Pinterest (NYSE: PINS) — американская социальная сеть. Компания убыточная, и не сказать, чтобы она поражала воображение темпами роста выручки. Но ее акции продолжают нагло расти.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Идею сделать обзор Pinterest предложил наш читатель Mr. Oleg A. Andreev в комментариях к разбору Nike. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

Часто при составлении отчетности компаний числа округляются, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.

На чем зарабатывают

Сервис зарабатывает на всяких глупостях. Это нечто среднее между социальной сетью и сервисом обмена картинками. Или даже так: это сервис обмена картинками, функционирующий по принципу социальной сети.

Деньги компания получает с рекламодателей, которые считают, что если тратиться на рекламу на этой площадке, то от этого будет толк. Собственно, это практически все, что можно вынести из годового отчета компании: вся суть бизнеса заключается в рекламе, выручку компания получает за клики и показы видео посетителям платформы в рекламных материалах. Большую часть денег компания получает в США, остальное — в неких неназванных странах.

Выручка компании по регионам в тысячах долларов

2017 2018 2019
США 443 842 697 170 1 010 186
Другие страны 29 010 58 762 132 575
Итого 472 852 755 932 1 142 761
США
2017
443 842
2018
697 170
2019
1 010 186
Другие страны
2017
29 010
2018
58 762
2019
132 575
Итого
2017
472 852
2018
755 932
2019
1 142 761
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Так плохо, что даже хорошо

Вообще, Pinterest выглядит не вдохновляюще. Капитализация в районе 46 млрд долларов в сочетании с убыточностью бизнеса делают продажу компании маловероятной. Если такое и произойдет, то в учебниках будущего среди примеров пороков нынешней цивилизации будут среди прочего приводить и сделку по покупке Pinterest по текущей цене.

Стоимость Pinterest выглядит чрезвычайно завышенной, и эти акции напрашиваются на коррекцию. Особенно с учетом того, что на фондовом рынке уже слишком очевиден пузырь из убыточных технологических компаний, а значит, компаниям типа Pinterest будет грозить болезненное падение.

С другой стороны, акции Pinterest не просто так вымахали на 227% за минувший год. Рекламные бюджеты на онлайн в 2020 году выросли в условиях падения расходов на рекламу в офлайне. И ожидается, что в 2021 траты на онлайн-рекламу вырастут еще больше. Учитывая, что Pinterest потихоньку сокращает убытки, можно предположить, что расчет у инвесторов здесь на то, что объем денег на онлайн-рекламу со временем перерастет в качество — то есть компания станет прибыльной.

В обзоре Facebook мы подробно разбирали проблему очевидной переоцененности интернет-рекламы и давно назревшую необходимость ревизии внутренних расценок. С другой стороны, по ряду характеристик Pinterest выглядит как очень неплохой вариант для рекламы с точки зрения среднего маркетолога: 250 млн активных пользователей в месяц, из которых 90% говорят, что благодаря пользованию Pinterest они принимают решение о покупке того или иного товара. А у половины из тех, кого завлекла реклама, доход на уровне 50 тысяч долларов в год — это сильно выше среднего американского.

И все же, сознавая уязвимость бизнеса компании, менеджмент Pinterest хорошо освоил искусство эффектных презентаций, которые призваны продемонстрировать прогресс компании, но которые при внимательном рассмотрении мало о чем говорят.

Практика показывает, что инвесторы хорошо ведутся на «увеличение аудитории» и «рост скорректированной EBITDA», так что здесь котировки, возможно, нас еще удивят и вновь обновят исторические максимумы. А может быть, и нет: основные показатели компании в 2020 выросли не так сильно, чтобы оправдать такой мощный рост акций.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Скорректированная EBITDA компании и маржа

Скорректированная EBITDA, млн $ Маржа скорректированной EBITDA, проценты от выручки
3 квартал 2019 4 1
4 квартал 2019 77 19
1 квартал 2020 −53 −20
2 квартал 2020 −34 −12
3 квартал 2020 93 21
Скорректированная EBITDA, млн долларов
3 квартал 2019
4
4 квартал 2019
77
1 квартал 2020
−53
2 квартал 2020
−34
3 квартал 2020
93
Маржа скорректированной EBITDA, проценты от выручки
3 квартал 2019
1
4 квартал 2019
19
1 квартал 2020
−20
2 квартал 2020
−12
3 квартал 2020
21

Активные пользователи Pinterest в миллионах человек

В США За рубежом Итого Рост по сравнению с периодом ранее
3 квартал 2019 87 235 322 28%
4 квартал 2019 88 247 335 26%
1 квартал 2020 90 277 367 26%
2 квартал 2020 96 321 416 39%
3 квартал 2020 98 343 442 37%
В США
3 квартал 2019
87
4 квартал 2019
88
1 квартал 2020
90
2 квартал 2020
96
3 квартал 2020
98
За рубежом
3 квартал 2019
235
4 квартал 2019
247
1 квартал 2020
277
2 квартал 2020
321
3 квартал 2020
343
Итого
3 квартал 2019
322
4 квартал 2019
335
1 квартал 2020
367
2 квартал 2020
416
3 квартал 2020
442
Рост по сравнению с периодом ранее
3 квартал 2019
28%
4 квартал 2019
26%
1 квартал 2020
26%
2 квартал 2020
39%
3 квартал 2020
37%

Средние показатели выручки на пользователя в долларах

В США За рубежом Итого
3 квартал 2019 2,93 0,13 0,90
4 квартал 2019 4,00 0,21 1,22
1 квартал 2020 2,66 0,13 0,77
2 квартал 2020 2,50 0,14 0,70
3 квартал 2020 3,85 0,21 1,03
В США
3 квартал 2019
2,93
4 квартал 2019
4
1 квартал 2020
2,66
2 квартал 2020
2,5
3 квартал 2020
3,85
За рубежом
3 квартал 2019
0,13
4 квартал 2019
0,21
1 квартал 2020
0,13
2 квартал 2020
0,14
3 квартал 2020
0,21
Итого
3 квартал 2019
0,9
4 квартал 2019
1,22
1 квартал 2020
0,77
2 квартал 2020
0,7
3 квартал 2020
1,03

Резюме

4 февраля у компании выходит отчет за 4 квартал. Кажется, что котировки Pinterest оторвались от реальности так сильно, что акции могут упасть даже после новостей об отчете лучше ожиданий: компания неприлично дорого стоит даже с поправкой на «технологичность» и «перспективность». Поэтому инвестировать в такие бумаги можно только на свой страх и риск.