Правительство РФ внесло изменения в правила дорожного движения. Они касаются тех, кто водит электросамокаты, электроскутеры и любые устройства с электродвигателем.

Изменения вступили в силу 1 марта 2023 года. Расскажу подробности.

Как было раньше

Раньше правила дорожного движения относили тех, кто управляет самокатами, к пешеходам. Для них действовали те же указания:

  1. Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
  2. В отсутствие тротуаров и дорожек — по обочинам дорог или краю проезжей части навстречу движению.
  3. В темное время суток носить светоотражающие элементы на одежде.

Электросамокат мог считаться транспортным средством, только если на нем стоял двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см³ или электродвигатель мощностью больше 4 кВт, а конструкция предполагала скорость выше 50 км/ч. Если водитель такого самоката нарушал ПДД, его могли привлечь к административной ответственности: например, за езду в нетрезвом виде.

В КоАП для водителей электросамокатов ничего не изменилось. Изменения внесли только в ПДД.

Что изменилось в ПДД

Обозначили статус электротранспорта и его владельцев. В ПДД появился новый термин: «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.

На средствах индивидуальной мобильности нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, при этом на них должны быть фары или фонари.

На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей:

  1. Он не должен предъявлять документы.
  2. За нарушения ПДД отвечает как пешеход.
  3. Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности.

Определили, кто и где может ездить на электросамокатах. В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.

В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части.

На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам — но только в следующих случаях:

  1. Когда невозможно двигаться по велосипедным, велопешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов. Если есть тротуар или пешеходная дорожка, на таком самокате выезжать на обочину или проезжую часть нельзя.
  2. Если нужно сопровождать ребенка младше 14 лет, который тоже едет на СИМ.

На практике это работает так: если вы выехали на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. И только когда их нет — выезжать на обочину или дорогу.

Для движения по проезжей части на СИМ должны быть тормоза, звуковой сигнал, фары белого цвета и световозвращатели — белые спереди и красные сзади. Кроме того, по новым правилам СИМ могут двигаться только на дорогах, где разрешено движение велосипедистов и скорость ограничена 60 км/ч. То есть на дорогу с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч на электросамокате выезжать нельзя.

Уточнили правила движения для СИМ. Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Еще при езде на СИМ обязательно выполнять требования регулировщика и следовать сигналам светофора: в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, велосипеда — на велодорожке.

Тем, кто управляет СИМ, запрещено:

  • перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
  • перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам не спешиваясь.

Также они обязаны держаться за руль — хотя бы одной рукой.

Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться
В зоне действия такого знака человеку на электросамокате придется спешиться

С точки зрения КоАП человек, который управляет СИМ, остался пешеходом.

Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна только по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Санкция — предупреждение или штраф 500 ₽.

Что изменилось для других участников движения

Для водителей. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории придется уступать дорогу не только транспорту и пешеходам, но и средствам индивидуальной мобильности. Когда загорается зеленый, нужно дождаться, чтобы пешеходный переход пересекли и пешеходы, и люди на СИМ.

Для пешеходов. На велодорожке нужно уступить дорогу и велосипедистам, и тем, кто двигается на средстве индивидуальной мобильности. В остальных случаях у пешеходов приоритет перед теми, кто двигается на СИМ.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Обложка — Nekrasov Eugene / Shutterstock
Дмитрий Сергеев
А вам часто приходится пользоваться электросамокатом? У вас свой или берете в аренду?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Антон Геер

Не понятно только, как отстаивать свой приоритет на тротуаре и привлекать к ответственности. Особенно граждан с «эээбрат, чо ты, видишь я еду!?»

48
lazex
Герой Т—Ж 💫

10.10.22, 16:28

Отредактировано

Антон, а как отстаивать свой приоритет как велосипедиста или водителя СИМ на велодорожке?
Прут все кому не лень по ней, вплоть до яжематерей с колясками шеренгой по трое, перекрывая всю велодорожку - им же попи$деть друг с другом надо. А рядом тротуар даже шире, но не.

