Что будет с ресторанами «Макдональдс» в России. Рассказываем главное

В начале марта «Макдональдс» временно закрыл все принадлежащие ему российские рестораны, но продолжил платить зарплату 60 тысячам сотрудников.
В середине мая компания заявила, что продает российский бизнес Александру Говору, одному из своих франчайзи. Сделку уже одобрила ФАС.
Новостной фон сделки создает впечатление, что эти рестораны — дело государственной важности. Например, о возможных изменениях в меню после переименования рассуждал министр финансов Антон Силуанов, о сырьевой базе компании рассказывал глава Московской области Андрей Воробьев, а непосредственное участие в переговорах по сделке принимал Минпромторг.
Тинькофф Журнал собрал основные факты о предстоящей продаже и сценариях дальнейшей работы.
Что известно о покупателе
19 мая американская McDonald’s Corporation объявила, что покинет российский рынок, а бизнес в стране продаст одному из своих франчайзи — 61-летнему бизнесмену из Новокузнецка Александру Говору.
Он начинал свой бизнес с угледобычи, потом занялся нефтехимией. Сейчас его семье принадлежит девелоперская компания «Инрусинвест», которая управляет отелем Park Inn by Radisson и сетью частных клиник «Гранд-медика».
С 2015 года компания «ГиД» Говора развивает по франшизе рестораны «Макдональдс». Сейчас у него 25 точек, выручка компании в 2021 году составила 2 млрд рублей, чистый убыток — 12,4 млн рублей.
Российский бизнес «Макдональдса» перейдет не к «ГиД», а к компании «Клуб-отель», которая тоже принадлежит Говору.
Сумма сделки сторонами не раскрывается, но, по некоторым оценкам, российский бизнес «Макдональдса» мог быть оценен в 35 млрд рублей — это вдвое меньше, чем до 24 февраля.
Как работал бизнес «Макдональдса» в России
На начало 2022 года у «Макдональдса» было 850 ресторанов в 62 регионах. У компании всего три франчайзи, им принадлежат 132 точки. Помимо 25 точек Говора это рестораны на вокзалах и в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга — они принадлежат компании «Развитие рост», которой владеет ресторанный холдинг «Росинтер». Третий франчайзи — «Региональная сеть предприятий питания», ООО «СПП», ее владелец — миллиардер из Казахстана Кайрат Боранбаев. Бизнесмену также принадлежит франшиза «Макдональдса» в Казахстане и Беларуси. Сейчас некоторые франчайзинговые рестораны в Москве и регионах продолжают работать.
В 2020 году сеть получила в России 114 млрд рублей выручки. Бизнес в России и на Украине совокупно приносил около 2 млрд долларов, это 9% общей выручки глобальной сети, или примерно 2% мировых продаж в натуральном выражении. Свои потери от прекращения работы в России и на Украине корпорация оценила в 127 млн долларов.
«Наши курицы, наши котлеты, наш хлеб, наши помидоры и огурцы, и просто надо вот все это правильно сложить, упаковать и продать», — говорил мэр Москвы Сергей Собянин про работу «Макдональдса» в России. Это действительно так: российский «Макдональдс» постепенно наращивал долю местных поставщиков и ускорил эту работу после 2014 года. Но уже тогда большинство ингредиентов для популярных позиций производилось в России. Завершить локализацию компания планировала в 2020 году.
Что нужно знать про сделку
Как минимум два года новый владелец должен сохранять рабочие места сотрудников на прежних условиях. Это одно из условий продажи, выдвинутых McDonald’s Corp. Также покупатель согласился до закрытия сделки финансировать заработную плату корпоративных сотрудников, работающих в 45 регионах страны, и погасить текущие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.
«Макдональдс» может вернуться в Россию. В течение 15 лет компания может выкупить свой бизнес на рыночных условиях.
Первые 15 ресторанов откроются в Москве и Московской области 12 июня, как и ожидалось. Среди возможных вариантов названия сети на базе активов «Макдональдса» — «Только так», «Весело и вкусно», «Тот самый» и «Свободная касса»: заявки на такие бренды в Роспатент подала операционная компания фастфуд-оператора.
Адреса ресторанов в Москве и Подмосковье, которые возобновят работу 12 июня:
- Большая Бронная улица, д. 29.
- Улица Арбат, д. 52, стр. 1.
- Улица Красная Пресня, д. 31.
- Ленинградское шоссе, д. 63, корп. 1.
- Улица Большая Дорогомиловская, д. 8А.
- Улица Большая Ордынка, д. 21, стр. 2.
- Каширское шоссе, д. 61/15.
- Улица Покрышкина, д. 2.
- Улица Бутырская, д. 77, стр. 2.
- Проспект Маршала Жукова, д. 31, корп. 2.
- Коломенский проезд, д. 7Б.
- Улица Люблинская, д. 165, корп. 1А.
- Одинцово, Можайское шоссе, д. 133.
- Химки, Ленинградское шоссе, влд. 30А.
- Реутов, Носовихинское шоссе, д. 12.
Что будет с меню и ценами — неясно. По сведениям губернатора Московской области Андрея Воробьева, 95% позиций меню сеть фастфуда сохранит, но возможна «точечная замена части ингредиентов».

Как работают клоны «Макдональдса»
Известно несколько попыток скопировать сеть.
Сеть «Маковский» в Грозном. Владельцы скопировали дизайн ресторанов и упаковку «Макдональдса». Судя по странице ресторана в соцсетях, там продают бургеры, пиццу, пончики-донаты и спринг-роллы с разными начинками. Посетители в отзывах пишут, что «бургеры, хот-доги и прочие радости нездоровой пищи суховаты и не очень вкусные», но в основном все же хвалят. По данным картографического сервиса «2ГИС», в Грозном работают две точки под таким названием.
«Донмак» в ДНР. В 2014 году «Макдональдс» закрыл свои точки в Донецке, однако на их месте появился общепит под вывеской «Донмак». В меню вместо бигмака — бикмак, вместо «Кока-колы» — напиток «Байкал», а хэппи-мил стал «детским набором». Судя по описанию одной из жительниц Донецка, у трех точек сети разные владельцы и очень разнящиеся стандарты работы.
«Автокафе» в Крыму. Это самый масштабный подражатель, у сети восемь заведений. Ее с 2014 года развивают бывшие топ-менеджеры украинского «Макдональдса» Александр Мешков и Шерьян Сеитмеметов. Предприниматели много лет работали в американском фастфуде, поэтому у них получилось воссоздать многие блюда бывшего работодателя. В их меню есть автогамбургер, авточизбургер, автороял и картошка автофри. Однако Мешков говорил, что они не имеют права делать то же самое, что делает «Макдональдс»: «У нас рецептура другая, под нее есть технологическая карта. В гамбургере, например, соус другой». На сайте заведения указано, что в гамбургерах используется майонез.
07.06.22, 11:04
В смысле – "будете скучать"?
Я по нему скучаю с момента закрытия.
Слабо верится, что новый владелец российской сети сумеет сохранить уровень обслуживания и качество блюд.
07.06.22, 11:32
Александр, в Красноярске Маки изначально работали по франшизе, именно "ГиД" Говора. И должен сказать, что никаких претензий по вкусу или качеству обслуживания предъявить не могу. Так что я уверен, что новый владелец может сохранить прежний уровень. А вот станет ли - совсем другой вопрос.
07.06.22, 18:43
Алексей, так если может, то почему раньше не построили мировую сеть кофеен? Или новый владелец только может «покупать» по-дешевке готовый бизнес?
07.06.22, 19:17
Никита, открыть бизнес и вести бизнес это две разные задачи.
Есть люди которые умеют находить прорывные идеи и есть люди, которые могут эти идеи развивать и поддерживать. Там разный набор навыков.
Первым претит рутина и им быстро наскучивает одно и тоже, а у вторых нет фантазии.
07.06.22, 11:21
Максим, ну определенная эпоха была, но демократия умерла сама и без Мака
07.06.22, 12:22
Даниил, мертвое не может умереть. Реально кто-то думает что в России когда нибудь была демократия? ОМГ это фантастика!
07.06.22, 11:40
Адресная строка - как отдельный вид искусства journal.tinkoff.ru/veselo-i-vkusno. :-)
07.06.22, 12:33
Veresk, ого, я думала, только я обращаю внимание на такие вещи))
07.06.22, 13:03
Нехетти, тут очень креативно подходят к этому вопросу, всегда обращаю внимание. Статья об уходе Макдональдс из России выглядела тоже забавно - /news/mcdonalds-the-end/
07.06.22, 23:39
Veresk, моё любимое: "10 аргументов в пользу кружков и секций для детей" = "vote-for-solfeggio". Все вкусовые сосочки моего эстетического вкуса в экстазе.
07.06.22, 12:22
Мне его очень не хватает уже, хотя посещала его нечасто.
Очень удобно, быстро, достаточно вкусно, можешь 10 минут посидеть, можешь два часа, неважно, что еду уже съел.
Идеальное и самое дешёвое место для встреч, тем более в нашем климате.
Ну и проблема туалетов (чистых! с бумагой и водой!) представьте себе, опять актуальна, особенно для больших городов.
07.06.22, 14:49
Ленура, в маленьких городах это в принципе был единственный туалет 🤪
07.06.22, 15:57
Тем более.
07.06.22, 11:01
А что случилось?
07.06.22, 11:32
Voyager, потому что это не просто едальня, а важный культурный символ глобализации, в том числе исторически. Как кока-кола и голливуд.
07.06.22, 11:38
Всего-то кучу налогов платил
К тому же, это самый простой способ дешево и сытно похавать и не отравиться
07.06.22, 11:25
Михаил, лол да, настоящий Макдональдс загнётся на фоне растущего гиганта из россии.
07.06.22, 12:38
Возможно, схожу вскоре после открытия - уж очень интересно, что там такое будет на площадке прежнего бренда. Жду новостей о возвращении ИКЕА. Коллеги, напишите, пожалуйста, как соберете информацию о хитросделанной сделке шведов(?) с российскими банками. Только сегодня пришло (наверно, вы уже в курсе). Ну или аналитику по этой теме. Уверена, читателям Т-Ж будет крайне интересно!
07.06.22, 14:50
Нехетти, ох тоже жду икею.
Молюсь на свои тарелки, чтоб дожили 😄
07.06.22, 11:18
Пока таки не очень понятно, что станет с теми маками, которые продолжили работать (например, те, что в регионах). Все так и останется, как есть? Или их тоже ждет ребрендинг и изменение меню? Нигде не видел информацию про это.
07.06.22, 18:45
Mikhail, говорят что у оставшихся маков договор на бренд чуть ли не до 30-ого года и что они так и продолжат работать.
07.06.22, 14:21
Mikhail, для того, чтобы все Маки переименвались, Говору придется договориться вообще со всеми фрайчази в России, а их думаю немало. Так что скорее всего наряду с веселым и вкусным, в регионах также продолжать работать настоящие Макдональдсы. Сомневаюсь, что хоть один фрайчази сменит самое известное название в мире на любое другое.
08.06.22, 13:27
Alexey, судя по интервью, их может быть всего трое.
"— 19 мая McDonald's объявил, что продает вам свои российские активы. Кто был инициатором сделки, как проходил конкурс среди претендентов на покупку и кто в нем принимал участие?
— Первое совещание по видеосвязи прошло в начале марта. Присутствовали все: представители офиса в Лондоне, офиса в Москве и трое франчайзи, в том числе я. "
08.06.22, 13:15
Alexey, мало
07.06.22, 11:18
Я скучаю по Макдональдсу времён 2000-2010 года, когда там действительно было вкусно, весело и не грустно! А последний ре-дизайн Макдональдса мне совсем не понравился из-за мрачности.
Я буду скучать по многим вещам, которые ушли/уйдут из России
07.06.22, 11:22
Велена, ага, это как со Сбербанком - многие в обиходе говорили «Сбер» и теперь он стал им официально и живёт дальше
07.06.22, 18:08
Велена, ага, специально туда ехать??
Там, где проходят мои пути, сетевых гиперов нет, если и бываю там, то редко и специально, а макдоналдсов в зоне моих обычных передвижений было несколько.
И вообще, Макдоналдс - это совсем другое: и посидеть, переждать, если нужно, и в порядок себя привести (туалет), и кофе выпить, и поесть, если надо перекусить. газетку почитать. И потом в парк, музей, в метро (всё рядом), или, наоборот, после парка, музея.. Очень удобно, я к тому же плохо хожу, и для меня больше таких возможностей для передышки/ перекуса не будет.
А гиперы - увольте. Сами там закупайтесь.
07.06.22, 11:12
Неа. Любое блюдо больше на бумагу похоже, хотя, картофан ещё более менее. После трапезы ощущается тяжесть в животе, а через полтора часа снова хочется есть. Не знаю, что за чудеса, но мой опыт именно такой. Собственноручно приготовленные бургеры и сочнее и вкуснее и сытнее + себестоимость ниже получается. Да, буду скучать только по ванильному молочному коктейлю. В остальном проще шавухи навернуть.
07.06.22, 16:23
Дмитрий, а я по шоколадному коктейлю, а больше не по чему
07.06.22, 11:21
Дмитрий, я испытываю те же чувства, когда покупал некоторые полуфабрикаты в магазинах
07.06.22, 16:58
Дмитрий, Таблеточка для пищеварения всегда в помощь.
