«Магнит» (MOEX: MGNT) — это второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который также является лидером сектора по общему количеству магазинов. На конец 2021 года компании принадлежало более 26 тысяч магазинов, второе место у X5 Group — почти 18 тысяч магазинов.

В начале февраля компания представила операционные и неаудированные финансовые результаты за 2021 год, которые продемонстрировали рекордные для российского продуктового рынка темпы роста. Давайте разберемся, за счет чего «Магнит» показывает такую впечатляющую динамику.

Ключевые операционные и финансовые показатели ретейлера за четвертый квартал 2021 года:

Структура продаж компании

Основная деятельность «Магнита» — это розничная торговля продуктами питания в своих магазинах. Ретейлер работает в рамках мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома, магазины-дрогери, супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, онлайн-коммерцию, аптеки и другие форматы.

В четвертом квартале 2021 года общая выручка «Магнита» увеличилась на 33,7% благодаря росту торговой площади ретейлера на 20% и росту LFL-продаж на 9,9%. Дополнительным драйвером стало дальнейшее повышение плотности продаж — выручка с одного квадратного метра по всей сети в последнем квартале 2021 года прибавила 1,6% к третьему кварталу и 4,7% год к году.

Если перейти к более детальному сравнению результатов «Магнита», то темпы роста компании в октябре и ноябре оказались сильнее, чем в декабре: 35% против 32,5%. Менеджмент это объясняет слабыми показателями последних двух с половиной недель 2021 года ввиду роста заболеваемости COVID-19 в регионах и эффекта высокой базы 2020 года: в декабре 2020 года правительство России произвело социальные выплаты, что позволило всем ретейлерам заработать дополнительную прибыль.

Сопоставимые продажи, или LFL-продажи, квартал к кварталу ускорились с 8,6 до 9,9% за счет значительного роста среднего чека «Магнита», который прибавил 10,7% на фоне высокой инфляции, и отличных показателей магазинов Кавказского и Сибирского регионов.

Главным негативным моментом стали данные по трафику, результаты ретейлера уменьшились на 0,7% из-за антиковидных мер — в конце октября был введен девятидневный общероссийский локдаун, а после него во многих торговых центрах появилась система контроля по QR-кодам.

EBITDA выросла на 40,5% благодаря сильной динамике валовой прибыли, которая частично была компенсирована увеличением общих расходов и консолидацией бизнеса «Дикси» с более низкой рентабельностью. Последняя причина также привела к росту чистого долга «Магнита», данный показатель год к году увеличился на 62% с 121,4 до 197 млрд рублей, но остался на вполне безопасном уровне — текущий мультипликатор «чистый долг / EBITDA» равен 1,5.

Рекордные продажи в четвертом квартале привели к тому, что компания заработала свою максимальную квартальную чистую прибыль за последние 5 лет — данный показатель вырос на 36% до 15,170 млрд рублей. Рентабельность по чистой прибыли увеличилась на 6 б. п. год к году до 2,8%.

Основные показатели «Магнита»

4к2020 4к2021 Изменение
Выручка 407,227 544,552 33,7%
Сопоставимые продажи 7,4% 9,9% 250 б. п.
EBITDA 45,957 62,853 36,8%
Рентабельность по EBITDA 7% 7,4% 36 п. п.
Чистая прибыль 11,117 15,170 36,4%
Рентабельность по чистой прибыли 2,7% 2,8% 6 п. п.
Чистый долг 121,4 197 62%
Выручка
4к2020
407,227
4к2021
544,552
Изменение
33,70%
Сопоставимые продажи
4к2020
7,40%
4к2021
9,90%
Изменение
250 б. п.
EBITDA
4к2020
45,957
4к2021
62,853
Изменение
36,80%
Рентабельность по EBITDA
4к2020
7%
4к2021
7,40%
Изменение
36 п. п.
Чистая прибыль
4к2020
11,117
4к2021
15,17
Изменение
36,40%
Рентабельность по чистой прибыли
4к2020
2,70%
4к2021
2,80%
Изменение
6 п. п.
Чистый долг
4к2020
121,4
4к2021
197
Изменение
62%

Основной драйвер

Основной драйвер роста «Магнита» в 2021 году — это приобретение почти 2500 магазинов сети «Дикси», которое позволило краснодарскому ретейлеру значительно нарастить продажи в самых важных регионах — Московском и Северо-Западном, так как они занимают долю 29% на рынке продовольственной розницы России. 1757 из 2477 купленных магазинов «Дикси» расположены в Московской и Ленинградской областях.

В будущем краснодарская компания, вероятно, столкнется с проблемой переформатирования магазинов «Дикси» под свой бренд «Магнит», но пока менеджмент принял промежуточное решение: бизнес «Дикси» продолжит функционировать как отдельное юридическое лицо, а магазины — работать под существующими брендами. С учетом текущих темпов обновления магазинов «Магнит» — 700—900 штук в год — трансформация купленного актива может длиться более 3 лет.

Помимо сделки M&A, также стоит выделить два направления, которые кратно выросли в 2021 году: онлайн-коммерция и дискаунтеры. Начнем с e-commerce: в третьем квартале 2020 года «Магнит» запустил данное направление с целью догнать лидера сектора — X5 Group. Пока этого сделать не удалось, но разрыв постепенно сокращается.

В четвертом квартале общий оборот товаров онлайн-коммерции «Магнита» вырос в 18,5 раза до 6 млрд рублей против 17,2 млрд рублей у X5. Если в третьем квартале 2021 года разница результатов с лидером сектора была четырехкратная, то сейчас это значение опустилось ниже трехкратного показателя.

Второе быстрорастущее направление ретейлера — это дискаунтеры. «Магнит» начал тестировать новый формат в июле 2020 года в качестве ответной меры на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. В 2021 году сеть дискаунтеров «Моя цена» насчитывала 190 магазинов по сравнению с 15 магазинами годом ранее.

Результаты направления онлайн-коммерции «Магнита»

4к2020 4к2021 Изменение
Общий оборот товаров, млрд рублей 0,3 6 18,5 раза
Среднее количество заказов в день 3959 62 274 15,7 раза
Средний чек, рублей 912 1074 17,8%
Количество охваченных магазинов 1290 4490 3,5 раза
Общий оборот товаров, млрд рублей
4к2020
0,3
4к2021
6
Изменение
18,5 раза
Среднее количество заказов в день
4к2020
3959
4к2021
62 274
Изменение
15,7 раза
Средний чек, рублей
4к2020
912
4к2021
1074
Изменение
17,80%
Количество охваченных магазинов
4к2020
1290
4к2021
4490
Изменение
3,5 раза

Дивиденды

В дивидендной политике у «Магнита» нет закрепленной нормы распределения прибыли, при этом краснодарская компания в последние три года — после смены собственника в 2018 году — старается выплачивать своим акционерам максимально возможный дивиденд, производя выплаты два раза в год за 9 и 12 месяцев.

Ранее ретейлер распределил дивиденд за 9 месяцев 2021 года в размере 294,37 Р. Если менеджмент решит придерживаться прошлогоднего принципа выплат, то акционеры за 12 месяцев получат такой же дивиденд в размере 294,37 Р, а годовое распределение за 2021 тогда составит 588,74 Р. Прогнозная дивидендная доходность в этом случае будет на уровне 11%.

Помимо этого, руководство «Магнита» задумалось о проведении байбэка на фоне сильного падения котировок компании. Обратный выкуп акций менеджмент рассматривает как дополнительный способ аллокации капитала, который не приведет к сокращению дивидендных выплат.

