Какие права есть у пассажиров верхних полок в поездах
РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах.
Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.
Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.
С 1 сентября 2023 года правила изменят — пассажиры нижних полок будут обязаны пускать людей с верхних полок, чтобы те могли поесть. Расскажем подробнее.
Кого касаются правила?
Тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.
Что РЖД говорит про верхние полки?
РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.
А если предстоит долгая поездка?
В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.
Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.
Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?
Да, для багажа тоже есть такие правила. Это касается мест и в купе, и в плацкарте, включая боковые.
Приоритеты такие:
- места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
- верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.
Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение — вагоны, в которых нет верхней полки: тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.
В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.
Как пользоваться столиком?
Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.
Как изменятся правила с 1 сентября 2023 года?
По требованию проводника вагона поезда дальнего следования пассажиры с нижних полок будут обязаны пускать пассажиров с верхних полок к столику, чтобы они могли поесть. Установят время для еды: до получаса утром с 07:00 до 10:00 и вечером с 19:00 до 21:00 и не больше часа в обед с 12:00 до 15:00.
А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?
До 1 сентября 2023 года потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.
Обратиться к проводнику. Он поможет найти свободное место, чтобы пообедать или покормить ребенка.
Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.
Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.
Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?
Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.
Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?
Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.
Билет на поезд по России можно купить за 45, 90 или 120 дней до поездки — в зависимости от направления. Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте РЖД: хоть он и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту.
Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.
Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.
Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.
Ехала с ребенком на двух верхних полках - не было других мест. Соседи на нижних разлеглись и уснули сразу же после отправления поезда и проснулись за час до прибытия( 21 час). Ели на своих верхних полках, чай оплаченный даже не стали брать. И всю дорогу в лицо дул с потолка кондёр. Отдала кучу денег за билеты. Считаю, что цены на верхние полки должны быть в таком случае в 2 раза ниже.
Ирина, да чистая правда верхние полки поправде должны стоить гораздо дешевле
Звербокс, судя по современным явно ненормальным правилам проезда пассажиров на верхних полках, верхняя полка должна стоить раза в 4 дешевле нижней полки, а верхняя боковушка должна стоить раз в 6 дешевле, потому что верхняя боковушка фактически полка без питания. Если в купе можно хотя бы питаться, стоя у столика в проходе купе или сидеть у столика в этом же проходе на складном стульчике, если он, конечно, у Вас имеется. А вот пассажиру верхней боковушки и - это сделать невозможно, не стоять же ему с тарелкой в проходе вагона, в том числе и в составе самого долгого поезда Москва-Владивосток - это 7 или 8 суток.
Игорь, так вот три дня и стояла или искала пятый угол, где приткнуться.
Ольга, Там что вообще все неадекватные были ?
Ольга, в таких случаях некоторые пассажиры верхних полок поступают по-другому. Они чётко соблюдают правила. Стоят целый день в проходе купе, читая книгу, или положив книгу на верхнюю полку. Сидят на верхней полке, свесив ноги перед лицом пассажира нижней полки, иногда в обуви. Питаются в купе, стоя перед столиком. Извиняются, если крошки с верхней полки падают на них во время их трапезы.
Игорь, Покупая билет на верхнюю полку, пассажир соглашается с правилами. Поэтому очень глупо вести себя, как обиженный ребенок и пытаться навредить соседям в поезде. Если ноги не устанут стоять в проходе, то пусть стоит. Так он навредит только себе. А если еще и другой пассажир горячий чай прольет на него, то кто виноват? Есть своя полка, там и надо сидеть/лежать.
А что касается вонючих ног. То законно ли их свешивать, если даже куртка с верхней полки не должна мешать пассажиру снизу? Да и вонь может отравить воздух всем окружающим. И не расходится ли с правилами безопасности такое сидение на верхней полке?
Лучше позаботиться заранее о своем комфорте, а не создавать неудобства другим пассажирам.
И всем нужно всегда оставаться людьми и уметь договариваться.
Лелик, вы правы.со мной как то ехала пожилая пара.бабулькс то скакала туда сюда легко.а дед артист.то упадет с полки и сидит меж полок на полу.то сидит пол дня в ногах.я уже и так и этак эти ноги вытягиваю.а ноги у меня больные.а он сидел так 6часов.я не выдержала и попросила его дать мне нормально лечь.на что он возмутился,,типа а что мне сидеть на полке теперь,,.Я всегда беру нижнюю.и терпеть не могу когда мне ни дают нормально лечь
Ольга, надо было сказать ему: да хоть помри, твои проблемы.
Лелик, вот именно, об этом речь и идёт - проявлять друг к другу взаимоуважение. И предлагать пассажиру верхней полки посидеть рядом с Вами. В противном случае надо верхние полки отменить вообще. Вся эта проблема вызвана тем, что планировка вагона рассчитана на проезд лёжа с 23.00 до 07.00 местного времени. А днём все должны сидеть на нижней полке и уважать друг-друга. А современные тупые менеджеры, не разобравшись в ситуации сочинили эти тупые правила. А планировка-то вагона осталась прежней. Вот пассажиру верхней полки и некуда деться.
Игорь, тогда в этом случае пасажир верхней полки может спать в любое время, а нижний только ночью.
Игорь, а счас! Меня укачивает и я,как и многие другие днём часто сплю,да и время быстрей проходит.А вагоны без верхних полок существуют,милости просим! Вы же дешевле хотите ,а не комфортнее. Так и лежите,мама,и не....
Лелик, ну вы попробуйте постоять в коридоре хоть пол дня! Умничать не захочется
Игорь, да но на верхней полке сидеть невозможно. Очень низко
Ирина, в тексте есть про это. Можно было попросить проводника помочь или пойти в вагон ресторан.
И разница между полками в цене есть давно.
Галя, НЕТ !!! Я только что ездила в Минск на поезде Адлер-Калининград, туда на верхней полке ,назад на нижней и никакой разницы , цена одинаковая! Назад Минск-Адлер ,цена одинаковая, если создали такие условия для пассажиров верхних полок, то и цена в два раза должна быть дешевле!!!
АННА,
не существует Должна Быть.
Билет покупать не заставляют.
Не нравится - идите пешком.
Взяли билет - не надо ныть и попрошайничать, умирайте молча.
Неприкосновенность частной собственности - дороже жизней 100 млрд человек.
АННА, в купе есть разница.
Галя, в купе - да. А в плацкарте одинаковые. И как быть? И не каждый может позволить себе ресторан, а идти туда с горячей лапшой быстрого приготовления как-то не айс. Тут правила не продуманы. Должно быть отведено обязательное время для принятия пищи, например три раза по 15 минут утром, днем и вечером, скажем.
Ольга, в плацкарте тоже разница в цене есть. Кроме того, нет ничего зазорного в том, чтоб идти в вагон-ресторан со своей едой. На моей памяти никого за это не ругали. Лично я уходила туда просто пить чай и читать, когда в моем вагоне ехал цыганский табор в прямом смысле слова.
Lisska, НЕТ В ПЛАЦКАРТЕ РАЗНИЦЫ В ЦЕНЕ!
АННА, есть!
Lisska, разницы в цене нет!
Lisska, на одну полку возле туалета, и то не всегда
Lisska, но вагоны-рестораны есть не во всех поездах. Да и сейчас Ген. директору Белозёрову пришла в голову идея - убрать все рестораны, а приносить пищу по заказам на крупных станциях.
Ольга, значит плохо есть хотели, раз не пошли в вагон-ресторан с лапшой
Ольга, разница в цене между верхними и нижними полками появилась года с 2012 только в некоторой части купейных вагонов, но не во всех. Есть купейные вагоны и с одинаковой стоимостью верхних и нижних полок.
Галя, не так уж и давно. Примерно года с 2012. Да и то, только в некоторой части купейных вагонов. Есть купейные вагоны, где цена одинаковая на все полки. Да и вообще-то Вы платите не полку, а за проезд, поэтому и цены на все места одинаковые.
Галя, смотря в какое время покупать билет, если за 90 и 60 дней цена на верхние полки почти всегда одинакова, а если жрать ближе к дате отъезда то цена бывает боле чем в два раза дешевле на верхние полки, поэтому выво : если Вы не успели купить билет на нижнюю полку, то два варианта, либо просматривать сайт ржд постоянно т.к. либо добавляют вагоны, либо кто то может сдать билеты, или же покупать ближе к отправлению поезда , например за неделю.
