Ну и что? 49 445

Минфин разрешил не пробивать чеки при оплате по квитанции и электронными деньгами

У нас хорошая новость для предпринимателей. Минфин дал разъяснения по поводу чеков при безналичных расчетах. Теперь говорят, что можно вообще не использовать кассу, если покупатель платит по квитанции на расчетный счет, переводит деньги через Клиент-банк или рассчитывается электронными деньгами.

Владельцам интернет-магазинов и тем, кто принимает платежи от физических лиц, вроде бы можно не бояться штрафов. Но не всем и не всегда, а только до 1 июля 2018 года. Объясним, что сказал Минфин и почему это не повод расслабляться.

Как было раньше

Уже все знают про закон 54-ФЗ и онлайн-кассы. Тем, кто принимает оплату наличными или картами в магазине, было всё понятно: такие расчеты и раньше попадали под действие закона. Предприниматели заменили кассы и работают.

Но у тех, кто принимает оплату через интернет, оставались вопросы. Периодически на них отвечали Минфин и налоговая. Из этих пояснений можно было сделать вывод, что чеки нужно пробивать даже в неочевидных ситуациях. Например, при таких способах оплаты:

  • между электронными кошельками;
  • по квитанции в банке на расчетный счет продавца;
  • с помощью Клиент-банка;
  • любыми электронными средствами платежа.

Минфин утверждал это в апреле, потом в июле и даже за день до нынешних разъяснений — в письме № 03–01–15/46238.

В этом была проблема. Покупатель платил не через сайт. У продавца могло не быть его почты или телефона: непонятно, куда отправить чек. Узнать о зачислении денег на расчетный счет и сразу пробить чек не всегда возможно. Всё это повод для штрафов.

Как предприниматели должны были решать эту проблему — непонятно. Специальных касс, которые автоматически пробивают чек в таких случаях, еще не придумали. Но закон уже работал, Минфин и налоговая внятных решений не предлагали. Каждый выкручивался как мог.

Что прояснилось

Минфин объяснил, что предприниматели могут не использовать онлайн-кассы при расчетах, которые не попадали под действие закона в прежней редакции. Фактически это означает, что сейчас чеки нужно пробивать только при расчетах наличными или картами.

Электронные кошельки, Клиент-банк и квитанции — это электронные средства платежа. Для таких расчетов в законе обнаружилась отсрочка до 1 июля 2018 года. По крайней мере, это понятно из писем Минфина.

Почему это выяснилось только сейчас? Раньше в письмах Минфина ничего не было про отсрочку.

Мы не знаем, почему Минфин не упоминал отсрочку в предыдущих письмах. Мы внимательно их читали, но там нет ссылок на п. 9 ст. 7 закона № 290-ФЗ. Зато было четко написано, что любые электронные средства платежа и даже безналичный расчет — это повод использовать кассу.

Этот пункт закона сформулирован странно. Из него нельзя сделать однозначный вывод, кто и когда может не пробивать чеки. (Вот где важна хорошая редактура! — Ред.) Но если Минфин говорит, что для электронных средств платежа есть отсрочка, ему-то можно верить. Потому что кому тогда еще верить, если не Минфину?

На самом деле так бывает, когда принимают сложный закон и внедряют что-то новое. Даже официальные ведомства не сразу понимают, как это должно работать. Иногда между неправильными и правильными разъяснениями проходят годы. Из-за этого люди и предприниматели теряют много денег. Хорошо, что в этот раз успели.

Разве Минфин не должен сообщить об этом официально? Как обычный предприниматель узнает об этой отсрочке?

Вообще-то, об этом стоит рассказать не только в письме. Это важное разъяснение, до которого сложно додуматься даже экспертам. Тем более когда есть письма Минфина с другой трактовкой закона.

