Электрокары, литий и спекуляции: на чем зарабатывает Livent
Livent (NYSE: LTHM) — американская химическая компания. Ее можно считать одним из бенефициаров роста отрасли электрокаров. Но если посмотреть поближе, то там все не так радужно.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Идею обзора Livent предложил наш читатель Mr. Oleg A. Andreev в комментариях к разбору Nike. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Это предприятие, работающее в сфере химической промышленности и производящее в основном литий в разных видах: гидроксид лития, карбонат лития и прочее.
Годовой отчет компании наверняка помогали составлять маркетологи, потому что он полон упоминаний электрокаров. Но хотя хранение энергии, то есть производство батареек и аккумуляторов, дает компании большую часть выручки, нужно понимать, что в эту категорию входят не только электрокары, но также и обычная электроника, производство военной техники.
Больше половины выручки Livent дает химическая промышленность в разных вариациях. Например, бутиллитий Livent используется при производстве лекарств, шин и электроники. А литий высокой пробы Livent используется для сплавов в промышленности, например для производства самолетов.
Мы не знаем, сколько точно компания делает выручки в США, но это не столь важно: основные для компании рынки расположены далеко за пределами США.
Распределение выручки компании по сферам потребления ее продукции
Хранение энергии | 46% |
Полимеры | 19% |
Смазки | 10% |
Синтез фармацевтической продукции | 9% |
Другое | 16% |
Распределение выручки компании по сферам потребления ее продукции
Хранение энергии | 46% |
Полимеры | 19% |
Смазки | 10% |
Синтез фармацевтической продукции | 9% |
Другое | 16% |
Выручка компании по странам и регионам
Северная Америка | 20% |
Европа, Ближний Восток и Африка | 15% |
Япония | 41% |
Китай | 14% |
Другие страны Азии | 10% |
Выручка компании по странам и регионам
Северная Америка | 20% |
Европа, Ближний Восток и Африка | 15% |
Япония | 41% |
Китай | 14% |
Другие страны Азии | 10% |
Бла-бла, электрокары, бла-бла, перспективно
В идеях по Tesla и Albemarle мы очень подробно рассказывали о перспективах сектора электрокаров. Идея заключается в том, что правительства всех стран за уши тянут это начинание, предоставляя производителям и покупателям батареек на колесах колоссальные льготы. Электротранспорт — это пусть и не единственный, но самый очевидный способ сокращения выбросов в атмосферу. Можно ожидать, что ситуация с массовым пересаживанием потребителей на электрокары продолжится.
Электрокаров на дорогах все еще мало, но тот факт, что правительства всех стран в годину пандемии и рецессии тратят безумные усилия на то, чтобы их популяризировать, говорит нам о том, что эту тему будут развивать несмотря ни на что. Например, аналитики Morgan Stanley говорят, что в 2021 году продажи электрокаров вырастут на 50%. Бравые прогнозы в этой сфере выдает и Bloomberg. Это, разумеется, будет подстегивать спрос на литий.
Но проблема в том, что Livent от роста спроса на литий не обязательно будет хорошо. Несмотря на рост популярности электрокаров, 2020 год оказался для компании неудачным по ряду причин.
Пандемия. Ситуация с коронавирусом существенно увеличила издержки производства. Промышленный сектор, откуда компании приходит не меньше половины заказов, в этом году пережил спад. Электрокары — это не основной источник доходов компании, поэтому ситуация в промышленности в целом касается Livent.
Цены на литий. Несмотря на высокий спрос, цены на литий в этом году упали. Эту проблему мы уже обсуждали в обзоре Albemarle: рынок лития чрезвычайно непрозрачен и для него свойственны внезапные взлеты и падения цен, вызванные появлением сообщений о перепроизводстве или недостатке лития буквально из ниоткуда.
Учитывая, что «электрокаризация» планеты — это один из очевидно приоритетных проектов для правительств стран с крупнейшими экономиками, вероятность серьезного взлета цен на литий не очень велика. С учетом того, что сильные мира сего не заинтересованы в дорогом литии, перспективы Livent заработать много-много денег на электрокарах по факту невелики.
Но есть вероятность того, что акции Livent будут покупать потому, что «электрокары — это перспективно же, надо брать», без оглядки на фундамент бизнеса. Это можно заметить и по котировкам: акции стоят в 2 раза дороже, чем год назад, хотя компания зарабатывает сильно меньше. Здесь также кроется другой важный аргумент в пользу компании: ее вполне могут купить.
Стоит она относительно недорого: капитализация 2,4 млрд долларов. В распоряжении у компании где-то 87,5 млн долларов. Даже если у нее начнутся проблемы из-за долгов — 336,5 млн долларов, из которых 78,2 млн нужно погасить в течение года, — есть теоретическая вероятность, что предприятие спасут из-за его стратегической важности.
