Новости
3K

У «Транснефти» хорошие результаты в 2020 году, но впереди падение грузооборота нефти

Обсудить
У «Транснефти» хорошие результаты в 2020 году, но впереди падение грузооборота нефти
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

11 июня «Транснефть», крупнейшая в мире трубопроводная компания, опубликовала финансовые результаты своей работы в 1 квартале 2020 года.

Компания занимает монопольное положение на российском рынке трубопроводной транспортировки нефти и управляет сетью магистральных нефтепроводов общей протяженностью около 50,8 тысячи километров, а также сетью магистральных нефтепродуктопроводов общей протяженностью около 16,4 тысячи километров. Кроме того, «Транснефть» контролирует одного из крупнейших портовых операторов Европы — Новороссийский морской торговый порт. «Транснефть» находится под санкциями США и ЕС после событий 2014 года. Предлагаю оценить результаты компании за 1 квартал 2020 года и сравнить их с аналогичным периодом 2019 года.

Операционные результаты

За 1 квартал 2020 года «Транснефть» транспортировала около 83% всей добываемой нефти в России.

Объем транспортировки нефти вырос на 1% год к году — до 120,2 млн тонн, из которых 48% пришлось на экспортные поставки. Объем транспортировки нефтепродуктов вырос на 8% — до 10,5 млн тонн, — что стало следствием увеличения экспортных поставок, которые по итогам 1 квартала 2020 года составили около 80% от общего объема. Через сеть «Транснефти» переправили около трети всех произведенных за этот период светлых нефтепродуктов в России.

Источник: пресс-релизы ПАО «Транснефть»

Финансовые результаты

В 1 квартале 2020 года «Транснефть» увеличила выручку на 1% год к году: с 260,1 до 263,3 млрд рублей. Основной доход компания получает от предоставления услуг по транспортировке нефти, на данный сегмент в 1 квартале пришлось около 69% всей выручки компании.

Источник: презентация «Транснефти» за 1 квартал 2020 года, стр. 16

Выручка от оказания услуг по транспортировке нефти выросла на 8% год к году — до 180,9 млрд рублей. Выручка от оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов увеличилась на 5% — до 21,5 млрд рублей, — что связано с ростом тарифов, а также увеличением объемов транспортировки.

«Транснефть» — естественная монополия, и тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов регулируются государством. Стратегия компании предполагает рост тарифов не выше уровня официальной инфляции.

Кроме транспортировки нефти и нефтепродуктов компания также занимается реализацией товарной нефти на экспорт в Китайскую Народную Республику. Выручка сегмента снизилась на 13% — до 40,3 млрд рублей, — что связано с падением цен на нефть в 1 квартале 2020 года.

Источник: презентация «Транснефти» за 1 квартал 2020 года, стр. 15
Источник: финансовая отчетность «Транснефти» за 1 квартал 2020 года

Операционные расходы компании с учетом расходов на износ и амортизацию сократились на 1% — до 184,7 млрд рублей, — что в основном связано со снижением себестоимости реализованной нефти с 41,2 до 32,7 млрд рублей.

В итоге операционная прибыль компании в 1 квартале 2020 года выросла на 6% — до 78,6 млрд рублей. «Транснефть» отразила убыток от участия в деятельности зависимых и совместно контролируемых компаний: АО «Усть-Луга ойл», АО «КТК-Р», АО «КТК-К», ООО «НТК» и ЗПИФ «Газпромбанк-финансовый» — в размере 9,7 млрд рублей. Для сравнения: в 1 квартале 2019 года была прибыль в 4,7 млрд рублей.

Компания получила чистый финансовый доход в размере 3,6 млрд рублей по сравнению с убытком в 13,1 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. На это повлияло падение рубля в марте 2020 года, которое привело к получению прибыли от курсовых разниц в размере 27,8 млрд рублей. В итоге чистая прибыль «Транснефти» выросла на 3% — до 55,3 млрд рублей.

Источник: финансовая отчетность «Транснефти» за 1 квартал 2020 года

Балансовые результаты

В 1 квартале 2020 года «Транснефть» увеличила активы на 2% год к году — с 3329,5 до 3401,6 млрд рублей, — что в основном связано с ростом денег на счетах, а также финансовых активов: депозитных вкладов, еврооблигаций и других финансовых инструментов.

В 1 квартале капитал компании достиг 2230,8 млрд рублей, что на 3% превышает уровень начала этого года и связано с ростом нераспределенной прибыли до 2102 млрд рублей.

Обязательства компании за январь — март выросли менее чем на 1% — до 1171 млрд рублей, — что связано с ростом краткосрочных кредитов и займов на 32%, до 108 млрд рублей. При этом краткосрочная торговая кредиторская задолженность снизилась на 30% — до 32,9 млрд рублей.

Общий долг компании в 1 квартале 2020 года снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 652 млрд рублей. Отношение чистого долга к EBITDA — 1,3. Около 89% долга компании номинировано в российских рублях, а 11% — в долларах США. За 2020 год менеджмент компании планирует погасить 70,8 млрд рублей общего долга.

Источник: финансовые отчеты «Транснефти»
Источник: презентация «Транснефти» за 1 квартал 2020 года, стр. 24

Дивидендная политика

На Московской бирже торгуются только привилегированные акции «Транснефти», а 100% обыкновенных акций, или 78,6% уставного капитала, принадлежит государству. В апреле 2017 года в устав компании добавили пункт, что на выплаты по привилегированным акциям могут направлять не менее 10% от чистой прибыли, при этом размер дивиденда на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем размер дивиденда на одну обыкновенную акцию.

В презентации за 1 квартал 2020 года менеджмент компании предлагает выплатить за 2019 год 50% от чистой прибыли по МСФО, или 11 200 ₽ на привилегированную акцию. При этом в примечании поясняется, что половину этой суммы могут выплатить сразу, а оставшуюся часть — в течение следующих 3 лет.

Размер дивидендов по итогам 2019 года — это предварительный ориентир, сумма может измениться. Источник: презентация «Транснефти» за 1 квартал 2020 года, стр. 28
Размер дивидендов по итогам 2019 года — это предварительный ориентир, сумма может измениться. Источник: презентация «Транснефти» за 1 квартал 2020 года, стр. 28

Что в итоге

В апреле 2020 года страны ОПЕК+ с участием России в результате сложных переговоров согласовали новую сделку, которая предполагает снизить добычу нефти с 1 по 31 мая 2020 года на 9,7 млн баррелей в сутки, а с 1 июня и до конца текущего года — на 7,7 млн баррелей в сутки.

В результате нового соглашения грузооборот нефти, которую поставляет «Транснефть», может снизиться примерно на 11% от запланированного в 2020 году, что негативно отразится на финансовых результатах компании в этом году, особенно с учетом того, что дополнительной индексации тарифа на транспортировку нефти в свете новых обстоятельств пока не предусматривается.