Какие права есть у пассажиров верхних полок в поездах

471
Какие права есть у пассажиров верхних полок в поездах

С 1 сентября 2023 года начали действовать новые правила перевозок пассажиров и багажа в поездах.

В них сказано, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Раньше они не могли сидеть на нижней полке, если владелец билета не разрешит. Теперь пассажиры нижних полок обязаны пускать поесть тех, кто едет наверху, но по графику.

Кого касаются правила?

Тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, должен ли он уступать место соседу с верхней и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Что пишут в правилах про верхние полки?

Три раза в день в определенное время пассажиры с нижних полок обязаны пускать пассажиров с верхних посидеть внизу, чтобы они могли поесть. На еду отводят до получаса утром с 07:00 до 10:00 и вечером с 19:00 до 21:00, а также не более часа в обед с 12:00 до 15:00  .

А если предстоит долгая поездка или времени на еду не хватает?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть не по графику или на длительное время. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы вне положенного времени рядом сидел кто-то из соседей, он имеет право на такой запрет. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Если вам не хватает времени на еду, а договориться с соседом не получается, попросите проводника помочь найти свободное место за столом в другом купе. Вот что еще вы можете сделать.

Поменять место с доплатой. Это возможно, если в поезде есть свободные места. Правда, придется доплатить, в том числе сбор 199,6 ₽ за переоформление билета. Если выберете вагон более высокой категории, придется компенсировать стоимость. И наоборот — если место классом ниже, пассажиру вернут разницу  .

Пойти в вагон-ресторан, если он есть в вашем поезде. Список таких составов опубликован на сайте РЖД.

Чтобы избежать такой ситуации в будущем, лучше заранее выбрать место на нижней полке. Если в момент покупки их не было, попробуйте поменять билет ближе к дате поездки: иногда другие пассажиры отказываются от билетов и появляются места.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть такие правила. Это касается мест и в купе, и в плацкартном вагоне, включая боковые.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение — если из-за конструкции вагона в купе есть только нижнее или верхнее место для багажа. Тогда у всех пассажиров равные права на то, чтобы воспользоваться зонами для хранения. При этом неважно, где едет человек — наверху или внизу  .

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Он общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Ограничения касаются только сидения на нижних полках.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

