Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Segezha Group (MOEX: SGZH) — ведущий российский лесопромышленный холдинг с вертикально интегрированной структурой, полным циклом лесозаготовки и глубокой переработки древесины. Компания считается одним из крупнейших лесопользователей в мире: текущая общая площадь арендованного лесного фонда составляет 16,1 млн гектар.

В конце августа Segezha Group представила финансовые результаты за 1 полугодие 2022 года, в которых зафиксировала снижение темпов роста после введения новых европейских санкций. Основные моменты:

  1. Общая выручка в 2 квартале увеличилась на 13% — до 27,687 млрд рублей, — главным образом благодаря покупке конкурентов: АО «НЛХК» и ООО «Интер-форест-рус». Для сравнения: темпы роста продаж в первом квартале — 96%.
  2. OIBDA — операционная прибыль до вычета износа и амортизации — снизилась на 28%, до 5,932 млрд рублей, за счет сильного роста операционных расходов.
  3. Чистая прибыль увеличилась почти в 3 раза, до 19,918 млрд рублей, ввиду получения разовых доходов, связанных с ростом рубля относительно других валют.
  4. Свободный денежный поток сократился до −4,184 млрд рублей.
  5. Чистый долг год к году увеличился в 2,3 раза, до 95,153 млрд рублей, за счет покупки новых активов.

Структура продаж компании

Основа бизнеса Segezha Group — производство и реализация широкой линейки высокомаржинальной лесной продукции, которую компания делит на четыре операционных сегмента:

  1. «Лесные ресурсы и деревообработка» — приносит холдингу 43% доходов.
  2. «Бумага и упаковка» — 39%.
  3. «Фанера и плиты» — 11%.
  4. «Домостроение» — 7%.

«Лесные ресурсы и деревообработка». Сегмент производит пиломатериалы из древесины хвойных пород, а также пеллеты — современный и экологичный вид топлива, который изготавливается из опилок, образующихся в результате лесопиления. Основные рынки: Китай, Ливан, Россия, Египет и Южная Корея.

Рост объемов производства на фоне консолидации двух купленных активов позволил сегменту в 2 квартале 2022 года продемонстрировать нейтральные результаты: выручка выросла на 61%, до 11,8 млрд рублей, а OIBDA уменьшилась на 35%, до 2,5 млрд рублей, за счет слабых продаж в Египте и снижения на 12% цен на пиломатериалы из-за низкого спроса в Китае после введения коронавирусных локдаунов.

При этом если сравнивать результаты с 1 кварталом 2022 года, то продажи в целом упали на 33%. Основная причина — введение новых санкций со стороны ЕС, из-за которых менеджменту пришлось в экстренном порядке перестраивать свой экспорт, открывая новые рынки: стран Азии, Ближнего Востока и Африки.

«Бумага и упаковка». Компания изготавливает и продает мешочную бумагу и подпергамент, а также весь ассортимент бумажной упаковки для тарированного цемента, сухих строительных смесей, продуктов химической промышленности, пищевой индустрии и прочих отраслей. Основные рынки: Россия, Турция, ЮАР, Китай и Сербия.

Это направление пострадало меньше сегмента «Лесные ресурсы и деревообработка» благодаря небольшому количеству европейских покупателей: общая выручка сегмента увеличилась на 3%, до 10,8 млрд рублей, OIBDA практически не изменилась и составила 2,9 млрд рублей, цены на бумагу выросли на 31%, до 821 € за тонну.

«Фанера и плиты». Segezha Group входит в мировой рейтинг 5 ведущих производителей высокотехнологичной березовой фанеры различных форматов. Кроме этого, сегмент выпускает ДВП, которые используются при производстве дверей, стеновых и напольных покрытий, погонажных изделий, в мебельной промышленности. Основные рынки: Россия, Германия, Нидерланды, Польша и Южная Корея.

В 2 квартале 2022 года сегмент сильно пострадал от новых европейских санкций: выручка выросла на 3%, до 3 млрд рублей, а OIBDA сократилась на 27%, до 1,1 млрд рублей. Рыночной конъюнктуре при этом удалось немного смягчить удар: цены на березовую фанеру увеличились на 28%, до 735 € за кубометр.

«Домостроение». Самый маленький сегмент холдинга, занимающийся производством клееного бруса, балки, домокомплектов из клееного бруса и СLT-панелей из перекрестно склеенных слоев древесины хвойных пород, которые не уступают по прочности традиционным бетону, стали и кирпичу. Основные рынки: Италия, Германия, Израиль, Польша и Венгрия.

«Домостроение» представило самые сильные результаты благодаря высокому спросу со стороны европейских покупателей и росту цен клееной балки на 30%. Общие продажи сегмента увеличились на 25%, до 2 млрд рублей, OIBDA прибавила 20% и выросла до 0,6 млрд рублей.

