Пачка инвестновостей: Uber, Lyft, Ryder и праздники
Сексуальные домогательства как причина для беспокойства акционеров Uber и Lyft. Розничные рекорды в США. Ryder расширяет самую маржинальную часть бизнеса.
Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.
Новости экономики подработок: сексуальные домогательства в такси-агрегаторах
На этой неделе у нас есть две новости из мира поденщины.
Исследование. Платформа информирования для людей, работающих по сдельной схеме, Stride поделилась с изданием Business Insider результатами исследования среди людей, работающих водителями в течение последних 6 месяцев в США:
- 90% новых водителей выполняют преимущественно работу по доставке, исключительно перевозкой пассажиров занимаются немногие. 25% респондентов занимаются только доставкой продуктов;
- только 7% респондентов работают на платформах типа Uber или Lyft — похоже, они загружены розничными сетями;
- больше 2/3 новых водителей — женщины;
- около 20% респондентов планируют в обозримом будущем вернуться к работе на полную ставку, которой занимались раньше.
Результаты исследования главным образом говорят о том, что компании доставки и такси, по сути, уже исчерпали пул доступной им рабочей силы: на это намекает обилие женщин. Женщин-водителей в целом до пандемии было не так много, и тому, что они стали внезапно заполнять эту нишу, способствовало то, что женщины пострадали на рынке труда от пандемии больше мужчин. У кого-то рабочее место просто было ликвидировано, а кому-то пришлось вернуться домой заниматься детьми, потому что школы и детские сады были закрыты.
В общем, руководители служб доставки и вождения сейчас вынуждены «скрести по сусекам», нанимая тех, кто по каким-то причинам не смог устроиться в ходе восстановления на рынке труда. Крайне характерно, что наибольший рост происходит в сфере доставки еды, — а это не основной заработок для такси-агрегаторов, которые основную выручку получают именно от пассажирских поездок.
Безопасность. Агрегатор такси Lyft (NASDAQ: LYFT) выпустил отчет о безопасности среди водителей. Последние данные там за 2019, но в целом отчет интересен тем, что сообщает нам о весьма примечательном факте: в 2019 году на платформе зарегистрировали больше 1,8 тысячи случаев сексуальных домогательств — на треть больше, чем в 2018. В процентном соотношении это не так много — 0,0002% от всех поездок в США — кстати, такие же пропорции и у Uber.
Но даже один случай — это слишком много — а когда счет таким случаям идет уже на тысячи, это может похоронить компанию.
В сравнительном обзоре Uber и Lyft упоминалось, что среди водителей и публики у Lyft репутация довольно гуманной компании в сравнении с безжалостной потогонкой Uber. Но, как видно, это не способствует качеству сервиса агрегатора.
Думаю, что в условиях крайнего дефицита с поиском водителей, который накладывается на низкую маржинальность и убыточность бизнес-модели такси-агрегаторов, и Lyft, и Uber будут снижать планку требований к новым водителям, что будет неуклонно влиять на такую вот мрачную статистику. Со временем количество пассажирских исков к Lyft по этому поводу, которое и так уже высоко, достигнет критической массы и может привести к крупным выплатам жертвам-пассажирам. А учитывая, что компания убыточная, деньги на эти выплаты придется доставать из шляпы фокусника. К Uber это, кстати, тоже относится.
Праздник к ним приходит: чего ждать американским розничным сетям в этом сезоне
Прогнозирование розничных продаж в США в сезон праздников ноября — декабря подобно рассказу Рюноскэ Акутагавы «В чаще»: полную картину мы получим, только изучив точку зрения разных участников событий.
Мы уже знаем, что на эту тему сказали эксперты PricewaterhouseCoopers. Также мы ознакомились с мнением Deloitte. А теперь можем изучить перспективу самих розничных сетей: американская Национальная ассоциация розничной торговли (NRF) выдала свой прогноз.
NRF ожидает, что продажи в этом году вырастут в диапазоне 8,5—10,5%, достигнув рекордного уровня 859 млрд долларов. Следует отметить, что из подсчета исключены автозаправки, рестораны и продажи автомобилей. Наибольший рост ожидается в сфере онлайн-продаж — в диапазоне 11—15% по сравнению с 2020. В целом это, конечно, хорошие новости для розничных сетей. Но есть и подводные камни.
NRF сообщает, что розничный сектор будет искать новых сотрудников на сезон: нужно примерно 500—665 тысяч человек на временные вакансии. В условиях дефицита рабочих рук в США это гарантирует разорительные расходы розничных сетей на труд работников.
Так что я бы не спешил инвестировать в розничные сети с прицелом на позитивные результаты в следующем квартале: выручка там, скорее всего, вырастет, а вот прибыль, скорее всего, упадет.
Knight Ryder: слияния и поглощения в сфере логистики
Американская логистическая компания Ryder System (NYSE: R) покупает оператора складов Midwest Warehouse & Distribution System. Покупка добавит к выручке Ryder примерно 135 млн долларов в 2022 году.
Структурно Midwest войдет в сегмент Ryder «Решения в сфере логистики» — самый маржинальный из сегментов компании. В плане товарной структуры Midwest специализируется на хранении упакованных потребительских товаров, еды и напитков.
Точная цена покупки неизвестна, но, по словам менеджмента Ryder, эту покупку компания себе может позволить.
Сделку планируют закрыть только в следующем месяце, но я считаю, что с точки зрения акционеров Ryder она вполне оправданна, поскольку увеличивает потенциал самого многообещающего из сегментов компании.