Но на сайте налоговой до сих пор ничего нет про отсрочку и эти разъяснения. И на сайте Минфина тоже нет ничего внятного по этому поводу. А письма и правда сложно найти: это ответы на конкретные запросы конкретных предпринимателей. Поэтому мы вам про них и рассказываем.

Если покупатель оплачивает картой на сайте, касса всё-таки нужна?

При оплате картой касса нужна уже сейчас. Даже для дистанционной торговли, продажи услуг и расчетах в интернете. Для такого способа оплаты и раньше не было исключений, поэтому отсрочка на них не распространяется. Минфин прямо говорит об этом в письме.

Если интернет-магазин принимает оплату через агрегатор или специальную форму и клиент может оплатить картой, нужно подключить кассу. Для этого есть модели без функции печати чеков. Они дешевле.

Если не принимать платежи по карте, а только электронными деньгами, квитанциями и через Клиент-банк, можно не покупать кассу?

Пока кассу можно не покупать. Отсрочка будет действовать до 1 июля 2018 года. Потом всё равно придется подключить кассу, пробивать чеки и отправлять их покупателям на почту или по смс.

Что делать, когда отсрочка закончится? Как соблюдать закон, если нет данных покупателя и нельзя пробить чек в момент оплаты?

Сейчас действительно нет таких касс, которые автоматически пробивают чек при оплате через Клиент-банк или по квитанции. Если покупатель платит не через сайт, магазин может попасть на штрафы:

  • из-за того, что не отправит чек. Налоговую не волнует, что у магазина нет почты или мобильного телефона покупателя. А есть, например, только домашний телефон и адрес для доставки. Если не отправить чек — штраф 10 тысяч рублей;
  • если не пробьет чек вовремя. Чеки нужно пробить в момент расчета. То есть как только пришли деньги в банк. Даже если они зачислились поздно вечером или в выходной. Как это организовать технически — проблема налогоплательщика. Максимальная разница во времени — 5 минут. Иначе оштрафуют на 30 тысяч и даже больше.

В одном из писем Минфин обмолвился, что эту проблему сейчас обсуждают. Может быть, до 1 июля что-то придумают. Например, выпустят специальные кассы или отменят чеки для таких случаев. Мы расскажем.

Это точно? Минфин больше не передумает?

Мы не знаем о планах Минфина. В апреле никто не упоминал об отсрочке. Налоговая до сих пор ничего не прояснила по этому поводу. Может быть, появятся новые разъяснения.

Даже эти письма — это не нормативные документы. Они как бы никого ни к чему не обязывают. Минфин может менять свою позицию. Мы ничего не гарантируем, но обещаем рассказывать обо всех новостях.

Я принимаю платежи и выставляю счета через интернет. Что мне делать, чтобы не нарушить закон и не попасть на штрафы?

Если клиенты платят картами, нужна онлайн-касса. Здесь без вариантов. Выберите подходящее решение, подключите эквайринг, настройте интеграцию с онлайн-кассой, и всё, забудьте как страшный сон. Это дорого, но таков закон.

Предусмотрите на сайте обязательное поле для почты и телефона. Если вы не сможете отправить чек, это будут ваши проблемы. Аргумент, что покупатель не оставил данные, не спасет от штрафа.

По всем остальным способам оплаты лучше отправить запрос в налоговую. Опишите конкретную ситуацию, чем занимаетесь и как принимаете деньги от клиентов. Задайте конкретные и понятные вопросы. Налоговая ответит лично вам, и это поможет доказать невиновность.

Разъяснения для других предпринимателей можно учитывать, но на них нельзя ссылаться. Суд может не принять такой аргумент.

Если много предпринимателей отправят запросы в налоговую и Минфин, есть шанс, что появятся внятные разъяснения для всех. И в закон внесут поправки по поводу безналичных платежей.

Почитайте интервью с Юлией Куковской. Она объясняет нюансы про онлайн-кассы с позиции ФНС. Там есть полезное.

Ну и что? 16 803

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Ну и что? 48 351

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.