Изучаем результаты Ozon: компания впервые показала операционную безубыточность
Ozon (MOEX: OZON) — одна из крупнейших в России онлайн-платформ для электронной коммерции, которая по торговому обороту занимает второе место в своем секторе, уступая лишь Wildberries.
В середине августа Ozon представил отчет за второй квартал 2022 года, в рамках которого компания впервые смогла достичь операционной безубыточности. Основные моменты:
- общий объем оборота товаров, GMV, компании во втором квартале увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, на фоне сильного роста количества заказов;
- выручка интернет-магазина в сравнении с аналогичным периодом прошлого года прибавила 58%, до 58,514 млрд рублей;
- скорректированная EBITDA впервые в истории оказалась в положительной зоне, увеличившись до 0,188 млрд рублей, благодаря росту операционной эффективности;
- чистый убыток во втором квартале 2022 года снизился на 53%, до −7,202 млрд рублей;
- отрицательный результат по свободному денежному потоку увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, из-за почти двукратного роста капитальных затрат.
Российский онлайн-рынок
Прежде чем перейти к разбору полугодовых результатов Ozon, взглянем в целом на весь российский рынок интернет-торговли: в первой половине 2022 года он вырос на 43%, до 2,2 трлн рублей. Наибольший спрос был зафиксирован на бытовую технику, мебель и товары для дома, одежду и обувь, продукты питания.
Лидеры сектора — Ozon, Wildberries и «Яндекс-маркет» — росли быстрее рынка. Из них самый большой прирост финансовых результатов продемонстрировал Ozon. Темпы роста GMV ведущей тройки игроков в первом полугодии 2022 года:
- Wildberries — +94%.
- Ozon — +113%.
- «Яндекс-маркет» — +107%.
- Среднерыночный результат — +43%.
Операционные результаты
Как и прежде, основные операционные результаты онлайн-платформы демонстрируют кратные темпы роста: общее количество заказов во втором квартале 2022 года увеличилось на 121%, до 90,2 млн, на фоне повышенного спроса со стороны покупателей.
Количество активных покупателей Ozon выросло на 67%, до 30,7 млн пользователей, по сравнению с 18,4 млн на конец 30 июня 2021 года. Основная причина таких результатов — рост частоты заказов, которая, в свою очередь, объясняется более высокой лояльностью и вовлеченностью клиентов.
Ассортимент товаров интернет-магазина во втором квартале 2022 года увеличился практически в пять раз, до 130 млн SKU, то есть единиц ассортимента, благодаря росту количества активных продавцов: год к году этот показатель вырос с 50 тысяч до 150 тысяч компаний за счет большой популярности торговой онлайн-площадки Ozon.
Рост количества заказов, активных покупателей, продавцов и ассортимента привел к тому, что общий объем оборота товаров, GMV, российской онлайн-платформы увеличился на 92%, до 170,647 млрд рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Финансовые результаты
Сильные операционные результаты помогли Ozon продемонстрировать впечатляющий рост продаж и валовой прибыли: во втором квартале 2022 года эти показатели увеличились на 58 и 189%, до 58,514 млрд и 33,238 млрд рублей. Кроме этого, дополнительно компания также зафиксировала рост рекламных и комиссионных доходов маркетплейса.
Результат по скорректированной EBITDA впервые в истории компании вышел в плюс, увеличившись до 0,188 млрд рублей, во многом это объясняется успешной работой менеджмента над повышением операционной эффективности сервиса. Показатель «скорректированная EBITDA / GMV», который менеджмент Ozon ранее часто использовал, вырос на 10,4 процентных пункта, с −10,3 до 0,1%.
Чистая прибыль и свободный денежный поток пока продолжают демонстрировать отрицательные результаты на фоне больших инвестиций Ozon в свой будущий рост. Чистый убыток сократился на 53%, до −7,202 млрд рублей, свободный денежный поток увеличился на 22%, до −15,447 млрд рублей, ввиду роста капитальных расходов.
Основные операционные и финансовые результаты Ozon
2к2021 | 2к2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Общее количество заказов, млн штук | 40,9 | 90,2 | 121% |
Количество активных пользователей, млн человек | 18,4 | 30,7 | 67% |
Количество активных продавцов, млн компаний | 50 | 150 | 200% |
Ассортимент товаров, млн SKU | 27 | 130 | 381% |
GMV, млрд рублей | 88,957 | 170,647 | 92% |
Выручка, млрд рублей | 37,018 | 58,514 | 58% |
Скорректированная EBITDA, млрд рублей | −9,130 | 0,188 | — |
EBITDA / GMV | −10,3% | 0,1% | 10,4 п. п. |
Чистая прибыль, млрд рублей | −15,233 | −7,202 | −53% |
FCF, млрд рублей | −12,598 | −15,447 | 22% |
Основные операционные и финансовые результаты Ozon
Общее количество заказов, млн штук | |
2к2021 | 40,9 |
2к2022 | 90,2 |
Изменение | 121% |
Количество активных пользователей, млн человек | |
2к2021 | 18,4 |
2к2022 | 30,7 |
Изменение | 67% |
Количество активных продавцов, млн компаний | |
2к2021 | 50 |
2к2022 | 150 |
Изменение | 200% |
Ассортимент товаров, млн SKU | |
2к2021 | 27 |
2к2022 | 130 |
Изменение | 381% |
GMV, млрд рублей | |
2к2021 | 88,957 |
2к2022 | 170,647 |
Изменение | 92% |
Выручка, млрд рублей | |
2к2021 | 37,018 |
2к2022 | 58,514 |
Изменение | 58% |
Скорректированная EBITDA, млрд рублей | |
2к2021 | −9,130 |
2к2022 | 0,188 |
Изменение | — |
EBITDA / GMV | |
2к2021 | −10,3% |
2к2022 | 0,1% |
Изменение | 10,4 п. п. |
Чистая прибыль, млрд рублей | |
2к2021 | −15,233 |
2к2022 | −7,202 |
Изменение | −53% |
FCF, млрд рублей | |
2к2021 | −12,598 |
2к2022 | −15,447 |
Изменение | 22% |
Что сказал менеджмент
После публикации финансовых результатов за первый квартал 2022 года менеджмент Ozon заявил о цели выйти на операционную безубыточность в течение следующих 12 месяцев за счет улучшения экономики сервиса.
«Мы очень много вкладывались в инфраструктуру, привлекали клиентов и продавцов, и это начинает работать, загружать мощности и давать лучший экономический результат», — сообщил финансовый директор онлайн-ретейлера Игорь Герасимов.
По итогу менеджмент смог достигнуть своей цели уже в текущем квартале, на девять месяцев раньше намеченного срока.
Что в итоге
Ozon продемонстрировал сильные финансовые показатели во втором квартале 2022 года: выручка выросла на 58%, скорректированная EBITDA впервые вышла в плюс. Рынок очень позитивно оценил текущие результаты: цена бумаг компании на Московской бирже увеличивается на 9—13%, вплотную приближаясь к значению 1600 ₽ за 1 ADR.
Что может помешать котировкам Ozon вырасти еще сильнее? У компании имеется одна проблема, связанная с валютным долгом, выплаты по которому интернет-магазин сейчас не способен провести из-за санкций. Тем не менее менеджмент уже практически нашел выход из ситуации: переговоры с держателями долга близки к завершению, Ozon планирует закончить процесс реструктуризации долга в течение этого года.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.