Как коммунальщики должны составлять квитанции и проводить перерасчет: разъяснения Минстроя
Жильцы вправе знать, сколько ресурсов уходит на нужды дома.
Минстрой еще раз разъяснил коммунальщикам, что нужно обязательно сообщать жильцам данные об общедомовом потреблении и как провести перерасчет, если жильцы за какой-то период забудут передать данные счетчиков.
Расскажу об этих двух моментах подробнее.
Общедомовое потребление должно быть отражено в квитанции
В правилах предоставления коммунальных услуг есть требования к информации, которую коммунальщикам нужно указывать в квитанции. В ней должны быть данные не только об индивидуальном, но и об общедомовом потреблении:
- текущие показания общедомовых приборов учета;
- объем отопления, электричества и воды, затраченный на общедомовые нужды за месяц;
- дополнительно расход на электроэнергию и холодную воду — если дом не подключен к централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а ее, например, нагревают в собственной котельной;
- суммарный объем каждого вида ресурса во всех жилых и отдельно в нежилых помещениях дома — чтобы было понятно, что жильцы не платят за воду и обогрев в коммерческих помещениях.
Потребителям важно знать, сколько ресурсов уходит на содержание дома и правильно ли по ним начисляют плату.
С сентября 2022 года действует порядок доначислений — весь год плату за расходы на общедомовые нужды определяют по региональным нормативам. И раз в год, если в доме есть общедомовый счетчик, делают перерасчет исходя из его показаний.
Если по итогам года обнаружится расход сверх нормативов, долг в течение года будут доначислять жильцам. Если же была переплата, последующие платежи уменьшат на ее сумму. Там, где общедомовых счетчиков нет, всегда считают по нормативу — перерасчетов нет.
Минстрой даже составил примерную форму квитанции — чтобы потребитель знал, за что платит.
Как все устроено на практике
Но многие УК, расчетные центры и ТСЖ продолжают предоставлять информацию в неполном виде: одни говорят, что счетчики стоят, но не позволяют снимать текущие показания, другие — что вся информация не помещается в квитанцию. А некоторые предлагают жильцам самим рассчитывать объем потребления.
Это неправильно — если нет полной информации, легче ошибиться и завысить показатели общедомового потребления — а значит, и сумму в квитанциях. Например, если в доме подземный паркинг и он не общедомовое имущество, коммунальщики должны вычитать расходы на его отопление из общедомового потребления, а не вписывать в квитанции жильцов.
Поэтому если в квитанции не хватает информации об объеме расходов на общедомовые нужды, коммунальщиков можно привлечь к административной ответственности. Но сначала надо написать им претензию. А если они не отреагируют — обратиться в виртуальную приемную Роспотребнадзора или лично в территориальный орган.
Еще можно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Ее отделения есть во всех регионах, а написать туда можно через ГИС ЖКХ. Ведомство также отреагирует на жалобу и выдаст предписание об устранении нарушений.
Инспекция вправе привлекать УК к ответственности за такие нарушения по другой статье — за управление домом с нарушением лицензионных требований.
Как делают перерасчет тем, кто забывал передавать показания счетчиков
Всем, у кого в квартире стоят исправные счетчики на тепло, свет и воду, нужно ежемесячно передавать их показания в ресурсоснабжающие организации. Сроки приема данных могут различаться, но в целом — не позднее 25-го числа месяца, за который нужно совершить расчет.
Когда жильцы забывают передать показания, плату им начисляют по рассчитанному на основе прежних показаний среднемесячному потреблению. А когда потребители молчат три месяца подряд — начисляют по нормативу потребления с повышающим коэффициентом 1,5. Это может быть невыгодно, так как норматив будут начислять на каждого жильца и возможна переплата.
Счетчик исключают из базы начислений. Даже если потребитель станет снова слать показания, рассчитывать плату все равно будут по нормативу.
Поэтому если жильцы хотят снова платить за реальное потребление и считают, что за прошлый период потратили по счетчикам меньше, чем им насчитали по нормативу с повышающим коэффициентом, они могут получить перерасчет.
Его сделают после того, как сотрудники ресурсоснабжающей компании придут и сами снимут показания счетчика. Их задача — установить, что прибор исправен, просто показания разнятся с теми, что в последний раз отправлял потребитель. Об этом они составляют акт и фиксируют текущие показания.
Это бесплатно. Потребителю достаточно вызвать специалиста к себе домой — услуга называется «Снятие контрольных показаний». Сотрудник ресурсоснабжающей организации составит акт, и после этого все данные обновятся. Никуда идти не придется. Вскоре последует и перерасчет.
В большинстве случаев перерасчет делают в пользу потребителя, так как норматив — это завышенное потребление для одного человека. А там, где норматив начислялся на одного-двух жильцов, а проживала большая семья и по счетчикам потратила больше, — плату, наоборот, доначислят.
Что в итоге
- Если в вашей квитанции нет информации об объемах потребления воды, света и тепла на общедомовые нужды или показаний с общедомовых приборов учета — это нарушение. Можно написать претензию в УК, а если она не отреагирует, пожаловаться в ГЖИ.
- Потребители должны передавать показания счетчиков, если они есть и исправны. Иначе, спустя три месяца, плату станут начислять по нормативу с повышающим коэффициентом, а счетчик исключат из базы начислений. Придется вызывать сотрудника компании — поставщика ресурса, чтобы сделать перерасчет.
- Если нет возможности передать актуальные показания, просто повторите предыдущие данные. Это лучше, чем не отправить показания совсем.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga