Спустя всего неделю после IPO «Ренессанс-страхования» планирует стать публичным ИТ-поставщик Softline. Ориентировочно 27 октября глобальные депозитарные расписки холдинга — кипрской Softline Holding Limited — начнут торговаться сразу на двух биржах: Лондонской и Московской.

О компании

Softline (MCX, LSE: SFTL) — крупный международный поставщик товаров и услуг в сфере ИТ. Компания ведет свою деятельность более чем в 50 странах мира, в основном делая упор на развивающиеся страны. Softline выделяет три продуктовые линейки.

Программное обеспечение и облачные технологии. Компания продает программное обеспечение и облачные технологии более чем 3 тысячам поставщиков как перепродавец, а еще предлагает комплексные решения. В их рамках компания предоставляет техническую поддержку, занимается ИТ-консалтингом, системной интеграцией. Например, Softline предоставляет собственную цифровую платформу CloudMaster для управления несколькими облаками.

Компания предлагает две модели использования своего ПО:

  1. Модель лицензирования: программное обеспечение устанавливается на определенное количество устройств.
  2. Модель подписки: права на использование ПО выделяются на определенное время.

Собственные цифровые платформы E-Store и ActivePlatform компания объединяет под названием Softline Digital Platform (SDP) и называет ее своим уникальным преимуществом перед конкурентами.

Аппаратное обеспечение. Компания поставляет аппаратное обеспечение примерно 200 поставщикам: компьютеры, ноутбуки, тонкие клиенты, мониторы, принтеры, сканеры и прочее. Softline не только продает продукцию других поставщиков, но и занимается консультированием своих клиентов, подбором, настройкой и обслуживанием оборудования. Также компания предоставляет возможность не только купить аппаратное обеспечение, но и взять его в лизинг, использовать модель подписки.

Услуги. Softline оказывает своим клиентам услуги и подразделяет их на несколько подсегментов:

  1. Профессиональные и управляемые услуги: создание и поддержка современных рабочих мест и ИТ-инфраструктуры с учетом требований кибербезопасности, цифровые услуги с использованием искусственного интеллекта и интернета вещей, услуги управления несколькими облаками.
  2. Управление программным обеспечением.
  3. Обучение ИТ-персонала клиентов.
  4. Заказная разработка программного обеспечения.
  5. Услуги в сфере облаков и кибербезопасности.

Почти 85% оборота компании приходится на программное обеспечение и облачные технологии, около 11% — на аппаратное обеспечение, остальное дают услуги. Если посмотреть на структуру оборота в географическом разрезе, то более половины приходится на Россию, 20% — на Азиатско-Тихоокеанский регион, 10% — на Латинскую Америку, остальные регионы суммарно дают 15%.

Всего у Softline более 150 тысяч B2B-клиентов и более 6 тысяч поставщиков. Значительная часть клиентов компании приобретает ее решения через онлайн-каналы. Число пользователей цифровой платформы SDP серьезно растет год от года. В число клиентов входят такие крупные компании, как Samsung, Coca-Cola, Citibank, «Газпром».

В число поставщиков также входит множество известных компаний: Apple, Cisco, Oracle, IBM. Особенное место занимает компания Microsoft: сотрудничество компаний длится уже почти 30 лет, Softline входит в число 10 глобальных партнеров ИТ-гиганта, входит в тройку крупнейших продавцов продукции Microsoft в Чили, Индии, Вьетнаме, Малайзии. В России же Softline занимает первое место среди партнеров Microsoft с долей 43%. В целом продажа продукции Microsoft занимает 48% в обороте Softline по итогам финансового года, закончившегося 31 марта 2021 года.

Компания руководствуется стратегией роста по трем направлениям:

  1. Географическая экспансия: Softline планирует расширить свое присутствие с 50 до 80 стран. В частности, на Ближнем Востоке и в Африке.
  2. Расширение портфеля: компания планирует предлагать все большее количество услуг клиентам в сфере облачных технологий и кибербезопасности.
  3. Расширение каналов продаж.

В последние годы Softline довольно активно заключает сделки M&A: с 2016 года компания заключила 16 таких сделок в России, Бразилии, Индии, Египте и других странах, в перспективе компания рассматривает еще более 30 покупок.

Источник: презентация компании, стр. 6
Источник: презентация компании, стр. 6
Логотипы крупнейших поставщиков компании
Логотипы крупнейших поставщиков компании

Логотипы крупнейших клиентов компании. Источник: презентация компании, стр. 4
Логотипы крупнейших клиентов компании. Источник: презентация компании, стр. 4

Структура оборота компании по продуктовым линейкам за год

Программное обеспечение и облачные технологии 84,4%
Аппаратное обеспечение 11,2%
Услуги 4,4%
Программное обеспечение и облачные технологии
84,4%
Аппаратное обеспечение
11,2%
Услуги
4,4%

Структура оборота компании по поставщикам и типам за 2021 год

Облачные услуги Microsoft 26%
Локальные продукты Microsoft 22%
Продукты и услуги других поставщиков из топ-9 11%
Услуги 4%
Продукты и услуги других поставщиков 37%
Облачные услуги Microsoft
26%
Локальные продукты Microsoft
22%
Продукты и услуги других поставщиков из топ-9
11%
Услуги
4%
Продукты и услуги других поставщиков
37%

Структура клиентской базы компании

Клиенты и покупатели через канал онлайн-торговли 124 000
Средний и малый бизнес 22 000
Клиенты через непрямой канал 3800
Прямые корпоративные клиенты 2600
Клиенты и покупатели через канал онлайн-торговли
124 000
Средний и малый бизнес
22 000
Клиенты через непрямой канал
3800
Прямые корпоративные клиенты
2600

Количество пользователей цифровой платформы компании SDP по годам

2019 44 000
2020 69 000
2021 100 000
2019
44 000
2020
69 000
2021
100 000

Структура оборота компании по регионам за год

Россия 55%
Азиатско-Тихоокеанский регион 20%
Латинская Америка 10%
Европа, Ближний Восток и Африка 8%
Остальная Евразия 7%
Россия
55%
Азиатско-Тихоокеанский регион
20%
Латинская Америка
10%
Европа, Ближний Восток и Африка
8%
Остальная Евразия
7%

Доля компании и место среди поставщиков продукции Microsoft в некоторых странах за 2021 год

Россия 43% 1
Чили 33% 2
Индия 18% 2
Колумбия 15% 3
Вьетнам 9% 3
Малайзия 7% 3
Бразилия 4% 3—4
Россия
Доля компании
43%
Место
1
Чили
Доля компании
33%
Место
2
Индия
Доля компании
18%
Место
2
Колумбия
Доля компании
15%
Место
3
Вьетнам
Доля компании
9%
Место
3
Малайзия
Доля компании
7%
Место
3
Бразилия
Доля компании
4%
Место
3—4

Финансовые показатели

Особенность отчетности Softline — финансовый год компании заканчивается не в конце декабря, а в конце марта.

Оборот и выручка компании уверенно растут, чистая прибыль тоже росла, но за год, закончившийся 31 марта 2021 года, был убыток. Стоит учитывать, что убыток возник из-за разовых трат: компании пришлось доплатить налоги за 2014—2016 годы в размере более 12 млн долларов. Если чистую прибыль скорректировать, то получится большее, чем за предыдущий год, значение.

Долг Softline также постепенно растет — во многом это из-за активного поведения компании в сфере M&A.

Оборот, выручка, чистая прибыль и долг компании по годам, млн долларов

Оборот Выручка Чистая прибыль Долг
2019 1352 1129 0,4 313
2020 1611 1362 9,5 346
2021 1788 1517 −2,2 539
3м2021 503 444 1,3 659
Оборот
2019
1352
2020
1611
2021
1788
3м2021
503
Выручка
2019
1129
2020
1362
2021
1517
3м2021
444
Чистая прибыль
2019
0,4
2020
9,5
2021
−2,2
3м2021
1,3
Долг
2019
313
2020
346
2021
539
3м2021
659

Дивиденды и дивидендная политика

По итогам года, закончившегося 31 марта 2021 года, компания выплатила дивиденды в размере 10,2 млн долларов. В предыдущие два года компания не выплачивала дивиденды.

После того как Softline станет публичной, компания планирует платить дивиденды в размере 25% чистой прибыли по МСФО, но не сразу: первые дивиденды планируется выплатить по итогам года, который закончится 31 марта 2023.

История и акционерный капитал

Softline основал в 1993 году Игорь Боровиков, нынешний председатель совета директоров компании. С 2001 года Softline вышла на международную арену, начав открывать офисы сначала в странах СНГ, а затем и в странах дальнего зарубежья. В 2016 году компания привлекла инвестиции крупного фонда прямых инвестиций Da Vinci Capital. В 2020 году компания открыла новую штаб-квартиру в Лондоне.

В регистрационном документе компания указывает в числе крупных акционеров структуры основателя компании Игоря Боровикова, фонды Da Vinci Capital и Broadreach Capital Сергея Попова. При этом упомянуто, что в сентябре 2021 года акции, принадлежавшие последнему, купили Softline Group, Da Vinci Capital и белорусский фонд прямых инвестиций Zubr Capital примерно пропорционально их долям участия в Softline.

Структура акционерного капитала и бенефициары компании на 30 сентября 2021 года

Softline Group Игорь Боровиков 78,8%
Несколько фондов Da Vinci Capital Da Vinci Capital 11,4%
Broadreach Capital Сергей Попов 5,4%
Прочие акционеры Прочие акционеры 4,4%
Softline Group
Игорь Боровиков
78,8%
Несколько фондов Da Vinci Capital
Da Vinci Capital
11,4%
Broadreach Capital
Сергей Попов
5,4%
Прочие акционеры
Прочие акционеры
4,4%

Схема IPO

Softline объявила индикативный диапазон цены глобальной депозитарной расписки в 7,5—10,5 $. Это соответствует капитализации всей компании в диапазоне 1,49—1,93 млрд долларов. Softline планирует привлечь около 400 млн долларов от продажи новых ценных бумаг и пустить их на сделки M&A, инвестиции в органический рост бизнеса и на общекорпоративные цели.

Также предполагается, что Softline Group, фонды Da Vinci Capital и Zubr Capital могут продать свои существующие ценные бумаги компании объемом до 15% от размещения через опцион доразмещения.

Компания, продающие акционеры и прочие акционеры планируют дать обязательство не продавать ценные бумаги в течение 180 дней после IPO, руководство компании — в течение 360 дней.

Почему акции могут вырасти после IPO

Модный сектор. Сектор ИТ — пожалуй, самый популярный у инвесторов в последние годы. Многие компании из этого сектора торгуются крайне дорого по мультипликаторам стоимости: например, P / E «Яндекса» — около 100. А многим ИТ-компаниям инвесторы прощают даже убыточность: например, акции GitLab после недавнего IPO значительно выросли.

Вполне вероятно, что многие захотят инвестировать в Softline именно из-за принадлежности к ИТ и обилия в материалах для инвесторов таких слов, как «цифровая трансформация», «кибербезопасность», «облачные технологии».

Но сектор ИТ инвесторы любят не просто так, а потому, что он довольно активно растет. В документах для инвесторов Softline приводит данные из исследования компании AMR International. Согласно им, глобальные инвестиции в цифровую трансформацию будут расти с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR) в 16% и достигнут 3,1 трлн долларов к 2024 году. А целевой рынок компании за этот же срок вырастет с 352 до 490 млрд долларов с CAGR около 9%. При этом самым быстрорастущим сегментом, по прогнозам, будут облачные технологии: они будут расти до 2024 года с CAGR 28% и достигнут 95 млрд долларов.

Растущая компания с диверсифицированным бизнесом. Softline активно наращивает бизнес по всем направлениям: создает новые решения, покупает конкурентов, расширяет географическое присутствие. При этом рост бизнеса транслируется в рост финансовых показателей — а это самая что ни на есть первоочередная основа для роста котировок акций компании. Ну а неплохая диверсификация бизнеса помогает уменьшить страновые риски и те, что связаны со взаимоотношениями с конкретными поставщиками или клиентами.

Прибыльная компания. В отличие от многих ИТ-компаний Softline регулярно показывает прибыль и даже в среднесрочной перспективе планирует выплачивать дивиденды, что вообще встречается довольно редко в данном секторе. Если у компании действительно получится совмещать рост бизнеса, прибыльность и выплату дивидендов, это будет очень привлекательно для инвесторов.

Почему акции могут упасть после IPO

Дорогая оценка. Компания оценена очень дорого по мультипликатору P / E: исходя из чистой прибыли одного квартала и с расчетом, что аналогичная прибыль будет в остальных кварталах, — получается где-то в районе 280—370.

Даже если применить математическую ловкость рук и скорректировать чистую прибыль за год, закончившийся 31 марта 2021 года, с учетом единоразовой выплаты налогов, то все равно значение P / E получается никак не менее 150. Даже для американского рынка это крайне дорого, а уж для российского — и подавно. Очень дорого оцененный в последнее время «Яндекс» и то стоит дешевле. Значение мультипликатора ROE Softline также не сильно впечатляет.

А это точно ИТ? Softline разрабатывает комплексные решения для клиентов и осуществляет техническую поддержку, но все же основа бизнеса — это перепродажа решений других поставщиков. В некотором роде можно сказать, что Softline скорее ретейлер, чем ИТ-компания. А ретейлеры обычно отличаются значительно более низкой маржой, да и по мультипликаторам стоимости они обычно оцениваются дешевле.

Импортозамещение. В России на самом высоком уровне декларируется стратегия импортозамещения, кроме всего прочего и в сфере ИТ. И хотя этот процесс идет не очень быстро, его неисполнение вызывает недовольство властей даже крупными госкомпаниями. Да, Softline активно диверсифицирует бизнес по географическому признаку, но все же Россия — это самый крупный рынок для компании, так что импортозамещение может негативно сказаться на ее бизнесе.

С диверсификацией все неоднозначно. Несмотря на в целом хорошую диверсификацию бизнеса, у Softline очень большой перекос в сторону одного поставщика — Microsoft. Если взаимоотношения компаний изменятся не в лучшую сторону, то бизнес Softline может серьезно пострадать.

Примечание: с 2021 года данные прогнозные. Источник: исследование AMR International
Примечание: с 2021 года данные прогнозные. Источник: исследование AMR International
Примечание: с 2021 года данные прогнозные. Источник: исследование AMR International
Примечание: с 2021 года данные прогнозные. Источник: исследование AMR International

Мультипликаторы публичных российских компаний в сфере ИТ по итогам квартала, закончившегося 30 июня 2021 года

P / E ROE
«Яндекс» 102,5 5,2%
Mail.ru Group Убыток Убыток
HeadHunter 49,5 118,7%
Softline 287—371 9%
P / E
«Яндекс»
102,5
Mail.ru Group
Убыток
HeadHunter
49,5
Softline
287—371
ROE
«Яндекс»
5,2%
Mail.ru Group
Убыток
HeadHunter
118,7%
Softline
9%

В итоге

Softline — крупный поставщик продукции и услуг в сфере ИТ с международным, достаточно диверсифицированным бизнесом. Но компания сильно зависит от своего главного партнера — Microsoft. Softline активно развивается, заключает сделки M&A и планирует продолжать интенсивный и экстенсивный рост бизнеса.

В отличие от многих компаний в сфере ИТ Softline периодически показывает прибыль. Это и плюс, и минус: ведь с прибылью можно посчитать значение мультипликатора P / E, а оно трехзначное и может отпугнуть инвесторов.