Минстрой разъяснил, как получить компенсацию за плохую воду в квартире
Ведомство выпустило письмо, в котором сказало, что, если температура горячей воды не соответствует нормам, жильцы имеют право платить за нее как за холодную.
А также разъяснило, что делать, если у воды плохой химический состав или горячую воду летом не дают слишком долго. Расскажу подробнее.
Как рассчитывать компенсацию за недостаточно горячую воду
Во многих домах плата за горячую воду складывается из двух компонентов:
- За холодную воду.
- За тепловую энергию на подогрев холодной воды.
Минстрой пояснил, что нельзя предъявлять претензии к двухкомпонентному тарифу, если не устраивает что-то одно. Нужно разделять, что не нравится — температура воды или ее качество.
Так, если идет чуть теплая вода, УК должна снизить плату за подогрев, а компонент за холодную воду оставить как есть, ведь ее объем не уменьшился.
А если есть вопросы к качеству горячей воды, но ее температура в порядке, то претензии следует предъявлять к холодной воде, которая служит источником для нагрева. При этом не затрагивать плату за нагрев. Например, если горячая вода плохо пахнет и имеет странный цвет, но остается горячей, не получится получить перерасчет за оба компонента тарифа.
По нормам температура горячей воды в квартире должна быть не ниже +60 °С и не выше +75 °С.
Чтобы получить перерасчет, нужно вызвать проверку из УК или госжилинспекции и составить акт замера температуры воды. Перерасчет делается так: за каждые три градуса отклонения от нормы плата уменьшается на 0,1%.
Минстрой объяснил, что если температура горячей воды ниже +40 °С, то за каждый час подачи такой воды управляющая организация должна брать плату только как за подачу холодной. А компонент за тепловую энергию на догрев полностью исключить из квитанции.
Что делать с плохой водой
Водоканалы обязаны подавать в дома воду надлежащего качества.
Холодная вода по своему составу и свойствам должна быть пригодна для питья. Горячая вода не должна быть питьевой, главное требование к ней — нужная температура.
Но в целом качество горячей и холодной воды должно соответствовать гигиеническим нормативам.
Водоснабжающие организации обязаны регулярно проверять качество воды и устранять проблемы с ней.
Минстрой объяснил, как быть в тех случаях, когда водоканал признает проблемы, но не может устранить их сразу же. Из письма ведомства следует, что водоканал должен согласовать с Роспотребнадзором план мероприятий, по которому он намерен привести воду к нужным параметрам. На время реализации этого плана допускаются отклонения в качестве воды, причем пределы отклонений должны быть прописаны в плане.
Роспотребнадзор не станет штрафовать водоканал, а у жильцов на время действия плана не получится добиться перерасчета.
Но если никакого плана мероприятий нет и вода плохая, то за коммунальную услугу ненадлежащего качества можно потребовать перерасчет платы — уменьшить ее или даже полностью отменить.
Еще потребитель вправе требовать возмещения убытков, уплаты неустойки, компенсации морального вреда и потребительского штрафа по закону о защите прав потребителей.
Будут ли отключать горячую воду летом и на какой срок
Да, горячую воду и дальше будут отключать. Это делают ежегодно летом, чтобы подготовить сети отопления к зиме.
Раньше в нормативных документах был установлен предельный срок такого отключения — 14 дней. Но с 1 марта 2022 года ограничение сняли.
Минстрой пояснил, что срок 14 дней рекомендуемый. Если местная администрация согласовывает отключение горячей воды на более длительное время, она обязана организовать горячее водоснабжение иными способами.
В законе и разъяснениях не указано, что именно понимается под иными способами. Вероятно, организация горячего водоснабжения по временным трубам, например.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.