«Циан» радует: компания показала рекордную выручку, несмотря на кризис

Обсудить
«Циан» радует: компания показала рекордную выручку, несмотря на кризис

«Циан» (MOEX: CIAN) — ИТ-холдинг, который управляет одной из самых больших онлайн-платформ объявлений о покупке и аренде недвижимости в России. Головная компания зарегистрирована на Кипре.

В ноябре 2021 года эмитент провел успешное IPO на Нью-Йоркской фондовой и Московской биржах, разместившись по верхней границе ценового диапазона: инвесторы оценили компанию более чем в 1,1 млрд долларов. С тех пор ее депозитарные расписки на Московской бирже значительно упали в цене и в определенные моменты торговались в 5 раз ниже цены первичного размещения на фоне роста геополитических и инфраструктурных рисков.

Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

Про отчет

17 августа «Циан» опубликовал основные операционные и финансовые показатели за 2 квартал и 1 половину 2022 года. Результаты бизнеса, на первый взгляд, выглядят неожиданно: снижение числа посетителей платформы, но рекордная выручка и рост рентабельности. И все это на фоне кризиса на рынке недвижимости в России, который связан с падением спроса на объекты после того, как ЦБ резко повысил ключевую ставку, а следом и банки подняли ставки по ипотечным кредитам.

Для того чтобы справиться с новыми вызовами, менеджмент принял волевое решение сократить маркетинговые расходы. К сожалению, это не уберегло компанию от чистого убытка, который по итогам 2 квартала составил 433 млн рублей, что привело к фиксации убытка по итогам всего 1 полугодия.

Сначала выделю основные моменты из отчета, а затем разберем подробнее, что происходит с бизнесом в этот непростой период:

  1. Выручка в 1 полугодии выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 3,63 млрд рублей.
  2. Появилась операционная прибыль в размере 44 млн рублей — против убытка в 1,64 млрд рублей в 1 половине 2021 года.
  3. Чистый убыток в январе — июне составил 389 млн рублей, что в основном связано с возникновением убытка в 2 квартале из-за курсовых разниц.
  4. Скорректированная EBITDA выросла на 951% — до 536 млн рублей — на фоне роста выручки и сокращения операционных расходов.
  5. Среднемесячное значение уникальных посетителей за прошедшие 6 месяцев упало на 11% — до 18,2 млн человек — из-за снижения расходов на маркетинг.

На чем зарабатывает компания

Основной бизнес, на который приходится более 90% всей выручки, включает три крупных направления:

  1. «Доход от листинга» — платные услуги размещения объявлений на онлайн-платформе «Циан». Рост выручки от этого направления по итогам 1 полугодия составил 26% — до 2,14 млрд рублей.
  2. «Доход от лидогенерации» — услуги поиска и привлечения потенциальных клиентов. Это самое быстрорастущее направление, выручка по итогам января — июня выросла на 61% — до 960 млн рублей.
  3. «Доход от медийной рекламы» — услуги размещения рекламы на ресурсах «Циана». Выручка этого направления выросла на 9% — до 290 млн рублей.

Прочие доходы компании связаны с подбором ипотеки, оценкой недвижимости, аналитикой рынка, проведением онлайн-сделок.

Структура выручки «Циана» по итогам 1 полугодия 2022 года

Доход от листинга59%
Доход от лидогенерации26,4%
Доход от медийной рекламы8%
Прочее6,6%

Структура выручки «Циана» по итогам 1 полугодия 2022 года

Доход от листинга59%
Доход от лидогенерации26,4%
Доход от медийной рекламы8%
Прочее6,6%

Что с финансовыми показателями

На фоне двузначного роста доходов от основных направлений бизнеса выручка холдинга увеличилась на 34% и достигла рекордных 3,63 млрд рублей. Хочется отметить, что даже в 2 квартале, когда рынок недвижимости в России испытывал проблемы со спросом из-за высоких ставок по ипотеке, выручка «Циана» продолжила расти и достигла 1,9 млрд рублей, что оказалось на 31% больше аналогичного периода прошлого года.

Это может говорить о хорошей устойчивости компании перед кризисными явлениями. Девелоперы, риелторы и арендодатели, сталкиваясь с резким падением спроса, вынуждены наращивать расходы на маркетинг и рекламу, чтобы привлечь потенциальных клиентов.

