ЖКХ
14K

Минстрой разъяснил, как получить компенсацию за плохую воду в квартире

19
Минстрой разъяснил, как получить компенсацию за плохую воду в квартире
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Ведомство выпустило письмо, в котором сказало, что, если температура горячей воды не соответствует нормам, жильцы имеют право платить за нее как за холодную.

А также разъяснило, что делать, если у воды плохой химический состав или горячую воду летом не дают слишком долго. Расскажу подробнее.

Как рассчитывать компенсацию за недостаточно горячую воду

Во многих домах плата за горячую воду складывается из двух компонентов:

  1. За холодную воду.
  2. За тепловую энергию на подогрев холодной воды.

Минстрой пояснил, что нельзя предъявлять претензии к двухкомпонентному тарифу, если не устраивает что-то одно. Нужно разделять, что не нравится — температура воды или ее качество.

Так, если идет чуть теплая вода, УК должна снизить плату за подогрев, а компонент за холодную воду оставить как есть, ведь ее объем не уменьшился.

А если есть вопросы к качеству горячей воды, но ее температура в порядке, то претензии следует предъявлять к холодной воде, которая служит источником для нагрева. При этом не затрагивать плату за нагрев. Например, если горячая вода плохо пахнет и имеет странный цвет, но остается горячей, не получится получить перерасчет за оба компонента тарифа.

По нормам температура горячей воды в квартире должна быть не ниже +60 °С и не выше +75 °С.

Чтобы получить перерасчет, нужно вызвать проверку из УК или госжилинспекции и составить акт замера температуры воды. Перерасчет делается так: за каждые три градуса отклонения от нормы плата уменьшается на 0,1%.

Минстрой объяснил, что если температура горячей воды ниже +40 °С, то за каждый час подачи такой воды управляющая организация должна брать плату только как за подачу холодной. А компонент за тепловую энергию на догрев полностью исключить из квитанции.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Что делать с плохой водой

Водоканалы обязаны подавать в дома воду надлежащего качества.

Холодная вода по своему составу и свойствам должна быть пригодна для питья. Горячая вода не должна быть питьевой, главное требование к ней — нужная температура.

Но в целом качество горячей и холодной воды должно соответствовать гигиеническим нормативам.

Водоснабжающие организации обязаны регулярно проверять качество воды и устранять проблемы с ней.

Минстрой объяснил, как быть в тех случаях, когда водоканал признает проблемы, но не может устранить их сразу же. Из письма ведомства следует, что водоканал должен согласовать с Роспотребнадзором план мероприятий, по которому он намерен привести воду к нужным параметрам. На время реализации этого плана допускаются отклонения в качестве воды, причем пределы отклонений должны быть прописаны в плане.

Роспотребнадзор не станет штрафовать водоканал, а у жильцов на время действия плана не получится добиться перерасчета.

Но если никакого плана мероприятий нет и вода плохая, то за коммунальную услугу ненадлежащего качества можно потребовать перерасчет платы — уменьшить ее или даже полностью отменить.

Еще потребитель вправе требовать возмещения убытков, уплаты неустойки, компенсации морального вреда и потребительского штрафа по закону о защите прав потребителей.

Будут ли отключать горячую воду летом и на какой срок

Да, горячую воду и дальше будут отключать. Это делают ежегодно летом, чтобы подготовить сети отопления к зиме.

Раньше в нормативных документах был установлен предельный срок такого отключения — 14 дней. Но с 1 марта 2022 года ограничение сняли.

Минстрой пояснил, что срок 14 дней рекомендуемый. Если местная администрация согласовывает отключение горячей воды на более длительное время, она обязана организовать горячее водоснабжение иными способами.

