Неделю назад мы рассказали, что из выписок по лицевым счетам некоторых россиян пропал стаж и пенсионные баллы. После этого об инциденте написали СМИ, а люди стали массово запрашивать извещения в ПФР — проблема у многих подтвердилась. Но теперь все хорошо: стаж и баллы снова на месте. Пенсионный фонд объяснил, что все дело в обновлении программ и ничьи права не нарушены. Но вы все равно проверьте, на месте ли стаж.

Сбой в ПФР устранили

Вот что нужно об этом знать:

  1. В выписках из ПФР отражались некорректные данные: оттуда пропала информация о стаже и баллах за 2017 и 2018 год.
  2. Ошибки были не во всех выписках — у многих все осталось на месте.
  3. ПФР не предупреждал о сбое и возможных неточностях.
  4. Сейчас есть официальные комментарии: ошибка коснулась только выписок, в лицевых счетах ничего не пропадало, на начисление пенсий это не повлияло.
  5. Сбой произошел из-за обновлений программ, все уже починили — стаж и баллы вернулись.
  6. Эта ситуация касается только тех случаев, когда данные о стаже были, а потом пропали. Если их не было или вы раньше не проверяли, нужно разбираться индивидуально.
  7. Электронные услуги — это удобно, но это не всегда надежно. Собирайте и храните все документы.

Стаж и баллы снова появились, но вы проверьте

В выписках из лицевого счета в ПФР снова отображаются данные за 2017 и 2018 год. Мы проверили несколько раз — сейчас выписка такая же, какой была в прошлом году. Все данные на месте.

Так было 19 октября 2018 года
Так было 19 октября 2018 года
10 января 2019 года из выписки пропали два года стажа и 17 баллов
10 января 2019 года из выписки пропали два года стажа и 17 баллов
27 января 2019 года данные о стаже и баллах за 2017 и 2018 год снова на месте
27 января 2019 года данные о стаже и баллах за 2017 и 2018 год снова на месте

Проверьте свою выписку — это бесплатно на госуслугах. И расскажите в комментариях, вернулись ли ваши данные за 2017 и 2018 год, если они пропадали.

Как пенсионный фонд объяснил пропажу данных?

Мы получили ответ от пресс-службы пенсионного фонда.

Вот так он выглядит в оригинале:

Отсутствие информации о стаже и пенсионных баллах в выписке из лицевого счета не означает, что они пропали. Все пенсионные права, сведения о которых надлежащим образом переданы работодателями, полностью учтены и зафиксированы на лицевых счетах.

На данный момент сервис формирования выписок работает корректно. Ранее некорректное отображение информации было связано с тестированием нового программного комплекса (оно продлится до конца января) и коснулось небольшого количества выписок, не более нескольких процентов от всех, по которым обновляется информация о стаже и баллах.

Но даже это никоим образом не затронуло пенсионные права людей и не создало каких-либо препятствий. Напомним, выписка носит исключительно информационный характер. При назначении пенсии отсутствие каких-либо сведений в выписке не влияет на объем учитываемых пенсионных прав — пенсия назначается исходя из полных сведений лицевого счета, доступ к которым есть у специалистов.

Также обращаем внимание, что сведения лицевого счета используются исключительно в целях обязательного пенсионного страхования. По закону выписка не может направляться никаким организациям — только самому застрахованному лицу.

Говорить об отображении сведений за 2018 год корректно только по итогам первого квартала нынешнего года, поскольку до этого времени работодатели еще сдают отчетность о пенсионных баллах и стаже, приобретенных работниками в течение года.

Центр консультирования ПФР в настоящее время переподключается, о чем каждый позвонивший на линию информируется. С февраля центр возобновит работу по новому номеру 8-800-600-25-24 и через сервис онлайн-консультанта на сайте ПФР.

А вот — что он означает:

  1. Информация пропала только из выписок, но осталась в лицевом счете. То есть в отчетах через госуслуги и сайт ПФР было одно, а на самом деле в базах было другое.
  2. Технический сбой связан с обновлением программ и коснулся не всех.
  3. Сейчас все в порядке.
  4. Даже если он вас коснулся, это не нарушило ваши права и не повлияло на размер пенсий. Выписка — только для информации, она не влияет на начисления.
  5. Данные за 2018 год отражены не полностью: идет пора отчетности, это нормально.
  6. Горячая линия ПФР скоро заработает.

Также пришел ответ на персональный запрос. Его суть такая же: все дело в техническом сбое.

Региональное отделение ПФР ссылается на технический сбой
Региональное отделение ПФР ссылается на технический сбой

Почему ПФР не сообщил об этом публично?

Мы не знаем. Возможно, не посчитали серьезным инфоповодом. Или быстро все починили, и стало неактуально. А может быть, ошибку до сих пор бы не исправили, если бы Тинькофф-журнал о ней не написал, а люди не начали забрасывать ПФР запросами.

На сайте ПФР до сих пор нет новостей о том, что это был технический сбой и он ни на что не повлиял. И что всё снова работает. Но вы теперь знаете, как обстоят дела. Расскажите тем, кого это касается.

У меня до сих пор нет данных за 2018 год. В чем дело?

Пресс-служба ПФР заверила нас, что сейчас все работает: данные из лицевого счета совпадают с выписками, которую присылают госуслуги. Наши проверки показали, что это правда.

Информации за 2018 год действительно может пока не быть, это нормально. Но только в том случае, если ее и раньше не было. Например, взносы ИП за 2018 год еще не могли попасть в выписку: ФНС не успела передать сведения, а многие ИП пока не сдали декларации. Работодатели передают данные не сразу при начислении взносов, а по итогам квартала и года. Если сейчас нет данных о взносах за два или три квартала 2018 года — ничего страшного, проверьте выписку позже.

Если данные были, а потом пропали и так и не появились — разбирайтесь с пенсионным фондом. Здесь что-то не так.

У меня нет данных о взносах до 2017 года, не отражаются годы декрета и вообще все не так. Как это исправить?

В выписке из ПФР могут отражаться не все данные — например, там может не быть нестраховых периодов. Это тоже нормально и не связано со сбоем.

Еще бывает, что вы думаете, что работодатель платил взносы и сдавал отчеты, а он не платил и не сдавал. В итоге данных в лицевом счете о стаже никогда и не было. То есть они не пропали, а никогда там и не числились, хотя вы были уверены в обратном. И тут дело не в обновлении программ.

Суть сбоя была в том, что данные, которые раньше были, вдруг исчезли — причем именно за два конкретных года: 2017 и 2018. Вот это сейчас исправили.

Если у вас изначально что-то не то с суммами, стажем и баллами, нужно разбираться индивидуально. Соберите документы, которые подтверждают стаж, и идите в свое отделение пенсионного фонда. Корректировка данных — это рядовая ситуация, она не связана с техническим сбоем, выписками и госуслугами. Иногда стаж приходится доказывать через суд, это тоже обычный порядок по закону.

Повлияет ли этот сбой на начисление пенсии и выдачу кредитов?

Пресс-служба заверяет, что не повлияет. Мы тоже думаем, что не повлияет. Но этот сбой показал, что не всегда электронная услуга работает корректно. Накладки могут произойти из-за полезных обновлений и продлятся несколько дней, но они случатся именно тогда, когда вам нужны будут корректные данные. И вас об этом никто не предупредит.

Поэтому советуем сохранять все документы о стаже и заработке, брать копии справок и приказов при увольнении и периодически проверять данные в лицевом счете — денег за это не берут.

Кстати, у государства есть много других полезных и бесплатных сервисов, которые хранят информацию о вас: поищите всякое на сайтах ПФР, ФНС и госуслуг. Может быть, найдете еще что-нибудь интересное и разберетесь. Как мы разобрались с выписками с вашей помощью.