«Транснефть» проведет сплит акций: что это значит

Стоит ли инвестировать в акции трубопроводной монополии
Обсудить
«Транснефть» проведет сплит акций: что это значит
Аватар автора

Сергей Стаценко

торгует на бирже и занимается финансовым анализом

Страница автора

В скором времени привилегированные акции «Транснефти» будут торговаться на бирже в 100 раз дешевле. Совет директоров компании рекомендовал общему собранию акционеров принять решение о дроблении акций в 100 раз.

В результате снизятся номинальная стоимость акций с 1 ₽ до 1 копейки и, соответственно, биржевая цена. При текущей цене 142 000 ₽ акция «Транснефти» будет стоить 1420 ₽, а у действующих акционеров количество акций на счетах увеличится в 100 раз.

В обращении находятся только привилегированные акции. Все обыкновенные акции принадлежат государству и не торгуются на бирже.

Дата проведения собрания акционеров, а вернее, акционера — государства в лице Росимущества — еще не известна. Но дробление, скорее всего, состоится.

Разбираемся, чем занимается «Транснефть» и стоит ли инвестировать в ее акции.

Как устроена монополия

«Транснефть» — крупнейшая в мире нефтепроводная компания и естественная монополия в России. Транспортирует 83% добываемой в России нефти и 30% произведенных в России нефтепродуктов.

Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти», как естественной монополии, регулируются Федеральной антимонопольной службой.

Компания располагает крупнейшей в мире системой трубопроводов протяженностью 67 тысяч километров. Ключевые трубопроводы «Транснефти»:

  1. Нефтепроводы «Дружба»; Восточная Сибирь — Тихий океан; Балтийская трубопроводная система (БТС); БТС-2; Каспийский трубопроводный консорциум (КТК); Сургут — Горький — Полоцк; Сковородино — Мохэ; отвод ВСТО — Комсомольский НПЗ.
  2. Нефтепродуктопроводы проектов «Юг» и «Север», Рязань — Москва и «Кольцевой» Московского региона с отводами на аэропорты.

«Транснефти» принадлежат доли в следующих компаниях:

  1. Более 60% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), объединяющего морские порты в Новороссийске, Приморске и Балтийске.
  2. 7% акций в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), который соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. «Транснефть» также управляет 24% акций КТК, принадлежащих России.

Большая часть трубопроводов компании сосредоточена в европейской части страны и Западной Сибири. Крупнейший из них — нефтепровод «Дружба», нефть по которому поставляется в страны Европы.

Восточная система представлена трубопроводом Восточная Сибирь — Тихий океан протяженностью 4739 км. Он проходит от города Тайшета в Иркутской области до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка в Приморском крае. Почти вся нефть из ВСТО поставляется в Китай.

Схема трубопроводов компании. Источник: «Транснефть»
Схема трубопроводов компании. Источник: «Транснефть»
Самые длинные трубопроводы «Транснефти»

Как санкции влияют на компанию

В отношении «Транснефти» ввели санкции ЕС и США, согласно которым компании запрещено привлекать финансирование на рынках этих стран. Начиная с мая 2022 года Евросоюз начал вводить санкции в отношении экспортных поставок российской нефти.

Сначала ввели запрет на морские поставки нефти, а впоследствии — на поставки российской нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба» в Германию и Польшу. Санкции не затронули поставки нефти из третьих стран по этому маршруту, а также по южной ветке нефтепровода, по которому нефть поступает в Словакию, Чехию и Венгрию. Им разрешили получать российскую нефть до конца 2023 года.

Несмотря на санкции, прокачка нефти по системе магистральных нефтепроводов в 2022 году выросла на 4,5%. Экспорт нефти увеличился на 20% по сравнению с 2021 годом, в котором «Транснефть» прокачала 449,7 млн тонн нефти и 38,9 млн тонн нефтепродуктов.

В начале 2023 года санкции начали влиять на поставки нефти. В феврале 2023 года поставки российской нефти в Европу по трубопроводу «Дружба» сократились в 3 раза по сравнению с февралем 2022 года. Это связано с прекращением экспорта в Германию и Польшу, а также с сокращением поставок в Словакию и Венгрию.

В 2021 году в Евросоюз из России экспортировали 124 млн тонн нефти, что составляло более половины всего нефтяного экспорта. По «Дружбе» отправили 35,9 млн тонн нефти, из которых 12 млн тонн — по южной ветке. Таким образом, «Транснефть» может лишиться около 24 млн тонн поставок по северной ветке «Дружбы», или около 5% от общего объема прокачки за 2022 год.

Объемы прокачки сократятся в других ориентированных на экспорт трубопроводах «Транснефти»: БТС, БТС-2, Сургут — Горький — Полоцк. В балтийских портах Приморск и Усть-Луга нефть переваливали в танкеры и доставляли по морю в Европу, часть поставок из Полоцка в Беларуси поставляли в страны Балтии и Польшу.

В условиях санкций «Транснефти» придется расширять трубопроводы и портовые терминалы, чтобы наращивать экспорт нефти по морю покупателям в Азии, в частности в Китай и Индию.

«Транснефть» начала прорабатывать расширение нефтепроводов, идущих в порты Козьмино, Приморск и Новороссийск. В 2024 году компания завершит строительство резервуаров для нефти в Приамурье, Приморье и Хабаровском крае. В 2022 году завершился проект по расширению ВСТО в направлении порта Козьмино, благодаря чему обеспечили транспортировку нефти более чем на 39 млн тонн в год.

Что с отчетностью

Впервые за два года «Транснефть» опубликовала отчетность о финансовых результатах — за 1 полугодие 2023 года. Последний раз компания публиковала годовую консолидированную финансовую отчетность по итогам 2020 года.

По итогам 1 полугодия 2023 года выручка «Транснефти» особо не изменилась. Но хорошо выросла прибыль, что связано с внеоперационными доходами, в частности прибылью от зависимых и контролируемых компаний.

Без учета этих статей прибыль составила 153 млрд рублей, увеличившись на 10% относительно 1 полугодия 2022 года.

Финансовые показатели «Транснефти», млрд рублей

1п20221п2023Изменение
Выручка616636,73%
Операционная прибыль176189,98%
Прочие доходы (расходы)15,95,7
Чистые финансовые доходы (расходы)−25,524,9
Доля в прибыли (убытке) зависимых и совместно контролируемых компаний−624
Прибыль до налогообложения160,4233,145%
Прибыль126,4187,648%

Финансовые показатели «Транснефти», млрд рублей

Выручка
1п2022616
1п2023636,7
Изменение3%
Операционная прибыль
1п2022176
1п2023189,9
Изменение8%
Прочие доходы (расходы)
1п202215,9
1п20235,7
Изменение
Чистые финансовые доходы (расходы)
1п2022−25,5
1п202324,9
Изменение
Доля в прибыли (убытке) зависимых и совместно контролируемых компаний
1п2022−6
1п202324
Изменение
Прибыль до налогообложения
1п2022160,4
1п2023233,1
Изменение45%
Прибыль
1п2022126,4
1п2023187,6
Изменение48%

Как компания платит дивиденды

По распоряжению правительства акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, должны направлять на дивиденды не менее 50% от нормализованной чистой прибыли в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В прибыли не учитывается ряд внеоперационных доходов, связанных с переоценкой основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, валют, получением прибыли или убытка по неконтролирующим долям участия в других компаниях.

При расчете дивидендов компания также должна исходить из плановых финансовых показателей, инвестиционной программы, долговой нагрузки.

Дивидендная политика «Транснефти» предполагает иную долю прибыли, направляемую на дивиденды, но компания следует директиве правительства. «Транснефть» ориентируется на выплату дивидендов в размере 25% от нормализованной консолидированной прибыли при достаточности финансирования инвестиционной программы, погашения долговых обязательств и при удовлетворительном уровне долговой нагрузки. В остальных случаях компания выплачивает 15 или 20% от нормализованной чистой прибыли.

Для оценки данных факторов, влияющих на размер дивидендов, используется ряд коэффициентов, формулы которых приведены в дивидендной политике. Также документ предусматривает, что дивиденды должны составлять не менее 15% нормализованной консолидированной прибыли и не менее 25% чистой прибыли за год, а размер дивиденда на привилегированную акцию не может быть меньше размера дивиденда по обыкновенной акции.

Коэффициент дивидендных выплат «Транснефти» до 2017 года был низким. Начиная с 2017 года компания выплачивает акционерам не менее 50% консолидированной прибыли. Отчетность за 2021 и 2022 годы она не публиковала. По сумме дивидендов можно примерно рассчитать, какую прибыль получила компания за эти годы.

В августе этого года «Транснефть» выплатила рекордные дивиденды за 2022 год в размере 121 млрд рублей, или 16 665 ₽ на акцию. Это соответствует 12% дивидендной доходности при текущей цене акции 142 000 ₽.

Источник: «Транснефть»
Источник: «Транснефть»

Что со сплитом акций

В случае дробления привилегированные акции «Транснефти» станут доступнее для инвесторов. Но это не означает, что их стоит приобретать сейчас или сразу после сплита в спекулятивных целях в расчете на рост акций.

Если по итогам 2023 года «Транснефть» выплатит дивиденды на уровне 2022 года, то при текущей цене 142 000 ₽ за акцию дивидендная доходность составит 12%.

Инвесторам, которые на волне оптимизма захотят приобрести акции «Транснефти» в расчете получить двузначную доходность, стоит помнить, что компания платит дивиденды раз в год и в августе этого года уже выплатила дивиденды за 2022 год. Следующих придется ждать 10 месяцев — и нет гарантий, что по текущим котировкам акционеры получат двузначную доходность.

В условиях санкций снизятся финансовые показатели компании, а переориентация на Восток потребует увеличения расходов на инвестиционную программу. В результате снизится размер дивидендов.

В качестве альтернативы дивидендной доходности акций «Транснефти» можно рассмотреть государственные облигации России, доходность которых сейчас находится на уровне 12%. Это, в частности, ОФЗ 26222 с погашением 16 октября 2024 или ОФЗ 24021 с переменным купоном, привязанным к ставке RUONIA, и погашением 24 апреля 2024 — на случай роста или сохранения ключевой ставки на высоком уровне.

Гособлигации, купон по которым выплачивается несколько раз в год, будут более предпочтительным и менее рискованным вариантом для краткосрочных инвесторов, чем акции «Транснефти». Долгосрочным инвесторам стоит учитывать, с чем может столкнуться транспортная монополия, и подождать более приемлемой цены акций.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique