Откуда взялась финансовая дыра в Почте России

И как предлагается ее закрыть

129
Откуда взялась финансовая дыра в Почте России
Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Почта России закончила 2022 год с убытком в 27 млрд рублей. В 1 полугодии 2023 года госкомпания смогла сократить убыток до 6,6 млрд рублей. Для сравнения: 1 полугодие 2022 года Почта закрыла с убытком в 17,7 млрд рублей. Дошло до того, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала срочно принять меры из-за растущей «финансовой дыры» в Почте России и планирует обратиться в правительство.

Расскажу, как возникла эта ситуация и за счет чего и кого ее предполагается решать.

Что происходит с компанией

До 2013 года Почта России придерживалась стратегии «дайте деняк». С 2008 по 2013 год госкомпания получала субсидии на 3,2 млрд рублей и за счет этого оставалась безубыточной. Взамен Почта России не могла поднимать тарифы на доставку газет и журналов и должна была работать на Крайнем Севере.

В 2017 году тогдашний глава госкомпании Николай Подгузов говорил, что господдержку нужно вернуть. В 2019 году он рассчитывал получить 40 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Через несколько месяцев Подгузов покинул свой пост, и его место занял бывший вице-премьер Максим Акимов. В мае 2022 года Почта получила 1,9 млрд рублей субсидий до 2024 года, чтобы сократить тарифы для экспортеров на международные почтовые отправления.

В 2019 году в компании также провели реорганизацию: из федерального государственного унитарного предприятия Почта России стала акционерным обществом. Это позволило компании вкладываться в приобретение других предприятий, брать на себя функции по предоставлению государственных и муниципальных услуг, торговать товарами и предоставлять иные услуги. В теории это должно было помочь госкомпании стать «более рыночной».

У Почты России были грандиозные планы: с 2021 года за пять следующих лет планировали потратить на инвестиционную программу 127 млрд рублей. Под эти планы пришлось брать кредиты, которые выросли с 81 до 121 млрд рублей на конец 2022 года.

Но из-за санкций госкомпания потеряла перспективный и маржинальный рынок международных почтовых отправлений. За 2022 год выручка Почты снизилась на 16 млрд рублей, из них 8 млрд пришлось на падение числа международных посылок. Санкции также потребовали менять логистические пути, а техника стала дороже.

Источник: финансовые отчеты Почты России по РСБУ

В чем главная проблема

На конец 2022 года у Почты России было 38 тысяч отделений. Гендиректор госкомпании Михаил Волков утверждает, что около 27 тысяч почтовых отделений расположено в сельских и удаленных населенных пунктах. Большая часть этих отделений убыточна и несет исключительно социальную нагрузку.

Госкомпания пытается оптимизировать персонал: с 2013 по 2022 год количество сотрудников сократилось с 349 до 305 тысяч. В июле 2023 года «Коммерсант» сообщил, что Почта России ограничила действующим сотрудникам возможность получать дополнительные доходы за выполнение функций по вакантным ставкам.

Убытки и неэффективные подразделения не так страшны. А вот вкупе с чистым долгом  в 56 млрд рублей, который необходимо погашать, — это уже серьезная проблема. Около 83% долга госкомпании приходится на облигации. Основную сумму долга придется погасить в период с 2026 по 2032 год. И в будущем эту проблему придется как-то решать.

Вариантов не так много. Повысить доходы, которые не сильно повышаются. Снизить расходы, которые не сильно снижаются. Привлечь новый долг — только государству самому нужны деньги. Можно получить новые субсидии, но другие госкомпании также хотят их получить. Единственный реалистичный план спасения — добровольно-принудительная помощь со стороны частного бизнеса.

Источник: годовой отчет Почты России за 2022 год, стр. 106 (стр. 53 документа)
Источник: годовой отчет Почты России за 2022 год, стр. 106 (стр. 53 документа)

Надежда на маркетплейсы


В сентябре 2023 года министр экономики Максим Решетников заявил, что власти рассматривают два способа сбалансировать экономику Почты России: ее финансирование из бюджета и инфраструктурный платеж маркетплейсов в ее пользу, при этом второй путь вероятнее.

Как может быть устроен инфраструктурный платеж? В мае 2023 года, по данным «Интерфакса», Почта России предложила взимать с крупных маркетплейсов 0,5% от квартального оборота, чтобы поддерживать убыточные почтовые отделения. Это касалось площадок с ежегодной выручкой более миллиарда рублей.

Представители маркетплейсов эту инициативу критиковали. В начале сентября руководители десяти крупнейших компаний интернет-торговли, среди которых Ozon, «Сбермаркет», Wildberries, «М-видео-эльдорадо», «Авито», DNS, Lamoda, «Всеинструменты-ру», «Ситилинк», отправили на имя председателя правительства Михаила Мишустина коллективное письмо, в котором говорилось, что введение инфраструктурного платежа нанесет вред экономике страны. Всего компаниям в 2024, вероятно, исходя из объема рынка, придется заплатить 40 млрд рублей.

В письме говорилось и про несоразмерность таких выплат: для некоторых компаний она может быть сопоставима с чистой прибылью. Например, чистая прибыль Wildberries за 2022 год составила 10,1 млрд рублей, а взнос, исходя из оборота, составил бы 8 млрд рублей. А к убыткам Ozon пришлось бы добавить еще 4 млрд платежа в пользу Почты России. В результате таких мер цены на товары могут вырасти на 3—5%, предупредили авторы письма.

Позднее маркетплейсы поняли, что от «инфраструктурных налогов» никуда не деться, и в сентябре предложили альтернативу: они обязуются закупить у Почты России услуг на 33,5 млрд рублей в 2024 году.

Конечно, Почте России выгодней, чтобы все-таки в закон внесли новый налог: 33,5 млрд рублей — это фиксированный платеж, который придется выбивать каждый год. А закон позволит зафиксировать ставку и выиграть на росте маркетплейсов. Тем более что в государстве уже используется аналогичный сбор: операторы сотовой связи переводят по 1,2% выручки, чтобы госкомпания «Ростелеком» устраняла цифровое неравенство.

Что в итоге

Почта России — государственный оператор почтовой связи, который используется, кроме всего прочего, для рассылки государственных уведомлений, штрафов и извещений. Пока госкомпания сохраняет свой статус, можно не переживать. Государство найдет способ поддерживать крупную и неэффективную организацию. А за чей счет — открытый вопрос.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Сергей ШаболкинКак думаете, как нужно решать проблемы Почты России?
  • EkaПрошу прощения, что не по теме, интересно - есть ли где-то фотогалерея отделений Почты России? Они же очень часто занимают какие-то удивительные здания иногда в необычных местах)10
  • Виталий ПримакПоставить в управление толковых руководителей ,только где их взять ??!!8
  • СергейEka, у нас центральное отделение почты расположено в историческом здании. Фасад привели в более-менее божеский вид, но со стороны двора, создается впечатление, что его жрет неизлечимая болезнь…7
  • Аватаркаесли уж почта хотела торговать, то нефиг было заламывать цены. на почту ходят в массе не очень обеспеченные люди, им нужны цены как в чижике/светофоре/фикспрайсе, вот тогда только успевай подносить - с утра очередь выстроится. а так кому они втридорога свои макароны и тушенку предлагают? пенсионерам которые за пенсией пришли?14
  • НаблюдательТакие как СДЭК прибыльные и занимаются только прямыми задачами, почтовые отправления. А Почта РФ убыточная, так может посмотреть что ни делают не так? Например почтой не хотят пользоваться, т.к. там очередь коммуналку оплатить или пенсию получить или еще круче продукты питания, аля магазин. Пенсию и коммуналку должен обслуживать Почта Банк. В ПЛЮС напишу - почта работать стала быстрее, доставка радует, но само обслуживание на уровне 80х. Запустите пилотный проект, отшлифуйте его и маштабируйте на др отделения, постепенно. А так если заниматься всем подряд, то и результата не будет и конкуренты будут развиваться.36
  • Евгений КарамышевДмитрий, бабушек и дедушек больше, чем молодых сейчас (чегоуж, детей нереально мало если судить по пустым площадкам в поездке по городам и деревням с Урала до Алтая.) и все мы очень скоро станем бабудедушками (те кто моложе не отражают и им не напоминают, что от 20 до 40 субъективно крайне мало времени), а дальше здоровья ёк, а пенсия многим если не всем кто моложе 35 не светит учитывая тот факт что до 65 доживает в лучшем случае 50% да и то тетенек. А если пенсия 0 или мизер, то лучше жить в деревне чем выживать в городе рядом с помойкой. Предложение закрыть почты в деревнях это предложение наступить себе на голову.17
  • AlexanderВообще не понимаю почему Почта России как инфраструктурный сервис должна быть прибыльной. Всё равно что требовать прибыльности от школы или ФОМС.Отправить мелкий пакет в Россию (в почти любую точку) из Китая дешевле чем сравнимое отправление(посылку или большое заказное) по Москве (вывод я сделал при курсе 57), сколько из международного тарифа достаётся ПР -- большой вопрос. Сейчас пол серых магазов(и что греха таить значительная часть потребителей) прочно сидят на кросбердере, как и большинство потребителей . Оно и понятно так как серовозинг экономит как минимум 20% НДС и логистику, последнее на мой взгляд о многом за счёт ПР. Так что на мой взгляд или небольшой сбор за выдачу кроссбордера (с радостью бы заплатил рублей по 50 за отправление) решил бы часть проблем. даже если крупные отправители будут отправления в направлении одного получателя объединять в одно по таким фин причинам, это тоже экономия ресурса ПР13
  • Mary Brandybuck11
  • Artem 🤑Вот это наглость. Когда читал раздел про маркетплейсы, подумал что будет парнерская программа, но нет. Будет просто "Взять все, да и поделить"12
  • Забаненый за правдуМаркетплейсы видите ли виноваты.. Как 10-15 лет назад на отделение почты заходил, так и сейчас-везением считается если за полчаса управишься. То есть в жизни не пойду через нее что-то отправлять. Теперь еще и новую "гениальную" фишку придумали-продуктами там торговать. Притом в Москве, где по соседству чуть не в каждом доме продуктовые. Ни одного ненормального, кто бы отстаивал чуть не часовую очередь ради банки тушенки вместо того чтобы просто купить ее зайдя в соседнюю дверь сразу пока не встречал А решать как-нужно назначить(перекупить) руководителя из коммерческой компании которая занимается схожей деятельностью и имеет доход. И которая не привыкла получать бесконечные господачки а умеет зарабатывать и включать голову10
  • Забаненый за правдуВиталий, у успешных компаний перекупить5
  • Забаненый за правдуArtem, "Я не халявщик, я партнер")4
  • Херня ВсёMary, переселить зачастую дешевле, чем дороги, почта, транспорт, медицина и все такое5
  • АкацияНаблюдатель, у нас в городе есть отделение, где для получение и отправления посылок выделили отдельное помещение. Комфортно и удобно, не надо ждать, пока в очереди перед тобой кто-то шампунь выбирает или все футболки мереет. Но девушки сказали, что их скоро хотят закрыть, и всех опять в одну очередь. Да и программы у них бестолковые, работают дольше, чем в Боксберри или Сдеке. Менеджмент Почты явно надо разгонять поганой метлой. Ничего делать не умеют.13
