General Motors: больше электрокаров, меньше всего остального
General Motors (NYSE: GM) — легендарный американский автопроизводитель.
10 февраля компания выпустила отчет за минувший квартал и 2020 год.
По сравнению с четвертым кварталом 2019 года выручка выросла аж на 22%. Выросла и прибыль, но все эти достижения по итогам года были смазаны результатами жесткого карантина в первом полугодии 2020. Так что по итогам года и выручка, и прибыль оказались меньше, чем в 2019 году.
Компания все же сохранила прибыльность бизнеса и смогла наладить производство в условиях пандемии, а это дорогого стоит. А еще менеджмент компании строит амбициозные планы по полному переходу на производство машин, работающих без дизеля и бензина.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Разобрать отчет GM предложил наш читатель Андрей Осипов в комментариях к обзору Netflix. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
На чем зарабатывают
Основной источник выручки для компании — продажа произведенных ею автомобилей, но весьма заметный процент приходится на оказание финансовых услуг клиентам компании: лизинг, автозаймы.
2020 год дал компании и стимулы для роста, и достаточные препятствия на этом пути. Исход населения из крупных городов спровоцировал спрос на приобретение личного автомобиля. И в то же время пандемия парализовала производство в первой половине года и сильно увеличила издержки на производство. Поэтому стремительный рост продаж во втором полугодии для компании был сбалансирован мощным падением в начале года.
С другой стороны, нельзя не подивиться тому, насколько хорошо настроены производственные процессы компании: нужно сказать, что GM смогла быстро переориентироваться на работу в условиях пандемии без чудовищных потерь, — итоговый результат компании за 2020 год все-таки оказался сильно лучше того, что можно было бы ожидать.
Финансовые показатели компании по сегментам в млн долларов
2019 | 2020 | |
---|---|---|
General Motors в Северной Америке | 106 366 | 96 733 |
Международные продажи | 16 111 | 11 586 |
Корпоративные расчеты | 220 | 350 |
Автомобили | 122 697 | 108 669 |
Беспилотные автомобили Cruise | 100 | 103 |
Финансовый отдел | 14 554 | 13 831 |
Перерасчеты | −114 | −118 |
Общие продажи и выручка | 137 237 | 122 485 |
Финансовые показатели компании по сегментам в млн долларов
General Motors в Северной Америке | |
2019 | 106 366 |
2020 | 96 733 |
Международные продажи | |
2019 | 16 111 |
2020 | 11 586 |
Корпоративные расчеты | |
2019 | 220 |
2020 | 350 |
Автомобили | |
2019 | 122 697 |
2020 | 108 669 |
Беспилотные автомобили Cruise | |
2019 | 100 |
2020 | 103 |
Финансовый отдел | |
2019 | 14 554 |
2020 | 13 831 |
Перерасчеты | |
2019 | −114 |
2020 | −118 |
Общие продажи и выручка | |
2019 | 137 237 |
2020 | 122 485 |
Результаты международного подразделения General Motors в млн долларов
2019 | 2020 | |
---|---|---|
Выручка в целом | 16 111 | 11 586 |
Скорректированная прибыль до налогов | −202 | −528 |
Маржа скорректированной прибыли до налогов в процентах от выручки | −1,3% | −4,6% |
Доход от инвестиций в автомобильные предприятия в Китае | 1132 | 512 |
Прибыль до налогов без учета китайских инвестиций | −1334 | −1040 |
Количество проданных автомобилей, в тысячах штук | 995 | 663 |
Результаты международного подразделения General Motors в млн долларов
Выручка в целом | |
2019 | 16 111 |
2020 | 11 586 |
Скорректированная прибыль до налогов | |
2019 | −202 |
2020 | −528 |
Маржа скорректированной прибыли до налогов в процентах от выручки | |
2019 | −1,3% |
2020 | −4,6% |
Доход от инвестиций в автомобильные предприятия в Китае | |
2019 | 1132 |
2020 | 512 |
Прибыль до налогов без учета китайских инвестиций | |
2019 | −1334 |
2020 | −1040 |
Количество проданных автомобилей, в тысячах штук | |
2019 | 995 |
2020 | 663 |
Продажи машин GM по видам в тысячах штук
2019 | 2020 | |
---|---|---|
Кроссоверы | 972 | 964 |
Крупные авто | 288 | 275 |
Спортивно-утилитарные автомобили | 108 | 92 |
Легковые автомобили | 238 | 140 |
Итого | 1606 | 1471 |
Продажи машин GM по видам в тысячах штук
Кроссоверы | |
2019 | 972 |
2020 | 964 |
Крупные авто | |
2019 | 288 |
2020 | 275 |
Спортивно-утилитарные автомобили | |
2019 | 108 |
2020 | 92 |
Легковые автомобили | |
2019 | 238 |
2020 | 140 |
Итого | |
2019 | 1606 |
2020 | 1471 |
How did you like it, Elon Musk?
В январе компания объявила о том, что планирует к 2035 году полностью отказаться от производства машин, работающих на бензине и дизеле, и делать машины, которые будут ездить на чистом топливе и электричестве. Это ожидаемое решение: в инвестидее по Tesla мы говорили, что компания Маска — это спекулятивный пузырь, великое историческое предназначение которого состоит в том, чтобы мотивировать нормальных крупных производителей авто, таких как GM, Ford и прочих, переходить на производство электрокаров. Это сделает внедрение такого рода машин по-настоящему массовым, поскольку у традиционных автопроизводителей уже налажено массовое конвейерное производство и есть достаточные ресурсы для осуществления такого перехода.
С точки зрения самой GM решение перейти на чистые авто имеет некоторый смысл по двум причинам.
Электрокары очень хорошо продаются, несмотря на пандемию. Конечно, большой вопрос, насколько массовым будет переход на такие машины. Но пока на них спрос есть, и он во время рецессии парадоксальным образом растет.
Инвесторы легко ведутся на все яркое и блестящее, в том числе и электрокары. В случае автомобилестроения это означает солидную прибавку к стоимости акций безотносительно к количеству проданных машин. Капитализация «электрокаровых» компаний непомерно раздута, если учесть, что они продают машин гораздо меньше, чем нормальные автопроизводители.
Однако в этом переходе есть несколько тонких моментов. Затея такого рода — это очень затратное дело. Volkswagen, например, потратила 5 лет и 50 млрд долларов на то, чтобы обогнать Tesla по количеству произведенных автомобилей, но пока не преуспела по причинам логистического и управленческого характера.
В конце концов, сама Tesla — это, по существу, убыточный бизнес: прибыль там получается только за счет продажи квот на выбросы, продажи электрокаров пока убыточны. Впрочем, GM тут может преуспеть больше Tesla: кажется, что многие проблемы компании Маска вызваны именно недостатками в управлении производственными процессами. Здесь GM покажет себя с лучшей стороны, ибо даже в лихую кризисную годину компания не скатилась в убытки.
Акционеры, судя по всему, одобряют этот переход: невзирая на заметное падение выручки и прибыли, а также отмену дивидендов, акции GM за год выросли почти на 50%. Когда компания начнет показывать первые заметные успехи с электрокарами, то акции вырастут еще больше.
Производителей электрокаров нынче как грязи, и это может сильно повлиять на стоимость соответствующих ресурсов, спрос на которые в течение следующих 10 лет вырастет во много раз.
Прибавка к рыночной капитализации компании за каждую проданную машину
Компания | Прибавка | |
---|---|---|
Производители электрокаров | XPeng | 1 700 000 $ |
NIO | 1 600 000 $ | |
Tesla | 1 100 000 $ | |
LiAuto | 1 000 000 $ | |
Обычные автопроизводители | Daimler | 33 000 $ |
BMW | 26 000 $ | |
Toyota | 25 000 $ | |
Honda | 11 000 $ | |
VW | 10 000 $ | |
Ford | 10 000 $ | |
GM | 9000 $ |
Прибавка к рыночной капитализации компании за каждую проданную машину
Производители электрокаров | |
NIO | 1 600 000 $ |
Tesla | 1 100 000 $ |
LiAuto | 1 000 000 $ |
Обычные автопроизводители | |
Daimler | 33 000 $ |
BMW | 26 000 $ |
Toyota | 25 000 $ |
Honda | 11 000 $ |
VW | 10 000 $ |
Ford | 10 000 $ |
GM | 9000 $ |
Во сколько раз в 2030 году вырастет спрос на определенные материалы для электрокаров
Никель | в 14 раз |
Алюминий | в 14 раз |
Фосфор | в 13 раз |
Железо | в 13 раз |
Медь | в 10 раз |
Графит | в 10 раз |
Литий | в 9 раз |
Кобальт | в 3 раза |
Марганец | в 3 раза |
Во сколько раз в 2030 году вырастет спрос на определенные материалы для электрокаров
Никель | в 14 раз |
Алюминий | в 14 раз |
Фосфор | в 13 раз |
Железо | в 13 раз |
Медь | в 10 раз |
Графит | в 10 раз |
Литий | в 9 раз |
Кобальт | в 3 раза |
Марганец | в 3 раза |
Пряности и радости
В целом у бизнеса компании скорее благоприятная конъюнктура: растет спрос как на электрокары, так и на нормальные машины. Но есть один нюанс.
Нынче в мире дефицит полупроводников, и, поскольку современные машины не могут обойтись без большой дозы электронных компонентов, производство терпит значительные издержки. В случае автопроизводителей по всему миру речь идет о многомиллиардных потерях, и стоит быть готовыми к тому, что в следующем квартале мы увидим последствия этих нарушений в отчетности GM, что может привести к падению акций.
Не следует забывать, что у компании, согласно последнему отчету, задолженностей на 185,5 млрд долларов, из которых 79,91 млрд нужно закрывать в течение года, а денег в ее распоряжении примерно 28 млрд. Нового банкротства компании — предыдущее было в 2009 году — нельзя совсем исключать, хотя, скорее всего, компания сможет перекредитоваться и получить заем под вменяемый процент.
Ожидаемые потери автопроизводителей в разных регионах мира в 2021 году из-за нехватки полупроводников
Северная Америка | 2,5 млрд |
Япония и Южная Корея | 7,3 млрд |
Южная Азия | 9,3 млрд |
Европейский союз | 13,4 млрд |
Китай | 25,5 млрд |
Ожидаемые потери автопроизводителей в разных регионах мира в 2021 году из-за нехватки полупроводников
Северная Америка | 2,5 млрд |
Япония и Южная Корея | 7,3 млрд |
Южная Азия | 9,3 млрд |
Европейский союз | 13,4 млрд |
Китай | 25,5 млрд |
Резюме
У GM вменяемая цена, P / E = 12, которая даже с учетом возможных проблем в этом году выглядит очень привлекательно. Поэтому, если хотите поставить на электрификацию автопарка в США, это очень неплохой вариант для инвестирования на долгий срок — 10—15 лет.