Сервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

VK (MOEX: VKCO) — российская инвестиционная и технологическая компания. Развивает экосистему интернет-сервисов, которая охватывает 83% пользователей интернета в России. В число акционеров входят мировые технологические гиганты: Tencent с долей 7% и Alibaba с долей 9,5%.

10 ноября компания опубликовала отчет за 3 квартал 2022 года, и вот главные выводы из него.

Как делать деньги из денег
Лучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.

Общие результаты

В 3 квартале структура бизнеса VK заметно изменилась. Компания вышла из совместного предприятия «О2О-холдинг», в котором у VK были равные доли со Сбербанком.

В результате раздела активов VK получила контроль над сервисом доставки еды и продуктов Delivery Club, которым сразу обменялась на сервисы «Дзен» и «Новости» с «Яндексом».

А еще компания продала игровой сегмент MY.GAMES за 642 млн долларов Александру Чачава из Leta Capital.

В результате в структуре бизнеса осталось 3 отчетных сегмента, и по итогам 3 квартала выручка между ними распределена следующим образом:

  1. Социальные сети и коммуникационные сервисы — 77%.
  2. Образование — 11%.
  3. Новые инициативы — 13%.
  4. Корректировки между сегментами — минус 1%.

Общая выручка VK выросла на 21% год к году — до 24,12 млрд рублей. Это произошло из-за повышения продаж онлайн-рекламы на 29% год к году. Основными драйверами роста рекламного направления стали:

  1. Перформанс-форматы, которые выросли на 71% год к году.
  2. Сегмент среднего и малого бизнеса, рост которого составил 128% год к году.
  3. Видеореклама, объемы продаж которой увеличились на 16% год к году.

Cкорректированный показатель EBITDA компании вырос на 16% год к году — до 9,8 млрд рублей. Показатель маржинальности по EBITDA по итогам 3 квартала вырос на 3 процентных пункта — до 30,6%: увеличилась рентабельность в сегментах «Социальные сети и коммуникационные сервисы» и «Образование» на 3 и 34 процентных пункта год к году соответственно.

Чистая прибыль VK по итогам квартала составила 41,19 млрд рублей — против 2,35 млрд рублей чистого убытка годом ранее. По итогам 9 месяцев бизнес продолжает показывать убыток 10,09 млрд рублей.

Финансовые показатели VK, млрд рублей

2019 2020 2021 9м2022
Скорректированная выручка 96,2 100,5 126,1 94,08
Скорректированная EBITDA 28,1 19,3 29,5 16,97
Скорректированная чистая прибыль 18,7 −20,9 −15,5 –10,09
Рентабельность по скорректированной EBITDA 29,2% 19,2% 23,4% 18%
Скорректированная выручка
2019
96,2
2020
100,5
2021
126,1
9м2022
94,08
Скорректированная EBITDA
2019
28,1
2020
19,3
2021
29,5
9м2022
16,97
Скорректированная чистая прибыль
2019
18,7
2020
−20,9
2021
−15,5
9м2022
–10,09
Рентабельность по скорректированной EBITDA
2019
29,2%
2020
19,2%
2021
23,4%
9м2022
18%

Результаты по сегментам

Социальные сети и коммуникационные сервисы. В этот сегмент входят социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» и «Мой мир», а также почтовые сервисы Mail.ru, сервисы объявлений, новостные порталы, мессенджеры ICQ и «Тамтам» и другие проекты.

С 2022 года в состав сегмента включены рекомендательные сервисы «Пульс» и Relap, которые ранее входили в сегмент «Новые инициативы». В этом сегменте компания зарабатывает на рекламе и платежах пользователей за виртуальные подарки, стикеры и подписку на музыкальный сервис.

Выручка сегмента в 3 квартале выросла на 24,3% год к году — до 18,5 млрд рублей. Основным драйвером роста стал доход от онлайн-рекламы. В социальной сети «Вконтакте» рост скорректированной выручки приблизился к 34% в годовом исчислении. Выручка сегмента включает выручку от проектов «Дзен» и «Новости» с момента их приобретения в начале сентября.

Скорректированный показатель EBITDA в 3 квартале вырос на 30,4% год к году — до 9,2 млрд рублей — при рентабельности в 49 против 47% год назад. Драйверами роста стали увеличение выручки и снижение вознаграждения агентам и партнерам.

«Вконтакте» укрепляет лидерство среди социальных сетей в России: в 3 квартале средняя месячная аудитория выросла на 6,9% год к году — до 76,9 млн пользователей. Средняя дневная аудитория выросла на 7,1% год к году — до 49,4 млн пользователей.

Образовательные технологии. Этот сегмент включает образовательные сервисы GeekBrains, Skillbox и Skillfactory, а доход приносит продажа учебных курсов пользователям.

Выручка сегмента выросла на 20,3% год к году — до 2,6 млрд рублей. Сегмент в 3 квартале продемонстрировал прибыль по скорректированному показателю EBITDA в размере 459 млн рублей — против 455 млн рублей убытка в 3 квартале 2021 года — за счет оптимизации расходов и ИТ-льгот.

На конец сентября 2022 года количество зарегистрированных учеников выросло за год на 40% и достигло 12 млн, 700 тысяч из них зарегистрировались в 3 квартале. Количество платящих учеников выросло за год на 70% — до 465 тысяч. В 3 квартале к образовательным платформам компании присоединилось почти 45 тысяч новых платящих учеников.

Новые инициативы. В этом сегменте объединены различные сервисы, не подходящие под определение первых трех сегментов: сервис объявлений «Юла», «VK Клипы», решения для бизнеса, умная колонка «VK Капсула» и другие.

Выручка сегмента в 3 квартале увеличилась на 6,6% год к году — до 3,1 млрд рублей. Основными драйверами роста выручки стали B2B-сервисы, включая облачные сервисы, VK Play и «VK Клипы». Убыток по скорректированному показателю EBITDA в 3 квартале составил миллиард рублей — против 0,9 млрд рублей убытка годом ранее. Показатель рентабельности составил −32% — против −31% годом ранее.

В третьем квартале VK продолжила инвестировать в ряд быстрорастущих сервисов, в частности в игровую платформу VK Play, которая в будущем станет заменой проданному направлению MY.GAMES, и развлекательное приложение «VK Клипы», а также ряд других инициатив.

Совместные предприятия и ассоциированные компании. VK вышла из состава участников «О2О-холдинг». Сделка закрыта 29 сентября. По итогам 3 квартала компания признала убыток в размере 2,29 млрд рублей — против убытка в 3,86 млрд рублей годом ранее. Также в 3 квартале 2022 года в результате полной продажи доли в совместном предприятии О2О VK признала прибыль от переоценки ранее принадлежащих ей долей участия в совместных предприятиях и ассоциированных организациях в размере 24,18 млрд рублей.

Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Что в итоге

В 3 квартале компания избавилась от совместных со Сбербанком активов и обменяла непрофильный Delivery Club на профильные для VK «Дзен» и «Новости», интеграция которых позволит увеличить рекламный охват и предлагаемые рекламные форматы.

Выход из бизнеса MY.GAMES обусловлен санкционными и валютными рисками. По итогам 2021 года 76% продаж игрового направления приходилось на иностранные транзакции. По итогам 2 квартала игровой сегмент принес 26% выручки, а по итогам 2021 года — 30%.

Теперь компании придется развивать сегмент заново: у запущенного весной сервиса VK Play аналогичные функции и набор игр, как и у MY.GAMES. Мы уже писали, что условия продажи игрового бизнеса оказались для VK невыгодными, но затягивание с продажей могло привести к потере бизнеса из-за санкций.

После выхода из совместного со Сбером предприятия VK сосредоточится на профильных бизнесах, и это хорошо для будущего роста. В результатах 3 квартала еще учтены доли в совместном предприятии со Сбербанком и игровое направление MY.GAMES.

Следующий отчет станет для VK показательным: из него мы узнаем, как бизнес работает в новой структуре, и сможем точнее оценить его перспективы.

Квартальные данные, а именно рост рентабельности и чистой прибыли, вселяют надежду, что в будущем показатели компании улучшатся, а рост бизнеса ускорится.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.