Ирина, я когда еду в Сочи сплю почти двое суток и счастлива от этого, открываю глаза только на посмотреть чем занят ребенок (развлечений ей на дорогу берется куча от игрушек до ноута, планшет и смартфон где-то посередине). Приезжаю туда уже отдохнувшая и готовая развлекать и развлекаться с дочкой. и да, я ЗАРАНЕЕ беру две нижние полки в купе. Кстати, это удобно, когда кондиционер (а не всегда угадаешь в каком купе будет такая дрянь) дует как не нормальный и в купе не больше 10 градусов, когда в вагоне 25. Лично я просила проводника вызвать ремонтника поезда, он заложил нам решетку кондиционера газетами, но все равно на ночь завешивала дочь одеялами.
Светлана, - это всё хорошо, но только всем нижних полок не хватит. В этом случае надо вообще ликвидировать верхние полки, но для РЖД - это не выгодно. А, если верхние полки убрать нельзя, то надо предусмотреть равные права и условия проезда пассажиров и на нижних, и на верхних полках, тем более, что цена на все полки в основной части вагонов одинаковая. Что касается меня лично, то за всё время частых поездок мне ни разу не попадались люди, которые не разрешали бы днём сидеть на их нижних полках и тем более питаться также, сидя на их нижней полке. Подавляющее большинство пассажиров, к счастью, доброжелательные люди. Но, как известно, "Ложка дёгтя бочку мёда портит"
Игорь, что значит равные права? Если вы едете на верхней полке - к вам лезет пассажир с нижней? Нет! Так какого...вы лезете к нему на нижнюю??? Заплатили за одно место, а занять два хотите? Не жирно?
Игорь, Неадекватных встречается все больше и больше
Всегда покупаю себе нижнее купе. Столик уступаю. Правила хорошие, спасают от такой категории халявщиков, которые покупают верхнее место в самый последний момент и считают, что им все должны.
Лет 5 назад я впервые с этим столкнулась. Заходит на станции женщина с 4мя детьми (1 младенец на руках) и муженьком-мудаком провожающим. Все в разных (!!!) купе на верхних. Муженек показушно вопрошает: "Ооох, и как же ты будешь?". И тут вся эта семейка смотрит на меня с мольбой. Я не хотела чтобы всю дорогу меня сверлили взглядом и уступила, дура блин.
Начался ад. Вся эта арава тусовалась в нашем купе. На последний день сломался кондиционер, и эта мамаша запретила открывать окно - "Ребено4ек же заболеет". А а верху намного жарче.
И казалось бы, тебе помогли, будь благодарной. Просто сиди и помалкивай, но она решила меня отсчитывать всю дорогу- "У вас волосы крашенные?? Вы зачем себя химией портите". "У Вас насморк? Вы зачем больная едите?" (к слову, начался аллергический насморк на нее).
Вообще, приключений с ними было много и мне на всю жизнь хватило
Magdalena, всё просто: надо было СРАЗУ как только пассажиры стали наглеть после предоставления им своего места, послать их нах и занять место согласно билету. Устная договорённость в вашем случае не является официальным подтверждением замены места.
Magdalena, а зачем вы тогда вообще уступали? Сразу послать это семейство в грубой форме, запретив при этом присаживаться даже
Татьяна, зачем вы врете? За 15 лет странствий на поездах не было такого априори, чтобы билетов на нижнюю полку за месяц не было. И никогда проводники и начальник поезда не будет уговаривать соседей впустить вас на полку! Вы там часом не поехали кукушкой? Почему вас должны пускать? Обнаглевшие борзые рожи. Давайте я к вам на верхнюю полку спать полезу с вами вместе?
Мирослава, за 3 месяца уже билетов нет на нижние места, дело даже не в желании сэкономить, просто физически их нет, поезд до Симферополя...
Игорь, с какого перепуга я должен договариваться с верхним, чтобы он разрешил мне полежать на моей полке? тогда билеты на нижней должны стоит в 2 раза дешевле, ибо у верхнего полтора места, а у нижнего половинка места и он еще должен просить? я брал билеть в спальный вагон, а не в сидячий.
анастасия, и высадят. А за кипяток и отделение полиции проводят. Не имеете права причинять неудобство другим пассажирам. А окна давно не открываются, везде кондеи.
Никогда не возьму билет, там где меня будут поджидать неудобства, не будет таковых в поезде - значит самолёт....... Фобий слава Богу нет.
Николай, нет. Я называю Халявщиками тех, кто умышленно покупает билеты заранее на верхние полки, а потом начинают "давить на жалость" и просить, чтобы им уступили нижнюю полку, создавая этим нервозную обстановку в вагоне. Это люди, которые по состоянию здоровья не способны подняться на верхнюю полку. А, тех, кто за пол-часа до отправления поезда купил билет и спешит на похороны, я халявщиками естественно не называю. Да такие люди и не требуют, чтобы им уступили нижнюю полку. А, чтобы не пускать на нижнюю полку пассажира верхней полки посидеть днём или питаться за столиком, таких пассажиров мне встречать пока ещё не приходилось. Был случай, когда в наш вагон кое-как подняли престарелую пассажирку (92г) с билетом в купе на верхнюю полку, которая не могла без посторонней помощи передвигаться. Не было нижних мест в плацкарте и им предложили верхние в купе по такой же цене и даже дешевле. На просьбу её дочери - уступить ей нижнюю полку пассажиры ответили - уступать никому не будем. Мы брали билеты за три недели и отложили поездку на сутки, чтобы ехать на нижних полках. Если мы перейдём на верхние полки, то ради чего тогда мы откладывали поездку на сутки. И стоит этот инвалид участник трудового фронта в коридоре, а начальник поезда не знает, что делать. Тут же нашлись адвокаты из числа пассажиров верхних полок, которые взяли билеты уже на вокзале и даже не знали, что нижняя полка в два с лишним раза дороже верхней. Они начали кричать - "Как Вы можете не уступить участнику войны и т. д" А пассажиры платили за купе вовсе не для того, чтобы слушать эти истеричные крики. В конце-концов одного скромного паренька согнали с нижней полки, а сопровождающий этого инвалида ехал в соседнем купе. В результате пассажирам пришлось не спать нормально, а ухаживать за этим инвалидом. А они в няньки не нанимались. Кассиру надо было отправить их к дежурному по вокзалу для покупки билетов в отдельное купе, т.к. бронь есть всегда. Но дискомфорт для пассажиров, создаваемый инвалидом, имеющим билет на верхнюю полку, и неразрешимую ситуацию для начальника поезда кассира, продавшего такой билет, не касается.
Игорь, но я не поняла, при чем здесь нижние пассажиры и почему верхние решают свои проблемы не с ржд, а за счет нижних пассажиров. Зачем мне на полке чужие люди, с чего бы я заплатила за место, а оно общее, оказывается? Не нравится верх, берите раньше билеты. Как уже надоело это социальное иждивенчество - всем чего-то должны. Люди сами должны заботиться о своем комфорте.
Поражаюсь своей наглостью тех КТО пишет, что им не удобно на верхних полках. Если вы решили сэкономить на своём комфорте, КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ??? Вам никто, ничего не обязан, я всегда покупаю заранее нижние места, а иногда и выкупаю полностью купе. Тут каждый решает для себя сам, РАЗ РЕШИЛ СЭКОНОМИТЬ ВОТ ЛЕЖИ НА ВЕРХУ!!!
анастасия, т.е. ума у вас хватает делать подлости, а раскинуть мозгами и хотя-бы пойти в вагон-ресторан для вас - высшая математика? печально с вами все
Ольга, Как Вам не стыдно так писать о людях, которые заплатили такие же деньги за верхнюю полку, как и вы. Не дай Бог попасть с вами в одно купе. Вы даже не знаете ,что значит простое слово ХАЛЯВЩИК . Халявщик - это простое жаргонное слово, которое обозначает того человека, кто склонен получать что-либо бесплатно, даром. Сударыня, читайте словарь Кузнецова прежде, чем кого осуждать!
Viktor, таких дебилов можно отлично наказать
balludmila, ну если для вас норм такое свинство, то вас это характеризует более чем.
Игорь, деньги пассажир платит за конкретное место в вагоне. Просто за перевозку - это в трамвае. Не надо тень на плетень наводить.
Игорь, Опять детский сад. Сидеть на верхней полке, свесив ноги, да еще и в обуви, пассажир не может, так как он создает неудобства для других пассажиров и может испачкать одежду или причинить другому пассажиру травму, например. Понимаю, что от обиды хочется некоторым навредить, но нельзя.
У столика принципиальный пассажир может стоять хоть всю дорогу, это никак не помешает другим пассажирам. Но если кому-то другому нужно будет выйти или подойти к столику с горячим чаем, пассажиру придется подвинуться, так как он не может заграждать подход к столику или спальному месту.
Совершенно не имеет значения как там было раньше. Сейчас есть определенные правила и их нужно придерживаться, либо искать другой транспорт. Ну и оставаться людьми. Культурные вежливые люди всегда смогут договориться.