Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

«Лента» (MOEX: LNTA) — российский продуктовый ретейлер, который управляет одной из самых крупных сетей гипермаркетов в России. Кроме этого, компания развивает и другие форматы: супермаркеты, онлайн-направление, а также новое для себя направление магазинов у дома под брендом «Мини лента».

В конце октября «Лента» представила операционные и финансовые результаты за 3 квартал 2022 года, которые неожиданно оказались слабыми. Основные моменты:

  1. Общая выручка ретейлера увеличилась на 7,2% — до 126,785 млрд рублей — за счет отличных показателей малых форматов.
  2. Онлайн-продажи выросли на 98,2% — до 8,8 млрд рублей — ввиду сильного спроса со стороны покупателей.
  3. Сопоставимые продажи прибавили 1,3% на фоне стабильных результатов гипермаркетов.
  4. EBITDA компании в 3 квартале снизилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей — в результате опережающего роста себестоимости продаж.
  5. Чистая прибыль в текущий отчетный период сократилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей.
  6. Свободный денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — благодаря отсутствию M&A-сделок.
Как делать деньги из денег
Лучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.

Операционные результаты

Основной бизнес «Ленты» — это продажа товаров и продуктов питания в собственных магазинах сети. Всего менеджмент у себя выделяет три операционных сегмента: два офлайн-формата и один онлайн-канал продаж. Кроме этого, ретейлер занимается оптовой торговлей, которая приносит ему около 1% и не играет существенной роли в общих результатах.

Гипермаркеты. Основной сегмент «Ленты», который зарабатывает компании более 75% доходов. Ключевая особенность данного формата — это большие магазины с огромным ассортиментом товаров и крупным средним чеком, так как посетители обычно ездят туда закупаться на некоторое время.

В 3 квартале 2022 года гипермаркеты продемонстрировали неплохие результаты: средний чек увеличился на 5,6% — до 1283 Р, общие продажи — на 1,8%, до 101,248 млрд рублей, даже с учетом отрицательного прироста сети.

Общее количество магазинов год к году уменьшилось на 0,4% — до 254 штук — за счет смены стратегии «Ленты»: руководство сейчас пытается перестроить свой бизнес и уйти в форматы поменьше.

Малые форматы. Быстрорастущее подразделение ретейлера, которое компания увеличивает как за счет открытия новых супермаркетов и магазинов у дома, так и благодаря M&A-сделкам. Например, в 3 квартале 2021 года «Лента» купила региональных конкурентов: группу компаний «Семья» и сеть супермаркетов «Билла Россия». Со временем, вероятно, этот формат станет основным по доходам.

В текущий отчетный период этот сегмент не впечатлил: сопоставимые продажи снизились на 6,8% ввиду падения среднего чека и трафика, но при этом квартальная выручка все равно смогла увеличиться на 31,8% — до 21,87 млрд рублей — на фоне прироста сети магазинов на 33%.

Онлайн-продажи. Главная точка роста «Ленты», которая состоит из трех каналов продаж: сервиса доставки продуктов «Лента онлайн», реализации товаров через онлайн-партнеров и интернет-магазина «Утконос». Причем последний купили совсем недавно — в начале 2022 года.

В прошедшем квартале данное подразделение зафиксировало самые быстрые темпы роста: общая выручка увеличилась на 98,2% — до 8,75 млрд рублей — за счет сильных результатов «Ленты онлайн». Но не все так хорошо, показатели продаж через онлайн-партнеров неожиданно снизились на 17,4% после внешних изменений условий сотрудничества.

Основные операционные результаты «Ленты», млрд рублей

3к2021 3к2022 Изменение
Общая выручка 118,238 126,785 7,2%
Онлайн-продажи 4,415 8,750 98,2%
Средний чек 1012 Р 985 Р −2,7%
Количество чеков, млн штук 115 127 10,7%
Сопоставимые продажи 3,5% 1,3% −2,2 п. п.
Общее количество магазинов 674 811 20,3%
Общая выручка
3к2021
118,238
3к2022
126,785
Изменение
7%
Онлайн-продажи
3к2021
4,415
3к2022
8,75
Изменение
98,2%
Средний чек
3к2021
1012 Р
3к2022
985 Р
Изменение
−2,7%
Количество чеков, млн штук
3к2021
115
3к2022
127
Изменение
11%
Сопоставимые продажи
3к2021
4%
3к2022
1%
Изменение
−2,2 п. п.
Общее количество магазинов
3к2021
674
3к2022
811
Изменение
20,3%

Финансовые результаты

В 3 квартале 2022 года финансовые результаты «Ленты» откровенно разочаровали. Главным образом из-за двузначного роста себестоимости продаж и операционных издержек: первый показатель увеличился на 11%, а второй — на 10%. Основные причины: усиленные инвестиции компании в удержание трафика и большое количество промоакций.

Снижение валовой прибыли и рост коммерческих, общехозяйственных и административных затрат привели к тому, что EBITDA ретейлера в текущем квартале сократилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей, — а его рентабельность упала на 2,8 п. п. — до 6%, — самое низкое значение с 2017 года.

Вместе с EBITDA также упала и чистая прибыль, она год к году уменьшилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей — по вышеописанным причинам. Кроме выручки был еще один показатель, который смог зафиксировать растущие результаты, — это свободный денежный поток.

Денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — на фоне отсутствия M&A-сделок: в 3 квартале 2021 года ретейлер потратил на скупку конкурентов около 23 млрд рублей.

Основные финансовые результаты «Ленты», млрд рублей

3к2021 3к2022 Изменение
Общая выручка 118,238 126,785 7,2%
Операционные расходы 22,661 24,918 10%
EBITDA 10,356 7,545 −27,1%
Рентабельность по EBITDA 8,8% 6% −2,8 п. п.
Чистая прибыль 4,181 1,285 −69,3%
Свободный денежный поток −12,9 7,1
Чистый долг 130,231 117,786 −10%
Общая выручка
3к2021
118,238
3к2022
126,785
Изменение
7,2%
Операционные расходы
3к2021
22,661
3к2022
24,918
Изменение
10%
EBITDA
3к2021
10,356
3к2022
7,545
Изменение
−27,1%
Рентабельность по EBITDA
3к2021
8,8%
3к2022
6%
Изменение
−2,8 п. п.
Чистая прибыль
3к2021
4,181
3к2022
1,285
Изменение
−69,3%
Свободный денежный поток
3к2021
−12,9
3к2022
7,1
Изменение
Чистый долг
3к2021
130,231
3к2022
117,786
Изменение
−10%

Сравнение с Х5

Примерно в одно и то же время вместе с «Лентой» отчитался и лидер всего российского продуктового рынка — Х5 Group, который в отличие от «Ленты» представил намного более впечатляющие результаты. Практически все его финансовые показатели выросли двузначными темпами: выручка — +19,2%, EBITDA — +11,3%, чистая прибыль — +13,2%.

Основные причины такого роста Х5 Group — это сильные результаты магазинов у дома «Пятерочка», дискаунтеров «Чижик» и онлайн-бизнеса компании. Подробнее с квартальными показателями ведущего российского ретейлера можно ознакомиться в отдельном обзоре.

Столь сильное расхождение финансовых результатов Х5 Group и «Ленты» в 3 квартале можно объяснить разными подходами к ведению бизнеса: лидер рынка изначально делал ставку на малые форматы магазинов у дома, поэтому сейчас ему не нужно глобально перестраивать свою сеть, в отличие от «Ленты», которая находится только в процессе своей трансформации.

Сравнение темпов роста Х5 Group и «Ленты»

Операционные результаты Х5 Group «Лента»
Общая выручка 19,2% 7,2%
Онлайн-продажи 38,4% 98,2%
Средний чек 8,1% −2,7%
Количество чеков 10,5% 10,7%
Сопоставимые продажи +7,6 п. п. −2,2 п. п.
Общее количество магазинов 5,8% 20,3%
Финансовые показатели Х5 Group «Лента»
Общая выручка 19,2% 7,2%
EBITDA 11,3% −27,1%
Рентабельность по EBITDA 11,9% 6%
Чистая прибыль 13,2% −69,3%
Чистый долг −27% −10%

Сравнение темпов роста операционных результатов Х5 Group и «Ленты»

Общая выручка
Х5 Group
19,2%
«Лента»
7,2%
Онлайн-продажи
Х5 Group
38,4%
«Лента»
98,2%
Средний чек
Х5 Group
8,1%
«Лента»
−2,7%
Количество чеков
Х5 Group
10,5%
«Лента»
11%
Сопоставимые продажи
Х5 Group
+7,6 п. п.
«Лента»
−2,2 п. п.
Общее количество магазинов
Х5 Group
5,8%
«Лента»
20,3%

Сравнение темпов роста финансовых показателей Х5 Group и «Ленты»

Общая выручка
Х5 Group
19,2%
«Лента»
7,2%
EBITDA
Х5 Group
11,3%
«Лента»
−27,1%
Рентабельность по EBITDA
Х5 Group
11,9%
«Лента»
6%
Чистая прибыль
Х5 Group
13,2%
«Лента»
−69,3%
Чистый долг
Х5 Group
−27%
«Лента»
−10%

За счет чего акции могут вырасти

Основная идея в акциях «Ленты» — это дивидендные выплаты. В конце 2021 года ретейлер принял новую дивидендную политику, по которой компания должна выплачивать своим инвесторам:

  1. более 100% заработанного свободного денежного потока (FCF), если мультипликатор «чистый долг / EBITDA» будет ниже 1;
  2. до 100% свободного денежного потока, если это соотношение будет от 1 до 1,5;
  3. не более 50% свободного денежного потока, если будет больше 1,5.

Текущие значения: «чистый долг / EBITDA» = 1,8, показатель FCF = −7,8 млрд рублей.

Но есть большая проблема: эти распределения менеджмент планирует начать не раньше 2024 года, а до этого компания будет максимально инвестировать в свой бизнес, в том числе за счет покупки региональных ретейлеров, с помощью которых руководство надеется занять более существенную долю российского продуктового рынка. Текущий показатель «Ленты» — 2,4%.

Что в итоге

«Лента» представила неудовлетворительные операционные и финансовые результаты в 3 квартале 2022 года: выручка компании увеличилась на 7,2%, а EBITDA и чистая прибыль сократились на 27 и 69% соответственно.

На фоне отсутствия краткосрочных драйверов роста инвесторам сейчас лучше отложить идею покупки акций «Ленты» на потом и обратить внимание на более успешных конкурентов: Х5 Group, «Магнит», Fix Price и, возможно, «Детский мир».

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.