08.06.22, 02:58
Ирина, не так я люблю Макдак, чтобы только ради него ещё и таблеточки использовать 🙃
07.06.22, 14:14
Нехетти, ага, да. Только качество изменится. А если вдруг оно станет хуже, то люди походят месяц-два, и забьют. И начнет новый макдональдс загибаться. И повлечет это все те проблемы о которых я сказал. Это как если бы автосервис в который ты постоянно завозишь свою машину и точно знаешь что он надежный вдруг меняет владельца который как бы говорит что все останется так же, но на деле ты уже точно не уверен, те ли запчасти тебе поставят и как вообще будет починка происходить. Станешь в такой автосервис ездить? Сомневаюсь
08.06.22, 09:09
OUTS1D3R, согласна с вашей логикой, но не согласна, что надо еще до старта принять за аксиому, что Мак 2.0 будет отстойным. В 1990-х Макдоналдс пришел на "целину". На полный, голый ноль, к 100% гомо советикусам, охреневавшим от УЛЫБОК(!) персонала и всех этих "спасибо-да-пожалуйста-мерси". Прошло 30 лет, в РФ сформировался полноценный сегмент быстрого питания, "Теремок" вообще на рынок США вышел - амеры полюбили blini и borsch так же же, как советский человек - эти ваши бигмаки с макфлурри. Кстати о 90-х: не забываем про Ростик'c (позже его купил KFC) с почти полностью русским менеджментом. Даже основатель с русскими корнями (эмигрант). Это был игрок послабее Макдака, но тоже внес большой вклад в формирование культуры быстропита в РФ. Стандарты были жесткими, концепция - единой, качество - на уровне. Всё как в буржуазии, где концепция "фастфуд" существует гораздо дольше, чем у нас. ДОка-Пицца на фоне Ростикса был просто помойкой (но! - живы до сих пор, к вопросу об уровне пожеланий среднерусского поедателя фастфуда). В итоге мы "догнали" - за три десятилетия стандарты зацементировались в культуре ресторанного бизнеса. И теперь все работают так, как в далеких 90-х "завещал" одинокий Роналд Макдоналд :)
Короче, занимаю позицию нейтрального наблюдателя. Провалятся - поплююсь, останутся на плаву - порадуюсь.
Шанс провала к успеху оценю как 40% против 60% - и то потому, что новый лого ублюдочен и мешает пищеварению. Кейс любопытный донельзя, такого на нашем ресторанном рынке еще не было.
07.06.22, 16:32
Златеника, я буду рассуждать о чём захочу, да и вы можете делать то же самое.
Это и есть демократия и свобода слова.
07.06.22, 11:36
Чот не понял
Доход у всего мака миллиарды, но тот самый перекуп франчайзи работал в минус?
И он покупает всю сеть
Хмммм
08.06.22, 13:26
Скажи, он в интервью говорил, что там убытки были из-сложностей с логистикой в Сибири, так как многое из центральное России возилось, а руководство сети не всегда шло ему навстречу. Возможно, получив контроль над всей сетью, он рассчитывает решить эти проблемы.
07.06.22, 12:17
Скажи,, отмыв бабла, слыхал про такое явление?
07.06.22, 16:37
Денис, как отмывают бабло, работая в минус?
07.06.22, 13:00
Денис, так должны показывать суперприбыль тогда?
07.06.22, 12:38
Велена, похожесть до степени смешения=нельзя зарегистрировать новый товарный знак.
07.06.22, 11:49
Откроется, попробую и решу! Что заранее то скучать?
07.06.22, 17:33
Nutella, да, у мака есть стандарты качества и они строго контролируются. Это даже не мои слова а слова моего знакомого который там не один год работал и рассказывал как там их проверки дрючат. С "новым" маком такая гарантия под вопросом
07.06.22, 19:43
Весело и вкусно? Серьезно? Да уж, русский креатив такой креативный. Кринжово есть в месте с таким названием
07.06.22, 19:51
Пташка, настоящий идиотизм. Особенно утка на лого, тоже краденая
07.06.22, 16:39
Златеника, ваш VPN забанили и вы больше не в состоянии самостоятельно открыть медузу? Или вам так сильно хочется втянуть меня в полит. дискуссию с дальнейшим привлечением полиции?)
13.06.22, 18:07
Вот уж реально помешательство на этих бигмаках. Второй день очередь из машин в новоявленный макавто метров на 200, такое ощущение, что народ с марта так и не ел ничего😁
Не скучала и скучать не собираюсь, ибо не употребляла😊
08.06.22, 13:29
Комментарий удален пользователем
15.06.22, 10:05
Aleksandr, а что за высказывания?