Кстати, попытался разговорить этих странных тётенек на предмет о. После неминуемых "А чо" и "Так нет же щас тут никого" наконец добился - оказывается на тротуаре выложено плиткой, и у них у колясок, видите ли, колёсики "стучат". А на велодорожке чистый асфальт, вот они туда ничтоже сумняшеся и переползли. Проносящие мимо железяки их не смущают.

44
Антон Геер

lazex, вы правы. У нас в районе (Москва, Северное Бутово) вдоль всей улицы отдельно от проезжей части идут велосипедная и пешеходная часть. Разделителя между ними никакого, только цветом отличаются. И никогда не упускаю случая сделать замечание неспешно прогуливающимся по велодорожке яжматерям и прочим, которым кайфовее по красненькой дорожке гулять, а не по этому унылому обычному асфальту.

Я за то, чтобы правила и элементарная вежливость соблюдались всеми. Но если в отношениях «автомобиль-пешеход» всем все понятно, то что делать с людьми, которым не покорилась физика движущегося тела массой от 100 кг на скорости от 25 км/час — я не знаю)

21
Никита Титов

Антон,
>> то что делать с людьми, которым не покорилась физика
Ахахахаххаха, в голос, благодарю :)

P.S. Сам катаюсь на самокате, всегда держа в голове элементарные правила ПДД и логики. Движемся справа, обгоняем слева. Есть велодорожка, значит, по ней.

20
Константин Костров

Антон, я кур яндекс еды и знаю что на велосипеде лучше этих яже матерей лучше объехать чем получит по фейсу, при том не от них, а от мужиков я хозяин вся страна

5
Сергей

Константин, вот это правильно!

1
Hrozhek J
Герой

01.03, 12:13

Отредактировано

Антон, у нас в ЖК проложена велодорожка, в 99,(9)% случаев оккупированная пешеходами или яжматерями. Многие адекватные и не заходят туда, но многие (в том числе горе-юристки) яростно уверяют, что велодорожки там нет (ПДД дорожки внутри ЖК не регулируются, но в плане благосутройства это именно велодорожка), огрызаются на замечания и продолжают отстаивать свое "право на хамство".

2
Empty

Антон, с точки зрения ПДД это является велопешеходной дорожкой, на которой даже по велосипедной части приоритет имеют пешеходы (п. 24.6 ПДД РФ).

Но по факту вы правы, зачем делить тротуар на две части, обе из которых по ПДД все равно дают приоритет пешеходам

0
Plrnk

lazex, поставил себе громкий электрический сигнал на велик и сразу стало удобно, только сигналить надо сильно заранее, чтобы не слишком пугать и было время успеть просчитать маршрут объезда ободрённого пешехода

3
lazex
Герой Т—Ж 💫

Plrnk, о, да) Застигнутый врасплох пешеход может отскочить в самую непредсказуемую сторону, обычно это именно под колесо))

8
Иван Полищук

lazex, в 90%случаях именно под колесо🤷‍♂️, вы абсолютно правы 👍

1
Константин Костров

Plrnk, он влево ты вправо и пешеход вправо ровно под маршрут объезда этого дол.... еба

1
Сергей

Константин, на тротуаре дол..еб не имеет преимущества перед пешеходами - даже при наличии сигнала

0
Иван Полищук

Сергей, долбо...бы по тротуарам в шеренгу ходят, иногда даже проезжую часть захватывают, тротуар узкий🤕

0
Полиция Т—Ж

Иван, будьте повежливей. Правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

1
Константин Костров

lazex, кода их мамашь с колясками их бейби подрастет и его собьет сим и виноват на велодорожке будет этот пподпромший бейби, то потом он никогда не будет на велодорожке ходить пехом, если ему не по... Ер на жизнь собственную

0
ТиграБенгальская

lazex, ниже ответ: двигаться по велодорожке пешеходы могут. Если на коляске двигатель(инвалидные коляски последнего поколения) - уже не пешеход
У нас вообще интересная ситуация получилась: велодорожки нарезали так, что все пешеходы, в основном собачники оказались на них( это ведь бывшие тропки собак!). А все курьеры на сим мчат по пешеходке- им так быстрее заказы развозить

0
lazex
Герой Т—Ж 💫

ТиграБенгальская, у меня вопрос больше к тем, кто прётся пешком на ВЫДЕЛЕННУЮ велодорожку при наличии рядом отличного, ничуть не менее узкого тротуара.
При наличии, заметим, на велодорожке соответствующих знаков и рисунков на асфальте, которые сложно истолковать как-то не так.

5
Павел Толпежников

lazex, ответ уже выше - тротуар плитка, вело асфальт + близость газона. Иногда на вело ещё больше света

1
lazex
Герой Т—Ж 💫

=>> lazex, ниже ответ: двигаться по велодорожке пешеходы могут

Немного не так, кстати. Могут, НО!
Только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин (ст.4.1 ПДД). Т.е. если присутствует даже обочина, нехрен лезть пешахиду на велодорожки.

0
Дмитрий Сергеев

ТиграБенгальская, насчет коляски вы не правы: тот кто управляет средством индивидуальной мобильности с точки зрения КоАП - пешеход.

Средство индивидуальной мобильности будет считаться транспортным средством, только если на нем есть двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см³ или электродвигатель мощностью больше 4 кВт, а конструкция предполагает скорость выше 50 км/ч.

0
Виталий Валерьевич

Дмитрий, Нет не будут, читайте изменения:
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды."
А мопед или мотоцикл по правилам является "Механическим транспортным средством", а на СИМ термин не распространяется (см. выше), хоть мощностью 3000 Вт это останется СИМ-ом

2
Алексей Луконин

Дмитрий, а если 500 ватт типа ни ТС?...а гибдд права просят если 250 ватт+....не выходит тетрис ни как)))

0
ТиграБенгальская

Дмитрий, а,во как. Т е и на самокате с двигателем все равно пешеход?

0
Дмитрий Сергеев

ТиграБенгальская, да, но с учетом ограничений по мощности двигателя, про которые я выше писал. Если на самокате электродвигатель мощностью больше 4 кВт - то им управляет уже не пешеход, а водитель. Со всеми вытекающими.

1
Виталий Валерьевич

Дмитрий, Да откуда вы эту ерунду про 4 кВт то взяли?
"Мопед" - более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
"Мотоцикл" - ...не превышающую 15 кВт (то есть от 4 кВт до 15 кВт)
При этом по закону теперь только велосипед может стать мопедом или мотоциклом, но никак не самокат, т.к. определение "Велосипед" подразумевает макс мощность электродвигателя не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч, то есть если мощность или скорость больше - то переходит в понятие "Мопед"
А самокат - это СИМ в любом моменте, нет никаких ограничений мощности на самокате.

1
Дмитрий Сергеев

Виталий, "эту ерунду" я брал в КоАП.

А если быть совсем точным - в примечании к статье 12.1 КоАП РФ

Дело в том что в ПДД и в КоАП разные понятия транспортного средства. Если речь идет об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 Кодекса и ответственности за него - применяется понятие из КоАП. А в остальных случаях - из ПДД. В статье это оговорено, и на полях есть ссылка на соответствующую статью.

4
Алексей Луконин

09.02, 18:34

Отредактировано

Виталий, любезнейший , объясните пожалуйста куда ДПСнику тыкнуть ,в какой закон? что на самокате можно 250+ватт? он просто говорит : 250 ватт + - это мопед и точка....и спрашивает по всем правилам для мопеда ......я не видел чтоб в законе было писано что самокат по любому cамокат/сим - не зависимо от мощности ,до 250 ватт сим ,после -не сим

1

Комментарий удален пользователем

Дмитрий Сергеев

lazex, это хорошо, что конкретно эти люди - ответственные. Но такой самокат доступен для покупки любому человеку. И гарантировать порядочность всех, кто такими самокатами управляет, невозможно.

Поэтому и приходится вводить ограничения.

1
lazex
Герой Т—Ж 💫

Дмитрий, претензии у пешеходов, как я понимаю, в основном к шеринговым самокатам. Там очень низкий порог входа, и народ, соответственно, на них катает тот ещё - не осознавая ответственности ни за себя, ни за других.

7
0
𝕸𝖎𝖘𝖍𝖆🔪

Скоро выпадет снег и эту парашу развезут по складам. Аминь.

29
0
Феминист_ка

"За нарушения ПДД будет отвечать как пешеход.
Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности."
Какого х..?
Пусть тогда и едут на скорости пешехода - 4км/c
Как обычно, отписка, а не закон.

27
Никита Титов

4 км/секунду, я бы лично боялся таких пешеходов :)

Изображение пользователя Никита Титов
12
0
BosiCom
Герой реалити

Так себе изменения
Надеялась что установят запрет использовать для езды пешеходные дорожки

20
0
Дмитрий Никонов

11.10.22, 04:25

Отредактировано

Короче ничего не изменилось, просто прировняли бы их к велосипедам и все, там хоть какая та четкость, а тут, до 35 кг, после, куча возрастов и т.п. Короче, как и велосипедисты будут ездить, как ездили кто на что горазд.

Ну и самое главное, кто их будет контролировать? ГИБДД? МЧС? МО? не закон, а полная фигня.

Куча тупых законов, от которых толку ноль, собачники не могут гулять с собакой без поводка и намордника но гуляют, курильщики не могут курить в общественных местах, но курят, машину нельзя парковать на газоне, но паркуют.

18
BosiCom
Герой реалити

Zuzulevs, ну для машин дороги построили, для самокатов и велосипедистов нужно теперь велодорожки построить

17
lazex
Герой Т—Ж 💫

BosiCom, ну так построили - и по ним шляются пешком все кому не лень.

10
0
Алексей Макеев

С марта 2023 ждём эру самокатов по 34,9 кг.

16
0
Алиса Селезнёва

10.10.22, 15:08

Отредактировано

Ненавижу электросамокаты. Постоянно норовят сбить на большой скорости.

Про безопасность самих самокатчиков - у меня двое знакомых с разницей в месяц сломали ногу, упав с электосамоката. Два месяца в постели, операция - вставляли спицы. Потом костыли, реабилитация, ЛФК, проседание в доходах.

Нахер запретить надо. "Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности." - это вообще пушка, можно сбивать пешеходов, сматываться и нихрена за это не будет

14
Dshlowkrtlaw
Герой

10.10.22, 15:56

Отредактировано

Алиса, Езжу 2 года. Ни разу не падал. Никого не сбивал. Всегда снижаю скорость до скорости чуть больше пешехода, когда приходится рядом проехать. Всегда снижаю скорость если вблизи дети или животные.
Если нормально пользоваться - это невероятно удобная штука, для перемещения по городу, приносящая пользу и человеку на самокате, и разгружая (хоть и самую малость) дороги – меньше вызовов такси на короткие дистанции.

Если использовать вашу логику, то я ненавижу...все в мире, потому что всем в мире могут управлять люди. И тогда я бы запретил все, чем можно пользоваться в общественных местах. Автомобили в первую очередь.

