ЖКХ
9K

Как коммунальщики должны составлять квитанции и проводить перерасчет: разъяснения Минстроя

2
Как коммунальщики должны составлять квитанции и проводить перерасчет: разъяснения Минстроя
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Жильцы вправе знать, сколько ресурсов уходит на нужды дома.

Минстрой еще раз разъяснил коммунальщикам, что нужно обязательно сообщать жильцам данные об общедомовом потреблении и как провести перерасчет, если жильцы за какой-то период забудут передать данные счетчиков.

Расскажу об этих двух моментах подробнее.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Общедомовое потребление должно быть отражено в квитанции

В правилах предоставления коммунальных услуг есть требования к информации, которую коммунальщикам нужно указывать в квитанции. В ней должны быть данные не только об индивидуальном, но и об общедомовом потреблении:

  • текущие показания общедомовых приборов учета;
  • объем отопления, электричества и воды, затраченный на общедомовые нужды за месяц;
  • дополнительно расход на электроэнергию и холодную воду — если дом не подключен к централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а ее, например, нагревают в собственной котельной;
  • суммарный объем каждого вида ресурса во всех жилых и отдельно в нежилых помещениях дома — чтобы было понятно, что жильцы не платят за воду и обогрев в коммерческих помещениях.

Потребителям важно знать, сколько ресурсов уходит на содержание дома и правильно ли по ним начисляют плату.

С сентября 2022 года действует порядок доначислений — весь год плату за расходы на общедомовые нужды определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовый счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.

Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, долг в течение года будут доначислять жильцам. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму. Там, где общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу — перерасчетов нет.

Минстрой даже составил примерную форму квитанции — чтобы потребитель знал, за что платит.

Как все устроено на практике

Но многие УК, расчетные центры и ТСЖ продолжают предоставлять информацию в неполном виде: одни говорят, что счетчики стоят, но не позволяют снимать текущие показания, другие — что вся информация не помещается в квитанцию. А некоторые предлагают жильцам самим рассчитывать объем потребления.

Это неправильно — если нет полной информации, легче ошибиться и завысить показатели общедомового потребления — а значит, и сумму в квитанциях. Например, если в доме подземный паркинг и он не общедомовое имущество, коммунальщики должны вычитать расходы на его отопление из общедомового потребления, а не вписывать в квитанции жильцов.

Поэтому если в квитанции не хватает информации об объеме расходов на общедомовые нужды, коммунальщиков можно привлечь к административной ответственности. Но сначала надо написать им претензию. А если они не отреагируют — обратиться в виртуальную приемную Роспотребнадзора или лично в территориальный орган.

Еще можно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Ее отделения есть во всех регионах, а написать туда можно через ГИС ЖКХ. Ведомство также отреагирует на жалобу и выдаст предписание об устранении нарушений.

Инспекция вправе привлекать УК к ответственности за такие нарушения по другой статье — за управление домом с нарушением лицензионных требований.

Как делают перерасчет тем, кто забывал передавать показания счетчиков

Всем, у кого в квартире стоят исправные счетчики на тепло, свет и воду, нужно ежемесячно передавать их показания в ресурсоснабжающие организации. Сроки приема данных могут различаться, но в целом — не позднее 25-го числа месяца, за который нужно совершить расчет.

Когда жильцы забывают передать показания, плату им начисляют по рассчитанному на основе прежних показаний среднемесячному потреблению. А когда потребители молчат три месяца подряд — начисляют по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 1,5. Это может быть невыгодно, так как норматив будут начислять на каждого жильца и возможна переплата.

Счетчик исключают из базы начислений. Даже если потребитель станет снова слать показания, рассчитывать плату все равно будут по нормативу.

Поэтому если жильцы хотят снова платить за реальное потребление и считают, что за прошлый период потратили по счетчикам меньше, чем им насчитали по нормативу с повышающим коэффициентом, они могут получить перерасчет.

Его сделают после того, как сотрудники ресурсоснабжающей компании придут и сами снимут показания счетчика. Их задача — установить, что прибор исправен, просто показания разнятся с теми, что в последний раз отправлял потребитель. Об этом они составляют акт и фиксируют текущие показания.

Это бесплатно. Потребителю достаточно вызвать специалиста к себе домой — услуга называется «Снятие контрольных показаний». Сотрудник ресурсоснабжающей организации составит акт, и после этого все данные обновятся. Никуда идти не придется. Вскоре последует и перерасчет.

В большинстве случаев перерасчет делают в пользу потребителя, так как норматив — это завышенное потребление для одного человека. А там, где норматив начислялся на одного-двух жильцов, а проживала большая семья и по счетчикам потратила больше, — плату, наоборот, доначислят.

Что в итоге

  1. Если в вашей квитанции нет информации об объемах потребления воды, света и тепла на общедомовые нужды или показаний с общедомовых приборов учета — это нарушение. Можно написать претензию в УК, а если она не отреагирует, пожаловаться в ГЖИ.
  2. Потребители должны передавать показания счетчиков, если они есть и исправны. Иначе, спустя три месяца, плату станут начислять по нормативу с повышающим коэффициентом, а счетчик исключат из базы начислений. Придется вызывать сотрудника компании — поставщика ресурса, чтобы сделать перерасчет.
  3. Если нет возможности передать актуальные показания, просто повторите предыдущие данные. Это лучше, чем не отправить показания совсем.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Ирина ПоловодоваДоводилось разбираться со счетчиками? Расскажите о своем опыте:
  • Татьяна ГурьяноваПри прямых договорах с РСО в каких квитанциях - УК или РСО, должна быть отображена информация об объёмах ком.ресурсов на СОИ? УК ссылается на РСО а РСО - отправляет в УК. При этом в квитанциях РСО вообще отсутствует информация об ОДПУ, его показаниях и каких либо объёмах, кроме объёмов по квартире. Куда обращаться , если и УК и РСО отказывают в предоставлении информации об объёмах на СОИ?0
  • Татьяна ФПротвино, еще лет 5 назад, написала, как председатель МКД, в ГЖИ и показания стали писать0
Вот что еще мы писали по этой теме