В законе и разъяснениях не указано, что именно понимается под иными способами. Вероятно, организация горячего водоснабжения по временным трубам, например.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Ирина ПоловодоваДобивались перерасчета за воду? Расскажите, как все прошло:
  • AnastasiyaА есть норматив, за какое время горячая вода должна догнаться до 60 градусов после открытия крана?11
  • Павел ГоряиновМожно ли поставить счетчик, учитывающий температуру горячей воды ? Чтобы расход считался автоматически, от температуры?2
  • Дмитрий РябовПавел, можно0
  • Андрей НенастьевAnastasiya, насколько мне известно, есть такой норматив для измерения температуры воды: сливать ее можно не более 10 минут. Это прописано в п. 7.5 методических указаний № 4.3.2900-11 «Методы контроля. Физические факторы измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения».4
  • Андрей НенастьевПавел, поставить можно, а вот заставить УО принимать с него показания — не факт.4
  • Иван ЕгоровAnastasiya, в сегодня лет я узнал о том, что есть определенное время за которое должна протечь вода и стать горячей. Теперь если я позвоню разбираться по этому поводу, как далеко меня пошлют 😅1
  • Александр ОрловAnastasiya, 60 должно быть на вводном узле в квартиру. Т.е. сразу после запорного крана0
  • Марина ЧеремныхЗдравствуйте да пробовали , но не чего не получилось наша управляющая компания хамы , только стоило нервов , так не чего не добились .0
  • Андрей НенастьевМята, ссылка на этот документ дана, так как в нём было прописано ограничение в 14 дней отключения. Он действительно не действует.1
  • Дмитрий НиконовАндрей, за 10 минут можно наверное куб воды слить в канализацию и заплатить за нее.3
  • Андрей НенастьевДмитрий, можно померить, вроде как 6-8 литров в минуту расходует «средний» смеситель. 10 минут — 80 литров, 0,08 м³. Не так много по деньгам, другой вопрос, что это же бесит — 10 минут стоять и ждать горячей воды.2
  • Дмитрий НиконовАндрей, вроде и не много, но если так например каждое утро и каждый вечер ждать, то за 30 дней, почти 5 кубов набежит, а если учесть, что я один трачу 4-5 кубов воды всего и горячей и холодной за месяц, то не так уже и мало. 10 минут это реально много и если так, то надо жаловаться, скорее всего просто нет циркуляции и каждый раз приходится сливать через свой кран весь стояк.2
  • МятаАндрей, приношу извинения, подзабыла уже содержание этого документа)0
  • Ксения СмирноваУ нас вода ржавая бежит в основном по вечерам, когда идет бодьшой разбор воды. Мы вынуждены мыться в такой воде. Каждый раз оставляем заявку на составление акта о ненадлежажем качестве предоставления услуг, ни разу никто не приехал или приезжают уже на следующий день, когда все на работе. В роспотребнадзор обращались, прислали ответ, что сейчас введен мараторий на выездные проверки, соответственно приехать замерить и зафиксировать не могут. А перерасчет без документального освелетельствования не делают🤷‍♀️1
  • Дина ЭнкельНет,но так и подмывает это сделать. Вода плохого качества.Нактпь белого цвета. Пить не возможно.0
  • Леонтий СмугловПоставил себе двухтарифный счетчик Элехант СВТ-15. Долго бился с представителем РСО. В итоге опоамбировал. В следующий месяц буду писать заявление на перерасчёт на основании показаний данного прибора. Если по закону то перерасчет могут делать только на основании акта о замере представителем ук или РСО, но я все равно попытаюсь. Счётчик есть в госреестре, прописан на сайте ФГИС Аршин, имеет акт ввода в эксплуатацию и пломбу. Думаю даже если дело дойдёт до суда то я выйграю суд.0
  • Леонтий СмугловТакже хочу написать письмо в Минстрой с предложением: Добрый день. Хочу внести предложение о смене порядка перерасчета за некачественно оказанную коммунальную услугу, а именно горячее водоснабжение. На данный момент порядок следующий: 1) Вызывается представитель УК, РСО или госжилинспекции, для замера температуры. 2) Согласно МУК 4.3.2900-11 представитель должен замерить температуру. 3) если она не соответствует нормам СанПин 2.1.3684-21, составить акт 4) на основании этого акта сделать перерасчёт. Предлагаю включить в существующий порядок возможность перерасчета на основании показаний двухтарифных и многотарифных счетчиков ГВС. На данный момент на рынке представлены модели зарегистрированные в Госреестре, прошедшие сертификацию и испытания счетчики. Это позволит: 1) разгрузить специалистов УК, РСО и госжилинспекции(акт можно будет составить на основании показаний сертифицированного счетчика) 2) перерасчет УК, РСО будут делать только за некачественно оказанную услугу, а именно за кубометры воды, которые счетчик засчитал как холодную, а не за весь период когда была обнаружена проблема. 3) улучшение надзора собственников жилья над РСО или УК т.к. упростится порядок перерасчета, УК и РСО будут вынуждены улучшать сервис и качество услуг, в противном случае они будут постоянно делать перерасчёт собственникам. 4) необходимо также учесть чтобы недобросовестные РСО или УК не смогли разность показаний общедомового счетчика ГВС и индивидуальных использовать для повышения оплаты за общедосовые нужды. Пример: в МКД собственники установили счётчики двухтарифные, показания на общедомовом счетчике ГВС условно 250 м3, сумма показаний индивидуальных двухтарифных счетчиков составляет 180 м3 разницу в 70 м3 РСО или УК вписывают в общежомовые нужды. И поэтому для жильцов ничего не меняется. Это довольно важный момент. Это необходимо запретить. Что думаете? Жду любой отзыв.0
  • МстиславаАндрей Ненастьев подскажите пожалуйста как регламентируются сроки перерасчетов и проведение замеров? Например УК пришла 1 раз в 12 часов дня, зафиксировала отклонение температуры То за какой период мне должны сделать перерасчет по нагреву? Или УК должна к нам домой приходить каждый час и замерять температуру? в 12 дня пришли вода 40 градусов в 14 часов пришли пришли вода 40 градусов в 18 часов пришли вода 57 градусов То есть перерасчет должен произвестись мне за период с 12 дня до 18 вечера ? Есть какие то регламенты как часто приходить с замерами температуры? Делать перерасчет всему дому обязаны или только мне тк я живу на высоком этаже?0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество