Отчет VK за 1 полугодие 2023 года: сократили убыток в 4,5 раза, но акции упали
10 августа холдинг VK раскрыл ключевые финансовые результаты бизнеса за 2 квартал и 1 полугодие 2023 года.
Главное из отчета:
- Выручка по итогам января — июня составила 57,3 млрд рублей — сообщается о росте на 36%, но есть нюансы, о которых расскажем в обзоре.
- Выручка социальных сетей и контентных сервисов увеличилась на 40% — до 45 млрд рублей.
- Выручка образовательных сервисов выросла на 28% — до 7 млрд рублей.
- Выручка направления «Технологии для бизнеса» прибавила 64% — до 3 млрд рублей.
- Доходы новых бизнес-направлений сократились на 3% — до 2,5 млрд рублей.
- Чистые операционные расходы выросли на 37% — до 54,38 млрд рублей.
- Скорректированная EBITDA упала на 42% — до 3,9 млрд рублей, рентабельность показателя рухнула с 16 до 7%.
- Чистый убыток сократился в 4,5 раза — до 11,4 млрд рублей.
Результаты ключевых сегментов
Компания выделяет 4 основных направления своей деятельности: «Соцсети и контентные сервисы», «Образовательные технологии», «Технологии для бизнеса», «Новые бизнес-направления и прочее».
Структура выручки VK в 1 квартале 2023 года по сегментам
Социальные сети и контентные сервисы | 79% |
Образовательные технологии | 12% |
Технологии для бизнеса | 5% |
Новые бизнес-направления и прочее | 4% |
Структура выручки VK в 1 квартале 2023 года по сегментам
Социальные сети и контентные сервисы | 79% |
Образовательные технологии | 12% |
Технологии для бизнеса | 5% |
Новые бизнес-направления и прочее | 4% |
Соцсети и контентные сервисы. За 1 полугодие выручка сегмента выросла на 40% — до 45 млрд рублей. Главным драйвером роста стало увеличение доходов от онлайн-рекламы. Например, доходы от самого крупного актива, социальной сети «Вконтакте», выросли на 27% год к году.
При этом компания активно инвестирует в развитие контентных сервисов и соцсетей, чтобы добиться роста аудитории и вовлеченности. В результате выросли расходы на маркетинг и персонал, что сократило EBITDA сегмента.
Финансовые показатели сегмента «Соцсети и контентные сервисы», млрд рублей
2к2022 | 2к2023 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 17,6 | 23,5 | 34% | 32,2 | 45 | 40% |
Операционные расходы | 11,6 | 20,1 | 73% | 21,9 | 35,9 | 64% |
Скорректированная EBITDA | 5,9 | 3,4 | −42% | 10,4 | 9,1 | −12% |
Рентабельность по EBITDA | 34% | 15% | −19 п.п. | 32% | 20% | −12 п.п. |
Финансовые показатели сегмента «Соцсети и контентные сервисы», млрд рублей
Выручка | |
2к2022 | 17,6 |
2к2023 | 23,5 |
Изменение | 34% |
1п2022 | 32,2 |
1п2023 | 45 |
Изменение | 40% |
Операционные расходы | |
2к2022 | 11,6 |
2к2023 | 20,1 |
Изменение | 73% |
1п2022 | 21,9 |
1п2023 | 35,9 |
Изменение | 64% |
Скорректированная EBITDA | |
2к2022 | 5,9 |
2к2023 | 3,4 |
Изменение | −42% |
1п2022 | 10,4 |
1п2023 | 9,1 |
Изменение | −12% |
Рентабельность по EBITDA | |
2к2022 | 34% |
2к2023 | 15% |
Изменение | −19 п.п. |
1п2022 | 32% |
1п2023 | 20% |
Изменение | −12 п.п. |
Образовательные технологии. Выручка сегмента выросла на 28% — до 7 млрд рублей — на фоне консолидации онлайн-платформы для школьников «Учи-ру», а также повышенного спроса на курсы образовательных платформ. При этом EBITDA таких платформ в январе — июне, как и годом ранее, осталась на околонулевых значениях.
