Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

15 мая VK на своем сайте опубликовала пресс-релиз с ключевыми результатами за первый квартал 2023 года.

То, что показали инвесторам, выглядит многообещающе: на фоне санкций и ухода иностранных конкурентов с российского рынка аудитория сервисов VK продолжает расти. По данным компании, дневная аудитория сервисов VK достигает 76 млн человек, а суммарное время, которое они проводят на всех площадках Группы, составляет 3,6 млрд минут в сутки. Это нашло отражение в росте выручки во всех сегментах бизнеса, а основным драйвером роста стала онлайн-реклама.

Выделим главное из отчета:

  1. Дневная аудитория сервисов VK выросла на 17% до 76 млн человек.
  2. Охват месячной аудитории Рунета превысил 95%.
  3. Общая выручка выросла на 39,5% до 27,3 млрд рублей.
  4. Доходы от онлайн-рекламы увеличились на 67% до 16,3 млрд рублей.
  5. Выручка сегмента «Соцсети и контентные сервисы» выросла на 46,7% до 21,5 млрд рублей.
  6. Выручка сегмента «Образовательные технологии» выросла на 20,6% до 3,4 млрд рублей.
  7. Выручка сегмента «Технологии для бизнеса» выросла на 55,4% до 1,1 млрд рублей.
  8. Выручка сегмента «Новые бизнес-направления и прочее» выросла менее чем на 1% до 1,35 млрд рублей.
  9. На сегмент «Соцсети и контентные сервисы» пришлось около 79% всей выручки.

Рассмотрим подробнее динамику ключевых показателей, чтобы оценить, как компания отработала по итогам первых трех месяцев этого года.

В своей финансовой отчетности компания выделяет четыре основных бизнес-сегмента.

«Социальные сети и контентные сервисы». Самый крупный сегмент бизнеса, который объединяет главную страницу и тематические проекты, почтовые сервисы, мессенджеры, соцсети, платформу «Дзен», «Новости», рекомендательную платформу «Пульс», а также проекты «VK Музыка», «VK Звонки», «VK Видео», VK Mini Apps. Основной доход в рамках сегмента генерируется рекламой в соцсетях «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир», а также комиссионными платежами от разработчиков приложений, пользовательскими платежами за виртуальные подарки, стикеры и музыкальные подписки.

«Образовательные технологии». Объединяет онлайн-платформы Группы с образовательными курсами и программами, такими как Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama, Lerna, «Сферум», «Учи.ру» и другие. Основной доход в рамках сегмента идет от продажи курсов частным лицам.

«Технологии для бизнеса». Представлен подразделением VK Tech, которое включает облачную платформу и решения для работы с данными, сервисы корпоративных коммуникаций, налогового мониторинга и прочее корпоративное программное обеспечение. Основные проекты сегмента — VK Cloud и коммуникационные сервисы VK WorkSpace.

«Новые бизнес-направления». Как компания пишет в отчете, данное направление объединяет динамично развивающиеся бизнес-подразделения, которые недавно приобретены или запущены. Ниже мы убедимся, что именно этот сегмент показал самую скромную динамику доходов по итогам квартала.

Основной проект в рамках сегмента — сервис объявлений «Юла», который зарабатывает на размещении и продвижении объявлений пользователей. Кроме того, в рамках сегмента учитываются доходы от игровой платформы VK Play, голосового помощника Маруся и умной колонки, а также магазина приложений для мобильных устройств RuStore.

Динамика выручки

Общая выручка Группы выросла на 39,5% до 27,3 млрд рублей, что в основном связано с ростом доходов от ключевого направления «Социальные сети и контентные сервисы».

Структура выручки VK в 1 квартале 2023 года

Социальные сети и контентные сервисы 79%
Образовательные технологии 13%
Технологии для бизнеса 4%
Новые бизнес-направления и прочее 4%
Социальные сети и контентные сервисы
79%
Образовательные технологии
13%
Технологии для бизнеса
4%
Новые бизнес-направления и прочее
4%

Выручка сегмента «Социальные сети и контентные сервисы» по итогам первого квартала 2023 года выросла почти на 47% до 21,5 млрд рублей. Столь сильный результат стал возможен благодаря росту средней месячной аудитории социальной сети «Вконтакте» на 11% до рекордных 81,5 млн пользователей по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Рост аудитории и ее вовлеченность позволили увеличить доходы соцсети на 49%. Кроме того, в сентябре 2022 года холдинг приобрел платформу «Дзен», аудитория которой по итогам первого квартала составила 32,5 млн пользователей.

