НМТП (MCX: NMTP) — крупнейший портовый оператор в России. Главный акционер компании — госкомпания «Транснефть», которой принадлежит 50,1% акций.

2 июня 2021 года НМТП опубликовал результаты за первый квартал текущего года, которые оказались неоднозначными. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года грузооборот сократился на 19%, а выручка на 13%, но бизнес получил чистую прибыль.

Кроме того, менеджмент принял решение выплатить акционерам по итогам 2020 года лишь 0,06 Р на акцию в виде дивидендов, что не оправдало ожиданий инвесторов. После публикации новости котировки НМТП на фондовом рынке упали на 5%. Разберемся во всем по порядку.

Грузооборот

Основной доход НМТП получает от предоставления стивидорных и прочих услуг, связанных с погрузкой, разгрузкой и хранением товаров, которые проходят через подконтрольные морские порты.

Компания напрямую зависит от ситуации на рынке углеводородов, поскольку сырая нефть и нефтепродукты составляют основную долю в общем грузообороте НМТП.

Структура грузооборота в первом квартале 2021 года

Сырая нефть 44%
Нефтепродукты 34,1%
Черные металлы и чугун 9,1%
Контейнеры 4,5%
Железорудное сырье 3,5%
Уголь 1,1%
Цветные металлы 0,9%
Прочее 2,8%
Сырая нефть
44%
Нефтепродукты
34,1%
Черные металлы и чугун
9,1%
Контейнеры
4,5%
Железорудное сырье
3,5%
Уголь
1,1%
Цветные металлы
0,9%
Прочее
2,8%

Ограничение нефтедобычи в России с 1 мая 2020 года в рамках соглашения ОПЕК+ нанесло серьезный ущерб бизнесу и сказалось на операционных показателях. Кроме того, неблагоприятные погодные условия в начале этого года заставили на время приостановить судопоток и работу портовых мощностей Новороссийска, что также негативно отразилось на операционных результатах.

Общий грузооборот НМТП в первом квартале текущего года сократился на 19% квартал к кварталу — до 27,5 млн тонн. При этом грузооборот сырой нефти снизился на 31% — до 12,1 млн тонн, а нефтепродуктов — на 9%, до 9,4 млн тонн. Сильное падение связано с высокой базой прошлого года, когда ограничения на добычу еще не вступили в силу.

Падение грузооборота произошло среди всех основных товаров квартал к кварталу: грузооборот угля упал на 10%, черных металлов и чугуна — на 2%, цветных металлов — на 13%, химических грузов — на 22%, лесных грузов — на 21%. Несмотря на постепенное ослабление ограничений во многих странах, международная торговля так и не вернулась на докризисный уровень.

На этом фоне удивительным выглядит рост грузооборота сахара, который увеличился в 30 раз квартал к кварталу. Вероятно, это вызвано увеличением импорта в Россию на фоне резкого роста цен на сахар в конце прошлого года.

Грузооборот компании за первый квартал, млн тонн

Общий Наливные грузы Сухие грузы
2017 37,3 28,6 8,7
2018 35 25,164 9,8
2019 36 26,540 9,4
2020 34,1 28,3 5,8
2021 27,5 21,8 5,7
Общий
2017
37,3
2018
35
2019
36
2020
34,1
2021
27,5
Наливные грузы
2017
28,6
2018
25,164
2019
26,54
2020
28,3
2021
21,8
Сухие грузы
2017
8,7
2018
9,8
2019
9,4
2020
5,8
2021
5,7

Финансовые показатели

Из-за падения грузооборота снизились и доходы НМТП до многолетнего минимума. По итогам первого квартала 2021 года выручка упала на 13% — до 173,6 млн долларов. Сильнее всего упала выручка порта Приморск — на 26% — из-за сокращения грузооборота нефти и нефтепродуктов в Балтийском море.

Структура выручки от стивидорных и дополнительных услуг в разбивке по портам

Новороссийск 72,6%
Приморск 24,8%
Балтийск 2,6%
Новороссийск
72,6%
Приморск
24,8%
Балтийск
2,6%

Операционные расходы НМТП также сократились на 16% — до 115,9 млн долларов. Компания меньше потратила на зарплату и страховые взносы работников, услуги сторонних организаций, связанные с перевалкой в портах, а также сократила расходы на топливо, электроэнергию и коммунальные услуги.

В результате операционная прибыль сократилась на 21% — до 95,2 млн долларов.

Большую часть долга НМТП держит в долларах США, поскольку деятельность бизнеса ориентирована на зарубежные рынки и расчет по большей части договоров происходит в иностранной валюте. Поэтому колебания рубля оказывают заметное влияние на ее результаты. Когда в начале прошлого года произошла девальвация рубля, компании пришлось переоценивать свои валютные долги и отразить убыток по курсовым разницам в 173,2 млн долларов. Это привело к тому, что компания получила чистый убыток по результатам своей деятельности. В первом квартале 2021 года рубль оказался крепче год к году, поэтому убыток по курсовым разницам сократился в 15 раз — до 11,4 млн долларов.

Это позволило портовому оператору зафиксировать чистую прибыль в размере 65,7 млн долларов.

Финансовые показатели компании за первый квартал, млн долларов

Выручка Операционная прибыль Чистая прибыль
2017 226,5 153 191,3
2018 237,9 143,6 111,2
2019 239,9 160,9 167,7
2020 200,1 120,3 −43,9
2021 173,6 95,2 65,7
Выручка
2017
226,5
2018
237,9
2019
239,9
2020
200,1
2021
173,6
Операционная прибыль
2017
153
2018
143,6
2019
160,9
2020
120,3
2021
95,2
Чистая прибыль
2017
191,3
2018
111,2
2019
167,7
2020
−43,9
2021
65,7

Долги и дивиденды

За первый квартал чистый долг НМТП сократился на 5% — до 392,1 млн долларов — благодаря росту денег и их эквивалентов на счетах компании. При этом коэффициент «чистый долг / EBITDA», который определят уровень долговой нагрузки, остался равен единице, что говорит о хорошей финансовой устойчивости.

Динамика чистого долга, млн долларов

2016 1161,7
2017 1074,9
2018 844,2
2019 387,1
2020 411,5
2021 392,1
2016
1161,7
2017
1074,9
2018
844,2
2019
387,1
2020
411,5
2021
392,1

Динамика коэффициента «чистый долг / EBITDA»

2016 1,7
2017 1,6
2018 1,3
2019 0,6
2020 1
2021 1
2016
1,7
2017
1,6
2018
1,3
2019
0,6
2020
1
2021
1

В начале прошлого года менеджмент НМТП представил инвесторам новую стратегию, где в качестве ориентира по дивидендам закладывал не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. Компания должна была заплатить не менее 13 копеек на акцию по итогам 2020 года. Но менеджмент пересмотрел изначальный план и принял решение рекомендовать лишь 6 копеек на акцию в качестве дивидендов. Это стало одним из самых больших разочарований для инвесторов, и котировки компании снизились на 5%.

Первый вице-президент «Транснефти» объяснил столь малый размер выплат тем, что порты оказались недогруженными и компания сделала ставку на инвестиционную программу, реализация которой запланирована на ближайшее время.

Размер дивидендов на акцию

2016 Р
2017 0,78 Р
2018 0,5 Р
2019 1,35 Р
2020 0,06 Р
2016
Р
2017
0,78 Р
2018
0,5 Р
2019
1,35 Р
2020
0,06 Р

Что в итоге

Как видно из операционного и финансового отчетов, портовый бизнес пока так и не смог вернуться на докризисные уровни: грузооборот и выручка находятся на минимумах последних лет для первого квартала.

Основной ущерб показателям НМТП нанес кризис в углеводородной отрасли и соглашение ОПЕК+, которое привело к падению добычи нефти в России и, как следствие, сокращению объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через порты компании.

Одновременно с этим компания начала масштабные инвестиционные вложения в портовую инфраструктуру, что привело к сокращению свободного денежного потока и размера дивидендных выплат.

Но есть основания полагать, что пик падения грузооборота для компании уже пройден. Морская торговля между странами постепенно восстанавливается по мере нормализации эпидемиологической ситуации. Ограничения на добычу нефти также постепенно ослабляют, хотя договор ОПЕК+ и продлится еще как минимум до 1 мая 2022 года, что будет оказывать давление на операционные результаты НМТП.