IPO «Делимобиля»: стоит ли инвестировать в сервис каршеринга

29
IPO «Делимобиля»: стоит ли инвестировать в сервис каршеринга
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

В начале ноября планируется IPO российского каршерингового сервиса «Делимобиль» (NYSE: DMOB) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили разобраться в бизнесе компании.

При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзоре некоторые подробные таблицы мы перенесли в отдельный гугл-документ.


На чем зарабатывают

Это сервис каршеринга: пользователи платят за возможность использования автомобилей компании в течение короткого срока, от пары минут до суток. Бизнес компании, согласно ее регистрационному проспекту, делится на следующие сегменты:

  1. «Делимобиль» — 96,57%. Каршеринговый сервис.
  2. Anytime Prime — 3,18%. Сервис долгосрочной аренды машин премиум-класса и выше.
  3. Другое — 0,25%. Непрофильные услуги компании: консультирование, ремонт, техобслуживание, продажи топлива, запчастей и комплектующих. По сути, это сегмент корпоративных взаиморасчетов между различными сегментами компании.

Также на бизнес компании можно посмотреть и по-другому, поскольку не вся выручка состоит из проката авто:

  1. Каршеринг — 79,87%.
  2. Штрафы с клиентов за нарушение правил дорожного движения, нарушение правил аренды и порчу автомобилей — 13,83%.
  3. Доставка — 3,1%. Доход от розничных компаний за доставку товаров.
  4. Выручка с долгосрочной аренды — 2,94%. Это меньше выручки Anytime Prime, где, вероятно, учитывались и непрофильные доходы подразделения.
  5. Непрофильные доходы компании — 0,26%.

«Делимобиль» работает в России, но планирует расширяться в направлении Чехии, Казахстана и Беларуси. Компания убыточная: в первом полугодии 2021 года итоговая маржа составила −21,7% от выручки. По итогам 2020 итоговая маржа составила −47,38%.

Выручка компании в миллионах рублей. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 91
Выручка компании в миллионах рублей. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 91
Финансовые показатели компании в миллионах рублей. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 19
Финансовые показатели компании в миллионах рублей. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 19

Аргументы в пользу компании

Рост, рост, рост! Разные красивые метрики у компании демонстрируют вполне стартаповские темпы роста. Это может привлечь в акции компании категорию инвесторов, которая надеется, что когда-нибудь из этого роста выйдет толк и компания станет прибыльной.

Вроде перспективно. Главные аргументы в пользу «Делимобиля» представлены в тесте Т⁠—⁠Ж про благосостояние граждан РФ. Вот основная информация оттуда:

  1. Среднестатистический житель РФ не может позволить себе машину.
  2. Больше 88% населения РФ живут на зарплату меньше 60 тысяч рублей в месяц — примерно 32 612 ₽.

Свой автомобиль в РФ не по карману большинству, поэтому такая схема аренды авто в РФ выглядит перспективно. Учитывая эти факты, ставка на каршеринг не выглядит бессмысленной.

Показатели сегмента «Делимобиль». Источник: регистрационный проспект компании, стр. 91
Показатели сегмента «Делимобиль». Источник: регистрационный проспект компании, стр. 91
Показатели сегмента Anytime Prime. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 92
Показатели сегмента Anytime Prime. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 92
Информация по отрасли по состоянию на 31 декабря 2020 года. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 141
Информация по отрасли по состоянию на 31 декабря 2020 года. Источник: регистрационный проспект компании, стр. 141

ESG. Хотя с экономической точки зрения на этом направлении прибыльности, скорее всего, не будет, но «Делимобиль» можно рассматривать как аналог Uber: такой экономический эксперимент в условиях пауперизации.

Сейчас активно набирает популярность движение «ответственно го потребления» — с «Делимобилем» в РФ можно будет отточить концепцию общего использования такого статусного объекта, как автомобиль.

Это не значит, что «Делимобиль» выйдет на прибыль: может, он не выйдет на прибыль никогда, но велика вероятность, что компанию будут субсидировать различные фонды. Так, инвесторы накачали котировки Uber и Lyft притом, что обе компании безнадежно убыточные, — но их биржевой успех создал всей отрасли образ «перспективного направления», в нее пошли деньги, что позволило поддерживать ее на плаву.

Конечно, это спекулятивный фактор, но иногда расчет вполне оправдан, и «Делимобиль» может стать новым Uber.

Что может помешать

Компания стоит слишком дорого. В проспекте есть такие оценки рынка компании: рынок каршеринга в РФ в 2020 году составлял около 22,6 млрд рублей в год, кумулятивные темпы роста до 2025 года там ожидаются на уровне примерно 10% в год.

Конечно, если расширить понятие «целевой рынок компании» по максимуму и включить туда еще и такси, то целевой рынок «Делимобиля» вырастет в десятки раз. Делать так, конечно же, не нужно: компания все-таки специализируется на каршеринге и ее расширение до такси потребует существенных инвестиций. Мы уже определились в парном обзоре Uber и Lyft: прибыли на рынке такси-агрегаторов нет.

На рынке каршеринга в РФ активны около 20 операторов, и общий размер автопарка в этой сфере составляет около 45,3 тысячи единиц транспорта. Со своими 18,4 тысячи машин и примерно 44% рынка по выручке «Делимобиль» выглядит крупным игроком. Но, учитывая диапазон ожидаемой капитализации компании, цена размещения акций будет в районе от 10 до 12 $, это 0,7—1,1 млрд долларов капитализации. С такой капитализацией компания стоит нереально дорого.

Если ориентироваться на нижний предел капитализации «Делимобиля» в 0,7 млрд долларов, то в пересчете на рубли она составит 48,686 млрд рублей — в 2 с лишним раза больше ее целевого рынка, где «Делимобиль» далеко не единственный игрок.

На этом рынке есть другие компании — и все они убыточны. В Москве, например, «Делимобиль» вынужден конкурировать с «Яндексом», у которого очень глубокие карманы. И нет причин считать, что это скоро изменится: смысл каршеринга в экономии. Любое повышение цен сделает каршеринг гораздо менее выгодным для потребителя, что скажется на росте сервиса.

Прописка. Компания, по сути, российская, несмотря на то, что материнская компания зарегистрирована в Люксембурге, — и это создает проблемы.

На акции компании в Америке может не быть достаточного спроса просто потому, что она российская. РФ в США не любят, и вполне возможно, что акции будут дискриминировать. Например, акции компаний из КНР еще до летней волны регулирования технологического сектора в Китае стоили на американской бирже ощутимо дешевле американских аналогов — а ведь у РФ нет даже образа интенсивно развивающейся крупной экономики.

«Убыточный каршеринговый сервис из мрачной восточноевропейской страны с большими политическими рисками и в целом плохим имиджем в Америке» — ну такое себе описание. По данным соцопросов, например, Россию в США не любят.

Вся выручка у компании в рублях. Памятуя о том, сколь ненадежная валюта рубль, можно уже сейчас беспокоиться о квартальной отчетности в случае удешевления рубля. В общем выручка у компании в рублях может вырасти, но если рубль будет падать — а он часто падает, — то западные инвесторы будут распродавать эти акции.

Источник: Pew Research
Источник: Pew Research

Приехали не туда. В России растут цены как на новые автомобили, так и на старые — а все потому, что в мире большие проблемы с производством автомобилей. И нет причин считать, что это скоро изменится.

Дефицит машин в США, да и в мире, будет подстегивать рост цен на машины в РФ: импортировать машины из США в РФ стало дороже, потому как в США на вторичном рынке вырос спрос.

Единственный светлый момент тут заключается в том, что большая часть автопарка у «Делимобиля» — это VW Polo и Hyundai Solaris, которые в США не встречаются. Но даже эти машины станут дороже внутри РФ как из-за роста стоимости важных компонентов, так и из-за роста спроса на эти машины внутри РФ.

Поэтому проблема с доступностью автомобилей в мире означает проблемы с их доступностью внутри РФ. Для «Делимобиля» это будет означать рост стоимости авто и компонентов, а для убыточной компании это беда.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

Бухгалтерия. У компании 22,058 млрд рублей обязательств, из которых 11,694 млрд нужно закрывать в течение года. Компания планирует привлечь в ходе IPO около 240 млн долларов — примерно 16,8 млрд рублей. Это не так много, и, по существу, большая часть этих денег пойдет на закрытие обязательств компании — на расширение бизнеса денег останется немного. К тому же компания убыточная, и деньги у нее закончатся быстро. Акции убыточных компаний априори волатильны — и угроза банкротства там всегда неподалеку.

Резюме

Как и в любом другом IPO, принимайте решение на свой страх и риск.

  • Тёма3
  • Михаил ГородиловТёма, как-то не очень выглядит. Такое ощущение будто они знают что на их акции не будет спроса и заманивают людей такими безумными скидками. И, честно говоря, не понимаю кто в здравом уме прочитав отчетность компании на это поведется - с ее убыточностью 30% скидки это деньги изъятые из будущего самого "Делимобиля".8
  • Иван ЕвдокимовМихаил, там также есть прикол, что в приложении ВТБ написано "постоянная скидка", а в условиях акции - "срок действия акции до 31.01.2021", т.е. все бонусы скоро превратятся в тыкву, похоже. Я сразу позвонил в ВТБ, они пошли разбираться)2
  • ТёмаМихаил, вот тут мужчины говорят, что это довольно популрная идея в Японии https://podcasts.apple.com/us/podcast/51-%D0%BD%D0%B8%D1%88%D1%82%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0/id1502235095?i=1000532968809 Согласен, что решающим фактором при выьоре акций, это быть не должно. Просто приятный бонус.1
  • PavelPKСпасибо! Хороший разбор и главное своевременный)1
  • DeniscoЦена кш уже сопоставима с такси. Бизнес упёрся в потолок и будет генерить только убытки.5
  • Максим ИвановДелимобиль теперь на "поляне" Сбера с каршерингом. А как мы знаем Сбер активно подминает по себя активно развивающиеся сферы бизнеса, чтобы в конечном счете стать там монополистом или занять огромную долю рынка. А еще мы знаем что у Сбера бесконечные ресурсы и почти никаких ограничений в лице ФАС или кого то еще. А дальше простой вывод, если бы Сбер выбрал бы способ поглощение, то купил бы Делимобиль еще до IPO, а уж цену они могут назвать любую. Но т.к. компания всё же дошла до IPO то очевидно Сбер выбрал стратегию вытеснения с рынка и разорения. Так что идеи в IPO я не вижу, тем более их акция потрать 180 тысяч на наши бумаги и получи скидку 30% (непонятно на какое время) играет против доверия инвесторов. Единственный вариант который я с ними вижу, это купить акций когда они упадут в 2-3 раза от цены размещения, в надежде на поглощение крупным игроком. Следующий на IPO Красное и Белое, вот с ними считаю ситуация лучше, по крайне мере пока игрок типа Сбера не решит и свои алкомаркеты открывать.7
  • Максим ИвановДа, самое главное забыл. Большое спасибо за статью!1
  • Alexey AVKСпасибо за статью. Рассмотрите, пожалуйста, отчетности: Lyft DocuSign Zuora1
  • Милана Гуськоваабсолютно ссанная, непорядочная компания, которая долбит своих пользователей без повода. это низко инвестировать туда3
  • Михаил ГородиловAlexey, записал.0
  • Михаил ГородиловМаксим, пожалуйста! Ощущения от анализа "Делимобиля" неоднозначные, как минимум.2
  • Виталий Савельевuser224105, да согласен, цена не всегда выгодная, а иногда даже дешевле взять такси чем кш0
  • Тёма, втб является акционером делимобиля0
  • ДмитрийМаксим, вкусвилл ещё жду3
  • Игорь МорошкинМихаил, большое спасибо за обзор! Как считаете, а зачем они решили в Америке листинговаться? Надеются, что американские инвесторы поведутся на темпы роста и необычный сегмент бизнеса? P.S. Мне кажется, физики на Московской бирже, где тоже будет листинг, вполне могут активно покупать акции, ибо хорошо известная широкому кругу лиц компания.2
  • Михаил ГородиловИгорь, спасибо за отзыв! Считаю что "Делимобиль" [небезосновательно] делают ставку на то что богатые американцы не будут разбираться в отчётности и тупо будут скупать "новый Uber на развивающихся рынках". В Америке реально денег очень много и счёту им не ведётся (иначе бы не было такого пузыря на рынке ценных бумаг).5
  • Антон МордвиновБольшое спасибо за статью и такой подробный разбор! Какое-то время сомневался по поводу "принятия участия" в IPO Делимобиля. Теперь картина стала яснее :)2
  • Глеб Котенкоuser224105, далеко не всегда (например, сравните стоимость поездки в аэропорт на такси эконом-класса Яндекса и на VW Polo в Делимобиле — у меня разница в 2,5 раза в пользу каршеринга). После этого учтите, что на каршеринге ехать может быть комфортнее, чем в такси того же класса: нет рисков, что такси приедет не туда, маршрут зависит от вас, можно спокойно поставить свою музыку или подкаст, машина в среднем новее/лучше, вас не укачает, машина в вашем распоряжении, так что даже если бы цены были одинаковы, что бывает редко и скорее в Яндексе, это всё равно не означает, что люди обязательно выберут такси1
  • Alex VГлеб, всё верно, но в случае с поездкой в аэропорт на КШ никогда нельзя забывать про риск попасть в аварию. По правилам аренды место дтп покидать нельзя - за это жирный штраф. Соответственно, прилетевший в тебя дятел = потерянные деньги как минимум на билеты, потому что полицмейстеры и представитель сервиса приедут очень не скоро. Не нагнетаю, просто удивляюсь, что мало кто об этом задумывается - решил напомнить : )2
  • Alex VМилана, инвестиции плохо совмещаются с эмоциями, но я тоже очень удивился, что в структуре доходов - почти 14% приходится на карательные меры в отношении пользователей. Из всех каршеров у ДМ действительно самый плохой сервис.2
  • Глеб КотенкоAlex, про правила не совсем так. Скажем, в Договоре аренды ТС Делимобиля мутный пункт 4.2.10 про это, где говорится, что в случае ДТП пользователь руководствуется требованиями законодательства, ПДД, Правил страхования, не противоречащими документам об использовании Сервиса и действующему законодательству указаниями Арендодателя. Иными словами, тут нет прямого указания на необходимость оставаться на месте в случае ДТП, как его и нет в ПДД РФ — такая необходимость по ПДД присутствует в ДТП с жертвами и в случае несогласия между водителями, с остальными ДТП зависит от ситуации. Я попадал в ДТП на Делимобиле без других участников (поцарапал бампер об бордюр) и не стал ждать ГИБДД и штрафа не получил за покидание места ДТП (хотя по телефону они мне говорили ждать), конечно, в ДТП с другими участниками ситуация немного сложнее, но можно попробовать спросить у них насчёт Европротокола (не знаю, дадут ли, но вообще в договоре он у них упоминается). Но конечно, в этой редкой ситуации такси может быть выгоднее0
  • Станислав СолдатовМихаил, будет круто, если сделаете анализ ЦИАН перед IPO.1
  • Михаил ГородиловСтанислав, к сожалению, уже не успею: оно послезавтра (а я про это IPO впервые услышал от Вас).0
  • Михаил ГородиловСтанислав, а я вот узнал что Игорь Морошкин сделал обзор, всё уже верстается. Так что всё хорошо!1
  • Станислав СолдатовМихаил, большое спасибо за информацию!0
  • DeniscoAlex, коллега по работе так попал и всего лишь из-за пробитого колеса. Ждал дпс несколько часов. Пропали билеты, испорчен отдых. После этого случая в аэропорт на каршеринге не поеду никогда.0
  • Alex Freemanрасходимся: IPO отложили2