Twitter: одни показатели растут, другие падают — но котировкам это не мешает
Twitter (NYSE: TWTR) — американская социальная сеть. 9 февраля компания выпустила отчет за минувший квартал и 2020 год. Выручка в 2020 году выросла всего на 7%, а вот прибыль сильно упала из-за коронавируса.
В квартальном разрезе все выглядит сильно лучше: в 4 квартале 2020 выручка выросла на 28%, а прибыль — почти в 2 раза. Акции компании сильно выросли и достигли исторических максимумов — в первую очередь из-за «правильной политической ориентации компании».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Разобрать бизнес Twitter предложил наш читатель Tural Gurbanov в комментариях к разбору Pinterest. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
На чем зарабатывают
Большую часть выручки Twitter дает реклама: продвижение конкретных аккаунтов, веток с обсуждениями и просто товаров. Значимый процент дает аналитика данных: анализ поведения пользователей и прочие небесполезные для маркетологов сведения.
Результаты квартала и года
Выручка в 2020 году в целом выросла, хотя и не очень значительно. В первой половине 2020 года было падение, вызванное снижением рекламных расходов рекламодателями из-за коронакризиса. Но, как только мир привык к вечной пандемии, Twitter вернулся к высоким темпам роста выручки в 4 квартале 2020. Рост составил 28% по сравнению с аналогичным периодом 2019.
Еще у компании выросло количество монетизируемых пользователей — чей заход в аккаунт был аутентифицирован должным образом и которые с вероятностью 99,99999% являются реальными людьми. По сути, это не значит ничего, но практика показывает, что инвесторы любят такие круто звучащие метрики.
Прибыль у компании не просто сильно упала — она сменилась убытками. На это несколько повлияли коронакризисные события 2020 года, но львиная доля убытков приходится на разовые налоговые выплаты и пересмотр отчетности — без налоговых пересчетов убыток был бы куда меньше.
Компания объявила об увеличении штата сотрудников на 20%, в основном в наукоемких сферах: кодирование, НИОКР. Недавно Twitter купил занимающуюся рассылками компанию Revue, а также приложение для видеочатов Squad и приложение для подкастов Breaker.
Похоже, у Twitter есть план по дальнейшему расширению нерекламных источников дохода, но сложно сказать, насколько успешной будет его реализация. Это было бы очень к месту, поскольку новые варианты настроек сбора пользовательской информации в устройствах Apple могут сильно испортить точность рекламных настроек Twitter для пользователей Apple и, соответственно, снизить привлекательность Twitter для рекламодателей.
Математика наперсточников
В начале января Twitter забанил аккаунт действующего тогда еще президента США Дональда Трампа, а также аккаунты кучи других правых деятелей. Акции компании тогда упали на 12%, но через некоторое время после этого начали расти и после падения выросли больше чем на 50%. А если смотреть с начала 2021 года, акции выросли почти на треть.
Они начали расти еще до выхода отчета, который, прямо скажем, ничего сверхъестественно хорошего не показал. Дело здесь не обошлось без политически ангажированных фондов, которые решили вознаградить компанию за следование «линии партии и правительства» и накачали ее капитализацию до исторического максимума.
Рационального объяснения росту акций Twitter после массовых чисток нет. Трамп был одним из самых популярных персонажей на платформе, поэтому инвесторам следовало бы испугаться оттока с платформы пользователей и следующего за этим падения рекламных доходов. Отговорки Twitter про то, что Трамп и компания нарушали правила платформы, выглядят очень субъективными: активистов Black Lives Matter во время известных событий никто не банил, хотя они тоже не цветочки предлагали сажать. И нынешний максимум котировок Twitter в таком контексте — это, возможно, еще не предел.
Ныне абсолютно бессмысленный с коммерческой точки зрения Pinterest по показателям выручки едва ли достигает половины выручки Twitter, но это не помешало Microsoft оценить Pinterest очень высоко и предложить 51 млрд долларов за ее покупку. Капитализация Twitter сейчас составляет примерно 57 млрд долларов — ненамного дороже Pinterest. В рамках этой логики Twitter вполне могут накачать еще больше или даже купить по цене, сильно выше нынешней.
Медийное влияние Twitter колоссально, но компания все же убыточная и свою текущую капитализацию не особенно оправдывает. С точки зрения влияния на политически активную аудиторию Twitter — это важный инструмент, поэтому, возможно, заинтересованные крупные фонды и инвесторы будут спонсировать эту компанию дальше или даже купят ее.
С точки зрения бизнеса здесь все неровно: показатели Twitter точно не оправдывают ее текущую капитализацию — компания должна быть дешевле раза в 2—3.
Резюме
Twitter — это компания, которая в меньшей степени коммерческое предприятие и в большей — инструмент контроля политической повестки. Пока компания хорошо выполняет эту функцию, есть шанс, что акции будут расти за счет накачки их заинтересованными в существовании этой платформы крупными инвесторами. Но идея вложиться в эти акции слишком уж рискованная, и основания для роста котировок очень шаткие — поэтому инвестировать тут можно только на свой страх и риск.