Из-за санкций российских крабов больше нельзя продавать в США. Упадет ли цена на них в России
В апреле прошлого года экспорт крабов из России подпал под санкции Евросоюза — ввозить их туда теперь запрещено.
В сентябре Иван Михнов, президент одной из крупнейших крабодобывающих компаний «Антей», заявил во время Дальневосточного экономического форума, что крабы в России уже продаются по 500—600 ₽ за килограмм — дешевле, чем раки. Но рестораторы в ответ заявили, что крабовое мясо по-прежнему слишком дорого для российского потребителя.
Что сейчас на самом деле происходит с крабовым мясом в России?
Сколько на самом деле стоит краб
В последние годы в России ежегодно добывается около 90 тысяч тонн крабов, из них около 50 тысяч тонн, то есть больше 50%, шло на экспорт в Европу и оттуда — в США. В результате в 2022 году прибыль всей рыбной отрасли обвалилась на треть — поскольку крабы были самым доходным ее сегментом.
Как будет развиваться ситуация в этом году, еще неясно: основной промысел крабов начинается осенью и ситуация с экспортом станет понятна позже. Но уже очевидно, что большая часть улова этого года пойдет на рынки стран Азии: Китай, Южная Корея и Япония. Причем предложение российских крабов на этих рынках станет выше из-за закрытия североамериканского рынка.
Сейчас азиатский покупатель правит бал и сбивает цену. А цена на внутреннем российском рынке такая же, как на внешнем. Но, рассказывая про крабов по 500 ₽, Иван Михнов, конечно, несколько преувеличил: видимо, он имел он ввиду оптовую цену на самого дешевого на российском рынке краба — краба-стригуна опилио категории H.
Возможно, в какой-то момент цены на отдельные партии опускались и до 500 ₽, но в среднем он сейчас продается оптом по цене 700—800 ₽ за килограмм.
Самый популярный в России камчатский краб сейчас стоит в опте от 2—2,2 тысячи рублей за килограмм. А в рознице в зависимости от размера, разделки и упаковки он стоит от 3 до 4 тысяч рублей. Для российского рынка это все еще дорого.
Нужно отдать должное компании «Антей»: последние годы она занимается популяризацией крабов на нашем рынке с огромным энтузиазмом. Компания работает с розницей, с ресторанами, вкладывается в рекламу. Но дело это настолько непростое, что пока говорить о существенном увеличении спроса на внутреннем рынке не приходится.
Парадокс продолжает жить своей жизнью: Россия обеспечивает более 60% мирового рынка крабов, а внутреннее потребление — менее 1%. Это объясняется, во-первых, бедностью российского населения, а во-вторых, историческими особенностями этого рынка: россияне просто не приучены к крабу.
Второй фактор на самом деле не менее важен, чем первый. Красная икра, например, дороже крабов, но внутреннее потребление составляет 15—20 тысяч тонн в год.
Почему в России не едят крабов
Масштабный вылов крабов на Дальнем Востоке начался только в конце 80-х — начале 90-х годов.
В России в советское время ловили всего 15—20 тысяч тонн краба, и весь вылов шел на производство консервов: партийные боссы получали в спецзаказах баночки крабов по 200 грамм. По-настоящему запасы крабов в российских водах открыли американские и японские рыболовные компании, обнаружившие, что на российском Дальнем Востоке они водятся в изобилии.
В конце 80-х годов представители мирового рыболовного бизнеса пришли в Россию и с помощью местных партнеров начали налаживать вылов и технологии производства — сначала камчатского краба, потом вошли во вкус и распробовали остальных. В самом начале иностранные заказчики даже предоставляли суда, ловушки, оборудование и технологов, а также вкладывались в маркетинг и продажи. И именно их усилиями раскрутили масштабные поставки российских крабов на мировые рынки.
Постепенно мировой рынок потребления краба разрастался и обретал свои особенности: в США преимущественно покупают варено-мороженые конечности королевского краба и стригунов, в Китае, Корее и Японии предпочитают покупать живых крабов — камчатского, синего, равношипого, крабов-стригунов (опилио, японикус, стригун Берди, ангулятус), волосатика, колючего — все идут в ход. При этом съедается не только мясо в конечностях: популярностью пользуются внутренности краба — и особенно печень.
Со временем вылов увеличили в три, потом в четыре раза. Российские игроки обрастали собственным флотом и уже не нуждались в консультациях иностранных компаний. Со временем и государство обратило внимание на этот высокорентабельный рынок и начало регулировать доступ к промыслу с помощью аукционов по продаже квот на их вылов.
В последние 10 лет начал активно развиваться китайский рынок крабов. В итоге поставки российских крабов на китайский рынок сравнялись с рынком Северной Америки. Но поставки на рынок США сохраняли свою привлекательность, поскольку цены были почти вдвое выше благодаря высокому платежеспособному спросу. Поставки в США осуществлялись по большей части через Европу. Нидерландские порты стали транзитными хабами для отправки продукции российских крабов в США. С введением европейских санкций поставки крабов через Нидерланды прекратились.
И только российский рынок за эти годы так и не сформировался. В ресторанах Южно-Сахалинска и Владивостока клиенты, конечно, могут ткнуть пальцем в аквариум и выбрать понравившегося краба, его приготовят и принесут изысканное блюдо — но в других городах России этого практически нет. Варено-мороженые конечности крабов также не особо покупают в магазинах, и они пока не достигли такой популярности, как креветки, хотя цена на них уже вполне сопоставима.
Привычки формируются долго. У нас нет, например, каких-либо популярных блюд из крабов, кроме новогоднего крабового салата, где используют крабовые палочки, которые, конечно, никакого отношения к настоящим крабам не имеют. Для большинства людей краб — продукт по-прежнему незнакомый, непонятный и все еще дорогой.
Что будет с выловом крабов в России дальше
Госрегулирование на крабовом рынке устроено таким образом, что резко снизить объемы вылова в таких условиях у игроков нет никакой возможности. Они тратят сотни миллионов долларов на выкуп квот — и квоты выкупаются на 15 лет вперед. Объемы, таким образом, сохраняются, а при снижении спроса это значит, что неизбежно падают цены.
Стоимость камчатского краба в последние годы доходила на американском рынке до 60 $, на китайском — до 40 $. Поскольку ключевым покупателем стал Китай, он вынудил затоваренного продавца к снижению цен — и сегодня цена на королевского краба на этом рынке в районе 20 $. А на краба-стригуна, или снежного краба, которого совсем не едят на внутреннем рынке, цена упала до 8 $ за килограмм.
Раньше тема продвижения крабов на внутреннем рынке российских рыбопромышленников мало интересовала, поскольку внешние рынки предлагали очень привлекательные цены. Но сейчас падение цен делает российский рынок довольно интересным.
Дополнительно к этому следует учитывать экспортные пошлины на рыбопродукцию, введенные с 1 октября 2023. Таким образом, для российских крабодобытчиков складывается хорошая конъюнктура для работы на внутреннем рынке. Приведу пример. Сегодняшние цены на крабов уже вполне сопоставимы с ценами на лососей, например семгу и форель.
При этом, несмотря на дороговизну, их годовое потребление составляет порядка 200 тысяч тонн в год, а это вдвое выше, чем мы вылавливаем крабов. Так что будем надеяться, что российские крабодобытчики обратят свое внимание на внутренний рынок, который в новых условиях становится вполне привлекательным.
Хотя существует большая вероятность, что предприимчивые китайские игроки организуют реэкспорт российских крабов на американский рынок, а российские жители по-прежнему будут довольствоваться крабовыми палочками на новогоднем столе и так и не узнают вкус настоящих крабов.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique