Почта России закончила 2022 год с убытком в 27 млрд рублей. В 1 полугодии 2023 года госкомпания смогла сократить убыток до 6,6 млрд рублей. Для сравнения: 1 полугодие 2022 года Почта закрыла с убытком в 17,7 млрд рублей. Дошло до того, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала срочно принять меры из-за растущей «финансовой дыры» в Почте России и планирует обратиться в правительство.
Расскажу, как возникла эта ситуация и за счет чего и кого ее предполагается решать.
Что происходит с компанией
До 2013 года Почта России придерживалась стратегии «дайте деняк». С 2008 по 2013 год госкомпания получала субсидии на 3,2 млрд рублей и за счет этого оставалась безубыточной. Взамен Почта России не могла поднимать тарифы на доставку газет и журналов и должна была работать на Крайнем Севере.
В 2017 году тогдашний глава госкомпании Николай Подгузов говорил, что господдержку нужно вернуть. В 2019 году он рассчитывал получить 40 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Через несколько месяцев Подгузов покинул свой пост, и его место занял бывший вице-премьер Максим Акимов. В мае 2022 года Почта получила 1,9 млрд рублей субсидий до 2024 года, чтобы сократить тарифы для экспортеров на международные почтовые отправления.
В 2019 году в компании также провели реорганизацию: из федерального государственного унитарного предприятия Почта России стала акционерным обществом. Это позволило компании вкладываться в приобретение других предприятий, брать на себя функции по предоставлению государственных и муниципальных услуг, торговать товарами и предоставлять иные услуги. В теории это должно было помочь госкомпании стать «более рыночной».
У Почты России были грандиозные планы: с 2021 года за пять следующих лет планировали потратить на инвестиционную программу 127 млрд рублей. Под эти планы пришлось брать кредиты, которые выросли с 81 до 121 млрд рублей на конец 2022 года.
Но из-за санкций госкомпания потеряла перспективный и маржинальный рынок международных почтовых отправлений. За 2022 год выручка Почты снизилась на 16 млрд рублей, из них 8 млрд пришлось на падение числа международных посылок. Санкции также потребовали менять логистические пути, а техника стала дороже.
В чем главная проблема
На конец 2022 года у Почты России было 38 тысяч отделений. Гендиректор госкомпании Михаил Волков утверждает, что около 27 тысяч почтовых отделений расположено в сельских и удаленных населенных пунктах. Большая часть этих отделений убыточна и несет исключительно социальную нагрузку.
Госкомпания пытается оптимизировать персонал: с 2013 по 2022 год количество сотрудников сократилось с 349 до 305 тысяч. В июле 2023 года «Коммерсант» сообщил, что Почта России ограничила действующим сотрудникам возможность получать дополнительные доходы за выполнение функций по вакантным ставкам.
Убытки и неэффективные подразделения не так страшны. А вот вкупе с чистым долгом в 56 млрд рублей, который необходимо погашать, — это уже серьезная проблема. Около 83% долга госкомпании приходится на облигации. Основную сумму долга придется погасить в период с 2026 по 2032 год. И в будущем эту проблему придется как-то решать.
Вариантов не так много. Повысить доходы, которые не сильно повышаются. Снизить расходы, которые не сильно снижаются. Привлечь новый долг — только государству самому нужны деньги. Можно получить новые субсидии, но другие госкомпании также хотят их получить. Единственный реалистичный план спасения — добровольно-принудительная помощь со стороны частного бизнеса.
Надежда на маркетплейсы
В сентябре 2023 года министр экономики Максим Решетников заявил, что власти рассматривают два способа сбалансировать экономику Почты России: ее финансирование из бюджета и инфраструктурный платеж маркетплейсов в ее пользу, при этом второй путь вероятнее.
Как может быть устроен инфраструктурный платеж? В мае 2023 года, по данным «Интерфакса», Почта России предложила взимать с крупных маркетплейсов 0,5% от квартального оборота, чтобы поддерживать убыточные почтовые отделения. Это касалось площадок с ежегодной выручкой более миллиарда рублей.
Представители маркетплейсов эту инициативу критиковали. В начале сентября руководители десяти крупнейших компаний интернет-торговли, среди которых Ozon, «Сбермаркет», Wildberries, «М-видео-эльдорадо», «Авито», DNS, Lamoda, «Всеинструменты-ру», «Ситилинк», отправили на имя председателя правительства Михаила Мишустина коллективное письмо, в котором говорилось, что введение инфраструктурного платежа нанесет вред экономике страны. Всего компаниям в 2024, вероятно, исходя из объема рынка, придется заплатить 40 млрд рублей.
В письме говорилось и про несоразмерность таких выплат: для некоторых компаний она может быть сопоставима с чистой прибылью. Например, чистая прибыль Wildberries за 2022 год составила 10,1 млрд рублей, а взнос, исходя из оборота, составил бы 8 млрд рублей. А к убыткам Ozon пришлось бы добавить еще 4 млрд платежа в пользу Почты России. В результате таких мер цены на товары могут вырасти на 3—5%, предупредили авторы письма.
Позднее маркетплейсы поняли, что от «инфраструктурных налогов» никуда не деться, и в сентябре предложили альтернативу: они обязуются закупить у Почты России услуг на 33,5 млрд рублей в 2024 году.
Конечно, Почте России выгодней, чтобы все-таки в закон внесли новый налог: 33,5 млрд рублей — это фиксированный платеж, который придется выбивать каждый год. А закон позволит зафиксировать ставку и выиграть на росте маркетплейсов. Тем более что в государстве уже используется аналогичный сбор: операторы сотовой связи переводят по 1,2% выручки, чтобы госкомпания «Ростелеком» устраняла цифровое неравенство.
Что в итоге
Почта России — государственный оператор почтовой связи, который используется, кроме всего прочего, для рассылки государственных уведомлений, штрафов и извещений. Пока госкомпания сохраняет свой статус, можно не переживать. Государство найдет способ поддерживать крупную и неэффективную организацию. А за чей счет — открытый вопрос.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique