В начале ноября планируется IPO российского каршерингового сервиса «Делимобиль» (NYSE: DMOB) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили разобраться в бизнесе компании.
При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзоре некоторые подробные таблицы мы перенесли в отдельный гугл-документ.
На чем зарабатывают
Это сервис каршеринга: пользователи платят за возможность использования автомобилей компании в течение короткого срока, от пары минут до суток. Бизнес компании, согласно ее регистрационному проспекту, делится на следующие сегменты:
- «Делимобиль» — 96,57%. Каршеринговый сервис.
- Anytime Prime — 3,18%. Сервис долгосрочной аренды машин премиум-класса и выше.
- Другое — 0,25%. Непрофильные услуги компании: консультирование, ремонт, техобслуживание, продажи топлива, запчастей и комплектующих. По сути, это сегмент корпоративных взаиморасчетов между различными сегментами компании.
Курс о больших делах
Также на бизнес компании можно посмотреть и по-другому, поскольку не вся выручка состоит из проката авто:
- Каршеринг — 79,87%.
- Штрафы с клиентов за нарушение правил дорожного движения, нарушение правил аренды и порчу автомобилей — 13,83%.
- Доставка — 3,1%. Доход от розничных компаний за доставку товаров.
- Выручка с долгосрочной аренды — 2,94%. Это меньше выручки Anytime Prime, где, вероятно, учитывались и непрофильные доходы подразделения.
- Непрофильные доходы компании — 0,26%.
«Делимобиль» работает в России, но планирует расширяться в направлении Чехии, Казахстана и Беларуси. Компания убыточная: в первом полугодии 2021 года итоговая маржа составила −21,7% от выручки. По итогам 2020 итоговая маржа составила −47,38%.
Аргументы в пользу компании
Рост, рост, рост! Разные красивые метрики у компании демонстрируют вполне стартаповские темпы роста. Это может привлечь в акции компании категорию инвесторов, которая надеется, что когда-нибудь из этого роста выйдет толк и компания станет прибыльной.
Вроде перспективно. Главные аргументы в пользу «Делимобиля» представлены в тесте Т—Ж про благосостояние граждан РФ. Вот основная информация оттуда:
- Среднестатистический житель РФ не может позволить себе машину.
- Больше 88% населения РФ живут на зарплату меньше 60 тысяч рублей в месяц — примерно 32 612 Р.
Свой автомобиль в РФ не по карману большинству, поэтому такая схема аренды авто в РФ выглядит перспективно. Учитывая эти факты, ставка на каршеринг не выглядит бессмысленной.
ESG. Хотя с экономической точки зрения на этом направлении прибыльности, скорее всего, не будет, но «Делимобиль» можно рассматривать как аналог Uber: такой экономический эксперимент в условиях пауперизации.
Сейчас активно набирает популярность движение «ответственно го потребления» — с «Делимобилем» в РФ можно будет отточить концепцию общего использования такого статусного объекта, как автомобиль.
Это не значит, что «Делимобиль» выйдет на прибыль: может, он не выйдет на прибыль никогда, но велика вероятность, что компанию будут субсидировать различные фонды. Так, инвесторы накачали котировки Uber и Lyft притом, что обе компании безнадежно убыточные, — но их биржевой успех создал всей отрасли образ «перспективного направления», в нее пошли деньги, что позволило поддерживать ее на плаву.
Конечно, это спекулятивный фактор, но иногда расчет вполне оправдан, и «Делимобиль» может стать новым Uber.
Что может помешать
Компания стоит слишком дорого. В проспекте есть такие оценки рынка компании: рынок каршеринга в РФ в 2020 году составлял около 22,6 млрд рублей в год, кумулятивные темпы роста до 2025 года там ожидаются на уровне примерно 10% в год.
Конечно, если расширить понятие «целевой рынок компании» по максимуму и включить туда еще и такси, то целевой рынок «Делимобиля» вырастет в десятки раз. Делать так, конечно же, не нужно: компания все-таки специализируется на каршеринге и ее расширение до такси потребует существенных инвестиций. Мы уже определились в парном обзоре Uber и Lyft: прибыли на рынке такси-агрегаторов нет.
На рынке каршеринга в РФ активны около 20 операторов, и общий размер автопарка в этой сфере составляет около 45,3 тысячи единиц транспорта. Со своими 18,4 тысячи машин и примерно 44% рынка по выручке «Делимобиль» выглядит крупным игроком. Но, учитывая диапазон ожидаемой капитализации компании, цена размещения акций будет в районе от 10 до 12 $, это 0,7—1,1 млрд долларов капитализации. С такой капитализацией компания стоит нереально дорого.
Если ориентироваться на нижний предел капитализации «Делимобиля» в 0,7 млрд долларов, то в пересчете на рубли она составит 48,686 млрд рублей — в 2 с лишним раза больше ее целевого рынка, где «Делимобиль» далеко не единственный игрок.