Дивидендная история «Магнита»

6м2017 115,51 Р
12м2017 135,5 Р
9м2018 137,38 Р
12м2018 166,78 Р
9м2019 147,19 Р
12м2019 157 Р
9м2020 245,31 Р
12м2020 245,31 Р
9м2021 294,37 Р
6м2017
115,51 Р
12м2017
135,5 Р
9м2018
137,38 Р
12м2018
166,78 Р
9м2019
147,19 Р
12м2019
157 Р
9м2020
245,31 Р
12м2020
245,31 Р
9м2021
294,37 Р

Сравнение с конкурентами и прогноз на 2022

«Магнит» в четвертом квартале 2021 года показал одни из самых сильных результатов на российском продуктовом рынке, в основном благодаря сделке по покупке магазинов сети «Дикси». Данная тенденция еще сохранится в первом полугодии 2022 года ввиду низкой базы 2021 — результаты «Дикси» краснодарская компания консолидировала в своей отчетности во второй половине прошлого года.

После этого, если не будет новых сделок M&A, темпы роста «Магнита», вероятно, упадут до среднеисторических значений, которые соответствуют 10%.

Сильные результаты 2021 года позволили менеджменту анонсировать неплохой прогноз на 2022, который отражает высокие требования компании к доходности и постоянный фокус на операционную эффективность. В рамках программы органического роста ретейлер планирует открыть более 2000 новых магазинов и обновить около 900 старых магазинов, а также увеличить результаты e-commerce в 2 раза.

Сравнение с конкурентами по результатам 4 квартала

Темпы роста выручки LFL-продажи Рост сети магазинов за год, штук Рост сети магазинов за год
Магнит 33,7% 9,9% 4513 20,9%
X5 Group 14,7% 9% 1414 8%
Fix Price 14,5% 3,2% 737 17,7%
Детский мир 6,3% −2,3% 251 28,9%
Лента 18,6% 7% 364 92,6%
О’кей 10,4% 6,9% 35 17,9%
Темпы роста выручки
Магнит
33,70%
X5 Group
14,70%
Fix Price
14,50%
Детский мир
6,30%
Лента
18,60%
О’кей
10,40%
LFL-продажи
Магнит
9,90%
X5 Group
9%
Fix Price
3,20%
Детский мир
−2,3%
Лента
7%
О’кей
6,90%
Рост сети магазинов за год, штук
Магнит
4513
X5 Group
1414
Fix Price
737
Детский мир
251
Лента
364
О’кей
35
Рост сети магазинов за год
Магнит
20,90%
X5 Group
8%
Fix Price
17,70%
Детский мир
28,90%
Лента
92,60%
О’кей
17,90%

Прогноз «Магнита» на 2022

2021 Прогноз на 2022
Количество открытия новых магазинов 2295 или 4513 с «Дикси» > 2000
Количество обновленных магазинов 703 ~ 900
Рост общего онлайн-оборота товаров в 32 раза > в 2 раза
Капитальные затраты, млрд рублей 65,9 80—85
Количество открытия новых магазинов
2021
2295 или 4513 с «Дикси»
Прогноз на 2022
> 2000
Количество обновленных магазинов
2021
703
Прогноз на 2022
~ 900
Рост общего онлайн-оборота товаров
2021
в 32 раза
Прогноз на 2022
> в 2 раза
Капитальные затраты, млрд рублей
2021
65,9
Прогноз на 2022
80—85

Что в итоге

«Магнит» опубликовал сильные финансовые и операционные результаты за 2021 год, которые год к году выросли более чем на 30%: выручка увеличилась на 34%, EBITDA — на 37%, чистая прибыль — на 36%. Инвесторы позитивно восприняли эти данные: котировки компании выросли почти на 2%.

Ближайшим драйвером роста компании будет вторая дивидендная выплата за 2021 год. По аналогии с прошлыми распределениями она должна пройти в начале лета 2022 года и может принести акционерам дивидендную доходность 5,7% при условии, что сама выплата будет на уровне 294,37 Р.