«Циан» же, наоборот, принял решение сократить свои маркетинговые расходы, а также расходы на сотрудников, чтобы повысить эффективность бизнеса. Если в 1 квартале этого года компания потратила на маркетинг 691 млн рублей, то в 2 втором квартале — только 349 млн рублей. В результате по итогам 1 полугодия сократилось среднее количество уникальных посетителей в месяц, но снизились и операционные расходы на 17% — до 3,59 млрд рублей.

Динамика основных операционных показателей «Циана», млн

Среднее кол-во посетителей в месяцКоличество объявлений
30 июня 202014,92,3
30 сентября 2020182,38
31 декабря 202017,62,14
31 марта 202121,22,04
30 июня 202119,92,25
30 сентября 202120,51,9
31 декабря 202120,31,78
31 марта 202219,21,7
30 июня 202217,31,86

Динамика основных операционных показателей «Циана», млн

Среднее кол-во посетителей в месяц
30 июня 202014,9
30 сентября 202018
31 декабря 202017,6
31 марта 202121,2
30 июня 202119,9
30 сентября 202120,5
31 декабря 202120,3
31 марта 202219,2
30 июня 202217,3
Количество объявлений
30 июня 20202,3
30 сентября 20202,38
31 декабря 20202,14
31 марта 20212,04
30 июня 20212,25
30 сентября 20211,9
31 декабря 20211,78
31 марта 20221,7
30 июня 20221,86

В результате вместо операционного убытка в 1,64 млрд рублей по итогам 1 половины 2021 года компания наконец зафиксировала операционную прибыль в 1 полугодии 2022 года, пусть она и составила лишь 44 млн рублей.

К сожалению, чистой прибылью по итогам полугодия компании похвастаться не удалось. Укрепление рубля в конце июня привело к возникновению неденежного убытка от курсовых разниц в размере 478 млн рублей. Итоговый чистый убыток «Циана» в январе — июне этого года составил 389 млн рублей, что более чем в 4 раза меньше убытка, который зафиксировали в 1 половине 2021 года, что можно считать позитивным изменением.

Еще одним положительным моментом видится рост скорректированной EBITDA в 10,5 раза — до 536 млн рублей. Основной вклад в сильную динамику показателя внесли низкая база прошлого года, рост выручки, рост эффективности бизнеса из-за сокращения операционных расходов. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA увеличилась со скромных 1,9 до 14,8%.

Финансовые показатели «Циана», млн рублей

1п20201п20211п2022
Выручка164227043631
Операционная прибыль или убыток−400−164144
Скорректированная EBITDA−5251536
Чистый убыток−405−1670−389

Финансовые показатели «Циана», млн рублей

Выручка
1п20201642
1п20212704
1п20223631
Операционная прибыль или убыток
1п2020−400
1п2021−1641
1п202244
Скорректированная EBITDA
1п2020−52
1п202151
1п2022536
Чистый убыток
1п2020−405
1п2021−1670
1п2022−389

Что в итоге

В 1 полугодии, и особенно в 2 квартале, произошла парадоксальная ситуация: компания сократила свои расходы, столкнувшись с кризисом на рынке недвижимости, но ее доходы продолжили расти и достигли рекордного уровня. Более того, эффективность бизнеса выросла. Если бы рубль так сильно не укрепился в конце расчетного периода, то компания вполне могла бы выйти в прибыль — во всяком случае, на операционном уровне бизнес уже зарабатывает, а не теряет деньги.

Пока нет прямой связи между падением продаж на рынке недвижимости и падением доходов платформы «Циан», скорее даже наоборот. Компания может относительно безболезненно сократить свои маркетинговые расходы, пользуясь тем, что остальные участники рынка — риелторы, девелоперы, арендодатели — вынуждены наращивать расходы на поиск клиентов, чтобы сдать или продать недвижимость.

По заявлению генерального директора «Циана» Дмитрия Григорьева, спрос на недвижимость начал восстанавливаться с 2 половины мая на фоне постепенного снижения ключевой ставки ЦБ с 20 до 8% и возобновления льготных ипотечных программ. С учетом улучшения рыночной конъюнктуры компания планирует в 2 полугодии разморозить бюджет на продвижение. Это должно положительно отразиться на операционных показателях и выручке, но может негативно повлиять на рентабельность бизнеса.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.