Новости
10K

Банк России утвердил новые тарифы по ОСАГО: как это повлияет на стоимость полиса

27
Банк России утвердил новые тарифы по ОСАГО: как это повлияет на стоимость полиса
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

автоэксперт

Страница автора

Банк России изменил границы тарифного коридора по ОСАГО. Для аккуратных водителей полис может стать дешевле, а для тех, кто часто попадает в ДТП — дороже.

В целом методика расчета изменений осталась прежней: стоимость полиса ОСАГО считают как произведение базовых ставок и коэффициентов.

А вот размер минимальных и максимальных базовых ставок изменился примерно на 10% и в большую, и в меньшую сторону. Применять их могут не ко всем водителям, что проживают в определенном регионе, а к каждому водителю конкретно. Расскажем, как это будет работать.

Как было раньше

До сентября 2020 года на базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: для всех водителей одного региона действовали общие условия. Если в определенном регионе было много водителей, которые попадают пьяными в ДТП, ставку повышали для всех — даже для тех, кто никогда в жизни не садился пьяным за руль.

Главное — не попадать в ДТП, тогда коэффициент бонус-малус (КБМ), который учитывает безаварийную езду, не рос, и полис становился дешевле. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

В сентябре 2020 года государство решило, что это несправедливо — аккуратные водители не должны отвечать за нарушения земляков.

В итоге выпустили указание, в приложениях к которому установили порядок применения страховых тарифов, а еще перечислили факторы, которые не могут влиять на тарифы и базовые ставки: к ним отнесли национальность, должностное положение и вероисповедание. Хотя закон уже разрешал учитывать и другие факторы — например, факты лишения прав или нарушения ПДД — порядок не был прописан, и страховщики не могли использовать эту возможность.

Страховщикам при этом дали право решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю — но только в тех пределах, которые установил Банк России. О том, как это работало, мы рассказывали в статье «Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО».

Что изменилось

В «Закон об ОСАГО» не вносили никаких изменений. Банк России воспользовался своими правами, и вот что он сделал.

Установил новые предельные размеры базовых ставок: изменил их минимальные и максимальные значения. Если раньше базовая ставка, например, для автомобилей категории B и BE, которые в собственности физлиц и ИП, за исключением такси, была 2471—5436 ₽, то теперь это 2224—5980 ₽.

Установил новые коэффициенты страховых тарифов. В случае с юридическими лицами они зависят от места регистрации юридического лица, которое указано в свидетельстве о постановке на налоговый учет. Для физических лиц коэффициенты зависят от адреса регистрации владельца, указанного в ПТС — если регистрация в паспорте с ним не совпадает, то самое время поменять ПТС и внести в него актуальные данные.

Тут многих владельцев автомобилей ждет приятный сюрприз: старые коэффициенты во многих регионах были выше новых. Например, в Адыгее коэффициент снизился с 1,27 до 1,24, в Московской области — с 1,63 до 1,56. Но в некоторых регионах коэффициент подняли — например, в Кызыле он вырос с 0,64 до 0,76.

Когда это начнет работать

Указание подписали 8 декабря 2021 года, но в законную силу оно вступит с 9 января 2022 года.

Исключение — новая методика расчета КБМ, которая начнет действовать с 1 апреля 2022 года.

Что это значит для водителей

Сложно сказать точно, как теперь изменится стоимость полиса для каждого конкретного водителя. Страховые компании получили возможность учитывать еще больше факторов, и каждый из них может повлиять на бюджет водителя.

Но водить аккуратнее с каждым годом становится все выгоднее. Чем меньше страховая компания теряет на выплатах по вине водителя — тем дешевле ему обойдется полис ОСАГО.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Источник: Указание Банка России от 08.12.2021 № 6007-У, https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/2495
  • Александр ТихомировОх, и почему мне в "может подорожать" верится намного охотнее, чем в "может подешеветь"...12
  • UpgradeОтличная новость! Значит ОСАГО снова подорожает даже для аккуратных водителей с КБМ 0.5! Потому что уже который год Тиньков страхование берет базовую ставку по максимальной границе (в этом году это 5436 рублей) и служба поддержки никак не может объяснить почему, ведь по этой логике ЦБ аккуратные и безубыточные клиенты должны платить меньше, так ведь? Может быть кто-то из представителей Тиньков страхования разъяснит эту странность?18
  • Podzhok PukanoffUpgrade,7
  • quzyaВ 2021 оформил страховку в Тиньков , кбм понизился , аварий по моей вине не было,но была выплата за аварию по вине другого водителя в 2020 году. И вот интересно, страховка подорожала на 500р. Обратился в чатик , сказали что все посчитано правильно. Наверное это мне спасибо сказали за аккуратное вождение 😀9
  • Mishka Pandaquzya, это потому что ты притягиваешь ДТП. Они все объяснить смогут))2
  • ЗЛОЙ РУССКИЙЯ езжу без аврий уже 22 года, трезвый и каждый год плачу всё больше, а вы тут про ставки всем лечити, упыри...3
  • Полиция Т—ЖЗЛОЙ, рекомендуем ознакомиться с пунктами №4 и 6 наших правил: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0
  • Евгений Т.Обратился в поддержку Тинькофф страхование с вопросом разъяснить как у них считается базовая тарифная ставка индивидуально для водителей и почему для меня 40+ летнего водителя с 20+ летним стажем , без единого ДТП и единого штрафа , плюс второго водителя отца с такими же характеристиками , базовая тарифная ставка берется не минимальная ааа ооо сюрприз , практически максимальная ! Пол дня мучался с девчулей Екатериной из поддержки , которая представилась специалистом по страхованию, но очень смутно понимала что такое базовая тарифная ставка , через пол дня она сдалась и наконец-то составила заявку, пришел какой-то Кирилл , охал ахал все расспросил, кряхтел, считал, зафиксировал вопрос , сказал что мне ответят в течении суток . Я хочу понять методологию расчета базовой тарифной ставки для конкретного водителя. Через сутки приходит на почту ответ , суть его такая пошел ты Евгений на .....р , как хотим так и считаем , ничего мы тебе тут рассказывать не будем , вот тебе указания ЦБ 6007-У , если ты вдруг не в курсе поизучай и вот тебе наши факторы которые влияют на расчет базовой ставки а как мы ее тебе посчитаем не твоего ума дела , ишь ты какой тут аккуратный водитель минимальную ставку базовую захотел , плевали мы на указания ЦБ индивидуально подходить к каждому водителю ! а присланная СМС вообще прекрасна , методологию расчета мы не разглашаем ! Вопрос , хоть кто-будь когда-нибудь эту минимальную базовую тарифную ставку то получал ? существует этот идеальный водитель в вакууме .... ?5
  • UpgradeЕвгений, хороший вопрос. Единственный плюс ОСАГО от Тиньков, что нет необходимости куда-то ездить на оценку, особенно, если авто не на ходу (но это не точно, возможно без визита на подъемник в сервис не обойтись).0
  • Виктор Бреус2224-5980 р.; Для кого эти параметры? Если 10 лет безаварийной езды, не жадничайте, а оставьте наименьшую сумму, 2224 рубля, аварий от 2 до 5 (наивысшую сумму 5980), было бы справедливо. а так с вашей так называемой вилкой уменьшения и увеличения, осаго только с каждым годом растет в цене, вопрос для ЧЕГО, не обманывайте людей. Это как зажравшиеся банкиры дают совет человеку у которого не хватает средств погасить кредит, знаете, что банкир советует: иди возьми еще один кредит, что бы погасить первый. Такое может предложить только нелюдь, оставляя его без средств на пропитание. Что могу сказать: Ни совести, ни чести.2
  • Denis BannikovЕвгений, у меня тоже 16 лет без аварий, а ставка всегда максимальная. И все эти расширения коридоров неизменно приводят к удорожанию полиса. Давать минимальную ставку - это право, а не обязанность страховых. А если можно взять больше, то зачем брать меньше?1
  • ДинаЕвгений, они всё ответили Вам правильно (с точки зрения указания ЦБ). Расскажу Вам свой опыт... Страховые обязаны по идее выложить у себя на сайте перечень коэффициентов, которые влияют на расчет базовой ставки. НО именно цифры они могут не показывать. Как это объясняется? "На основе выплатного опыта..." Т.е. у страховой компании есть опыт, что автомобили киа рио, солярисы, поло чаще попадают в ДТП, значит и ставку на них сделают больше. Почему больше попадают в ДТП? Потому что таксисты страхуют автомобили как личные, а не как такси. Справедливо? Нет конечно, под раздачу попадают обычные люди, у которых эти модели автомобилей. Вернусь к коэффициентам... когда только разрешили страховым устанавливать базовую ставку исходя из коэффициентов, например компания ВСК учитывала около 40 коэффициентов. Всё это больше похоже на скоринг при страховании КАСКО. Т.е. при равном опыте водителей стоимость страховок на разные автомобили будет разной. Из наблюдений могу сказать, что базовая ставка высокая у марок, которые чаще используют как такси; у автомобилей возрастом старше 7-10 лет; у праворульных автомобилей + надо учитывать так называемую региональную политику. Т.е. если в регионе зашкаливают выплаты, а территориальный коэффициент невысокий, то базовая ставка будет максимальной. Если говорить как претендовать на базовую ставку пониже, то часто это делается для пролонгаций ОСАГО. Страховой выгодно Вас сохранить как выгодного клиента (т.е. безубыточного) и они выдают ставку пониже, чем при первоначальном расчете. Иногда бывает скидка за безубыточный переход, но тут часто ещё играет срок ДО окончания ОСАГО. Т.е. страховой компании выгодно заполучить клиента, которые продлит полис заблаговременно.1
  • ДинаЕсли расшифровать их смс последнюю... "Тарифные факторы" это и есть коэффициенты, но не надо путать их с коэффициентам, которые влияют на расчет ОСАГО, которые стандартны для всех. "Методика расчёта" так раз именно цифры, которые страховая компания имеет право не озвучивать.0
  • UpgradeDina, у меня автомобиль явно не для такси, но тем не менее, уже второй год базовая ставка по верхней планке. И не держится Тиньков страхование за клиентов, а иначе бы отвечали на вопросы: почему базовая ставка такая высокая? А не писали бы отписки на протяжении двух лет. Единственное, что останавливает от смены страховой (а у конкурентов ОСАГО выходит дешевле на 1/4-1/5, например, доходил по последней страницы оплаты РГС), то, что у Тинькова нет необходимости ездить по офисам урегулирования убытков и оценщик приезжает сам.0
  • UpgradeDenis, вот именно, а если клиент оплачивает по максимальной ставке, то значит все нормально, зачем ее уменьшать? Я так понимаю, таких людей достаточно. А вот когда они перестанут покупать полис, тогда, возможно, и будет снижаться базовая ставка )1
  • ДинаUpgrade, добрый день. А возраст авто? Отсутствие офисов иногда плюс, иногда минус. Чёткого ответа "да это хорошо" нет. Зависит, например, ещё от погоды, после "дней жестянщика" станции загружены и всё дольше урегулируется. Опять же на какую станции попадёшь. По стоимости с 1 апреля будет переоценка кбм и цены могут ещё разок подрасти. Заранее считала свою страховку у меня она дороже точно будет.0
  • UpgradeDina, авто не свежее, но и не старое, мне кажется этот параметр никак не должен учитываться при расчете полиса ОСАГО. Для проверки техсостояния как бы должен быть техосмотр, и только на основании него компания может повышать или понижать стоимость. А в чем плюсы офисов урегулирования? В очередях, или в том, что нужно отпрашиваться с работы? Или ехать на другой конец города?1
  • ДинаUpgrade, возраст авто учитывается в базовом тарифе. Страховые смотрят на свой опыт выплат. Как правило старше 7 лет уже предельная базовая ставка. Техосмотр убран ведь из перечня нужных документов для оформления ОСАГО, теперь и учитывать нечего. Опять же техосмотр он же или пройдем или нет. Понятно дело станции при грошовых тарифах на техосмотр берут доп.денежку чтобы клиент прошел таки осмотр. Знаю станцию, которая закрывает глаза за 1000 рублей за отсутствие аптечки, техосмотр будет пройден. Поэтому рассчитывать на техосмотр страховые не могут. Ну и да... как только стало понятно, что точно техосмотр сделают добровольным, страховые сразу подняли цены. Плюсы офисов в том, что можно приехать и узнать что с твоим выплатным делом, а не висеть бесконечно на телефоне от оператора к оператору. По личному опыту, например, в приложении одной высоко технологичной компании, нельзя вообще добиться ответа от операторов, бесконечное "подождите, с вами свяжутся". Опять же тут надо учитывать один весомый фактор... если выплата мелкая, то и делают всё быстро. Как только выплата превышает "определенный внутренний лимит" для страховой начинаются мытарства для клиента. Т.е. грубо говоря выплаты в 50 000 легко подпишет рядовой сотрудник выплатного отдела, а вот 300 000 уже на проверку к начальнику уйдёт.0
  • UpgradeDina, если возраст авто так важен, непонятно тогда почему другие страховые предлагают цену за полис ниже, беря ставку не по максималке (писал выше). Вряд ли что-то получится узнать по выплатному делу именно в офисе, так же будете звонить по телефону. А вообще, как правило, деньги перечисляют быстрее положенных законом сроков. Нет смысла тянуть срок, если можно тупо выплатить сумму меньше. Большинство не требует ее увеличения или пересчета, а это профит для компании. А теперь о суммах выплат. Увеличить ее с помощью офисов у вас тоже не выйдет, так как уже давно все считается по каталогам запчастей РСА с несуществующими заниженными ценами + учитывается износ ТС. Поэтому, для увеличения сумму выплаты - прямой путь к юристам, и тут уже не важно, где находится офис урегулирования. P.S. К работе страховой претензий нет, при рассмотрении страхового случая в чате отвечали достаточно быстро, деньги перевели в срок. Вопрос только в стоимости полиса )1
  • ДинаUpgrade, про тариф... Есть разная политика компаний в части формирования портфеля по ОСАГО. Есть разнорядка от РСА, они делят между страховыми обязанность страховать "токсичные регионы" и т.п. Т.е. чтобы риск был распределен по разным страховым. Поэтому когда кому-то нужно добрать портфель, сумма опускается. Это видно лишь отслеживая предложения компаний в течение ну хотя бы нескольких месяцев. Неожиданно одна компания из ТОП10 дает отличные цены, потом лавочка прикрывается и цены выравниваются. Второй момент, есть компании с небольшим оборотом, сегодня они на рынке завтра собрали чемоданы. У них опять же очень часто низкие цену. Тут уже выбор автовладельца рисковать или нет, уйдёт компания с рынка или нет. Я говорила не про увеличение суммы выплаты, а про именно ... внутреннюю кухню. Т.е. рядовой сотрудник имеет одни полномочия, начальник расширенные. Т.е. когда большая выплата она быстро отдана в бухгалтерию не будет, будет все равно проверка внутри компании. Понятно, что все они выплачиваются в стандартные сроки и считаются по справочникам РСА. Но даже по ОСАГО страховая может затянуть выплату.0
  • Светлана ВеликановаМожет кто то и верит в удешевления полиса я нет, БТ 5980 а в прошлом году 4118 ТК 0.64 а сегодня 0.76 и какой бы не был КБМ все равно подорожала!1
  • Denis BannikovUpgrade, уже сейчас многие не покупают полис. Но эта ситуация тоже в пользу страховых. Если у вас есть страховка и в вас въедет кто-нибудь без страховки, то страховая вам ничего не будет платить. Идите и судитесь с ним сам...0
  • UpgradeDenis, поэтому и покупаю страховку от таких безответственных водителей. Такой продукт есть у многих страховых, в том числе и у обсуждаемого здесь.0
  • Denis BannikovUpgrade, поделитесь, пожалуйста называнием. То что я смотрел (каско драйв), работает, если виновник установлен. Если он скрылся - то не выплачивают.0
  • UpgradeDenis, если погуглить по запросу "Страховка от водителей без осаго", то выйдут предложения, например, от Альфы или Ресо, но они все как правило работают только с установленным виновником, у которого нет полиса ОСАГО.0
  • Fedor AtlaГОСУДАРСТВО МОЛЧИТ И ИМ ПЛЕВАТЬ КАК ОБЫЧНЫЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ БУДЕТ ЖИТЬ, ОНИ КАТАЮТЬСЯ НА НОВЫХ АВТО И ИМ ПЛЕВАТЬ СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ ОСАГО , они все купят себе и своим детям, обратился в офис чтоб сделать страховку и меня совсем огорчило людей начали разделять на мажеров и нещиту где это видемо, агент говорит у вас праворульное авто 1993года вам отказ , а чтоб не отказали нужно ещё 1500 т,р и 500 за оформление, это полный пи....дец, обычного человека уже не считают не за что, отойду немного от темы ПУТИН В.В говорил что на Украине идет генацид, а в своей строне что он делает автомобилистов тоже сортирует на нищих те что не покупают себе новых годов машины и богачей которые в вполне себе покупают машины разбивают и им плевать будет ли цена выше от того что он попал в ДТП или нет, так вот это что за разделение народа происходит , и Путин знает и дума знает им плевать на обычного человека , приведем ещё один пример детские не оформить тем людям которые пытаются как то дать своим детям жизнь в будущее чтоб была достойная работа, если есть машина не оформишь плевать на ходу она или нет есть ли деньги на вкладе и.т.д хрен не оформишь , у меня трое детей и как они родились мы откладываем на учёбу им всем троим нужна большая сумма , на достойную профессию, а бичи алкаши и наркаманы получают по 50000 т.р и пропивают все где справедливость, лудше бы не было этих выплат , так многие говоря с кем разговариваешь.0
  • Мария Сорокина28.04.22 оформляла полис осаго в Ингосстрахе,нарушений,дтп не было,а подорожал на 2 тысячи. Г. МУРМАНСК.0
Вот что еще мы писали по этой теме