На этом рынке есть другие компании — и все они убыточны. В Москве, например, «Делимобиль» вынужден конкурировать с «Яндексом», у которого очень глубокие карманы. И нет причин считать, что это скоро изменится: смысл каршеринга в экономии. Любое повышение цен сделает каршеринг гораздо менее выгодным для потребителя, что скажется на росте сервиса.
Прописка. Компания, по сути, российская, несмотря на то, что материнская компания зарегистрирована в Люксембурге, — и это создает проблемы.
На акции компании в Америке может не быть достаточного спроса просто потому, что она российская. РФ в США не любят, и вполне возможно, что акции будут дискриминировать. Например, акции компаний из КНР еще до летней волны регулирования технологического сектора в Китае стоили на американской бирже ощутимо дешевле американских аналогов — а ведь у РФ нет даже образа интенсивно развивающейся крупной экономики.
«Убыточный каршеринговый сервис из мрачной восточноевропейской страны с большими политическими рисками и в целом плохим имиджем в Америке» — ну такое себе описание. По данным соцопросов, например, Россию в США не любят.
Вся выручка у компании в рублях. Памятуя о том, сколь ненадежная валюта рубль, можно уже сейчас беспокоиться о квартальной отчетности в случае удешевления рубля. В общем выручка у компании в рублях может вырасти, но если рубль будет падать — а он часто падает, — то западные инвесторы будут распродавать эти акции.
Приехали не туда. В России растут цены как на новые автомобили, так и на старые — а все потому, что в мире большие проблемы с производством автомобилей. И нет причин считать, что это скоро изменится.
Дефицит машин в США, да и в мире, будет подстегивать рост цен на машины в РФ: импортировать машины из США в РФ стало дороже, потому как в США на вторичном рынке вырос спрос.
Единственный светлый момент тут заключается в том, что большая часть автопарка у «Делимобиля» — это VW Polo и Hyundai Solaris, которые в США не встречаются. Но даже эти машины станут дороже внутри РФ как из-за роста стоимости важных компонентов, так и из-за роста спроса на эти машины внутри РФ.
Поэтому проблема с доступностью автомобилей в мире означает проблемы с их доступностью внутри РФ. Для «Делимобиля» это будет означать рост стоимости авто и компонентов, а для убыточной компании это беда.
Бухгалтерия. У компании 22,058 млрд рублей обязательств, из которых 11,694 млрд нужно закрывать в течение года. Компания планирует привлечь в ходе IPO около 240 млн долларов — примерно 16,8 млрд рублей. Это не так много, и, по существу, большая часть этих денег пойдет на закрытие обязательств компании — на расширение бизнеса денег останется немного. К тому же компания убыточная, и деньги у нее закончатся быстро. Акции убыточных компаний априори волатильны — и угроза банкротства там всегда неподалеку.
Резюме
Как и в любом другом IPO, принимайте решение на свой страх и риск.
Делимобиль теперь на "поляне" Сбера с каршерингом. А как мы знаем Сбер активно подминает по себя активно развивающиеся сферы бизнеса, чтобы в конечном счете стать там монополистом или занять огромную долю рынка. А еще мы знаем что у Сбера бесконечные ресурсы и почти никаких ограничений в лице ФАС или кого то еще.
А дальше простой вывод, если бы Сбер выбрал бы способ поглощение, то купил бы Делимобиль еще до IPO, а уж цену они могут назвать любую. Но т.к. компания всё же дошла до IPO то очевидно Сбер выбрал стратегию вытеснения с рынка и разорения.
Так что идеи в IPO я не вижу, тем более их акция потрать 180 тысяч на наши бумаги и получи скидку 30% (непонятно на какое время) играет против доверия инвесторов. Единственный вариант который я с ними вижу, это купить акций когда они упадут в 2-3 раза от цены размещения, в надежде на поглощение крупным игроком.
Следующий на IPO Красное и Белое, вот с ними считаю ситуация лучше, по крайне мере пока игрок типа Сбера не решит и свои алкомаркеты открывать.
Максим, вкусвилл ещё жду
Да, самое главное забыл. Большое спасибо за статью!
Максим, пожалуйста!
Ощущения от анализа "Делимобиля" неоднозначные, как минимум.
Цена кш уже сопоставима с такси. Бизнес упёрся в потолок и будет генерить только убытки.
user224105, далеко не всегда (например, сравните стоимость поездки в аэропорт на такси эконом-класса Яндекса и на VW Polo в Делимобиле — у меня разница в 2,5 раза в пользу каршеринга). После этого учтите, что на каршеринге ехать может быть комфортнее, чем в такси того же класса: нет рисков, что такси приедет не туда, маршрут зависит от вас, можно спокойно поставить свою музыку или подкаст, машина в среднем новее/лучше, вас не укачает, машина в вашем распоряжении, так что даже если бы цены были одинаковы, что бывает редко и скорее в Яндексе, это всё равно не означает, что люди обязательно выберут такси
Глеб, всё верно, но в случае с поездкой в аэропорт на КШ никогда нельзя забывать про риск попасть в аварию. По правилам аренды место дтп покидать нельзя - за это жирный штраф. Соответственно, прилетевший в тебя дятел = потерянные деньги как минимум на билеты, потому что полицмейстеры и представитель сервиса приедут очень не скоро. Не нагнетаю, просто удивляюсь, что мало кто об этом задумывается - решил напомнить : )
Alex, коллега по работе так попал и всего лишь из-за пробитого колеса. Ждал дпс несколько часов. Пропали билеты, испорчен отдых. После этого случая в аэропорт на каршеринге не поеду никогда.
Alex, про правила не совсем так. Скажем, в Договоре аренды ТС Делимобиля мутный пункт 4.2.10 про это, где говорится, что в случае ДТП пользователь руководствуется требованиями законодательства, ПДД, Правил страхования, не противоречащими документам об использовании Сервиса и действующему законодательству указаниями Арендодателя. Иными словами, тут нет прямого указания на необходимость оставаться на месте в случае ДТП, как его и нет в ПДД РФ — такая необходимость по ПДД присутствует в ДТП с жертвами и в случае несогласия между водителями, с остальными ДТП зависит от ситуации. Я попадал в ДТП на Делимобиле без других участников (поцарапал бампер об бордюр) и не стал ждать ГИБДД и штрафа не получил за покидание места ДТП (хотя по телефону они мне говорили ждать), конечно, в ДТП с другими участниками ситуация немного сложнее, но можно попробовать спросить у них насчёт Европротокола (не знаю, дадут ли, но вообще в договоре он у них упоминается). Но конечно, в этой редкой ситуации такси может быть выгоднее
Тёма, как-то не очень выглядит. Такое ощущение будто они знают что на их акции не будет спроса и заманивают людей такими безумными скидками. И, честно говоря, не понимаю кто в здравом уме прочитав отчетность компании на это поведется - с ее убыточностью 30% скидки это деньги изъятые из будущего самого "Делимобиля".
Михаил, там также есть прикол, что в приложении ВТБ написано "постоянная скидка", а в условиях акции - "срок действия акции до 31.01.2021", т.е. все бонусы скоро превратятся в тыкву, похоже. Я сразу позвонил в ВТБ, они пошли разбираться)
Михаил, вот тут мужчины говорят, что это довольно популрная идея в Японии https://podcasts.apple.com/us/podcast/51-%D0%BD%D0%B8%D1%88%D1%82%D1%8F%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0/id1502235095?i=1000532968809
Согласен, что решающим фактором при выьоре акций, это быть не должно. Просто приятный бонус.
Тёма, втб является акционером делимобиля
абсолютно ссанная, непорядочная компания, которая долбит своих пользователей без повода. это низко инвестировать туда
Милана, инвестиции плохо совмещаются с эмоциями, но я тоже очень удивился, что в структуре доходов - почти 14% приходится на карательные меры в отношении пользователей. Из всех каршеров у ДМ действительно самый плохой сервис.
Михаил, большое спасибо за обзор! Как считаете, а зачем они решили в Америке листинговаться? Надеются, что американские инвесторы поведутся на темпы роста и необычный сегмент бизнеса?
P.S. Мне кажется, физики на Московской бирже, где тоже будет листинг, вполне могут активно покупать акции, ибо хорошо известная широкому кругу лиц компания.
Игорь, спасибо за отзыв!
Считаю что "Делимобиль" [небезосновательно] делают ставку на то что богатые американцы не будут разбираться в отчётности и тупо будут скупать "новый Uber на развивающихся рынках". В Америке реально денег очень много и счёту им не ведётся (иначе бы не было такого пузыря на рынке ценных бумаг).
Большое спасибо за статью и такой подробный разбор!
Какое-то время сомневался по поводу "принятия участия" в IPO Делимобиля.
Теперь картина стала яснее :)
расходимся: IPO отложили
Спасибо! Хороший разбор и главное своевременный)
Спасибо за статью.
Рассмотрите, пожалуйста, отчетности:
Lyft
DocuSign
Zuora
Alexey, записал.
Михаил, будет круто, если сделаете анализ ЦИАН перед IPO.
Станислав, а я вот узнал что Игорь Морошкин сделал обзор, всё уже верстается. Так что всё хорошо!
Михаил, большое спасибо за информацию!
Станислав, к сожалению, уже не успею: оно послезавтра (а я про это IPO впервые услышал от Вас).