Финансовые результаты сегментов Segezha Group, млрд рублей

«Лесные ресурсы и деревообработка» 2к2021 1к2022 2к2022 Годовое изменение
Выручка 7,3 17,6 11,8 61%
OIBDA 3,8 7,2 2,5 −35%
Цена на пиломатериалы, евро за 1 м³ 254 232 224 −12%
«Бумага и упаковка» 2к2021 1к2022 2к2022 Годовое изменение
Выручка 10,5 11,8 10,8 3%
OIBDA 2,9 2,7 2,9 0%
Цена на бумагу, евро за тонну 627 762 821 31%
«Фанера и плиты» 2к2021 1к2022 2к2022 Годовое изменение
Выручка 2,9 4,4 3 3%
OIBDA 1,5 1,9 1,1 −27%
Цена на березовую фанеру, евро за 1 м³ 573 708 735 28%
«Домостроение» 2к2021 1к2022 2к2022 Годовое изменение
Выручка 1,6 1,8 2 25%
OIBDA 0,5 1 0,6 20%
Цена на клееную балку, евро за 1 м³ 404 463 526 30%

Финансовые результаты сегмента Segezha Group «Лесные ресурсы и деревообработка», млрд рублей

Выручка
2к2021
7,3
1к2022
17,6
2к2022
11,8
Годовое изменение
61%
OIBDA
2к2021
3,8
1к2022
7,2
2к2022
2,5
Годовое изменение
−35%
Цена на пиломатериалы, евро за 1 м³
2к2021
254
1к2022
232
2к2022
224
Годовое изменение
−12%

Финансовые результаты сегмента Segezha Group «Бумага и упаковка», млрд рублей

Выручка
2к2021
10,5
1к2022
11,8
2к2022
10,8
Годовое изменение
3%
OIBDA
2к2021
2,9
1к2022
2,7
2к2022
2,9
Годовое изменение
0%
Цена на бумагу, евро за тонну
2к2021
627
1к2022
762
2к2022
821
Годовое изменение
31%

Финансовые результаты сегмента Segezha Group «Фанера и плиты», млрд рублей

Выручка
2к2021
2,9
1к2022
4,4
2к2022
3
Годовое изменение
3%
OIBDA
2к2021
1,5
1к2022
1,9
2к2022
1,1
Годовое изменение
−27%
Цена на березовую фанеру, евро за 1 м³
2к2021
573
1к2022
708
2к2022
735
Годовое изменение
28%

Финансовые результаты сегмента Segezha Group «Домостроение», млрд рублей

Выручка
2к2021
1,6
1к2022
1,8
2к2022
2
Годовое изменение
25%
OIBDA
2к2021
0,5
1к2022
1
2к2022
0,6
Годовое изменение
20%
Цена на клееную балку, евро за 1 м³
2к2021
404
1к2022
463
2к2022
526
Годовое изменение
30%

Общие финансовые результаты

Высокие цены на продукцию и рост объемов производства позволили компании сохранить двузначные темпы роста продаж даже после ввода новых европейских санкций — общая выручка увеличилась на 13%, до 27,687 млрд рублей.

Рост операционных расходов после поглощения двух конкурентов привел к снижению на 28% OIBDA — до 5,932 млрд рублей. При этом чистая прибыль холдинга увеличилась почти в 3 раза — до 19,918 млрд рублей — на фоне разового положительного эффекта от курсовых разниц и валютных инструментов, которые принесли доход компании в размере 24 млрд рублей.

Свободный денежный поток все еще остается в отрицательной зоне. Это объясняется негативной переоценкой оборотного капитала и большим убытком в 1 квартале, который образовался из-за консолидации компании «Интер-форест-рус».

Основные финансовые результаты Segezha Group, млрд рублей

2к2021 1к2022 2к2022 Годовое изменение
Выручка 24,471 35,640 27,687 13%
OIBDA 8,185 11,757 5,932 −28%
Рентабельность по OIBDA 33% 33% 21% −12 п. п.
Чистая прибыль 5,182 −7,917 19,918 284%
Свободный денежный поток −1,403 −20,735 −4,184 198%
Чистый долг 28,847 92,980 95,153 230%
Выручка
2к2021
24,471
1к2022
35,640
2к2022
27,687
Годовое изменение
13%
OIBDA
2к2021
8,185
1к2022
11,757
2к2022
5,932
Годовое изменение
−28%
Рентабельность по OIBDA
2к2021
33%
1к2022
33%
2к2022
21%
Годовое изменение
−12 п. п.
Чистая прибыль
2к2021
5,182
1к2022
−7,917
2к2022
19,918
Годовое изменение
284%
Свободный денежный поток
2к2021
−1,403
1к2022
−20,735
2к2022
−4,184
Годовое изменение
198%
Чистый долг
2к2021
28,847
1к2022
92,980
2к2022
95,153
Годовое изменение
230%

Санкции

В начале апреля Евросоюз объявил о запрете импорта российской лесной продукции с 10 июля 2022 года. Под санкции подпали все основные категории экспортных товаров: древесина и изделия из нее, пиломатериалы, древесные плиты, фанера, бумага, картон и прочая продукция.

