Новости
7K

Что происходит с российскими портовыми операторами

Обсудить
Что происходит с российскими портовыми операторами

Российские портовые операторы провели 2022 год лучше многих российских компаний. Акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) выросли более чем на 20% благодаря переориентации российской экономики с Запада на Восток.

Бумаги Новороссийского морского торгового порта (НМТП), наоборот, упали на 20% на фоне западных санкций, и эмитенту пришлось перестраивать свой бизнес. Но и это вдвое мягче снижения индекса Мосбиржи, который за год потерял 40%.

В 2023 году биржевая динамика НМТП и ДВМП снова может оказаться лучше общерыночных значений. Поводом для таких ожиданий стали позитивные корпоративные новости в январе, из-за которых российские инвесторы снова обратили внимание на акции логистических компаний. Разберемся в перспективах сектора и в том, что, собственно, произошло.

Аватар автора

Никита Компанищенко

частный инвестор

Страница автора
Источник: TradingView
Источник: TradingView

НМТП

НМТП (MOEX: NMTP) — это третий портовый оператор Европы по объему грузооборота и лидер на российском стивидорном рынке. Основные активы логистической компании: порт Новороссийск на Черном море и порты Приморск и Балтийск на Балтийском море.

В 2022 году НМТП перестал раскрывать свои финансовые и операционные результаты, пользуясь разрешением правительства РФ. Немногим ранее, в феврале, ЕС ввел санкций против компании. Европейскому бизнесу запретили вступать с ней в отношения: заключать торговые сделки, предоставлять инвестиции, посредничать в операциях с ценными бумагами эмитента.

По данным предыдущей отчетности, основной доход НМТП получал от перевалки нефти и нефтепродуктов. Их доля в общем грузообороте занимала в 2021 году 80%. Также через порты компании транспортируются металлы, лес, железорудное сырье, химикаты, уголь. Около 5% объемов составляли контейнерные перевозки.

В структуре доходов НМТП 73% приходилось на Новороссийский торговый порт и около 24% — на порт Приморск.

2022 год должен был внести серьезные коррективы в структуру грузооборота и финансовых показателей компании. В декабре вступили в силу санкции, которые отрезали российскую танкерную нефть от европейских рынков.

Для портов, которые зарабатывают на перевалке нефти большую часть прибыли, это безусловный негативный фактор. Вместе с тем динамика товарооборота с Турцией в минувшем году говорит о том, что торговля по Черному морю в этом направлении сильно активизировалась.

Так или иначе при отсутствии открытых данных оценить состояние бизнеса мы можем, лишь ориентируясь на настроения инвесторов. По итогам 2022 года акции эмитента подешевели на 20%.

А уже 17 января 2023 года акции НМТП на Мосбирже взлетели более чем на 20% на фоне сообщений в СМИ о резком повышении тарифов на перевалку. Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» пожаловалась ФАС на рост тарифов Новороссийского порта на 65%. В 2021 году черные и цветные металлы занимали 10% грузооборота стивидорной компании.

Ближайшим краткосрочным драйвером роста акций НМТП должна стать летняя дивидендная выплата за 2022 год. Но из-за отсутствия финансовой отчетности спрогнозировать ее точно невозможно. Ранее менеджмент, согласно своей стратегии развития, выплачивал акционерам не менее 50% чистой прибыли по МСФО.

Источник: Центр раскрытия корпоративной информации

ДВМП

ДВМП (MOEX: FESH) — одна из крупнейших транспортных компаний России, работающая в сфере портового, железнодорожного и логистического бизнесов. Большая часть активов предприятия сосредоточена на Дальнем Востоке, основной из них — Владивостокский морской торговый порт.

В 2022 году на фоне переориентации российской экономики с Запада на Восток ДВМП столкнулось с ажиотажным спросом на свои услуги со стороны отечественных экспортеров. Это позволило компании зафиксировать сильные результаты: по итогам года эмитент увеличил объем морских перевозок через порты Дальнего Востока на 38% — до 330 тысяч TEU.

Грузооборот ДВМП более диверсифицирован, чем у западного конкурента. Данных по 2022 году от компании тоже нет. В 2021 структура перевозимых грузов выглядела так:

  1. Химическая продукция — 14%.
  2. Лесные грузы — 13%.
  3. Металлические изделия — 13%.
  4. Машины и станки — 13%.
  5. Автомобили — 5%.
  6. Продовольственные грузы — 5%.
  7. Строительные грузы — 4%.
  8. Бумага — 3%.
  9. Ткани — 3%.
  10. Цветные металлы — 2%.
  11. Прочее — 26%.

Главный краткосрочный драйвер роста компании — смена собственника. В начале 2023 года суд удовлетворил иск прокуратуры, вернув в доход государства 92,4% акций ДВМП. После чего этот пакет, вероятно, продадут другому российскому инвестору. Основными претендентами на актив СМИ называют две компании: группу «Дело» и «Росатом».

Что касается среднесрочных драйверов, то таким видится рост бизнеса: в рамках своей стратегии развития ДВМП к 2025 году хочет увеличить пропускную способность Владивостокского морского торгового порта на 70% — до 1,2 миллиона TEU. При этом ожидается, что весь контейнерный рынок России будет расти со средним темпом в 7,8% в год, а после 2025 года этот показатель замедлится до 5,6%.

География деятельности ДВМП. Источник: ДВМП
География деятельности ДВМП. Источник: ДВМП

Акции какого порта лучше купить

Оба актива по-своему интересны. ДВМП привлекательно своей низкой оценкой: сейчас российский рынок оценивает компанию в 1,5 EBITDA или 2,5 годовые прибыли. Основная причина этого — недавняя национализация 92,4% акций компании. По всей видимости, инвесторы опасаются, что государство через суд также может конфисковать и их бумаги по аналогии с Соликамским магниевым заводом.

Но пока на это ничего не указывает. Куда более вероятный вариант — последующая продажа государством акций ДВМП местному инвестору. По закону новый собственник будет вынужден выставить оферту остальным акционерам по цене не ниже последней сделки, то есть по цене возможной будущей покупки бумаг у государства, которая, с высокой вероятностью, окажется выше текущих значений.

Что касается НМТП, то компания сейчас оценена значительно дороже ДВМП — как минимум в два раза: P / E — 5,39, EV / EBITDA — 3,53. Но в отличие от дальневосточного конкурента эмитент из европейской части России может выплатить более высокие дивиденды за 2022 год благодаря росту тарифов основного порта, влияющих на прибыль компании.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.