Билет на поезд по России можно купить за 45, 90 или 120 дней до поездки — в зависимости от направления. Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте РЖД: хоть он и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы посидеть на нижней полке вне положенных часов, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Екатерина МирошкинаПутешествуете поездом? Расскажите, как выбираете места:
  • Ирина ЛысенкоЕхала с ребенком на двух верхних полках - не было других мест. Соседи на нижних разлеглись и уснули сразу же после отправления поезда и проснулись за час до прибытия( 21 час). Ели на своих верхних полках, чай оплаченный даже не стали брать. И всю дорогу в лицо дул с потолка кондёр. Отдала кучу денег за билеты. Считаю, что цены на верхние полки должны быть в таком случае в 2 раза ниже.46
  • Мирослава МириТатьяна, зачем вы врете? За 15 лет странствий на поездах не было такого априори, чтобы билетов на нижнюю полку за месяц не было. И никогда проводники и начальник поезда не будет уговаривать соседей впустить вас на полку! Вы там часом не поехали кукушкой? Почему вас должны пускать? Обнаглевшие борзые рожи. Давайте я к вам на верхнюю полку спать полезу с вами вместе?14
  • Мирослава МириViktor, таких дебилов можно отлично наказать9
  • Галя ГурееваИрина, в тексте есть про это. Можно было попросить проводника помочь или пойти в вагон ресторан. И разница между полками в цене есть давно.10
  • Turova Tatyanaанастасия, и высадят. А за кипяток и отделение полиции проводят. Не имеете права причинять неудобство другим пассажирам. А окна давно не открываются, везде кондеи.11
  • MaragНикогда не возьму билет, там где меня будут поджидать неудобства, не будет таковых в поезде - значит самолёт....... Фобий слава Богу нет.11
  • Звербокс МладшийИрина, да чистая правда верхние полки поправде должны стоить гораздо дешевле19
  • Lisskaballudmila, ну если для вас норм такое свинство, то вас это характеризует более чем.9
  • Lisskaанастасия, т.е. ума у вас хватает делать подлости, а раскинуть мозгами и хотя-бы пойти в вагон-ресторан для вас - высшая математика? печально с вами все11
  • MagdalenaВсегда покупаю себе нижнее купе. Столик уступаю. Правила хорошие, спасают от такой категории халявщиков, которые покупают верхнее место в самый последний момент и считают, что им все должны. Лет 5 назад я впервые с этим столкнулась. Заходит на станции женщина с 4мя детьми (1 младенец на руках) и муженьком-мудаком провожающим. Все в разных (!!!) купе на верхних. Муженек показушно вопрошает: "Ооох, и как же ты будешь?". И тут вся эта семейка смотрит на меня с мольбой. Я не хотела чтобы всю дорогу меня сверлили взглядом и уступила, дура блин. Начался ад. Вся эта арава тусовалась в нашем купе. На последний день сломался кондиционер, и эта мамаша запретила открывать окно - "Ребено4ек же заболеет". А а верху намного жарче. И казалось бы, тебе помогли, будь благодарной. Просто сиди и помалкивай, но она решила меня отсчитывать всю дорогу- "У вас волосы крашенные?? Вы зачем себя химией портите". "У Вас насморк? Вы зачем больная едите?" (к слову, начался аллергический насморк на нее). Вообще, приключений с ними было много и мне на всю жизнь хватило18
  • СергейMagdalena, а зачем вы тогда вообще уступали? Сразу послать это семейство в грубой форме, запретив при этом присаживаться даже9
  • Игорь СоловьевЗвербокс, судя по современным явно ненормальным правилам проезда пассажиров на верхних полках, верхняя полка должна стоить раза в 4 дешевле нижней полки, а верхняя боковушка должна стоить раз в 6 дешевле, потому что верхняя боковушка фактически полка без питания. Если в купе можно хотя бы питаться, стоя у столика в проходе купе или сидеть у столика в этом же проходе на складном стульчике, если он, конечно, у Вас имеется. А вот пассажиру верхней боковушки и - это сделать невозможно, не стоять же ему с тарелкой в проходе вагона, в том числе и в составе самого долгого поезда Москва-Владивосток - это 7 или 8 суток.17
  • Марк КоротковИгорь, с какого перепуга я должен договариваться с верхним, чтобы он разрешил мне полежать на моей полке? тогда билеты на нижней должны стоит в 2 раза дешевле, ибо у верхнего полтора места, а у нижнего половинка места и он еще должен просить? я брал билеть в спальный вагон, а не в сидячий.16
  • Ольга ЧекалинаИгорь, но я не поняла, при чем здесь нижние пассажиры и почему верхние решают свои проблемы не с ржд, а за счет нижних пассажиров. Зачем мне на полке чужие люди, с чего бы я заплатила за место, а оно общее, оказывается? Не нравится верх, берите раньше билеты. Как уже надоело это социальное иждивенчество - всем чего-то должны. Люди сами должны заботиться о своем комфорте.13
  • Леонтий МарципановMagdalena, всё просто: надо было СРАЗУ как только пассажиры стали наглеть после предоставления им своего места, послать их нах и занять место согласно билету. Устная договорённость в вашем случае не является официальным подтверждением замены места.14
  • КПоражаюсь своей наглостью тех КТО пишет, что им не удобно на верхних полках. Если вы решили сэкономить на своём комфорте, КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ??? Вам никто, ничего не обязан, я всегда покупаю заранее нижние места, а иногда и выкупаю полностью купе. Тут каждый решает для себя сам, РАЗ РЕШИЛ СЭКОНОМИТЬ ВОТ ЛЕЖИ НА ВЕРХУ!!!12
  • Игорь СоловьевНиколай, нет. Я называю Халявщиками тех, кто умышленно покупает билеты заранее на верхние полки, а потом начинают "давить на жалость" и просить, чтобы им уступили нижнюю полку, создавая этим нервозную обстановку в вагоне. Это люди, которые по состоянию здоровья не способны подняться на верхнюю полку. А, тех, кто за пол-часа до отправления поезда купил билет и спешит на похороны, я халявщиками естественно не называю. Да такие люди и не требуют, чтобы им уступили нижнюю полку. А, чтобы не пускать на нижнюю полку пассажира верхней полки посидеть днём или питаться за столиком, таких пассажиров мне встречать пока ещё не приходилось. Был случай, когда в наш вагон кое-как подняли престарелую пассажирку (92г) с билетом в купе на верхнюю полку, которая не могла без посторонней помощи передвигаться. Не было нижних мест в плацкарте и им предложили верхние в купе по такой же цене и даже дешевле. На просьбу её дочери - уступить ей нижнюю полку пассажиры ответили - уступать никому не будем. Мы брали билеты за три недели и отложили поездку на сутки, чтобы ехать на нижних полках. Если мы перейдём на верхние полки, то ради чего тогда мы откладывали поездку на сутки. И стоит этот инвалид участник трудового фронта в коридоре, а начальник поезда не знает, что делать. Тут же нашлись адвокаты из числа пассажиров верхних полок, которые взяли билеты уже на вокзале и даже не знали, что нижняя полка в два с лишним раза дороже верхней. Они начали кричать - "Как Вы можете не уступить участнику войны и т. д" А пассажиры платили за купе вовсе не для того, чтобы слушать эти истеричные крики. В конце-концов одного скромного паренька согнали с нижней полки, а сопровождающий этого инвалида ехал в соседнем купе. В результате пассажирам пришлось не спать нормально, а ухаживать за этим инвалидом. А они в няньки не нанимались. Кассиру надо было отправить их к дежурному по вокзалу для покупки билетов в отдельное купе, т.к. бронь есть всегда. Но дискомфорт для пассажиров, создаваемый инвалидом, имеющим билет на верхнюю полку, и неразрешимую ситуацию для начальника поезда кассира, продавшего такой билет, не касается.14
  • АННА АННАГаля, НЕТ !!! Я только что ездила в Минск на поезде Адлер-Калининград, туда на верхней полке ,назад на нижней и никакой разницы , цена одинаковая! Назад Минск-Адлер ,цена одинаковая, если создали такие условия для пассажиров верхних полок, то и цена в два раза должна быть дешевле!!!10
  • АННА АННАОльга, Как Вам не стыдно так писать о людях, которые заплатили такие же деньги за верхнюю полку, как и вы. Не дай Бог попасть с вами в одно купе. Вы даже не знаете ,что значит простое слово ХАЛЯВЩИК . Халявщик - это простое жаргонное слово, которое обозначает того человека, кто склонен получать что-либо бесплатно, даром. Сударыня, читайте словарь Кузнецова прежде, чем кого осуждать!10
  • Ольга МатарянИгорь, так вот три дня и стояла или искала пятый угол, где приткнуться.5
  • Андрей ПетровИгорь, что значит равные права? Если вы едете на верхней полке - к вам лезет пассажир с нижней? Нет! Так какого...вы лезете к нему на нижнюю??? Заплатили за одно место, а занять два хотите? Не жирно?10
  • Evgenii GusevСтранно это! Сначала экономят на билетах, а потом жалуются, что неудобно... Одна тетка голосила, что она взяла верхнее потому что дешевле и ей должны уступить нижнее потому что она женщина! Не покушать пустить, а уступить место! Что в голове у таких людей...11
  • Андрей ДолженкоИгорь, деньги пассажир платит за конкретное место в вагоне. Просто за перевозку - это в трамвае. Не надо тень на плетень наводить.9
  • Максим НиколаевИгорь, а что мешает пассажиру обратиться к проводнику?4
  • Игорь СоловьевОльга, в таких случаях некоторые пассажиры верхних полок поступают по-другому. Они чётко соблюдают правила. Стоят целый день в проходе купе, читая книгу, или положив книгу на верхнюю полку. Сидят на верхней полке, свесив ноги перед лицом пассажира нижней полки, иногда в обуви. Питаются в купе, стоя перед столиком. Извиняются, если крошки с верхней полки падают на них во время их трапезы.3
  • ЛеликИгорь, Покупая билет на верхнюю полку, пассажир соглашается с правилами. Поэтому очень глупо вести себя, как обиженный ребенок и пытаться навредить соседям в поезде. Если ноги не устанут стоять в проходе, то пусть стоит. Так он навредит только себе. А если еще и другой пассажир горячий чай прольет на него, то кто виноват? Есть своя полка, там и надо сидеть/лежать. А что касается вонючих ног. То законно ли их свешивать, если даже куртка с верхней полки не должна мешать пассажиру снизу? Да и вонь может отравить воздух всем окружающим. И не расходится ли с правилами безопасности такое сидение на верхней полке? Лучше позаботиться заранее о своем комфорте, а не создавать неудобства другим пассажирам. И всем нужно всегда оставаться людьми и уметь договариваться.13
  • Urinalysis.uirina@mail.ruОльга, Там что вообще все неадекватные были ?4
  • Игорь СоловьевЛелик, вот именно, об этом речь и идёт - проявлять друг к другу взаимоуважение. И предлагать пассажиру верхней полки посидеть рядом с Вами. В противном случае надо верхние полки отменить вообще. Вся эта проблема вызвана тем, что планировка вагона рассчитана на проезд лёжа с 23.00 до 07.00 местного времени. А днём все должны сидеть на нижней полке и уважать друг-друга. А современные тупые менеджеры, не разобравшись в ситуации сочинили эти тупые правила. А планировка-то вагона осталась прежней. Вот пассажиру верхней полки и некуда деться.1
  • Вадим АнатольевичПоражаюсь природе людей. Я купил билет на конкретное место и согласно правилам у конкретного места есть ограничения или преимущества. Если это верхняя полка, я буду лежать на ней и никого не буду дергать ибо это мои проблемы. Если это нижняя полка, то ни бабушку 92 лет, ни мать с 5-тю детьми я не пущу к себе ни посидеть ни поесть. Не хотите ехать сверху - берите место снизу, нет мест внизу - выберите другую дату. Нет возможности выбрать другую дату - летите на самолете или идите пешком. В противном случае прекращайте ныть и берите верхнюю полку и не мешайте соседям снизу.8
  • user2597299Игорь, да но на верхней полке сидеть невозможно. Очень низко0
  • user2597299Лелик, ну вы попробуйте постоять в коридоре хоть пол дня! Умничать не захочется2
  • ViktorИгорь, тогда в этом случае пасажир верхней полки может спать в любое время, а нижний только ночью.11
  • Ольга ЖилинскаяЛелик, вы правы.со мной как то ехала пожилая пара.бабулькс то скакала туда сюда легко.а дед артист.то упадет с полки и сидит меж полок на полу.то сидит пол дня в ногах.я уже и так и этак эти ноги вытягиваю.а ноги у меня больные.а он сидел так 6часов.я не выдержала и попросила его дать мне нормально лечь.на что он возмутился,,типа а что мне сидеть на полке теперь,,.Я всегда беру нижнюю.и терпеть не могу когда мне ни дают нормально лечь7
  • Александра Недбайло(Воробьева)Игорь, а счас! Меня укачивает и я,как и многие другие днём часто сплю,да и время быстрей проходит.А вагоны без верхних полок существуют,милости просим! Вы же дешевле хотите ,а не комфортнее. Так и лежите,мама,и не....8
  • Владимир СулаевОльга, надо было сказать ему: да хоть помри, твои проблемы.2
  • Елена Яковлеваuser2597299, берите нижние, если ноги больные. А то платить будут меньше, спать на верхней, когда захотят, а сидеть на нижней, когда захотят. То есть ехать комфортнее нижнего пассажира, ещё и сэкономили. Так, кто тут зажравшийся? Ещё и жалуются, что пенсионеров не могли подвинуть! Наглость - второе счастье, да?12
  • Петров ВодкинИгорь, "Стоят целый день в проходе купе, читая книгу, или положив книгу на верхнюю полку" Стоять в проходе целый день нельзя - проход общий, а они мешают другим пассажирам, его перекрывая.4
  • Петров ВодкинИгорь, "И предлагать пассажиру верхней полки посидеть рядом с Вами" И зачем мне это?7
  • Игорь Соловьевuser2597299, в старых вагонах да, над Вами третья полка для багажа. Но в купейных и новых плацкартных её уже нет. Но всё же таких неадекватных людей, которые принципиально не пускают на свою нижнюю посидеть днём, пока ещё очень мало. Но-это привело к тому, что мы стараемся брать только нижние места. Или верхнюю и нижнюю, если едем вдвоём.0
  • Петров ВодкинИгорь, "Вот пассажиру верхней полки и некуда деться." Как это - некуда деться? Находиться на своем месте.7
  • Елена КорпатенковаИгорь, мне как то знакомая посоветовала всю дорогу питаться орехами, так их можно есть на второй полке.1
  • Игорь СоловьевЗвербокс, вся беда в том, что при снижении цен на верхние полки, происходит одновременное повышение цен на нижние места.1
  • ксенияЗвербокс, ну так напишите вашему там правительству)0
  • Светлана БуроваИгорь, то есть верхний пассажир будет пользоваться двумя полками, а нижний и одной не в полном объеме, потому что будет делить ее большую часть суток с верхним пассажиром. Не до хрена ли хотят вернеполочники?2
  • Игорь СоловьевViktor, И на нижней полке Вы можете полежать в любое время, достаточно об этом просто сказать соседу и он из уважения к Вам сразу уйдёт. Вы же не собираетесь лежать 24 часа в сутки. Или, если не хотите иметь никаких проблем с пассажиров верхней полки, то Вы имеете право купить два билета на верхнюю и нижнюю полки и Вас никто не будет беспокоить. Если ввести правило о том, что пассажир верхней полки имеет право только находиться на ней и ходить по коридору, то тогда цена на неё должна быть снижена раз в шесть. И ровно настолько же повышена на нижнее место, потому что РЖД в убытке оставаться не должно.0
  • Ольга ЯгубчеваЛелик, очень красиво сказали, но есть как всегда одно но, всё было бы хорошо, если бы с билетами не было так напряжно. Я покупать билеты начала за 90 дней на южное направление, в 8.15 (а эти 15 минут сайт ржд глючил со страшной силой) уже были места только на верхние полки. Не по своей воле люди выбирают билеты на верхние места. Я бы взяла билеты с мужем на верх/низ, чтобы никому не создавать неудобств и самой их не испытывать. Самое отвратительное, что я извлекла из комментариев на эту тему, то, что народ в стране просто превратился в большого жлоба, который кичится тем, что его билет стоит на 2 тыс. рублей дороже. Грустно, что 2 тыс. разницы превращают людей просто в скот.3
  • user3313527Лелик, А если понадобилось ехать срочно, и только верхняя полка? Вы говорите, надо брать заранее, если все будут брать заранее и только нижние полки, то всем не хватит.1
  • user3313527Елена, Давайте останемся людьми, как в прежние времена! И будем уступать место верхнему пассажиру для приёма пищи и просто посидеть.1
  • user3313527ксения, А у вас какое правительство? Может вы там поближе?0
  • Игорь УрусовОльга, Электронная касса открывается за 90 дней ровно в 8 утра, сервер сразу падает, если изначально цена билета примерно 5тыщ. то через 10-15 мин. глюка сервера цена билета вырастает до 11-12 тыщ. Было раз так, успел оплатить билеты, даже деньги с карты ушли, но через минут пять, выдало ошибку и деньги вернулись обратно. Пока заказывал заново, билеты подорожали. Такое впечатление, что это всё делается умышленно.3