у одежду;
- матери готовятся покупать своим детям больше б/у одежды в будущем.
Еще в отчете много ожидаемых стандартных слов про экологию, что тоже немаловажно. Подобные новости — это, конечно, позитив для компаний, работающих в сфере б/у товаров, типа Winmark и RealReal. Но, учитывая большие объемы товаров, денег и количество потребителей, о которых говорится в отчете, я бы ожидал появления в этой сфере большого числа различных стартапов.
Поскольку такого рода потребление считается очень экологичным, могущественное ESG-лобби будет изо всех сил поддерживать такие начинания деньгами. Поэтому можно ждать у этих еще не рожденных компаний раблезианских размеров P / S и P / E. Хотя последнего там, скорее всего, не будет: думаю, там стандартным состоянием будут убытки.
Для уже существующих предприятий розничной торговли — как офлайновых, так и онлайновых — это станет возможностью увеличить выручку за счет привлечения новой аудитории, желающей сэкономить. Но какова будет рентабельность подобных начинаний — сложно сказать сейчас. Очень даже возможно, что розничные сети опоздают на этот праздник и будут вынуждены скупать по диким ценам стартапы в соответствующих отраслях.
Будет интересно посмотреть, как к этому будут адаптироваться продавцы одежды типа Nike (NYSE: NKE) и Abercrombie & Fitch (NYSE: ANF). По идее, все это грозит им снижением выручки, но если они сумеют адаптироваться и возглавить этот процесс, то, возможно, ущерб получится минимизировать.
Бурильщика спросить забыли
Отделение ФРС США в Далласе провело опрос среди управляющих нефтедобывающими компаниями. В этот раз среди стандартных отраслевых вопросов про добычу нефти и прогнозов цен директоров спросили и на другие темы. В частности — какой процент от продаваемых машин в США к 2030 году будут составлять электрокары. Вот результаты опроса:
- большинство респондентов — 34% — считают, что 10—19%;
- 22% респондентов вообще думают, что диапазон будет в районе 0—9%.
- 29% респондентов настроены оптимистичнее и считают, что 20—29% продаж будут составлять электрокары;
- лишь 1% опрошенных считают, что больше 50% от продаваемых машин будут составлять электрокары.
Между тем согласно стратегии нынешней администрации США в 2030 году электрокары должны составлять свыше половины от всех продаж машин в стране.
В принципе, результаты опроса не сказать чтобы шокируют: странно было бы ожидать другого ответа от людей, чье благосостояние зависит от спроса на углеводороды. Но это хороший повод вспомнить об основных проблемах на пути электрокаров, решение которых может занять поколение:
- недостаточное количество заправок — и проблема с их доступностью;
- цена: электрокары в массе своей дороже обычных машин или при сопоставимой цене у электрокара оказывается меньше расстояние путешествия;
- рост стоимости сырья: для электрокаров нужно много лития, меди и других ресурсов. Прогнозируемый рост спроса на эти ресурсы производителей электрокаров в стандартных рыночных условиях должен привести к росту цен на эти ресурсы и, как следствие, росту себестоимости электрокаров, что опять-таки повлияет на стоимость машины.
При разговоре с любителями электрокаров обычно можно услышать лишь то, что эти проблемы будут решены, — но все хранят загадочное молчание в ответ на вопрос о том, как именно. Видимо, предполагается, что они решат себя сами. Так что, может быть, директора нефтяных компаний и выступают заинтересованными лицами, но их прогнозы могут оказаться куда ближе к истине, чем акционерам электрокаровых компаний хотелось бы признавать сейчас.
И если это так, то это очень плохая новость для компаний типа Tesla и Tata Motors, чьи котировки распухли как раз благодаря ожиданиям роста продаж электрокаров в будущем.