Новости
6K

Отчет «Ленты» за 2022 год: расходы выросли быстрее выручки

2
Отчет «Ленты» за 2022 год: расходы выросли быстрее выручки

29 марта продуктовый ретейлер «Лента» опубликовал результаты за 2022 год. Главное из финансовой отчетности:

  1. Выручка по итогам 2022 года выросла на 11% — до 537,4 млрд рублей.
  2. Розничная выручка увеличилась на 11% — до 530,2 млрд рублей.
  3. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы прибавили 21% — до 113 млрд рублей.
  4. Операционная прибыль снизилась на 48% и составила 12,1 млрд рублей.
  5. EBITDA упала на 17% — до 32,6 млрд рублей.
  6. Чистая прибыль показала снижение на 65% — до 4,8 млрд рублей.
  7. Общий долг уменьшился на 8% — до 81,1 млрд рублей.
  8. Объем денег и эквивалентов снизился на 13% — до 29 млрд рублей.
  9. Чистый долг уменьшился на 5% — до 52,1 млрд рублей.

«Лента» (MCX: LENT) — крупнейший в России оператор гипермаркетов. В последние годы компания начала активно развивать магазины малых форматов и онлайн-продажи. На конец 2022 года она управляла 259 гипермаркетами, 561 магазином малых форматов, 14 распределительными центрами, а еще продавала через сервисы «Лента-онлайн», «Утконос» и с помощью партнеров.

Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора

Главное из отчета

Рост выручки на уровне инфляции. За 2022 год «Лента» сумела нарастить выручку на 11,1%, с 483,6 до 537,4 млрд рублей. А вот результат за 4 квартал хотя тоже показал рост, но довольно слабый: выручка за этот период прибавила всего лишь 0,6% и выросла с 147,3 до 148,2 млрд рублей.

Согласно структуре выручки, видно, что гипермаркеты все так же остаются основным бизнесом компании, принося более 80% выручки. По данным Росстата, инфляция за 2022 год составила 11,94%, а рост цен на продукты питания — 10,57%. Таким образом, выручка «Ленты» выросла примерно на размер инфляции.

Слабый рост сопоставимых продаж. Другим неприятным моментом для «Ленты» стал слабый рост сопоставимых продаж: за год они выросли на 2,3%, а за 4 квартал даже упали на 1,3%. При этом сопоставимый трафик снижался в каждом из кварталов года: на 2,6% за год и на 0,8% за 4 квартал.

Сопоставимые продажи в положительную зону вытянул сегмент гипермаркетов, увеличивший их на 3% за год и упавший лишь на 0,4% за 4 квартал. А вот сегмент магазинов малого формата выступил совсем слабо: падение сопоставимых продаж на 3,6% за год и на 6,2% за 4 квартал.

Рост онлайн-продаж. Компания рапортует об отличных числах роста онлайн-продаж: за год выручка выросла на 109%, а число заказов — на 72%. Но во многом эти показатели получились благодаря низкой базе.

В презентации для инвесторов есть информация, что на долю сервиса «Утконос» за 2022 год пришлось лишь 1,5% выручки. Там же приводится статистика, что лишь 19% онлайн-продаж приходится на этот сервис, еще 30% — на сервисы партнеров, а 51% — на «Ленту-онлайн». В пресс-релизе упоминается итоговая оценка доли онлайн-продаж в выручке компании — 7,5%.

Существенный рост расходов. А вот расходы «Ленты» за отчетный период росли намного большими темпами, чем выручка: коммерческие, общехозяйственные и административные расходы прибавили за 2022 год целых 21,4%, с 93,1 до 113 млрд рублей.

Рост же расходов без учета амортизации даже еще выше — с 77 до 94,8 млрд рублей, то есть на 23%. Правда, результаты за 4 квартал значительно лучше: за данный период расходы, наоборот, снизились на 2,6%, с 28,3 до 27,6 млрд рублей. Расходы без учета амортизации также уменьшились: с 23,7 до 22,7 млрд рублей, то есть на 4,4%.

Если подробнее остановиться на динамике расходов «Ленты» за год, то стоит признать неприятную для компании вещь: расходы росли широким фронтом, а не по какой-то одной статье. Многие виды расходов показали рост более чем на 20%, включая крупнейшую статью — расходы на персонал, — которая прибавила 24,6% и увеличилась с 35,4 до 44,2 млрд рублей.

Падение EBITDA и прибыли. Закономерным итогом роста расходов, опережающего рост выручки, стало падение следующих финансовых показателей компании:

  1. EBITDA снизилась с 39,2 до 32,6 млрд рублей, то есть на 16,8% за год, и на 15,2%, с 11,4 до 9,7 млрд рублей за 4 квартал.
  2. Еще сильнее уменьшилась операционная прибыль: за 2022 год падение составило 48,3%, с 23,3 до 12,1 млрд рублей, а за 4 квартал — 64,6%, с 7 до 2,5 млрд рублей.
  3. Ну а худшую динамику показала чистая прибыль: снижение за год на 64,5%, с 13,6 до 4,9 млрд рублей, а падение за 4 квартал составило 95%, с 4,1 до 0,2 млрд рублей.

Долг снизился, а долговая нагрузка выросла. Несмотря на быстрый рост расходов, «Лента» сумела сократить общий долг на 8,2%, с 88,4 до 81,1 млрд рублей. Объем денег и эквивалентов на счетах компании также снизился — на 12,9%, с 33,3 до 29 млрд рублей. Это позволило сократить чистый долг с 55,1 до 52,1 млрд рублей, то есть на 5,4%. Но из-за падения показателя EBITDA долговая нагрузка «Ленты», измеряемая по мультипликатору «чистый долг / EBITDA», выросла с 1,4 до 1,6.

Ключевые финансовые показатели «Ленты» за 4 квартал и 2022 год, млрд рублей

4к20214к202220212022
Выручка147,3148,2483,6537,4
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы28,327,693,1113,0
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы без учета амортизации23,722,777,094,8
EBITDA11,49,739,232,6
Операционная прибыль7,02,523,312,1
Чистая прибыль4,10,213,64,9

Ключевые финансовые показатели «Ленты» за 4 квартал и 2022 год, млрд рублей

Выручка
4к2021147,3
4к2022148,2
2021483,6
2022537,4
Коммерческие, общехозяйственные
и административные расходы
4к202128,3
4к202227,6
202193,1
2022113,0
Коммерческие, общехозяйственные
и административные расходы
без учета амортизации
4к202123,7
4к202222,7
202177,0
202294,8
EBITDA
4к202111,4
4к20229,7
202139,2
202232,6
Операционная прибыль
4к20217,0
4к20222,5
202123,3
202212,1
Чистая прибыль
4к20214,1
4к20220,2
202113,6
20224,9

Расходы «Ленты», млрд рублей

4к20214к202220212022
Расходы на персонал11,09,435,444,2
Амортизация4,64,916,118,2
Аренда2,83,28,412,0
Коммунальные услуги1,51,25,66,1
Расходы на функционирование магазинов3,12,710,311,2
Профессиональные услуги1,11,84,56,0
Реклама2,52,76,58,0
Другое1,81,86,37,2

Расходы «Ленты», млрд рублей

Расходы на персонал
4к202111,0
4к20229,4
202135,4
202244,2
Амортизация
4к20214,6
4к20224,9
202116,1
202218,2
Аренда
4к20212,8
4к20223,2
20218,4
202212,0
Коммунальные услуги
4к20211,5
4к20221,2
20215,6
20226,1
Расходы на функционирование
магазинов
4к20213,1
4к20222,7
202110,3
202211,2
Профессиональные услуги
4к20211,1
4к20221,8
20214,5
20226,0
Реклама
4к20212,5
4к20222,7
20216,5
20228,0
Другое
4к20211,8
4к20221,8
20216,3
20227,2

Финансовые показатели «Ленты», млрд рублей

20212022
Общий долг88,481,1
Деньги и эквиваленты33,329,0
Чистый долг55,152,1
Чистый долг / EBITDA1,41,6

Финансовые показатели «Ленты», млрд рублей

Общий долг
202188,4
202281,1
Деньги и эквиваленты
202133,3
202229,0
Чистый долг
202155,1
202252,1
Чистый долг / EBITDA
20211,4
20221,6

Сопоставимые продажи «Ленты»

4к20222022
Гипермаркеты−0,4%3,0%
Малые форматы−6,2%−3,6%
Всего−1,3%2,3%

Сопоставимые продажи «Ленты»

Гипермаркеты
4к2022−0,4%
20223,0%
Малые форматы
4к2022−6,2%
2022−3,6%
Всего
4к2022−1,3%
20222,3%

Сопоставимый трафик «Ленты»

4к20222022
Гипермаркеты−0,1%−2,6%
Малые форматы−2,2%−2,8%
Всего−0,8%−2,6%

Сопоставимый трафик «Ленты»

Гипермаркеты
4к2022−0,1%
2022−2,6%
Малые форматы
4к2022−2,2%
2022−2,8%
Всего
4к2022−0,8%
2022−2,6%

Структура выручки «Ленты» за 2022 год

Гипермаркеты80,4%
Малые форматы16,8%
«Утконос»1,5%
Оптовая выручка1,3%

Структура выручки «Ленты» за 2022 год

Гипермаркеты80,4%
Малые форматы16,8%
«Утконос»1,5%
Оптовая выручка1,3%

Сравнение с конкурентами

По итогам 2021 года «Лента» занимала четвертое место по доле рынка продуктового ретейла, серьезно уступая лидерам рынка: X5 и «Магниту». Из публичных конкурентов «Ленты» финансовые показатели за 2022 год опубликовала только X5, а «Окей» опубликовал операционные результаты.

«Лента» явно отработала 2022 год хуже, чем X5: та сильнее нарастила выручку и сумела увеличить прибыль. Вместе с тем операционные результаты «Ленты» сильнее, чем у «Окея», результаты сегмента гипермаркетов которого вышли совсем удручающими.

Доля рынка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2021 году

X5 Retail Group12,7%
«Магнит»9,5%
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»5,9%
«Лента»2,4%
«Светофор»1,8%
«Ашан Ритейл Россия»1,4%
Metro Cash & Carry1,1%
«Окей»1,1%
«Вкусвилл»1,0%
«Монетка»0,8%

Доля рынка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2021 году

X5 Retail Group12,7%
«Магнит»9,5%
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»5,9%
«Лента»2,4%
«Светофор»1,8%
«Ашан Ритейл Россия»1,4%
Metro Cash & Carry1,1%
«Окей»1,1%
«Вкусвилл»1,0%
«Монетка»0,8%

Дивиденды

В конце 2021 года «Лента» утвердила дивидендную политику, но пока ни одной выплаты дивидендов в публичной истории компании не было. Если «Лента» по итогам 2022 года решит осуществить первую выплату дивидендов, это, с одной стороны, будет хорошей новостью для инвесторов, а с другой, вряд ли выплата сможет показать существенную доходность.

Согласно дивидендной политике, при уровне долга больше 1,5, компания может выплатить не более 50% свободного денежного потока.

Согласно пресс-релизу, за 2022 год он составил 2,9 млрд рублей. Акционерный капитал компании состоит из 97,6 млн акций. Таким образом, максимальная дивидендная выплата может составить всего лишь около 14,86 ₽ на акцию. При цене на нее в примерно 750 ₽ максимальная дивидендная доходность составит около 2%.

Даже если «Лента» выплатит дивиденды, пока она не сможет считаться достойной дивидендной фишкой.

Что в итоге

«Лента» показала довольно слабые результаты за 2022 год. Компания сумела нарастить выручку примерно на уровень инфляции, при этом сопоставимые продажи выросли буквально на пару процентов.

Кроме того, сопоставимые продажи магазинов малых форматов даже упали. Это значит, что «Лента» в основном нарастила выручку за счет роста сети.

Еще более разочаровывающей оказалась динамика расходов, которые росли широким фронтом и значительно быстрее, чем выручка. Итогом этого стало существенное падение EBITDA, операционной и чистой прибыли компании.

Финансовые результаты «Ленты» оказались существенно хуже результатов лидера рынка — X5, — но ее операционные показатели все же лучше, чем у другого публичного продуктового ретейлера — «Окея».

Инвесторы нейтрально отреагировали на нелучший отчет компании: к 15:30 дня выхода отчета акции «Ленты» выросли на 0,4% и показали околонулевую динамику.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

  • Александр ОвчинниковКотики, вы пишете: “ Кроме того, только по косвенным признакам можно догадаться о том, какая доля в выручке «Ленты» приходится на онлайн-продажи.” Но вот же, прямо с первой страницы опубликованных вчера результатов: “ наш онлайн-бизнес удвоился в прошлом году и по итогам года выручка от онлайн-продаж достигла 7,5% в общих продажах «Ленты».”2
  • Игорь МорошкинАлександр, спасибо, исправили.1