Такое недавно было с китайской Tianqi Lithium, которой китайское правительство помогло избежать дефолта буквально потому, что «литий — это важно». Может, кстати, Livent попытаются купить китайцы — правда, в этом случае сделку может заблокировать правительство США, но акции наверняка улетят вверх от новостей о возможной продаже.
Продажа электрокаров в миллионах штук и их доля от рынка автомобилей по годам и регионам
Китай | США | Европа | Япония | Другие страны | Мир в целом | Доля от рынка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2010 | — | — | — | — | — | — | 0,0% |
2011 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | — | — | 0,1% |
2012 | 0,01 | 0,05 | 0,03 | 0,03 | — | — | 0,2% |
2013 | 0,02 | 0,10 | 0,07 | 0,03 | 0,00 | — | 0,3% |
2014 | 0,07 | 0,12 | 0,10 | 0,03 | 0,01 | — | 0,4% |
2015 | 0,22 | 0,12 | 0,20 | 0,03 | 0,01 | — | 0,7% |
2016 | 0,37 | 0,16 | 0,22 | 0,03 | 0,02 | — | 0,9% |
2017 | 0,65 | 0,20 | 0,31 | 0,05 | 0,05 | — | 1,4% |
2018 | 1,17 | 0,36 | 0,40 | 0,05 | 0,11 | — | 2,3% |
2019 | 1,10 | 0,33 | 0,59 | 0,04 | 0,11 | — | 2,5% |
2020 | — | — | — | — | — | 2,3 | 3,2% |
Продажа электрокаров в миллионах штук и их доля от рынка автомобилей по годам и регионам
Китай | |
2010 | — |
2011 | 0,01 |
2012 | 0,01 |
2013 | 0,02 |
2014 | 0,07 |
2015 | 0,22 |
2016 | 0,37 |
2017 | 0,65 |
2018 | 1,17 |
2019 | 1,1 |
2020 | — |
США | |
2010 | — |
2011 | 0,01 |
2012 | 0,05 |
2013 | 0,1 |
2014 | 0,12 |
2015 | 0,12 |
2016 | 0,16 |
2017 | 0,2 |
2018 | 0,36 |
2019 | 0,33 |
2020 | — |
Европа | |
2010 | — |
2011 | 0,01 |
2012 | 0,03 |
2013 | 0,07 |
2014 | 0,1 |
2015 | 0,2 |
2016 | 0,22 |
2017 | 0,31 |
2018 | 0,4 |
2019 | 0,59 |
2020 | — |
Япония | |
2010 | — |
2011 | 0,01 |
2012 | 0,03 |
2013 | 0,03 |
2014 | 0,03 |
2015 | 0,03 |
2016 | 0,03 |
2017 | 0,05 |
2018 | 0,05 |
2019 | 0,04 |
2020 | — |
Другие страны | |
2010 | — |
2011 | — |
2012 | — |
2013 | 0 |
2014 | 0,01 |
2015 | 0,01 |
2016 | 0,02 |
2017 | 0,05 |
2018 | 0,11 |
2019 | 0,11 |
2020 | — |
Мир в целом | |
2010 | — |
2011 | — |
2012 | — |
2013 | — |
2014 | — |
2015 | — |
2016 | — |
2017 | — |
2018 | — |
2019 | — |
2020 | 2,3 |
Доля от рынка | |
2010 | 0,0% |
2011 | 0,1% |
2012 | 0,2% |
2013 | 0,3% |
2014 | 0,4% |
2015 | 0,7% |
2016 | 0,9% |
2017 | 1,4% |
2018 | 2,3% |
2019 | 2,5% |
2020 | 3,2% |
Финансовый результат компании за периоды в миллионах долларов
3 месяца по 30 сен 2020 | 3 месяца по 30 сен 2019 | 9 месяцев по 30 сен 2020 | 9 месяцев по 30 сен 2019 | |
---|---|---|---|---|
Выручка | 72,6 | 97,7 | 206,0 | 310,0 |
Себестоимость выручки | −69,8 | −69,4 | −178,4 | −215,2 |
Валовая маржа | 2,8 | 28,3 | 27,6 | 94,8 |
Расходы на продажи, общие и административные | −10,0 | −10,2 | −31,1 | −29,2 |
НИОКР | −1,0 | −0,9 | −2,8 | −2,5 |
Реструктуризация и другие траты | −4,4 | −0,9 | −10,1 | −4,8 |
Расходы на отделение организации | −0,6 | −2,5 | −0,8 | −5,4 |
Общие расходы | −85,8 | −83,9 | −223,2 | −257,2 |
Операционные потери и прибыль | −13,2 | 13,8 | −17,2 | 52,9 |
Траты на погашение долга | — | — | −0,1 | — |
Потери от инвестиций в дочерние предприятия | −0,1 | — | −0,4 | — |
Выплаты по процентам | −2,0 | — | −2,0 | — |
Прибыль/убыток от операций до налогов | −15,3 | 13,8 | −19,7 | 52,9 |
Сумма налога к уплате и налоговый вычет | 3,5 | 4,2 | 5,8 | −2,5 |
Итоговая прибыль и убыток | −11,8 | 18,0 | −13,9 | 50,4 |
Финансовый результат компании за периоды в миллионах долларов
Выручка | |
3 месяца по 30 сен 2020 | 72,6 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 97,7 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | 206,0 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | 310,0 |
Себестоимость выручки | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −69,8 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −69,4 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −178,4 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −215,2 |
Валовая маржа | |
3 месяца по 30 сен 2020 | 2,8 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 28,3 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | 27,6 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | 94,8 |
Расходы на продажи, общие и административные | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −10,0 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −10,2 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −31,1 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −29,2 |
НИОКР | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −1,0 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −0,9 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −2,8 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −2,5 |
Реструктуризация и другие траты | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −4,4 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −0,9 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −10,1 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −4,8 |
Расходы на отделение организации | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −0,6 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −2,5 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −0,8 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −5,4 |
Общие расходы | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −85,8 |
3 месяца по 30 сен 2019 | −83,9 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −223,2 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −257,2 |
Операционные потери и прибыль | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −13,2 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 13,8 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −17,2 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | 52,9 |
Траты на погашение долга | |
3 месяца по 30 сен 2020 | — |
3 месяца по 30 сен 2019 | — |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −0,1 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | — |
Потери от инвестиций в дочерние предприятия | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −0,1 |
3 месяца по 30 сен 2019 | — |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −0,4 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | — |
Выплаты по процентам | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −2,0 |
3 месяца по 30 сен 2019 | — |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −2,0 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | — |
Прибыль и убыток от операций до налогов | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −15,3 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 13,8 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −19,7 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | 52,9 |
Сумма налога к уплате и налоговый вычет | |
3 месяца по 30 сен 2020 | 3,5 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 4,2 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | 5,8 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | −2,5 |
Итоговая прибыль и убыток | |
3 месяца по 30 сен 2020 | −11,8 |
3 месяца по 30 сен 2019 | 18,0 |
9 месяцев по 30 сен 2020 | −13,9 |
9 месяцев по 30 сен 2019 | 50,4 |
Не так быстро, как хотелось бы
Главной угрозой здесь видится ряд нерешенных проблем электрокаров, которые могут существенно затормозить потребление лития и вызвать разочарование инвесторов в акциях Livent.
У многих потребителей неоднозначное отношение к электрокарам.
Зарядить. Многих не устраивает скорость зарядки батарей автомобилей. Сейчас время зарядки колеблется в пределах от 4 до 20 часов, в то время как в среднем потребителей бы устроила зарядка в районе получаса. И здесь не следует забывать о недостаточном уровне развития зарядной инфраструктуры в мире: даже в такой стране, как США, в основном в это дело инвестировали несколько особо продвинутых штатов — и то на всех зарядок не хватает, что приводит к огромным очередям на зарядных станциях. Собственно, 64% потребителей недовольны именно отсутствием станций в их районе.
Заплатить. Для 63% потребителей цена на электрокары высоковата. Автопроизводители будут давить на поставщиков лития с целью снизить стоимость этого ресурса. Если снизится стоимость производства литийионных аккумуляторов, то это повлияет на итоговую цену машины, ведь аккумулятор — это самая дорогая часть электрокара.
Проехать. 70% потребителей недовольны максимальным расстоянием, которое электрокар может проделать без подзарядки: примерно 320 км у большинства моделей электрокаров — против 515—998 км у обычных автомобилей. Вспоминается сцена из сериала Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым», где негодяи на электрокаре гонятся за главным героем, который едет за рулем обычной машины. В итоге все заканчивается тем, что электрокар дохнет посреди пустыни, потому что зарядка кончилась, и главный герой давит негодяев, так как его-то машина еще на ходу. В этой истории есть некая мораль.
В общем, все эти проблемы в совокупности могут притормозить рост продаж электрокаров, от чего пострадает потребление лития, и это может крайне негативно отразиться на акциях Livent. Судя по их чудовищной дороговизне, инвесторы расценивают эти акции как дополнение к электрокарам — но они не учитывают тот факт, что большую часть выручки компания получает в других областях. Так что негативные новости с фронта продаж электрокаров могут привести к распродаже акций Livent.
Резюме
Акции Livent, как и все связанное с электрокарами, — это лотерея. Можно много заработать, а можно и потерять. Так что здесь следует действовать на свой страх и риск. Наиболее перспективным в этой ситуации кажется вариант покупки компании кем-то крупнее с целью интеграции в свои производственные цепочки.