В начале марта «Макдональдс» временно закрыл все принадлежащие ему российские рестораны, но продолжил платить зарплату 60 тысячам сотрудников.

В середине мая компания заявила, что продает российский бизнес Александру Говору, одному из своих франчайзи. Сделку уже одобрила ФАС.

Новостной фон сделки создает впечатление, что эти рестораны — дело государственной важности. Например, о возможных изменениях в меню после переименования рассуждал министр финансов Антон Силуанов, о сырьевой базе компании рассказывал глава Московской области Андрей Воробьев, а непосредственное участие в переговорах по сделке принимал Минпромторг.

Тинькофф Журнал собрал основные факты о предстоящей продаже и сценариях дальнейшей работы.

Что известно о покупателе

19 мая американская McDonald’s Corporation объявила, что покинет российский рынок, а бизнес в стране продаст одному из своих франчайзи — 61-летнему бизнесмену из Новокузнецка Александру Говору.

Он начинал свой бизнес с угледобычи, потом занялся нефтехимией. Сейчас его семье принадлежит девелоперская компания «Инрусинвест», которая управляет отелем Park Inn by Radisson и сетью частных клиник «Гранд-медика».

С 2015 года компания «ГиД» Говора развивает по франшизе рестораны «Макдональдс». Сейчас у него 25 точек, выручка компании в 2021 году составила 2 млрд рублей, чистый убыток — 12,4 млн рублей.

Российский бизнес «Макдональдса» перейдет не к «ГиД», а к компании «Клуб-отель», которая тоже принадлежит Говору.

Сумма сделки сторонами не раскрывается, но, по некоторым оценкам, российский бизнес «Макдональдса» мог быть оценен в 35 млрд рублей — это вдвое меньше, чем до 24 февраля.

Как работал бизнес «Макдональдса» в России

На начало 2022 года у «Макдональдса» было 850 ресторанов в 62 регионах. У компании всего три франчайзи, им принадлежат 132 точки. Помимо 25 точек Говора это рестораны на вокзалах и в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга — они принадлежат компании «Развитие рост», которой владеет ресторанный холдинг «Росинтер». Третий франчайзи — «Региональная сеть предприятий питания», ООО «СПП», ее владелец — миллиардер из Казахстана Кайрат Боранбаев. Бизнесмену также принадлежит франшиза «Макдональдса» в Казахстане и Беларуси. Сейчас некоторые франчайзинговые рестораны в Москве и регионах продолжают работать.

В 2020 году сеть получила в России 114 млрд рублей выручки. Бизнес в России и на Украине совокупно приносил около 2 млрд долларов, это 9% общей выручки глобальной сети, или примерно 2% мировых продаж в натуральном выражении. Свои потери от прекращения работы в России и на Украине корпорация оценила в 127 млн долларов.

«Наши курицы, наши котлеты, наш хлеб, наши помидоры и огурцы, и просто надо вот все это правильно сложить, упаковать и продать», — говорил мэр Москвы Сергей Собянин про работу «Макдональдса» в России. Это действительно так: российский «Макдональдс» постепенно наращивал долю местных поставщиков и ускорил эту работу после 2014 года. Но уже тогда большинство ингредиентов для популярных позиций производилось в России. Завершить локализацию компания планировала в 2020 году.

Что нужно знать про сделку

Как минимум два года новый владелец должен сохранять рабочие места сотрудников на прежних условиях. Это одно из условий продажи, выдвинутых McDonald’s Corp. Также покупатель согласился до закрытия сделки финансировать заработную плату корпоративных сотрудников, работающих в 45 регионах страны, и погасить текущие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.

«Макдональдс» может вернуться в Россию. В течение 15 лет компания может выкупить свой бизнес на рыночных условиях.

Первые 15 ресторанов откроются в Москве и Московской области 12 июня, как и ожидалось. Среди возможных вариантов названия сети на базе активов «Макдональдса» — «Только так», «Весело и вкусно», «Тот самый» и «Свободная касса»: заявки на такие бренды в Роспатент подала операционная компания фастфуд-оператора.

Адреса ресторанов в Москве и Подмосковье, которые возобновят работу 12 июня:

  1. Большая Бронная улица, д. 29.
  2. Улица Арбат, д. 52, стр. 1.
  3. Улица Красная Пресня, д. 31.
  4. Ленинградское шоссе, д. 63, корп. 1.
  5. Улица Большая Дорогомиловская, д. 8А.
  6. Улица Большая Ордынка, д. 21, стр. 2.
  7. Каширское шоссе, д. 61/15.
  8. Улица Покрышкина, д. 2.
  9. Улица Бутырская, д. 77, стр. 2.
  10. Проспект Маршала Жукова, д. 31, корп. 2.
  11. Коломенский проезд, д. 7Б.
  12. Улица Люблинская, д. 165, корп. 1А.
  13. Одинцово, Можайское шоссе, д. 133.
  14. Химки, Ленинградское шоссе, влд. 30А.
  15. Реутов, Носовихинское шоссе, д. 12.

Что будет с меню и ценами — неясно. По сведениям губернатора Московской области Андрея Воробьева, 95% позиций меню сеть фастфуда сохранит, но возможна «точечная замена части ингредиентов».

Так выглядит новый логотип бывшей сети «Макдональдс» в России. На нем изображены две палочки картошки фри и бургер. Источник: vc.ru
Так выглядит новый логотип бывшей сети «Макдональдс» в России. На нем изображены две палочки картошки фри и бургер. Источник: vc.ru

Как работают клоны «Макдональдса»

Известно несколько попыток скопировать сеть.

Сеть «Маковский» в Грозном. Владельцы скопировали дизайн ресторанов и упаковку «Макдональдса». Судя по странице ресторана в соцсетях, там продают бургеры, пиццу, пончики-донаты и спринг-роллы с разными начинками. Посетители в отзывах пишут, что «бургеры, хот-доги и прочие радости нездоровой пищи суховаты и не очень вкусные», но в основном все же хвалят. По данным картографического сервиса «2ГИС», в Грозном работают две точки под таким названием.

«Донмак» в ДНР. В 2014 году «Макдональдс» закрыл свои точки в Донецке, однако на их месте появился общепит под вывеской «Донмак». В меню вместо бигмака — бикмак, вместо «Кока-колы» — напиток «Байкал», а хэппи-мил стал «детским набором». Судя по описанию одной из жительниц Донецка, у трех точек сети разные владельцы и очень разнящиеся стандарты работы.

«Автокафе» в Крыму. Это самый масштабный подражатель, у сети восемь заведений. Ее с 2014 года развивают бывшие топ-менеджеры украинского «Макдональдса» Александр Мешков и Шерьян Сеитмеметов. Предприниматели много лет работали в американском фастфуде, поэтому у них получилось воссоздать многие блюда бывшего работодателя. В их меню есть автогамбургер, авточизбургер, автороял и картошка автофри. Однако Мешков говорил, что они не имеют права делать то же самое, что делает «Макдональдс»: «У нас рецептура другая, под нее есть технологическая карта. В гамбургере, например, соус другой». На сайте заведения указано, что в гамбургерах используется майонез.