Выручка сегмента «Образовательные технологии» увеличилась на 20,6% и достигла 3,4 млрд рублей за счет прироста новых платных учеников на образовательных платформах. В феврале этого года компания приобрела крупнейшую в России онлайн-платформу для школьников «Учи.ру», которая по итогам первого квартала достигла 1 млн новых активных учеников, из которых 209 тысяч — платящие клиенты. За тот же период на образовательных платформах Skillbox было зарегистрировано 800 тысяч учеников, из которых 37 тысяч — новые платящие ученики.

Выручка сегмента «Технологии для бизнеса» показала самую сильную динамику — рост составил 55,4% до 1,1 млрд рублей. Главными драйверами роста этого сегмента стали решения облачной платформы VK Cloud и сервисы для автоматизации HR-функции.

Сегмент «Новые бизнес-направления» показал самый слабый рост доходов в отчетном квартале. Выручка выросла лишь на 0,8% до 1,35 млрд рублей. Сама компания заявляет, что направление находится в активной инвестиционной фазе. На конец марта этого года в VK Play было зарегистрировано более 16,5 млн аккаунтов, а ежемесячная уникальная аудитория проекта превысила 13 млн пользователей. При этом около 10 млн человек установили магазин приложений RuStore, а количество продаж умных устройств по итогам первого квартала выросло в 2,2 раза.

Доходы VK по сегментам, млрд рублей

1к2022 1к2023 Изменение
Социальные сети и контентные сервисы 14,70 21,5 46,7%
Образовательные технологии 2,80 3,40 20,6%
Технологии для бизнеса 0,70 1,10 55,4%
Новые бизнес-направления и прочее 1,34 1,35 0,8%
Социальные сети и контентные сервисы
1к2022
14,70
1к2023
21,5
Изменение
46,7%
Образовательные технологии
1к2022
2,80
1к2023
3,40
Изменение
20,6%
Технологии для бизнеса
1к2022
0,70
1к2023
1,10
Изменение
55,4%
Новые бизнес-направления и прочее
1к2022
1,34
1к2023
1,35
Изменение
0,8%

Что нового у компании

В начале этого года компания продолжила развитие своих цифровых сервисов и консолидировала несколько важных бизнес-активов:

  1. В январе 2023 года была презентована умная колонка «VK Капсула Нео» с голосовым помощником Марусей в трех новых цветах: черном, оранжевом и зеленом.
  2. В феврале компания получила контроль над крупнейшей онлайн-платформой для школьников «Учи.ру».
  3. 9 марта объявила о покупке 51% в крупнейшем коммуникационном агентстве «Диденок Стар», специализирующемся на работе со звездными блогерами.
  4. 30 марта стало известно о консолидации 100% компании «Цифровое образование», которое занимается созданием высокотехнологичных сервисов в сфере образования.
  5. В апреле Минфин вложил в облигации VK 60 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Поддержка государства наглядно демонстрирует, насколько важен бизнес VK для нашей страны в текущих условиях.
  6. В планах бизнеса построить собственную сеть центров обработки данных (ЦОД), что позволит снизить зависимость от внешних провайдеров. Вводить новые ЦОД в работу будут в 2025 году, а стоимость строительства может составить 20—40 млрд рублей.

Что в итоге

Прошлый год оказался для VK очень непростым. Компании пришлось делить и обменивать активы со Сбербанком на фоне выхода из совместного предприятия «О2О Холдинг», а еще бизнесу пришлось продать свой игровой сегмент MY.GAMES, который был ориентирован на международный рынок и мог пострадать из-за санкций. По итогам 2021 года выручка MY.GAMES составила 43,8 млрд рублей, до продажи на игровой сегмент приходилось около 30% выручки Группы.

13 февраля 2023 года совет директоров VK одобрил возможность редомициляции компании с Британских Виргинских островов в Российскую Федерацию при условии соблюдения применимых законодательных и регуляторных требований. При этом эмитент намерен сохранить статус публичной компании и обещает регулярно предоставлять информацию о ходе переезда под новую юрисдикцию.

Результаты бизнеса по итогам первого квартала говорят о том, что текущий кризис создает и новые возможности для компании: многие конкуренты Группы ушли или были заблокированы в России, что позволяет сервисам VK привлекать новую аудиторию и увеличивать вовлеченность текущих пользователей. Все это отражается на двузначном росте доходов по основным направлениям. Дополнительный рост доходов обеспечила консолидация активов.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique