Отчет «Окея» за 2022 год: гипермаркеты увядают, но дискаунтеры растут

1
Отчет «Окея» за 2022 год: гипермаркеты увядают, но дискаунтеры растут

31 января российский продуктовый ретейлер «Окей» (MCX: OKEY) опубликовал операционные результаты за 4 квартал и 12 месяцев 2022 года.

На конец 2022 года компания управляла 79 гипермаркетами под брендом «Окей» и 194 дискаунтерами под брендом «Да!», а также занималась онлайн-продажами.

У двух сегментов бизнеса компании разные тенденции, и тянут они ее в разные стороны: формат гипермаркетов начал терять популярность еще до пандемии, а вот дискаунтеры продолжают завоевывать рынок.

Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора
Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Главное из отчета

Слабый рост чистой розничной выручки. Чистая розничная выручка компании за 4 квартал выросла всего лишь на 2,9% год к году, с 54,02 до 55,59 млрд рублей, а за год — на 8,1%, с 185,17 до 200,2 млрд рублей.

Показатели «Окея» довольно слабые: они не только ощутимо хуже, чем у лидера рынка X5 Group, которая показала за тот же период двузначный рост, но и даже ниже инфляции. Более того, показатели сопоставимых продаж (LFL) еще хуже: рост на 2,1% за 12 месяцев, а за 4 квартал даже было зафиксировано падение этого показателя на 2,8%.

Слабые показатели сегмента гипермаркетов. Основная причина нелучших показателей компании — это неудовлетворительные результаты основного сегмента гипермаркетов, который принес почти три четверти чистой розничной выручки за 2022 год.

Сегмент показал падение данного показателя на 5,3% за 4 квартал и на 2,3% за 12 месяцев. Еще хуже выглядят сопоставимые продажи — падение на 6,9 и 3,6% соответственно.

Тем не менее руководство компании продолжает вкладываться в данный сегмент: на смену трем закрытым за год гипермаркетам у X5 Group приобрели 4 гипермаркета в Московском регионе. Также «Окей» проводит реновацию гипермаркетов в соответствии с обновленной концепцией.

Бурный рост сегмента дискаунтеров. А вот здесь, наоборот, компании удалось показать отличные результаты: рост чистой розничной выручки дискаунтеров за 4 квартал составил 37%, а за 12 месяцев — еще больше, 53,2%. Динамика сопоставимых продаж также радует: рост на 14,5 и 26,8% за 4 квартал и 12 месяцев соответственно.

Сеть дискаунтеров активно расширяется и количественно: за год она выросла на 42 магазина, до 194.

В планах руководства примерно уравнять долю выручки обоих сегментов в среднесрочной перспективе, то есть доля выручки сегмента дискаунтеров вырастет почти в 2 раза.

Рост онлайн-продаж. Также у «Окея» хорошими темпами растут онлайн-продажи: за год чистая розничная выручка от них прибавила 32,6%, достигнув 6,2 млрд рублей. Но доля онлайн-продаж составляет всего лишь 4,2% в чистой розничной выручке компании.

Чистая розничная выручка по сегментам, млрд рублей

4к20214к202212м202112м2022
«Окей»43,5541,24150,38146,90
«Да!»10,4814,3634,7953,30
Всего54,0255,59185,17200,20

Чистая розничная выручка по сегментам, млрд рублей

«Окей»
4к202143,55
4к202241,24
12м2021150,38
12м2022146,90
«Да!»
4к202110,48
4к202214,36
12м202134,79
12м202253,30
Всего
4к202154,02
4к202255,59
12м2021185,17
12м2022200,20

Динамика чистой розничной выручки сопоставимых продаж по сегментам

4к202212м2022
«Окей»−6,9%−3,6%
«Да!»14,5%26,8%
Всего−2,8%2,1%

Динамика чистой розничной выручки сопоставимых продаж по сегментам

«Окей»
4к2022−6,9%
12м2022−3,6%
«Да!»
4к202214,5%
12м202226,8%
Всего
4к2022−2,8%
12м20222,1%

Количество магазинов по сегментам

20212022
«Окей»7879
«Да!»152194
Всего230273

Количество магазинов по сегментам

«Окей»
202178
202279
«Да!»
2021152
2022194
Всего
2021230
2022273

Что в итоге

«Окей» показал довольно слабые результаты за 2022 год: рост чистой розничной выручки компании уступил даже инфляции, еще хуже дела с сопоставимыми продажами.

Основная причина таких результатов — неудовлетворительные показатели сегмента гипермаркетов: чистая розничная выручка в них даже снизилась. Тем удивительнее решение руководства продолжить расширение их сети за счет покупки магазинов у конкурентов.

Немного спас общие показатели «Окея» сегмент дискаунтеров: сеть продолжает расти и развиваться, что еще ценнее — в ней хорошими темпами растут сопоставимые продажи.

Конечно, инвесторам не понравились слабые операционные результаты компании, и по итогам дня публикации отчетности котировки ее ГДР снизились на 4%.

Стоит помнить, что «Окей» — это иностранный эмитент с люксембургской пропиской. Хотя это не помешало компании летом 2022 года объявить и выплатить промежуточные дивиденды.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

  • ДмитрийЕсть рядом гиперы Окей и Лента, по размерам примерно одинаковые, но разнообразия товаров больше в Ленте, плюс там хорошо вложились в собственное производство и приложение с акциями. А Окей словно и застыл в середине десятых.0