В 2021 году экспорт российской лесной продукции превысил 17,5 млрд долларов. На страны, которые ввели ограничительные меры, пришлось 45,8%, или 8 млрд долларов. Географическая структура продаж в «недружественные» страны:

  1. Европа — 75%, или 6 млрд долларов.
  2. США — 9%, или 0,7 млрд долларов.
  3. Остальные страны — 16%, или 1,3 млрд долларов.

Если верить словам менеджмента, то сейчас российская компания трансформирует свой бизнес, ожидая при этом, что ее устойчивый рост в 2 половине 2022 года продолжится.

Вице-президент компании по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Николай Иванов высказал следующее:

«Ни по одному из видов лесной продукции российский рынок, кроме мебели, более 25—30% не обеспечит емкости по спросу и никогда не обеспечивал. Что касается экспорта, то он, учитывая необходимость выстраивания новых логистических цепочек на Восток, становится слишком дорогим и часто даже нерентабельным. Например, поставки пеллет, которые раньше везлись в Европу, а теперь приходится отправлять в азиатские страны, например в Корею, где эту продукцию еще готовы закупать. По некоторым контрактам с учетом затрат на логистику цена доходила до минус 15 €. Что при этом делает производитель? Он, естественно, останавливает производство».

Вице-президент компании по финансам и инвестициям Ровшан Алиев прокомментировал результаты 1 полугодия:

«В 2 квартале 2022 года мы продолжили адаптировать бизнес Segezha Group к новым условиям для обеспечения бесперебойной работы наших предприятий. Приоритетными задачами были дальнейшее расширение географии поставок, заключение новых партнерств и трансформация логистических схем под запросы бизнеса. Отдельно хотел бы выделить, что по итогам первого полугодия нам удалось нарастить поставки на внутренний рынок по целому ряду продуктов.

Все предпринятые усилия нашли отражение в финансовых результатах компании. За 6 месяцев выручка и OIBDA выросли на 48 и 34% соответственно. Последовательная работа по контролю издержек позволила нам сохранить маржинальность по OIBDA на высоком уровне. При этом показатель чистой прибыли вырос по сравнению с прошлым годом почти в 2 раза — до 12 млрд рублей. Отношение чистого долга к OIBDA на 30 июня 2022 года составило 2,8× по сравнению с 2,1× на конец 2021 года и 1,2× на 30 июня 2021 года.

Segezha Group обладает всеми необходимыми ресурсами для сохранения устойчивого роста в 2 полугодии 2022 года».

Дивидендные перспективы

По дивидендной политике менеджмент обязан до 2023 года выплачивать фиксированный дивиденд в размере от 3 до 5,5 млрд рублей. Частота выплат — раз или два в год, за 9 и 12 месяцев. В 2024 году компания планирует перейти на выделение на дивиденды 75—100% от свободного денежного потока.

Тем не менее в 2021 году руководство отошло от своего дивидендного принципа, выплатив намного больше — около 100% скорректированной чистой прибыли, что соответствовало 16,6 млрд рублей. Таким образом, в 2022 году теоретически компания может рассмотреть 4 варианта выплат:

  1. Р — самый негативный вариант.
  2. От 3 до 5,5 млрд рублей — наиболее вероятный сценарий распределения дивидендов, учитывая последний комментарий менеджмента. В этом случае акционеры получат выплату в размере 0,19—0,35 Р, что соответствует дивидендной доходности от 2,5 до 4,6%.
  3. 75—100% от свободного денежного потока — в этом случае акционеры, вероятно, получат нулевую дивидендную выплату, поскольку убыток свободного денежного потока в 1 полугодии 2022 года был слишком большой.
  4. 100% от скорректированной чистой прибыли — самый оптимистичный вариант. Текущая дивидендная база по итогам 1 полугодия — 0,76 Р.

Что в итоге

Segezha Group представила ожидаемо негативные финансовые результаты в 2 квартале 2022 года: выручка увеличилась на 13%, OIBDA упала на 28%. Менеджменту отчасти повезло, поскольку новые европейские санкции были нивелированы высокими ценами на рынке и ростом объемов производства компании после двух консолидаций в конце 2021 года.

С учетом всех фактов стоит ли сейчас покупать акции компании? Сильный рубль, новые санкционные ограничения и низкая дивидендная доходность делают эти акции менее интересными, чем, например, акции «Новатэка», «Фосагро», «Татнефти» и прочих российских нефтяных компаний.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.