Изучаем результаты HeadHunter: хуже было только в разгар COVID-19

1
Изучаем результаты HeadHunter: хуже было только в разгар COVID-19
Аватар автора

Никита Компанищенко

частный инвестор

Страница автора

HeadHunter (MOEX: HHRU) — онлайн-платформа по подбору персонала в России и странах СНГ со средней ежемесячной аудиторией в 2022 году в 15 млн уникальных пользователей. Сайт компании в мировом профильном рейтинге занимает второе место в категории «Работа и трудоустройство», уступая только indeed.com.

В отчете за второй квартал 2022 года компания неожиданно зафиксировала слабые темпы роста. Вот основные моменты:

  1. Выручка онлайн-платформы увеличилась всего на 1,1% до 3,955 млрд рублей на фоне снижения деловой активности в России после ухода зарубежных компаний. Для сравнения: темпы роста прошлого квартала — +57%.
  2. Скорректированная EBITDA снизилась на 26% до 1,676 млрд рублей в результате решения менеджмента не сокращать расходы компании на персонал и маркетинг.
  3. Чистый убыток во втором квартале 2022 года составил −0,321 млрд рублей по сравнению с прибылью в размере 1,279 млрд рублей годом ранее. Основная причина — негативная валютная переоценка в текущем отчетном периоде.
  4. Скорректированная чистая прибыль уменьшилась на 36,9% до 0,961 млрд рублей ввиду сильного роста операционных расходов.
  5. Чистый долг вырос на 201,7% с 1,214 до 3,663 млрд рублей благодаря выплате щедрых дивидендов.

Структура продаж компании

Основной доход HeadHunter приносит собственная онлайн-платформа, которая предлагает потенциальным работодателям и рекрутам платный доступ к своей обширной базе данных резюме и порталу объявлений о вакансиях. Кроме этого, компания также пытается интегрировать как можно больше дополнительных услуг в основные продукты, чтобы повысить эффективность всего процесса найма.

Свои доходы HeadHunter делит тремя разными способами.

Доходы по видам услуг. Эта группа состоит из четырех сегментов:

  1. Объявления о вакансиях. Клиенты компании покупают право разместить на HeadHunter определенное количество объявлений о своих вакансиях на некий срок.
  2. Доступ к базе резюме. HeadHunter предоставляет доступ к своей базе резюме на основе подписки на срок от одного дня до двенадцати месяцев.
  3. Комплексная подписка. Компания открывает доступ к своей базе резюме и разрешает клиентам размещать объявления о вакансиях на своем сайте.
  4. Дополнительные продукты. Это медийная реклама, эйчар-брендинг, эйчар-аналитика, lead generation, офлайн-мероприятия в сфере управления персоналом и премиум-услуги для соискателей.

Во втором квартале 2022 года только сегмент «Комплексная подписка» продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на 17% до 1,195 млрд рублей. Основная причина позитивных результатов — клиенты обычно оплачивали подписку сразу на несколько месяцев. Остальные направления деятельности в среднем показали снижение доходов на 5%. Причина — уход зарубежных компаний из России.

Доходы по типу клиентов. Своих клиентов компания делит на три группы:

  1. Ключевые клиенты — это клиенты, которые одновременно размещали более 10 вакансий или пользовались подпиской на 180 дней и более.
  2. Средние и малые счета — это клиенты, не прошедшие в первую группу. Обычно к ним относятся небольшие компании со штатом менее 100 работников.
  3. Прочее. Это в основном иностранные клиенты в России и остальные клиенты в других странах.

Результаты у сегментов диаметрально противоположные. «Ключевые клиенты» выросли на 7,9% на фоне ежегодной индексации цен, «Средние и малые счета» сократились на 2,3% за счет уменьшения количества клиентов. Показатели группы «Прочее» не изменились.

Доходы по географическому принципу. Компания выделяет три бизнес-направления:

  1. Москва и Санкт-Петербург.
  2. Другие регионы России.
  3. Прочее. Сюда компания относит доход от иностранных клиентов в России и остальных клиентов в других странах.

Практически все эти сегменты остались на прошлогоднем уровне, за исключением «Других регионов России», который увеличился на 7,5% до 1,417 млрд рублей благодаря росту количества «Ключевых клиентов» на 9%.

Структура продаж HeadHunter

По видам услуг2к20212к2022Изменение
Объявления о вакансиях1,7001,637−3,7%
Комплексные подписки1,0211,195+17%
Доступ к базе резюме0,8070,753−6,7%
Другие услуги0,3820,369−3,4%
По типу клиентов2к20212к2022Изменение
Ключевые клиенты1,2051,300+7,9%
Средние и малые счета2,2502,198−2,3%
Прочее0,4560,4560%
По географии2к20212к2022Изменение
Москва и Санкт-Петербург2,0802,0810%
Другие регионы России1,3751,417+7,5%
Прочее0,4560,4560%

Структура продаж HeadHunter

Объявления о вакансиях
2к20211,7
2к20221,637
Изменение−3,7%
Комплексные подписки
2к20211,021
2к20221,195
Изменение17%
Доступ к базе резюме
2к20210,807
2к20220,753
Изменение−6,7%
Другие услуги
2к20210,382
2к20220,369
Изменение−3,4%

Ключевые клиенты
2к20211,205
2к20221,3
Изменение0,079
Средние и малые счета
2к20212,25
2к20222,198
Изменение−2,3%
Прочее
2к20210,456
2к20220,456
Изменение0%

Москва и Санкт-Петербург
2к20212,08
2к20222,081
Изменение0%
Другие регионы России
2к20211,375
2к20221,417
Изменение0,075
Прочее
2к20210,456
2к20220,456
Изменение0%

Операционные результаты HeadHunter

Менеджмент HeadHunter раскрывает только два операционных показателя. Первый — количество платных клиентов, которое во втором квартале 2022 года сократилось на 7,6% до 242 тысяч пользовательских аккаунтов на фоне падения спроса в сегменте «Средние и малые счета».

Второй операционный показатель — ARPC, или средний доход на одного клиента, который рассчитывается с помощью деления суммарной выручки компании на общее количество платных пользователей. В отчетном периоде ARPC у «Ключевых клиентов» вырос на 3%, а у «Средних и малых счетов» — на 6,6% благодаря ежегодному повышению цен в январе.

Кроме этого, еще есть один сторонний профильный операционный показатель, который рассчитывает среднесуточную уникальную аудиторию основного сайта HeadHunter. Во втором квартале 2022 года этот показатель уменьшился на 4,4% с 16,252 до 15,544 млн просмотров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Источник: финансовые результаты HeadHunter

Финансовые результаты

Выручка HeadHunter во втором квартале 2022 года увеличилась на 1,1% до 3,955 млрд рублей на фоне роста ARPC и неплохих результатов сегмента «Ключевые клиенты». Тем не менее после роста на 57% в прошлом квартале и роста на 93% в 2021 году текущие показатели выглядят плохими, хотя в 2021 году и присутствовал эффект «низкой базы» после пандемии.

Скорректированная EBITDA онлайн-платформы сократилась на 26% до 1,676 млрд рублей из-за операционных расходов, которые увеличились на 42%. Основные статьи расходов — маркетинг и персонал. Рентабельность по EBITDA снизилась на 15,5 процентных пункта до 42,4%.

В текущем отчетном периоде курс российского рубля сильно укрепился: стоимость 1 $ упала с 84 до 51 ₽. Это привело к отрицательной валютной переоценке вложений HeadHunter в размере 0,976 млрд рублей и появлению чистого убытка −0,321 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составила 0,961 млрд рублей.

Основные финансовые результаты HeadHunter, млрд рублей

2к20212к2022Изменение
Выручка3,9113,955+1,1%
Скорректированная EBITDA2,2641,676−26%
Рентабельность по EBITDA57,9%42,4%−15,5 п. п.
Чистая прибыль1,279−0,321
Скорректированная чистая прибыль1,5230,961−36,9%
Чистый долг1,2143,663+201,7%
Чистый долг / EBITDA0,10,4300%

Основные финансовые результаты HeadHunter, млрд рублей

Выручка
2к20213,911
2к20223,955
Изменение1%
Скорректированная EBITDA
2к20212,264
2к20221,676
Изменение−26%
Рентабельность по EBITDA
2к202157,9%
2к202242,4%
Изменение−15,5 п. п.
Чистая прибыль
2к20211,279
2к2022−0,321
Изменение
Скорректированная чистая прибыль
2к20211,523
2к20220,961
Изменение−36,9%
Чистый долг
2к20211,214
2к20223,663
Изменение201,7%
Чистый долг / EBITDA
2к20210,1
2к20220,4
Изменение300%

Что мешает компании

Есть два негативных фактора, которые мешают компании восстановить свою капитализацию. Первый — падение российской экономики. Согласно последнему докладу ЦБ, правительство в базовом сценарии ожидает, что пик снижения ВВП придется на четвертый квартал 2022 года. Это значит, что финансовые результаты онлайн-платформы во второй половине 2022 года могут быть еще хуже.

Второй отрицательный фактор — инфраструктурные риски, которые не позволяют российским эмитентам распределять на свои депозитарные расписки дивиденды и другие купонные выплаты. ADR HeadHunter с 26 февраля не торгуются на NASDAQ, но продолжают торговаться на Мосбирже, хотя дивиденды по ним получить невозможно из-за действующих ограничений. С начала весны российские инвесторы стали обходить их стороной, опасаясь блокировки ценных бумаг со стороны западных правительств.

Кроме этого, ADR HeadHunter не попадают под автоматическую конвертацию депозитарных расписок, которая началась 15 августа и должна продлиться до 19 августа. Текущий процесс позволит российским инвесторам получить акции вместо расписок, минуя иностранную учетную инфраструктуру.

Что в итоге

Уход зарубежного бизнеса из России и геополитическая неопределенность привели к тому, что HeadHunter во втором квартале 2022 года продемонстрировал слабые финансовые результаты: выручка компании выросла всего на 1,1%, а скорректированная EBITDA и чистая прибыль сократились на 26 и 36,9% соответственно.

Учитывая последний прогноз от ЦБ РФ, вероятно, худшее у онлайн-платформы еще впереди, поэтому инвесторам лучше взять небольшую паузу в вопросе новых покупок акций компании.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • БелкаСразу на ум приходит разухабистая присказка "жадность фраера сгубила". В пандемию, когда многие работодатели и бизнесы переживали тяжелые времена, hh взвинтил цены на свои услуги и "кастрировал" сервисы по имеющимся пакетам услуг. Например, ранее работодатель мог при покупке доступа к базе резюме спокойно эти резюме просматривать, в 20м году hh придумал супер бизнес-план - ограничить количество резюме, которые можно просматривать. Нужно больше? Плати поштучно за каждое отдельно. Естественно, работодатели стали искать альтернативы9