Финансовые показатели сегмента «Образовательные технологии», млрд рублей
2к2022 | 2к2023 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 2,6 | 3,6 | 37% | 5,5 | 7,0 | 28% |
Операционные расходы | 2,5 | 3,5 | 38% | 5,6 | 5,9 | 24% |
Скорректированная EBITDA | 0,1 | 0,1 | — | −0,1 | 0,1 | — |
Рентабельность по EBITDA | 3% | 2% | −1 п.п. | −2,5% | 1% | 3,5 п.п. |
Финансовые показатели сегмента «Образовательные технологии», млрд рублей
Выручка | |
2к2022 | 2,6 |
2к2023 | 3,6 |
Изменение | 37% |
1п2022 | 5,5 |
1п2023 | 7,0 |
Изменение | 28% |
Операционные расходы | |
2к2022 | 2,5 |
2к2023 | 3,5 |
Изменение | 38% |
1п2022 | 5,6 |
1п2023 | 5,9 |
Изменение | 24% |
Скорректированная EBITDA | |
2к2022 | 0,1 |
2к2023 | 0,1 |
Изменение | — |
1п2022 | −0,1 |
1п2023 | 0,1 |
Изменение | — |
Рентабельность по EBITDA | |
2к2022 | 3% |
2к2023 | 2% |
Изменение | −1 п.п. |
1п2022 | −2,5% |
1п2023 | 1% |
Изменение | 3,5 п.п. |
Технологии для бизнеса. Выручка сегмента выросла на 64% — до 3 млрд рублей — за счет роста доходов от сервиса коммуникационных решений VK WorkSpace, облачных сервисов платформы VK Cloud, а также продаж HR-сервисов.
Скорректированную EBITDA сегмента по итогам 1 полугодия удалось вывести в положительную область — она выросла до 0,2 млрд рублей, рентабельность показателя составила 6%.
Финансовые показатели сегмента «Технологии для бизнеса», млрд рублей
2к2022 | 2к2023 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 1,1 | 1,9 | 69% | 1,8 | 3,0 | 64% |
Операционные расходы | 1,2 | 1,5 | 24% | 2,2 | 2,8 | 28% |
Скорректированная EBITDA | −0,1 | 0,3 | — | −0,4 | 0,2 | — |
Рентабельность по EBITDA | −12% | 18% | 30 п.п. | −20% | 6% | 26 п.п. |
Финансовые показатели сегмента «Технологии для бизнеса», млрд рублей
Выручка | |
2к2022 | 1,1 |
2к2023 | 1,9 |
Изменение | 69% |
1п2022 | 1,8 |
1п2023 | 3,0 |
Изменение | 64% |
Операционные расходы | |
2к2022 | 1,2 |
2к2023 | 1,5 |
Изменение | 24% |
1п2022 | 2,2 |
1п2023 | 2,8 |
Изменение | 28% |
Скорректированная EBITDA | |
2к2022 | −0,1 |
2к2023 | 0,3 |
Изменение | — |
1п2022 | −0,4 |
1п2023 | 0,2 |
Изменение | — |
Рентабельность по EBITDA | |
2к2022 | −12% |
2к2023 | 18% |
Изменение | 30 п.п. |
1п2022 | −20% |
1п2023 | 6% |
Изменение | 26 п.п. |
Новые бизнес-направления. Выручка сегмента сократилась на 3% — до 2,5 млрд рублей. При этом операционные расходы выросли на 26% — до 5,8 млрд рублей, — что привело к убытку по скорректированной EBITDA в размере 3,3 млрд рублей. Компания активно инвестирует в новые направления бизнеса, но пока это не привело к росту доходов сегмента.
Финансовые показатели сегмента «Новые бизнес-направления», млрд рублей
2к2022 | 2к2023 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 1,2 | 1,1 | −8% | 2,6 | 2,5 | −3% |
Операционные расходы | 2,5 | 2,5 | — | 4,6 | 5,8 | 26% |
Скорректированная EBITDA | −1,3 | −1,4 | — | −2,1 | −3,3 | — |
Финансовые показатели сегмента «Новые бизнес-направления», млрд рублей
Выручка | |
2к2022 | 1,2 |
2к2023 | 1,1 |
Изменение | −8% |
1п2022 | 2,6 |
1п2023 | 2,5 |
Изменение | −3% |
Операционные расходы | |
2к2022 | 2,5 |
2к2023 | 2,5 |
Изменение | — |
1п2022 | 4,6 |
1п2023 | 5,8 |
Изменение | 26% |
Скорректированная EBITDA | |
2к2022 | −1,3 |
2к2023 | −1,4 |
Изменение | — |
1п2022 | −2,1 |
1п2023 | −3,3 |
Изменение | — |
Консолидированные финансовые результаты
Иллюзия роста. Компания сообщает о росте консолидированной выручки на 36% — до 57,3 млрд рублей, — но речь идет о сопоставимых результатах, которые не учитывают выбывшие активы.
Дело в том, что в прошлом году холдингу пришлось продать свой игровой сегмент My.Games, который был рассчитан на международный рынок и мог пострадать из-за санкций. Это было крупное и наиболее растущее направление. Из финансовой отчетности за 1 половину 2022 года следует, что выручка холдинга достигала 63,4 млрд рублей и из них 18,7 млрд рублей принес игровой сегмент, то есть фактически треть всех доходов.