37
Алиса Селезнёва

10.10.22, 17:09

Отредактировано

Dshlowkrtlaw, я допускаю, что есть много адекватных самокатчиков вроде вас. Я и сама аккуратный велосипедист, "ползу" 7-9км/ч, если рядом пешеходы.
Но неадекватов на самокатах пруд пруди, а велосипедных дорожек - очень мало, в нынешних условиях это опасно для пешеходов

16
Dshlowkrtlaw

Алиса, согласен, дорожки бы снизили аварийные ситуации. Но все равно не все по ним ездят. Кстати и "пешеходы" нередко по ним гуляют )
Появился новый относительно новый вид передвижения и сейчас регулирование будет догонят. Мне кажется тут регулировать сложнее с одной стороны, с другой — большинство самокатов это сервисные самокаты. А сервисы можно попросить установить какие-нибудь датчики на них (падение, превышение и пр.) и ограничивать аккаунты нарушителей. Зоны ограничения скорости уже есть и это хорошо. Так что думаю придем к какому-то балансу, хоть и не сразу.

9
Dshlowkrtlaw
Герой

10.10.22, 16:05

Отредактировано

Или автомобили оставить нужно? Потому что они существуют довольно долго и к ним привыкли, а к мелкомобильной технике не привыкли? Так значит надо запрещать все новое и хоть сколько-нибудь опасное? Какие критерии тогда, по каким правилам? Чем руководствуетесь при желании запретить?
Почему нужно запретить только самокаты? Под вашу логику много чего еще попадает.
Вероятно ошибаюсь, но кажется у вас больше эмоций, чем рассуждений.

Норманольное регулирование должно исправить ситуацию с неадекватами, которые кстати могут днем на самокате ездить, а вечером за рулем. И это первая попытка, насколько помню, направленная на регулирования такой техники. Уверен, правила будут дорабатывать, это непрерывный процесс, так как техника всегда развивается.

8
0
SimpleDeer

В общем как обычно, закон есть, но соблюдать никто не будет

12
BosiCom
Герой реалити

AK, да, контроль со стороны гибдд отвратительный, и без прав ездят и пьяные ездят и на неисправных авто
Я уж молчу про взятки, липовые справки и тд

Но если за машинами есть хоть какое то подобие контроля, то за самокатчиками его нет от слова совсем

С другой стороны, одним контролем проблему не решить, в идеале это осознанность граждан, но это что то на утопическом

9
Дмитрий Никонов

11.10.22, 04:30

Отредактировано

Zuzulevs, по дороге, почем нет? скорость выше 25 км это уже прилично, не каждый велосипедист так разгонится или вы боитесь, что вас машина собьёт?

8
0
Виталий

«..на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке…»

Что-то вы перемудрили с объяснениями, как мне кажется. Только запутывает. В официальном комментарии к постановлению всё вполне понятно написано. Касательно цитаты выше: «На электросамокатах ЛЮБОЙ массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог.»
То есть по обочине проезжей части могут двигаться любые самокаты. А вот по велодорожкам и тротуарам - только до 35 кг.

Изображение пользователя Виталий
7
0
Ivan Ivanov
Герой

11.10.22, 06:51

Отредактировано

Ну как я и писал ранее, узаконили то, что сложилось фактически, никто запрещать не будет.

"Также они обязаны держаться за руль" - водители моноколёс заплакали

7
Дмитрий Никонов

Zuzulevs, а мое мнение такое, что все, что передвигается не с помощью мускульной силы, должно иметь регистрацию, а наездник водительское удостоверение.

Многие уже наверное забыли, но когда-то на скутере до 50кубов. можно было ездить без прав и почему-то никому не приходила мысль ездить на них по паркам, тротуарам и т.п. люди учили минимально ПДД (чтобы не погибнуть на дороге) и ездили по дороге, а не по тротуару.

Сейчас некоторые самокаты быстрее тех скутеров ездят по тротуарам и все такие, а чего такого типа это же не машина.

По тротуару должны передвигаться пешеходы пешком, на роликах, самокатах без мотора, скейтах, велосипедах, все остальные учат ПДД и ездят по дорогам.

7

Сообщество