  • АкацияАватарка, самый ужас, что это кто-то и в городе покупает! Ужас в том, что на продажу банки тушёнки сотрудник почты тратит минут 5. Пока дойдёт, пока найдёт, пока откроет витрину. Потом долго-долго программа чеки распечатывает. А очередь тем временем собирается. И все стоят, ждут.10
  • Артем СавельевНаблюдатель, базовая проблема Почты - несогласованность целей: с одной стороны, это госкомпания и не может закрывать отделения и менять тарифы самостоятельно. С другой - с неё требуют прибыльности и это в принципе получалось, но положение было весьма шатким (0.1 - 0.5% составляла прибыль от выручки).13
  • Александр ИвченкоСокол, знаете, кто у нас ещё убыточный? Пожарная служба, МЧС... То ли их перевести в эффективную коммерцию, брать плату за вызов, обязать продавать тушёнку с макарошками (как раз, когда пожар - есть, на чём готовить), то ли учесть, что есть жизненно необходимые государственные службы. Которые не могут и не должны зарабатывать. А ещё, если глянуть на зарплаты высших руководителей Почты... а уж если их сравнить с зарплатами рядовых работников...13
  • DaludaНесколько лет назад читала ,что вновь заступивший к руководству Почта России установил себе зарплату в один миллион рублей,а то время ,когда у операторов она долгие годы была 5 т.р.Может быть отсюда убытки?11
  • ЕленаУ нас почти все отделения Почты России ,в том числе главное работает с июня месяца не полную неделю.Все сотрудники уволились со многих отделениях.Работать некому.Думаю ,что все квитанции надо сделать в сбербанк или другие банки .Почту сделать именно для отправки и приёма посылок и писем .Газеты ,журналы в киоски.Пенсии отправлять на карточки автоматически.6
  • Павел СмолдовскийЗавышенные зарплаты в управлении почты и заниженные для рядовых сотрудников! Вот и вся проблема.10
  • Павел СмолдовскийПовысить зарплату рядовым сотрудникам, понизить зарплату( в разы) управленцам. И все станет ровно19
  • АватаркаАкация, сколько хожу на почту - не видела покупателей ) билеты лотерейные и то чаще берут.12
  • Сокол УайтАлександр, пожарная служба и МЧС отличаются характером работы при чрезвычайных ситуациях, опасно для жизни. Более того, их работа оплачивается с наших налогов, поэтому вопросы, почему не каждый пожар тушится в лесах Сибири и почему там привлекают волонтёров в сезон, очень в тему. А если не возникает таких вопросов, то смотрите на сайте налоговой, сколько удержано денег за прошлый год с вас/ваших родственников. Про зарплаты Почты: не знаю, не работал. Но в последний раз когда пришел за заказным письмом, в их отделении сотрудники работали крайне медленно, успели потрындеть и попытаться всучить карту Почта Банка вялым тоном со словами:"Ну потом заблокируете, ну пожалуйста". Пока вы считаете это нормальным, вот такие неэффективные чёрные дыры будут вытягивать деньги из бюджета.6
  • АкацияАватарка, я очень редко хожу. Но 2 раза попадала! И очень круто попадала. В одном случае покупательница рассматривала все футболки. А размер поменьше? А размер побольше? А сотрудница за каждой новой футболкой подставляла стульчик и лезла на полку. Во втором случае - шампунь находился в стеклянном шкафу в зале, где посетители. И сотрудница выходила из-за конторки, проходила все немаленькое помещение почты, доставала ключи от шкафа, открывала его, потом закрывала. Потом ещё минут 5 пробивала, т.к. программа висла. А вся очередь стояла и ждала.8
  • АватаркаАкация, я вижу только что ассортимент всё же иногда немного меняется, значит кто-то всё-таки покупает. например, "барби" почтальонов раскупили за несколько лет. но при том что я как раз бываю часто (то авито отправляю, то получаю алик), не видела чтобы покупали это всё, хотя мне пытались операторы предлагать какой-то отечественный порошок за 600 рублей, на который я посмотрела от нечего делать пока ждала оформление посылки.4
  • АкацияАватарка, у нас в том отделении, где большие площади, сделали отдельное помещение для отправки/получения посылок. Кайф! Но, как сказали девушки, их скоро опять закроют... И будет опять общая очередь🫤2
  • Забаненый за правдуВиталий, а родственников и знакомых куда тогда пристраивать?)8
  • сергей мсНаблюдатель, сравнение со сдэк, пэк итд, неуместно и причина тут одна, весь бизнес держится в серой зоне, сотрудники с-з, курьеры получают копейки и тоже с-з и такие как сдэк при той же скорости доставки берут в 2р больше почты России. Почта Россия будет дотационной.5
  • Забаненый за правдуАватарка, мне бы с их очередями и неторопливостью в голову бы не пришло идти что-о покупать. Ну ок, может в деревне где автолавка два раза в неделю приезжает-идея хорошая. Но блин среди супермаркетов располагаться и рассчитывать на что-то когда на почту люди ходят только от безысходности и смиряются с 40 минутами личного ада чтобы получить или отправить бумажку..3
  • Забаненый за правдуАкация, надеюсь хоть желающим приобрести что-то бумаги вручную в двух экземплярах заполнять не требуется?)0
  • Евгений КУдивительная вещь! Никто никогда не говорит из чъего в конечном кармана будет решен вопрос. Все в конечном итоге из кармана населения, это по сути дополнительный квази налог. Почте нужен хороший менеджмент, сокращать затраты нужно, как и проводить оптимизацию отделений. Отделения печальные, как и уровень сервиса, заработная плата оставляет желать лучшего (средний ее размер не показатель за счет "жирного" менеджмента).5
  • Алексей НедокушевПочта России умерла. Это попытка вкачать кровь в труп. Кроме грабежа маркетплейсов это больше ничего не значит.6
  • АкацияЗлонравный, к несчастью, эти бумаги заполнял сотрудник почты. На каждый шампунь! Ну он там что-то очень долго набирал, а потом выходило что-то слишком много бумаги. Если бы покупали сами заполняли, то тогда они хотя бы ничего не покупали! Но, может, сейчас проще.0
  • Лариса ДБез глубокого анализа не обойтись и подойти к этому должен хозяйственник, а не бюрократ. Например, загрузили почту торговать, а как это происходит? Привозят товар, который нафиг не нужен данной группе населения, и что самое интересное, при выявлении спроса запрашивают один товар, а везут всякую фигню. Это только один кармашек... Анализ, без кривды и по всем пунктикам...6
  • Ольга ШереметЗачем на почте сделали открытые полки с продуктами, каждый день воровство. Вот вам и дыра.Пришёл письмо отправить, а тебе ещё тушенку по супер цене предлагают, а конвертов нет в наличии. Почему так?5
  • AlexanderНаблюдатель, Ну СДЭК может работать ТОЛЬКО там где ему это выгодно и по тем тарифам по которым ему выгодно, а ПР -- не может. Ну и схематозить тоже может. очереди на оплату коммуналки решаются также как это сделал сбер: комиссия N% + 100рублей и почти все пользователи резко освоили терминалы. Почта так почему-то не может.11
  • MimilochkaВиталий, у руководства ПР зп вполне как у толковых)) а за премию по итогам года вполне можно прикупить жилье чудь дальше от столиц . Так что у верхушки как раз все ок9
  • ДмитрийНаблюдатель, все просто - они не могут убрать убыточные услуги и отделения. К примеру у меня дача рядом с деревней Коваши. 125 человек, но есть почта в доме, который надо топить и обслуживать. Можно прикинуть затраты и выручку. ... будет грустно. Просто по уму надо закрыть 90% отделений в деревнях и просто приезжать туда на "газели" в режиме автолавки. Но сделать это сложно по политическим причинам.5
  • СерегаАкация, менеджмент и гребет себе все дегьги, изображают из себя свперуправленцев9
  • СерегаПавел, выгнать этих управленцев, они же ничего не могут2
  • НадеждаПавел, помню, как несколько лет назад глав.начальник ПР получил перед НГ премию огромную. Кажется, около 30 млн рублей. Был скандал, но потом вышла оправдательная статья, начальнику ничего не сделали, деньги не отобрали. А мне с тех пор совсем не жалко почту. Зато у нас теперь отправить посылку в области за 300 км стоит больше 2000 руб + коробка около 300 руб. Посылки в нужное место отправлять перестали, не по карману.5
  • user2530827Наблюдатель, у нас в городе Бабаево почта банк отсутствует. А где-то в коми республике и поселках северных слова такого не слышали.1
  • Валеева Садыке Туктамыш кызыЯ полагаю, что немаловажную роль играет неуемная жадность топ-менеджеров Почты России. Начисляют себе зарплату такую же, какую получают все почтовые работники в целом по стране! Всем известны их многомиллионные предновогодние "БОНУСЫ". А сколько получает работник почты? Чуть-чуть больше, чем МРОТ!!! Таким образом, половину бюджета Почты России составляет зарплата небольшой группы топ-менеджеров. Предлагаю: 1). Поставить зарплату топ-менеджеров в зависимость от результатов деятельности почты! В том числе и от рентабельности!!! Нельзя жрать в три глотки, при этом ничего не зарабатывая!!! 2). Установить соразмерность зарплат топ-менеджеров и почтальонов, но не выше, чем в пятикратном размере: заплата топ-менеджера не должна превышать зарплату почтальона не больше, чем в пять раз! Вот Вам и будет экономия в половину бюджета Почты России!6
  • Михаил ВасильевНадежда, Дмитрий Страшнов получил премию 98млн руб, и это при том, что и тогда ПР вся в убытках была. Был освобожден от должности, но премию не вернул.7
  • Ирина ВолнаAlexander, тарифы у почты очень высокие-повыше СДЭка будут. зарплаты у работников ниже. Народ стоит в очередях на почте, так что как так выходит что в минус работают-не понимаю.0
  • Ирина ВолнаДмитрий, а работать 2 раза в неделю по 2-3 часа? брать деньги за платежи? как-то же работает почта за границей в маленьких поселках -там тут же тебе и магазин и почтовые услуги.2
  • Ирина ВолнаМихаил, ну действительно всего-то 98 млн , причем вам премия не полагается-нет прибыли, а управленцу отвалить 98 млн -за убыток-это вполне себе.0
  • МаринаНадежда, не 30, а 80. Для себя на премию деньги находятся.0
  • ДмитрийИрина, так сейчас так и работают. Но "постоянные затраты" на помещения остаются прежними. Плюс все больше и больше проблем с поиском кадров на такой график.1
  • ДмитрийНаблюдатель, да, потому что СДЭК в 5 раз дороже чем ПЭК, вот он и прибыльный...0