Разумеется, потеря столь крупного направления сильно сказалась на размере бизнеса и финансовых показателях, хотя менеджмент старается не афишировать этого в пресс-релизе. Без корректировок с учетом выбывших и купленных активов общий доход VK по итогам 1 полугодия сократился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но даже если брать сопоставимые данные, результаты 1 полугодия выглядят посредственно.
Операционные расходы росли быстрее доходов. Чистые операционные расходы выросли на 37% — до 54,38 млрд рублей — на фоне роста расходов на маркетинг, персонал и выплаты агентам и партнерам.
Такую политику компании можно оправдать с точки зрения долгосрочных перспектив. Кризис прошлого года открыл для бизнеса окно возможностей: многие иностранные игроки ушли с российского рынка или сильно ограничили свое присутствие. Чтобы успеть занять внезапно освободившееся пространство, холдингу имеет смысл тратить деньги на захват аудитории и доли рынка, пусть даже в ущерб текущей прибыли.
EBITDA и убыток. Рост затрат на ведение основной деятельности привел к падению скорректированной EBITDA на 42% — до 3,9 млрд рублей. Сопоставимая рентабельность показателя сократилась с 16 до 7%.
Тем не менее компании удалось снизить чистый убыток в 4,5 раза — с 50,4 до 11,4 млрд рублей. В основном это связано с тем, что холдинг в прошлом году был вынужден переоценить многие активы в убыток на фоне санкций, а в этом году столь крупных разовых неденежных расходов не было.
Финансовые показатели VK, млрд рублей
2к2022 | 2к2023 | Изменение | 1п2022 | 1п2023 | Изменение | |
---|---|---|---|---|---|---|
Выручка | 22,5 | 30,0 | 34% | 42,0 | 57,3 | 36% |
Операционные расходы | 18,7 | 29,6 | 58% | 39,7 | 54,4 | 37% |
Скорректированная EBITDA | 4,0 | 1,1 | −72% | 6,8 | 3,9 | −42% |
Рентабельность по EBITDA | 18% | 4% | −14 п.п. | 16% | 7% | −9 п.п. |
Чистый убыток или прибыль | 3,6 | −6,8 | — | 51,3 | 11,4 | −78% |
Финансовые показатели VK, млрд рублей
Выручка | |
2к2022 | 22,5 |
2к2023 | 30,0 |
Изменение | 34% |
1п2022 | 42,0 |
1п2023 | 57,3 |
Изменение | 36% |
Операционные расходы | |
2к2022 | 18,7 |
2к2023 | 29,6 |
Изменение | 58% |
1п2022 | 39,7 |
1п2023 | 54,4 |
Изменение | 37% |
Скорректированная EBITDA | |
2к2022 | 4,0 |
2к2023 | 1,1 |
Изменение | −72% |
1п2022 | 6,8 |
1п2023 | 3,9 |
Изменение | −42% |
Рентабельность по EBITDA | |
2к2022 | 18% |
2к2023 | 4% |
Изменение | −14 п.п. |
1п2022 | 16% |
1п2023 | 7% |
Изменение | −9 п.п. |
Чистый убыток или прибыль | |
2к2022 | 3,6 |
2к2023 | −6,8 |
Изменение | — |
1п2022 | 51,3 |
1п2023 | 11,4 |
Изменение | −78% |
Что в итоге
Финансовые результаты компании в 1 полугодии выглядят откровенно слабо: операционные расходы растут быстрее доходов, рентабельность падает, по итогам полугодия — чистый убыток. Выручка ключевых сегментов демонстрирует двузначный рост, но этого все еще недостаточно, чтобы компенсировать потерю доходов после продажи игрового направления. Неслучайно после выхода отчетности VK в лидерах падения на Мосбирже.
Пока компания концентрируется на росте, а не на эффективности. Это выглядит оправданным, учитывая, что кризис 2022 года освободил много новых ниш, прежде занятых иностранными компаниями. Сама VK планирует вернуться в Россию: 13 февраля 2023 года совет директоров одобрил возможность редомициляции компании с Британских Виргинских островов при условии соблюдения всех регуляторных требований.
11 августа вышел пресс-релиз VK. Теперь новым местом прописки холдинга станет специальный административный район на острове Октябрьский Калининградской области.
Также акционеры утвердили решение о делистинге расписок и еврооблигаций эмитента с Лондонской фондовой биржи — 11 сентября станет последним днем, когда ценные бумаги компании торгуются в Лондоне. Первичный листинг акций проведут на Московской бирже.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique